конспект занятия для подготовительной группы по познавательно-исследовательскому развитию на тему: "Свойства воздуха"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Яр Маргарита Валерьевна

конспект занятия на тему: "Свойства воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vozduha_poznavatelno-issledovatelskoe_razvitie.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Красная шапочка»

 

Разработка конспекта занятия по

познавательно-исследовательскому развитию

Тема: «Свойства воздуха»

Составитель: Яр Маргарита Валерьевна

с. Панаевск 2020

Цель занятия: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах

Задачи:

1. Образовательные:  Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

 Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.

2. Развивающие: Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

 Активизировать речевую деятельность детей.

3. Воспитательные: Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Тип занятия: на усвоение   новых знаний

Форма занятия: непосредственно-образовательная деятельность

Продолжительность: 30 минут

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: подготовительная группа 6-7 лет.

Оборудование и материалы: стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2 свечки, спички.

Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки, картинки-карточки.

Дидактический: «Электробытовая техника».

Предварительная подготовка: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».

Методы и приемы работы с детьми:

1.Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)

2. Наглядные (Рассматривание картин)

3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

 Время

Организационный этап

Основной этап

Заключительный этап

 

Воспитатель: Ну что все в сборе, мы можем начинать.

Встаньте рядышком по кругу

Улыбнемся все друг другу.

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется:

Все: «Доброе утро»

 Приглашаю вас  в свою лабораторию. Скажите, ребята, что такое лаборатория?

Дети: где проводят эксперименты

Воспитатель: Правильно – это помещение, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты?

Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня узнаем много интересного на занятии и в конце занятия вы получите медали. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности.

 Можно я  возьму на себя роль заведующей  лаборатории? А вы будете научными работниками лаборатории.  Какие правила нужно соблюдать при проведении опытов?

 Дети говорят правила:

1.правило. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

2. правило. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

3. правило. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

4. правило. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место, пролил воду - вытери салфеткой.

5. правило. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослого.

Воспитатель: И так, с чем мы будем сегодня знакомиться, узнаете отгадав загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Что это?

Дети:  (воздух)

Воспитатель: Мы сегодня узнаем много интересного о воздухе и о его свойствах.

Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух?

Дети:  (чтобы дышать)

Воспитатель: А где есть воздух?

Дети:  (везде)

Воспитатель: А кто дышит воздухом?

Дети: (люди, птицы, животные, насекомые, растения).

Воспитатель: А можно жить без воздуха? (ответы детей)

-Почему? (ответы детей)

 Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.

1. Опыт.

Что это?

Дети:  Стакан.

Воспитатель:  Посмотрите, есть в нем что-нибудь?

Дети:  (нет, он пустой).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей).

Воспитатель:  Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).

- Намокла ли салфетка?

Дети: (нет, не намокла)

Воспитатель: Что же помешало воде её намочить? Дети: воздух в стакане

Воспитатель: А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?

Дети: пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет.

Вывод: Воздух занимает место (Карточка-символ)

Дыхательная гимнастика:

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко. (медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)

2. Опыт.

Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.

- Как можно его обнаружить? (ответы)

-А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?

Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?

Дети: наполнились воздухом

Что в них находится?

Дети: воздух

Воспитатель: Какой он? Вы его видите?

Дети: нет

А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?

Дети: легкий ветерок дует

Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что?

Дети:  Почувствовать!

Воспитатель: Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица. А теперь помашите ветром на себя. Что мы сейчас почувствовали? Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребята, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха?

Дети: в ветреную погоду

Воспитатель: Ветер-это и есть движение воздуха.

Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;

Воздух можно почувствовать кожей. (Карточки-символы: качающееся на ветру дерево)

3. Опыт.

 Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух?

Дети: Ветер, насос, музыкальные инструменты и т.д.

Воспитатель: Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?

Дети: Да

Воспитатель: А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит?

Дети:  (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).

Воспитатель: Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.

Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы)

4. Опыт.

Продолжим исследования. Ребята, у вас стоят  банки с водой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой?

Дети:  (нет)

Воспитатель: А где находится слой воды?

Дети: (в нижней половине банки).

Воспитатель: А где слой воздуха?

Дети: (в верхней половине банки).

Воспитатель:  А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.

-Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.

-Что происходит? Что вы видите?

Дети:  Частички воздуха поднимаются на поверхность воды.

Воспитатель: Отсюда вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ)

Физкультминутка «Мыльные пузыри»

Мы надуем все пузырь         –     дети дуют на ладони, сложенные вместе

Мыльный и воздушный        –    разъединяют ладони,  держа кончики пальцев вместе  

В небо быстро он взлетит    –   поднимают руки вверх

И разгонит тучки                   -    машут руками из стороны в сторону

Побежим мы по дорожке, захотим его догнать      – бегут на месте

Но пузырь летит так быстро       - покружиться на месте

И его нам не поймать            - разводят  руки в стороны

Давайте расскажем, как  эти предметы помогают человеку использовать воздух? (на картинке фен, насос, пылесос, вентилятор).  

Дети: высушить волосы, пылесосить пол

Дети берут картинку и рассказывают стихи про эти предметы.

Воспитатель: Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?

- При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

5. Опыт. (вспоминаем 5 правило самое важное)

А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.

- Что происходит? Почему свеча в банке погасла?

Дети:  (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха).

Воспитатель: Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.

Дидактическая игра с картинками.

Воспитатель: Посмотрите картинки и подумайте, что в нашей жизни загрязняет воздух. Рядом с картинками нарисован квадрат, если вы считаете, что на этих картинках что-то загрязняет воздух нужно квадрат зачеркнуть крестиком, а если не загрязняет, то оставляете квадрат пустым. (дети выполняют задание)

Итог: Итак, воздух загрязняет…

-Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

Дети: сажать деревья , проветривать помещения

Воспитатель: Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Итог.

Воспитатель: А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе?

Дети: воздух прозрачный, не имеет цвета, тяжелее воды

Молодцы ребята!

Вам понравилось наше занятие?

Дети: да

3 минуты

23 минуты

 

 

3 минуты

Литература: 

  1. Н.Е.Веракса, О.В.Галимова. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. с.59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно – исследовательской деятельности. Тема: «Воздух – волшебник»

Цель: Формировать у детей желание принимать познавательные задачи  и решать их через поисковую деятельность....

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности "В Королевстве красок"

Представлен конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности. Занятие было проведено с детьми подготовительной группы. Цель: Формировать у детей эмоционально-чувственного базиса. Ра...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: Свойства соли.

Тема: Свойства соли.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Программное содержание:- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической де...

План конспект занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности с элементами творчества на тему: «Загадочный мир космоса. Космический коллаж»

План конспект занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности с элементами творчества на тему: «Загадочный мир космоса. Космический коллаж»...