Занятие в подготовительной группе по Познавательному развитию с детьми с ОВЗ Тема: Пернатые друзья озера Ханка.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Тема: Пернатые друзья озера Ханка.

Цель: формирование у детей целостной картины мира уникальной природы Приморского края.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширить знания детей о жизни и повадках птиц Приморья;

- познакомить детей с некоторыми обитателями озера Ханка;

Коррекционно-развивающие:

- развивать наблюдательность и любознательность;

- формировать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом;

-закреплять в активном словаре названия птиц (утка-мандаринка, японский журавль, лебедь- кликун, цапля серая);

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство любви к окружающему нас миру, и желание его сохранить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе по Познавательному развитию

с детьми с ОВЗ

Тема: Пернатые друзья озера Ханка.

Цель: формирование у детей целостной картины мира уникальной природы Приморского края.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширить знания детей о жизни и повадках птиц Приморья;

- познакомить детей с некоторыми обитателями озера Ханка;

Коррекционно-развивающие:

- развивать наблюдательность и любознательность;

- формировать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом;

-закреплять в активном словаре названия птиц (утка-мандаринка, японский журавль, лебедь- кликун, цапля серая);

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство любви к окружающему нас миру, и желание его сохранить.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений о птицах, рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели озера Ханка», разучивание стихотворений, танцев.

Оборудование:

Снимки-фото птиц, панорама озера Ханка, шапочка птиц.

Ход занятия:

Педагог: «С ранней весны в наших лесах, на озерах слышны звонкие птичьи голоса.

А каких птиц вы знаете?

Дети: ласточек гусей, уток, сорок, дятлов, журавлей.

Педагог: Ребята, а за что вы любите птиц?

Дети: Птицы поют, приносят пользу, съедая вредных насекомых.

Педагог: ДА, ребята, без птиц нам никак нельзя Ханкайской, это украшение наших лесов, парков и озёр. Птицы приносят большую пользу, истребляя семена, уничтожая вредных насекомых.

Педагог: Ребята, а вы знаете, где живут птицы?

Дети: Они живут в гнёздах.

Педагог: А где их домики- гнёзда находятся?

Дети: На земле, на ветках деревьев, в дупле, на траве, на камушках.

Педагог  подводит детей к панораме озера Ханка.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам отправиться путешествовать в район  Приханкайской низменности. Это поистине уникальный « птичий базар».

Дети под лёгкую музыку обходят с педагогом зал, рассматривая панораму озера Ханка.

Помимо постоянно гнездящихся здесь видов пернатых речных уток, гусей, посещают озера Ханку и другие птицы. Это и лебедь- кликун, чирок-трескунок, шилохвость, сухонос, дальневосточный аист, даурский журавль, японский журавль.

Педагог: Ребята, давайте тихонько раздвинем заросли камыша, осторожно проберёмся и посмотрим, кто там плавает по зеркальной поверхности тихой заводи.

Дети: утки.

Педагог: Да, на озере можно увидеть разных уток. Вот посмотрите на эту уточку, зовут мандаринка, у неё очень красивое оперенье. Мандаринка хорошо плавает,  высоко сидит на воде с несколько поднятым хвостом.

Педагог: Ребята, а где утки строят гнёзда?

Дети: В траве на берегу, в камышах.

Педагог: Мандаринка свои гнёзда устраивает не на земле, как большинство уток, а в дуплах старых деревьев. В начале лета птицы обследуют деревья в поисках подходящего для гнезда места. Самки тщательно осматривают дупло, а самец всюду её сопровождает. Выведшиеся птенцы бесстрашно выпрыгивают из гнезда. Пушистые и почти невесомые, они хорошо «парашюшитируют»  в воздухе.

В случае опасности птенцы ловко затаиваются среди корней или ныряют в воду и скрываются у берега под нависшими кустами или стволами деревьев.

Педагог: А как обычно ведут себя утки  в предчувствии опасности?

Дети: Они взлетают.

Педагог: А вот мандаринки не взлетают, не ныряют, а убегают.

Охота на мандаринку запрещена, она внесена в Красную книгу России, как редкий вид.

Красный цвет – это цвет опасности: в этой книге содержатся сведения о тех видах, чьё существование на нашей планете может прекратиться.

