Занятие в подготовительной группе по Познавательному развитию с детьми с ОВЗ Тема: Пернатые друзья озера Ханка.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Тема: Пернатые друзья озера Ханка.
Цель: формирование у детей целостной картины мира уникальной природы Приморского края.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширить знания детей о жизни и повадках птиц Приморья;
- познакомить детей с некоторыми обитателями озера Ханка;
Коррекционно-развивающие:
- развивать наблюдательность и любознательность;
- формировать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом;
-закреплять в активном словаре названия птиц (утка-мандаринка, японский журавль, лебедь- кликун, цапля серая);
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство любви к окружающему нас миру, и желание его сохранить.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной группе по Познавательному развитию
с детьми с ОВЗ
Тема: Пернатые друзья озера Ханка.
Цель: формирование у детей целостной картины мира уникальной природы Приморского края.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширить знания детей о жизни и повадках птиц Приморья;
- познакомить детей с некоторыми обитателями озера Ханка;
Коррекционно-развивающие:
- развивать наблюдательность и любознательность;
- формировать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом;
-закреплять в активном словаре названия птиц (утка-мандаринка, японский журавль, лебедь- кликун, цапля серая);
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство любви к окружающему нас миру, и желание его сохранить.
Предварительная работа:
Чтение художественных произведений о птицах, рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели озера Ханка», разучивание стихотворений, танцев.
Оборудование:
Снимки-фото птиц, панорама озера Ханка, шапочка птиц.
Ход занятия:
Педагог: «С ранней весны в наших лесах, на озерах слышны звонкие птичьи голоса.
А каких птиц вы знаете?
Дети: ласточек гусей, уток, сорок, дятлов, журавлей.
Педагог: Ребята, а за что вы любите птиц?
Дети: Птицы поют, приносят пользу, съедая вредных насекомых.
Педагог: ДА, ребята, без птиц нам никак нельзя Ханкайской, это украшение наших лесов, парков и озёр. Птицы приносят большую пользу, истребляя семена, уничтожая вредных насекомых.
Педагог: Ребята, а вы знаете, где живут птицы?
Дети: Они живут в гнёздах.
Педагог: А где их домики- гнёзда находятся?
Дети: На земле, на ветках деревьев, в дупле, на траве, на камушках.
Педагог подводит детей к панораме озера Ханка.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам отправиться путешествовать в район Приханкайской низменности. Это поистине уникальный « птичий базар».
Дети под лёгкую музыку обходят с педагогом зал, рассматривая панораму озера Ханка.
Помимо постоянно гнездящихся здесь видов пернатых речных уток, гусей, посещают озера Ханку и другие птицы. Это и лебедь- кликун, чирок-трескунок, шилохвость, сухонос, дальневосточный аист, даурский журавль, японский журавль.
Педагог: Ребята, давайте тихонько раздвинем заросли камыша, осторожно проберёмся и посмотрим, кто там плавает по зеркальной поверхности тихой заводи.
Дети: утки.
Педагог: Да, на озере можно увидеть разных уток. Вот посмотрите на эту уточку, зовут мандаринка, у неё очень красивое оперенье. Мандаринка хорошо плавает, высоко сидит на воде с несколько поднятым хвостом.
Педагог: Ребята, а где утки строят гнёзда?
Дети: В траве на берегу, в камышах.
Педагог: Мандаринка свои гнёзда устраивает не на земле, как большинство уток, а в дуплах старых деревьев. В начале лета птицы обследуют деревья в поисках подходящего для гнезда места. Самки тщательно осматривают дупло, а самец всюду её сопровождает. Выведшиеся птенцы бесстрашно выпрыгивают из гнезда. Пушистые и почти невесомые, они хорошо «парашюшитируют» в воздухе.
В случае опасности птенцы ловко затаиваются среди корней или ныряют в воду и скрываются у берега под нависшими кустами или стволами деревьев.
Педагог: А как обычно ведут себя утки в предчувствии опасности?
Дети: Они взлетают.
Педагог: А вот мандаринки не взлетают, не ныряют, а убегают.
Охота на мандаринку запрещена, она внесена в Красную книгу России, как редкий вид.