Питаются семенами, водными растениями, моллюсками, червями и икрой рыб.

Педагог надевает шапочку утки, а детям шапочки утят, под музыку здоровается с детьми: « Здравствуйте, утята»

Дети: «Кря – кря- кря»

Педагог: «Сейчас мы все утята. Давайте встанем в круг – « сделаем большое озеро и потанцуем»

Под грамзапись дети исполняют « Танец утят»

Педагог: Дети, что за птицы пролетают над нами и курлыча?

Дети: Журавли.

Педагог: Журавли, прилетая с юга, извещают о своём возвращении курлыканьем.

Журавики – журавли

Оторвались от земли.

Милый край покинули

Закурлыкали вдали журавлики – журавли.

На озере Ханка живут два вида журавлей: японский и даурский.

Журавли – большие птицы с широкими крыльями.

Японского журавля называют самым красивым из журавлей. Основная окраска его  оперения снежно – белая, с бархатно – чёрными головой и шеей. От глаза к затылку и далее спускается широкая белая полоса.

Едят червячков, жучков,  лягушат. Щиплют молодые ростки осоки, зёрна риса. Для гнезда выбирают сухой участок земли над водой или поблизости от неё, среди зарослей камыша и осоки. Самка откладывает два яйца в апреле и в мае.

Птенцы появляются, покрытые пухом. Обсохнув в гнезде, птенцы через несколько часов покидают гнездо и больше в него не возвращаются, сопровождаемый самцом, он начинает путь на земле.

У озера в полдень тихий

Ивы нежно шелестят.

На пригорке журавлиха

Обучает журавлят.

                                    ( С.Баранов.)

Занесён в красную книгу, как вид, находящийся под угрозой уничтожения.

А  ещё журавли очень красиво умеют танцевать. Начинает танец одна пара журавлей. а затем к ней присоединяется вся стая. Журавли подпрыгивают, важно вышагивают друг перед другом, машут крыльями. Когда пара устаёт танцевать, её в круге сменяет другая. Завершая танец, журавли раскланиваются, словно благодарят друг друга.

Мальчики исполняют танец журавлей.

Педагог предлагает детям отгадать ещё одну загадку.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад

Ищет в озере лягушат.

   

                                                     ( А. Картина.)

У этой птицы

Клюв, как две спицы.

По воде она гуляет,

То и дело нос купает.    

                                        (цапля)

Вы, конечно, догадались, что эти стихи посвящены цапле.

На озере Ханка прилетает цапля серая. Обычно серые цапли кричат в полёте. Крик резкий, хриплый, звучит что-то вроде «фрак».

Педагог: Дети, какая у него голова?

Дети: Голова узкая, серовато-чёрным большим клювом в форме кинжала.

Педагог: Что у неё на затылке?

Дети: На затылке имеется чёрный свисающий пучок перьев. Шея длинная, при полёте согнута назад. Лапы жёлто-серые.

Педагог: Цапля селится большими семьями, гнезда устраивают на деревьях, а то и просто на земле. Самка откладывает крупные яйца, из которых через месяц вылупливаются птенцы. Они совершенно голые и беспомощные. Самец цапли весь день проводит с птенцами.

Педагог: Какая любимая еда цапель?

Дети: Мелкие рыбешки, лягушки.

Педагог: Подкарауливая добычу,  цапля может долгое время простоять на одном месте не подвижно  на одной ноге. Завидев подплывающую рыбку, цапля делает резкое движение головой и хватает жертву. Лягушки видят только движущиеся предметы, поэтому неподвижную цаплю они просто не замечаю.

А рыбу цапля подманивает, шевеля в воде длинными пальцами.

Рыбки думают, что это по дну ползают червячки и плывут прямо в клюв к цапле.

Интересно  наблюдать, как цапли летают. Если большинство других птиц вытягивают шею и голову вперёд,  то цапли втягивают шею и глубоко в плечи.

А теперь поиграем в игру.

Игра « Лягушки и цапля»

Педагог: Ребята, а ещё на озеро Ханка прилетает лебедь -  кликун.

Излюбленными местами гнездования кликуна являются крупные озёра, сильно заросшие у берегов водной и прибрежной растительностью.

Лебедь – кликун перелётная птица. Ранней весной, когда лежит снег, а водоёмы покрыты льдом и появляются первые лужи и заикраины  воды у берегов, начинается прилёт кликунов. Вскоре после прилёта каждая пара занимает определённый обширный участок, на котором устраивается гнездо в виде большой кучи растительного материала с лотком на вершине. Располагается оно среди камыша, чаще на сухом месте.

Строят гнездо лебеди – кликуны у осоки, камыша, иногда из древесных сучьев и веток. Внутри выстилается более мягким и нежным материалом, сухими стеблями травянистых растений, мхом перьями и пухом, которая самка выщипывает у себя с груди и брюха в период откладки яиц. Насиживает одна самка, но самец всегда находится поблизости и охраняет гнездовой «участок». В случае опасности самец подаёт голос, и самка, закрыв яйца пухом и растительным материалом, улетает вслед за ним. Возвратившись на гнездо, самка сначала переворачивает яйца, а затем уже садится на них.

Только что обсохшие птенцы могут уже самостоятельно добывать пищу.

При опасности взрослые уводят молодых в густые заросли, сами же улетают и не скоро возвращаются обратно.

Взрослые кликуны питаются как растительной, так и животной пищей: поедают корневища и зелёные части водных растений и различных мелких беспозвоночных.

В питании молодых кликунов преобладают животные корма.

Пищу добывают со дна, опрокидываясь в воду подобно речным уткам. На глубоких местах кормиться не могут.

Педагог: Ребята, вот и закончилось наше путешествие в район Приханкайской низменности к озеру Ханка. Понравилось вам  наше путешествие?

Назовите  пернатых друзей.

Какие птицы занесены в Красную книгу?

Педагог: Во время путешествия я осторожно наблюдала за вами и пришла к выводу, это вы добрые люди, заботитесь и бережёте окружающую природу, любите птиц.

             Наша планета Земля очень щедра и богата.

             Горы, леса и поля и дома наш родной край, ребята!

          Давайте будем беречь планету.

        Другой такой на свете нету.

        Развеем над нею и тучи, и дым.

                 В обиду её никому не дадим.

              Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

                  От этого станем мы только добрей.



Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе по Познавательному развитию

с детьми с ОВЗ

Тема: Пернатые друзья озера Ханка.

Цель: формирование у детей целостной картины мира уникальной природы Приморского края.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширить знания детей о жизни и повадках птиц Приморья;

- познакомить детей с некоторыми обитателями озера Ханка;

Коррекционно-развивающие:

- развивать наблюдательность и любознательность;

- формировать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом;

-закреплять в активном словаре названия птиц (утка-мандаринка, японский журавль, лебедь- кликун, цапля серая);

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство любви к окружающему нас миру, и желание его сохранить.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений о птицах, рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели озера Ханка», разучивание стихотворений, танцев.

Оборудование:

Снимки-фото птиц, панорама озера Ханка, шапочка птиц.

Ход занятия:

Педагог: «С ранней весны в наших лесах, на озерах слышны звонкие птичьи голоса.

А каких птиц вы знаете?

Дети: ласточек гусей, уток, сорок, дятлов, журавлей.

Педагог: Ребята, а за что вы любите птиц?

Дети: Птицы поют, приносят пользу, съедая вредных насекомых.

Педагог: ДА, ребята, без птиц нам никак нельзя Ханкайской, это украшение наших лесов, парков и озёр. Птицы приносят большую пользу, истребляя семена, уничтожая вредных насекомых.

Педагог: Ребята, а вы знаете, где живут птицы?

Дети: Они живут в гнёздах.

Педагог: А где их домики- гнёзда находятся?

Дети: На земле, на ветках деревьев, в дупле, на траве, на камушках.

Педагог  подводит детей к панораме озера Ханка.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам отправиться путешествовать в район  Приханкайской низменности. Это поистине уникальный « птичий базар».

Дети под лёгкую музыку обходят с педагогом зал, рассматривая панораму озера Ханка.