Красный цвет – это цвет опасности: в этой книге содержатся сведения о тех видах, чьё существование на нашей планете может прекратиться.
Питаются семенами, водными растениями, моллюсками, червями и икрой рыб.
Педагог надевает шапочку утки, а детям шапочки утят, под музыку здоровается с детьми: « Здравствуйте, утята»
Дети: «Кря – кря- кря»
Педагог: «Сейчас мы все утята. Давайте встанем в круг – « сделаем большое озеро и потанцуем»
Под грамзапись дети исполняют « Танец утят»
Педагог: Дети, что за птицы пролетают над нами и курлыча?
Дети: Журавли.
Педагог: Журавли, прилетая с юга, извещают о своём возвращении курлыканьем.
Журавики – журавли
Оторвались от земли.
Милый край покинули
Закурлыкали вдали журавлики – журавли.
На озере Ханка живут два вида журавлей: японский и даурский.
Журавли – большие птицы с широкими крыльями.
Японского журавля называют самым красивым из журавлей. Основная окраска его оперения снежно – белая, с бархатно – чёрными головой и шеей. От глаза к затылку и далее спускается широкая белая полоса.
Едят червячков, жучков, лягушат. Щиплют молодые ростки осоки, зёрна риса. Для гнезда выбирают сухой участок земли над водой или поблизости от неё, среди зарослей камыша и осоки. Самка откладывает два яйца в апреле и в мае.
Птенцы появляются, покрытые пухом. Обсохнув в гнезде, птенцы через несколько часов покидают гнездо и больше в него не возвращаются, сопровождаемый самцом, он начинает путь на земле.
У озера в полдень тихий
Ивы нежно шелестят.
На пригорке журавлиха
Обучает журавлят.
( С.Баранов.)
Занесён в красную книгу, как вид, находящийся под угрозой уничтожения.
А ещё журавли очень красиво умеют танцевать. Начинает танец одна пара журавлей. а затем к ней присоединяется вся стая. Журавли подпрыгивают, важно вышагивают друг перед другом, машут крыльями. Когда пара устаёт танцевать, её в круге сменяет другая. Завершая танец, журавли раскланиваются, словно благодарят друг друга.
Мальчики исполняют танец журавлей.
Педагог предлагает детям отгадать ещё одну загадку.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад
Ищет в озере лягушат.
( А. Картина.)
У этой птицы
Клюв, как две спицы.
По воде она гуляет,
То и дело нос купает.
(цапля)
Вы, конечно, догадались, что эти стихи посвящены цапле.
На озере Ханка прилетает цапля серая. Обычно серые цапли кричат в полёте. Крик резкий, хриплый, звучит что-то вроде «фрак».
Педагог: Дети, какая у него голова?
Дети: Голова узкая, серовато-чёрным большим клювом в форме кинжала.
Педагог: Что у неё на затылке?
Дети: На затылке имеется чёрный свисающий пучок перьев. Шея длинная, при полёте согнута назад. Лапы жёлто-серые.
Педагог: Цапля селится большими семьями, гнезда устраивают на деревьях, а то и просто на земле. Самка откладывает крупные яйца, из которых через месяц вылупливаются птенцы. Они совершенно голые и беспомощные. Самец цапли весь день проводит с птенцами.
Педагог: Какая любимая еда цапель?
Дети: Мелкие рыбешки, лягушки.
Педагог: Подкарауливая добычу, цапля может долгое время простоять на одном месте не подвижно на одной ноге. Завидев подплывающую рыбку, цапля делает резкое движение головой и хватает жертву. Лягушки видят только движущиеся предметы, поэтому неподвижную цаплю они просто не замечаю.
А рыбу цапля подманивает, шевеля в воде длинными пальцами.
Рыбки думают, что это по дну ползают червячки и плывут прямо в клюв к цапле.
Интересно наблюдать, как цапли летают. Если большинство других птиц вытягивают шею и голову вперёд, то цапли втягивают шею и глубоко в плечи.
А теперь поиграем в игру.
Игра « Лягушки и цапля»
Педагог: Ребята, а ещё на озеро Ханка прилетает лебедь - кликун.
Излюбленными местами гнездования кликуна являются крупные озёра, сильно заросшие у берегов водной и прибрежной растительностью.