Помимо постоянно гнездящихся здесь видов пернатых речных уток, гусей, посещают озера Ханку и другие птицы. Это и лебедь- кликун, чирок-трескунок, шилохвость, сухонос, дальневосточный аист, даурский журавль, японский журавль.

Педагог: Ребята, давайте тихонько раздвинем заросли камыша, осторожно проберёмся и посмотрим, кто там плавает по зеркальной поверхности тихой заводи.

Дети: утки.

Педагог: Да, на озере можно увидеть разных уток. Вот посмотрите на эту уточку, зовут мандаринка, у неё очень красивое оперенье. Мандаринка хорошо плавает,  высоко сидит на воде с несколько поднятым хвостом.

Педагог: Ребята, а где утки строят гнёзда?

Дети: В траве на берегу, в камышах.

Педагог: Мандаринка свои гнёзда устраивает не на земле, как большинство уток, а в дуплах старых деревьев. В начале лета птицы обследуют деревья в поисках подходящего для гнезда места. Самки тщательно осматривают дупло, а самец всюду её сопровождает. Выведшиеся птенцы бесстрашно выпрыгивают из гнезда. Пушистые и почти невесомые, они хорошо «парашюшитируют»  в воздухе.

В случае опасности птенцы ловко затаиваются среди корней или ныряют в воду и скрываются у берега под нависшими кустами или стволами деревьев.

Педагог: А как обычно ведут себя утки  в предчувствии опасности?

Дети: Они взлетают.

Педагог: А вот мандаринки не взлетают, не ныряют, а убегают.

Охота на мандаринку запрещена, она внесена в Красную книгу России, как редкий вид.

Красный цвет – это цвет опасности: в этой книге содержатся сведения о тех видах, чьё существование на нашей планете может прекратиться.

Питаются семенами, водными растениями, моллюсками, червями и икрой рыб.

Педагог надевает шапочку утки, а детям шапочки утят, под музыку здоровается с детьми: « Здравствуйте, утята»

Дети: «Кря – кря- кря»

Педагог: «Сейчас мы все утята. Давайте встанем в круг – « сделаем большое озеро и потанцуем»

Под грамзапись дети исполняют « Танец утят»

Педагог: Дети, что за птицы пролетают над нами и курлыча?

Дети: Журавли.

Педагог: Журавли, прилетая с юга, извещают о своём возвращении курлыканьем.

Журавики – журавли

Оторвались от земли.

Милый край покинули

Закурлыкали вдали журавлики – журавли.

На озере Ханка живут два вида журавлей: японский и даурский.

Журавли – большие птицы с широкими крыльями.

Японского журавля называют самым красивым из журавлей. Основная окраска его  оперения снежно – белая, с бархатно – чёрными головой и шеей. От глаза к затылку и далее спускается широкая белая полоса.

Едят червячков, жучков,  лягушат. Щиплют молодые ростки осоки, зёрна риса. Для гнезда выбирают сухой участок земли над водой или поблизости от неё, среди зарослей камыша и осоки. Самка откладывает два яйца в апреле и в мае.

Птенцы появляются, покрытые пухом. Обсохнув в гнезде, птенцы через несколько часов покидают гнездо и больше в него не возвращаются, сопровождаемый самцом, он начинает путь на земле.

У озера в полдень тихий

Ивы нежно шелестят.

На пригорке журавлиха

Обучает журавлят.

                                    ( С.Баранов.)

Занесён в красную книгу, как вид, находящийся под угрозой уничтожения.

А  ещё журавли очень красиво умеют танцевать. Начинает танец одна пара журавлей. а затем к ней присоединяется вся стая. Журавли подпрыгивают, важно вышагивают друг перед другом, машут крыльями. Когда пара устаёт танцевать, её в круге сменяет другая. Завершая танец, журавли раскланиваются, словно благодарят друг друга.

Мальчики исполняют танец журавлей.

Педагог предлагает детям отгадать ещё одну загадку.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад

Ищет в озере лягушат.

   

                                                     ( А. Картина.)

У этой птицы

Клюв, как две спицы.

По воде она гуляет,

То и дело нос купает.    

                                        (цапля)

Вы, конечно, догадались, что эти стихи посвящены цапле.

На озере Ханка прилетает цапля серая. Обычно серые цапли кричат в полёте. Крик резкий, хриплый, звучит что-то вроде «фрак».

Педагог: Дети, какая у него голова?

Дети: Голова узкая, серовато-чёрным большим клювом в форме кинжала.

Педагог: Что у неё на затылке?

Дети: На затылке имеется чёрный свисающий пучок перьев. Шея длинная, при полёте согнута назад. Лапы жёлто-серые.

Педагог: Цапля селится большими семьями, гнезда устраивают на деревьях, а то и просто на земле. Самка откладывает крупные яйца, из которых через месяц вылупливаются птенцы. Они совершенно голые и беспомощные. Самец цапли весь день проводит с птенцами.

Педагог: Какая любимая еда цапель?

Дети: Мелкие рыбешки, лягушки.

Педагог: Подкарауливая добычу,  цапля может долгое время простоять на одном месте не подвижно  на одной ноге. Завидев подплывающую рыбку, цапля делает резкое движение головой и хватает жертву. Лягушки видят только движущиеся предметы, поэтому неподвижную цаплю они просто не замечаю.

А рыбу цапля подманивает, шевеля в воде длинными пальцами.

Рыбки думают, что это по дну ползают червячки и плывут прямо в клюв к цапле.

Интересно  наблюдать, как цапли летают. Если большинство других птиц вытягивают шею и голову вперёд,  то цапли втягивают шею и глубоко в плечи.

А теперь поиграем в игру.

Игра « Лягушки и цапля»

Педагог: Ребята, а ещё на озеро Ханка прилетает лебедь -  кликун.

Излюбленными местами гнездования кликуна являются крупные озёра, сильно заросшие у берегов водной и прибрежной растительностью.

Лебедь – кликун перелётная птица. Ранней весной, когда лежит снег, а водоёмы покрыты льдом и появляются первые лужи и заикраины  воды у берегов, начинается прилёт кликунов. Вскоре после прилёта каждая пара занимает определённый обширный участок, на котором устраивается гнездо в виде большой кучи растительного материала с лотком на вершине. Располагается оно среди камыша, чаще на сухом месте.

Строят гнездо лебеди – кликуны у осоки, камыша, иногда из древесных сучьев и веток. Внутри выстилается более мягким и нежным материалом, сухими стеблями травянистых растений, мхом перьями и пухом, которая самка выщипывает у себя с груди и брюха в период откладки яиц. Насиживает одна самка, но самец всегда находится поблизости и охраняет гнездовой «участок». В случае опасности самец подаёт голос, и самка, закрыв яйца пухом и растительным материалом, улетает вслед за ним. Возвратившись на гнездо, самка сначала переворачивает яйца, а затем уже садится на них.

Только что обсохшие птенцы могут уже самостоятельно добывать пищу.

При опасности взрослые уводят молодых в густые заросли, сами же улетают и не скоро возвращаются обратно.

Взрослые кликуны питаются как растительной, так и животной пищей: поедают корневища и зелёные части водных растений и различных мелких беспозвоночных.

В питании молодых кликунов преобладают животные корма.

Пищу добывают со дна, опрокидываясь в воду подобно речным уткам. На глубоких местах кормиться не могут.

Педагог: Ребята, вот и закончилось наше путешествие в район Приханкайской низменности к озеру Ханка. Понравилось вам  наше путешествие?

Назовите  пернатых друзей.

Какие птицы занесены в Красную книгу?

Педагог: Во время путешествия я осторожно наблюдала за вами и пришла к выводу, это вы добрые люди, заботитесь и бережёте окружающую природу, любите птиц.

             Наша планета Земля очень щедра и богата.

             Горы, леса и поля и дома наш родной край, ребята!

          Давайте будем беречь планету.

        Другой такой на свете нету.

        Развеем над нею и тучи, и дым.

                 В обиду её никому не дадим.

              Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

                  От этого станем мы только добрей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Спешите делать добро»занятие в подготовительной группе ( нравственное, познавательное развитие)

Расширять знания детей о родном крае, формировать нравственные качества детей....

Открытое занятие в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий на тему "В здоровом теле - здоровый дух"

Данное занятие способствует накоплению знаний у детей о здоровье и развивает умения оберегать и сохранять его, а также воспитывает нравственные качества....