Лебедь – кликун перелётная птица. Ранней весной, когда лежит снег, а водоёмы покрыты льдом и появляются первые лужи и заикраины воды у берегов, начинается прилёт кликунов. Вскоре после прилёта каждая пара занимает определённый обширный участок, на котором устраивается гнездо в виде большой кучи растительного материала с лотком на вершине. Располагается оно среди камыша, чаще на сухом месте.
Строят гнездо лебеди – кликуны у осоки, камыша, иногда из древесных сучьев и веток. Внутри выстилается более мягким и нежным материалом, сухими стеблями травянистых растений, мхом перьями и пухом, которая самка выщипывает у себя с груди и брюха в период откладки яиц. Насиживает одна самка, но самец всегда находится поблизости и охраняет гнездовой «участок». В случае опасности самец подаёт голос, и самка, закрыв яйца пухом и растительным материалом, улетает вслед за ним. Возвратившись на гнездо, самка сначала переворачивает яйца, а затем уже садится на них.
Только что обсохшие птенцы могут уже самостоятельно добывать пищу.
При опасности взрослые уводят молодых в густые заросли, сами же улетают и не скоро возвращаются обратно.
Взрослые кликуны питаются как растительной, так и животной пищей: поедают корневища и зелёные части водных растений и различных мелких беспозвоночных.
В питании молодых кликунов преобладают животные корма.
Пищу добывают со дна, опрокидываясь в воду подобно речным уткам. На глубоких местах кормиться не могут.
Педагог: Ребята, вот и закончилось наше путешествие в район Приханкайской низменности к озеру Ханка. Понравилось вам наше путешествие?
Назовите пернатых друзей.
Какие птицы занесены в Красную книгу?
Педагог: Во время путешествия я осторожно наблюдала за вами и пришла к выводу, это вы добрые люди, заботитесь и бережёте окружающую природу, любите птиц.
Наша планета Земля очень щедра и богата.
Горы, леса и поля и дома наш родной край, ребята!
Давайте будем беречь планету.
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной группе по Познавательному развитию
с детьми с ОВЗ
Тема: Пернатые друзья озера Ханка.
Цель: формирование у детей целостной картины мира уникальной природы Приморского края.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширить знания детей о жизни и повадках птиц Приморья;
- познакомить детей с некоторыми обитателями озера Ханка;
Коррекционно-развивающие:
- развивать наблюдательность и любознательность;
- формировать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом;
-закреплять в активном словаре названия птиц (утка-мандаринка, японский журавль, лебедь- кликун, цапля серая);
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство любви к окружающему нас миру, и желание его сохранить.
Предварительная работа:
Чтение художественных произведений о птицах, рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели озера Ханка», разучивание стихотворений, танцев.
Оборудование:
Снимки-фото птиц, панорама озера Ханка, шапочка птиц.
Ход занятия:
Педагог: «С ранней весны в наших лесах, на озерах слышны звонкие птичьи голоса.
А каких птиц вы знаете?
Дети: ласточек гусей, уток, сорок, дятлов, журавлей.
Педагог: Ребята, а за что вы любите птиц?
Дети: Птицы поют, приносят пользу, съедая вредных насекомых.
Педагог: ДА, ребята, без птиц нам никак нельзя Ханкайской, это украшение наших лесов, парков и озёр. Птицы приносят большую пользу, истребляя семена, уничтожая вредных насекомых.
Педагог: Ребята, а вы знаете, где живут птицы?
Дети: Они живут в гнёздах.
Педагог: А где их домики- гнёзда находятся?
Дети: На земле, на ветках деревьев, в дупле, на траве, на камушках.
Педагог подводит детей к панораме озера Ханка.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам отправиться путешествовать в район Приханкайской низменности. Это поистине уникальный « птичий базар».
Дети под лёгкую музыку обходят с педагогом зал, рассматривая панораму озера Ханка.
Помимо постоянно гнездящихся здесь видов пернатых речных уток, гусей, посещают озера Ханку и другие птицы. Это и лебедь- кликун, чирок-трескунок, шилохвость, сухонос, дальневосточный аист, даурский журавль, японский журавль.
Педагог: Ребята, давайте тихонько раздвинем заросли камыша, осторожно проберёмся и посмотрим, кто там плавает по зеркальной поверхности тихой заводи.
Дети: утки.
Педагог: Да, на озере можно увидеть разных уток. Вот посмотрите на эту уточку, зовут мандаринка, у неё очень красивое оперенье. Мандаринка хорошо плавает, высоко сидит на воде с несколько поднятым хвостом.
Педагог: Ребята, а где утки строят гнёзда?
Дети: В траве на берегу, в камышах.
Педагог: Мандаринка свои гнёзда устраивает не на земле, как большинство уток, а в дуплах старых деревьев. В начале лета птицы обследуют деревья в поисках подходящего для гнезда места. Самки тщательно осматривают дупло, а самец всюду её сопровождает. Выведшиеся птенцы бесстрашно выпрыгивают из гнезда. Пушистые и почти невесомые, они хорошо «парашюшитируют» в воздухе.
В случае опасности птенцы ловко затаиваются среди корней или ныряют в воду и скрываются у берега под нависшими кустами или стволами деревьев.
Педагог: А как обычно ведут себя утки в предчувствии опасности?
Дети: Они взлетают.
Педагог: А вот мандаринки не взлетают, не ныряют, а убегают.
Охота на мандаринку запрещена, она внесена в Красную книгу России, как редкий вид.
Красный цвет – это цвет опасности: в этой книге содержатся сведения о тех видах, чьё существование на нашей планете может прекратиться.
Питаются семенами, водными растениями, моллюсками, червями и икрой рыб.
Педагог надевает шапочку утки, а детям шапочки утят, под музыку здоровается с детьми: « Здравствуйте, утята»
Дети: «Кря – кря- кря»
Педагог: «Сейчас мы все утята. Давайте встанем в круг – « сделаем большое озеро и потанцуем»
Под грамзапись дети исполняют « Танец утят»
Педагог: Дети, что за птицы пролетают над нами и курлыча?
Дети: Журавли.
Педагог: Журавли, прилетая с юга, извещают о своём возвращении курлыканьем.
Журавики – журавли
Оторвались от земли.
Милый край покинули
Закурлыкали вдали журавлики – журавли.
На озере Ханка живут два вида журавлей: японский и даурский.
Журавли – большие птицы с широкими крыльями.
Японского журавля называют самым красивым из журавлей. Основная окраска его оперения снежно – белая, с бархатно – чёрными головой и шеей. От глаза к затылку и далее спускается широкая белая полоса.
Едят червячков, жучков, лягушат. Щиплют молодые ростки осоки, зёрна риса. Для гнезда выбирают сухой участок земли над водой или поблизости от неё, среди зарослей камыша и осоки. Самка откладывает два яйца в апреле и в мае.
Птенцы появляются, покрытые пухом. Обсохнув в гнезде, птенцы через несколько часов покидают гнездо и больше в него не возвращаются, сопровождаемый самцом, он начинает путь на земле.
У озера в полдень тихий
Ивы нежно шелестят.
На пригорке журавлиха
Обучает журавлят.
( С.Баранов.)
Занесён в красную книгу, как вид, находящийся под угрозой уничтожения.
А ещё журавли очень красиво умеют танцевать. Начинает танец одна пара журавлей. а затем к ней присоединяется вся стая. Журавли подпрыгивают, важно вышагивают друг перед другом, машут крыльями. Когда пара устаёт танцевать, её в круге сменяет другая. Завершая танец, журавли раскланиваются, словно благодарят друг друга.
Мальчики исполняют танец журавлей.
Педагог предлагает детям отгадать ещё одну загадку.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад
Ищет в озере лягушат.
( А. Картина.)
У этой птицы
Клюв, как две спицы.
По воде она гуляет,
То и дело нос купает.
(цапля)
Вы, конечно, догадались, что эти стихи посвящены цапле.
На озере Ханка прилетает цапля серая. Обычно серые цапли кричат в полёте. Крик резкий, хриплый, звучит что-то вроде «фрак».
Педагог: Дети, какая у него голова?
Дети: Голова узкая, серовато-чёрным большим клювом в форме кинжала.
Педагог: Что у неё на затылке?
Дети: На затылке имеется чёрный свисающий пучок перьев. Шея длинная, при полёте согнута назад. Лапы жёлто-серые.
Педагог: Цапля селится большими семьями, гнезда устраивают на деревьях, а то и просто на земле. Самка откладывает крупные яйца, из которых через месяц вылупливаются птенцы. Они совершенно голые и беспомощные. Самец цапли весь день проводит с птенцами.
Педагог: Какая любимая еда цапель?
Дети: Мелкие рыбешки, лягушки.
Педагог: Подкарауливая добычу, цапля может долгое время простоять на одном месте не подвижно на одной ноге. Завидев подплывающую рыбку, цапля делает резкое движение головой и хватает жертву. Лягушки видят только движущиеся предметы, поэтому неподвижную цаплю они просто не замечаю.
А рыбу цапля подманивает, шевеля в воде длинными пальцами.
Рыбки думают, что это по дну ползают червячки и плывут прямо в клюв к цапле.
Интересно наблюдать, как цапли летают. Если большинство других птиц вытягивают шею и голову вперёд, то цапли втягивают шею и глубоко в плечи.
А теперь поиграем в игру.
Игра « Лягушки и цапля»
Педагог: Ребята, а ещё на озеро Ханка прилетает лебедь - кликун.
Излюбленными местами гнездования кликуна являются крупные озёра, сильно заросшие у берегов водной и прибрежной растительностью.
Лебедь – кликун перелётная птица. Ранней весной, когда лежит снег, а водоёмы покрыты льдом и появляются первые лужи и заикраины воды у берегов, начинается прилёт кликунов. Вскоре после прилёта каждая пара занимает определённый обширный участок, на котором устраивается гнездо в виде большой кучи растительного материала с лотком на вершине. Располагается оно среди камыша, чаще на сухом месте.
Строят гнездо лебеди – кликуны у осоки, камыша, иногда из древесных сучьев и веток. Внутри выстилается более мягким и нежным материалом, сухими стеблями травянистых растений, мхом перьями и пухом, которая самка выщипывает у себя с груди и брюха в период откладки яиц. Насиживает одна самка, но самец всегда находится поблизости и охраняет гнездовой «участок». В случае опасности самец подаёт голос, и самка, закрыв яйца пухом и растительным материалом, улетает вслед за ним. Возвратившись на гнездо, самка сначала переворачивает яйца, а затем уже садится на них.
Только что обсохшие птенцы могут уже самостоятельно добывать пищу.
При опасности взрослые уводят молодых в густые заросли, сами же улетают и не скоро возвращаются обратно.
Взрослые кликуны питаются как растительной, так и животной пищей: поедают корневища и зелёные части водных растений и различных мелких беспозвоночных.
В питании молодых кликунов преобладают животные корма.
Пищу добывают со дна, опрокидываясь в воду подобно речным уткам. На глубоких местах кормиться не могут.
Педагог: Ребята, вот и закончилось наше путешествие в район Приханкайской низменности к озеру Ханка. Понравилось вам наше путешествие?
Назовите пернатых друзей.
Какие птицы занесены в Красную книгу?
Педагог: Во время путешествия я осторожно наблюдала за вами и пришла к выводу, это вы добрые люди, заботитесь и бережёте окружающую природу, любите птиц.
Наша планета Земля очень щедра и богата.
Горы, леса и поля и дома наш родной край, ребята!
Давайте будем беречь планету.
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Тема: «Пернатые друзья »
Систематизировать знания детей о видах птиц, их особенностях жизни весной...
Тема: «Спешите делать добро»занятие в подготовительной группе ( нравственное, познавательное развитие)
Расширять знания детей о родном крае, формировать нравственные качества детей....
Открытое занятие в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий на тему "В здоровом теле - здоровый дух"
Данное занятие способствует накоплению знаний у детей о здоровье и развивает умения оберегать и сохранять его, а также воспитывает нравственные качества....
конспект занятия для подготовительной группы по познавательно-исследовательскому развитию на тему: "Змей горыныч о трех головах"
конспект занятия для подготовительной группы на тему: "Змей горыныч о трех головах"...
конспект занятия для подготовительной группы по познавательно-исследовательскому развитию на тему: "Свойства воздуха"
конспект занятия на тему: "Свойства воздуха"...