конспект занятия для подготовительной группы по познавательно-исследовательскому развитию на тему: "Свойства воздуха"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
конспект занятия на тему: "Свойства воздуха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_vozduha_poznavatelno-issledovatelskoe_razvitie.docx | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Красная шапочка»
Разработка конспекта занятия по
познавательно-исследовательскому развитию
Тема: «Свойства воздуха»
Составитель: Яр Маргарита Валерьевна
с. Панаевск 2020
Цель занятия: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах
Задачи:
1. Образовательные: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.
2. Развивающие: Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
Активизировать речевую деятельность детей.
3. Воспитательные: Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Тип занятия: на усвоение новых знаний
Форма занятия: непосредственно-образовательная деятельность
Продолжительность: 30 минут
Участники: воспитатель, дети
Возраст обучающихся: подготовительная группа 6-7 лет.
Оборудование и материалы: стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2 свечки, спички.
Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки, картинки-карточки.
Дидактический: «Электробытовая техника».
Предварительная подготовка: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Методы и приемы работы с детьми:
1.Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание картин)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Организационный этап Основной этап Заключительный этап
| Воспитатель: Ну что все в сборе, мы можем начинать. Встаньте рядышком по кругу Улыбнемся все друг другу. Если каждый улыбнется- Утро доброе начнется: Все: «Доброе утро» Приглашаю вас в свою лабораторию. Скажите, ребята, что такое лаборатория? Дети: где проводят эксперименты Воспитатель: Правильно – это помещение, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня узнаем много интересного на занятии и в конце занятия вы получите медали. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности. Можно я возьму на себя роль заведующей лаборатории? А вы будете научными работниками лаборатории. Какие правила нужно соблюдать при проведении опытов? Дети говорят правила: 1.правило. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. 2. правило. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. 3. правило. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. 4. правило. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место, пролил воду - вытери салфеткой. 5. правило. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослого. Воспитатель: И так, с чем мы будем сегодня знакомиться, узнаете отгадав загадку. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать, С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! - Что это? Дети: (воздух) Воспитатель: Мы сегодня узнаем много интересного о воздухе и о его свойствах. Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? Дети: (чтобы дышать) Воспитатель: А где есть воздух? Дети: (везде) Воспитатель: А кто дышит воздухом? Дети: (люди, птицы, животные, насекомые, растения). Воспитатель: А можно жить без воздуха? (ответы детей) -Почему? (ответы детей) Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям. 1. Опыт. Что это? Дети: Стакан. Воспитатель: Посмотрите, есть в нем что-нибудь? Дети: (нет, он пустой). Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Воспитатель: Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан. Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая). - Намокла ли салфетка? Дети: (нет, не намокла) Воспитатель: Что же помешало воде её намочить? Дети: воздух в стакане Воспитатель: А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? Дети: пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет. Вывод: Воздух занимает место (Карточка-символ) Дыхательная гимнастика: Мы вдохнули глубоко, Дышим мы легко-легко. (медленный вдох-выдох на 4 сек) Подыши одной ноздрей И к тебе придет покой. (продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю) «Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.) 2. Опыт. Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас. - Как можно его обнаружить? (ответы) -А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать? Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Дети: наполнились воздухом Что в них находится? Дети: воздух Воспитатель: Какой он? Вы его видите? Дети: нет А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? Дети: легкий ветерок дует Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? Дети: Почувствовать! Воспитатель: Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица. А теперь помашите ветром на себя. Что мы сейчас почувствовали? Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребята, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха? Дети: в ветреную погоду Воспитатель: Ветер-это и есть движение воздуха. Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный; Воздух можно почувствовать кожей. (Карточки-символы: качающееся на ветру дерево) 3. Опыт. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? Дети: Ветер, насос, музыкальные инструменты и т.д. Воспитатель: Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух? Дети: Да Воспитатель: А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? Дети: (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки). Воспитатель: Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом. Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы) 4. Опыт. Продолжим исследования. Ребята, у вас стоят банки с водой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? Дети: (нет) Воспитатель: А где находится слой воды? Дети: (в нижней половине банки). Воспитатель: А где слой воздуха? Дети: (в верхней половине банки). Воспитатель: А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды. -Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку. -Что происходит? Что вы видите? Дети: Частички воздуха поднимаются на поверхность воды. Воспитатель: Отсюда вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ) Физкультминутка «Мыльные пузыри» Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе Мыльный и воздушный – разъединяют ладони, держа кончики пальцев вместе В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх И разгонит тучки - машут руками из стороны в сторону Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте Но пузырь летит так быстро - покружиться на месте И его нам не поймать - разводят руки в стороны Давайте расскажем, как эти предметы помогают человеку использовать воздух? (на картинке фен, насос, пылесос, вентилятор). Дети: высушить волосы, пылесосить пол Дети берут картинку и рассказывают стихи про эти предметы. Воспитатель: Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать? - При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух. 5. Опыт. (вспоминаем 5 правило самое важное) А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха. - Что происходит? Почему свеча в банке погасла? Дети: (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха). Воспитатель: Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им. Дидактическая игра с картинками. Воспитатель: Посмотрите картинки и подумайте, что в нашей жизни загрязняет воздух. Рядом с картинками нарисован квадрат, если вы считаете, что на этих картинках что-то загрязняет воздух нужно квадрат зачеркнуть крестиком, а если не загрязняет, то оставляете квадрат пустым. (дети выполняют задание) Итог: Итак, воздух загрязняет… -Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль) Дети: сажать деревья , проветривать помещения Воспитатель: Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. Итог. Воспитатель: А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе? Дети: воздух прозрачный, не имеет цвета, тяжелее воды Молодцы ребята! Вам понравилось наше занятие? Дети: да | 3 минуты 23 минуты
3 минуты |
Литература:
- Н.Е.Веракса, О.В.Галимова. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. с.59
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно – исследовательской деятельности. Тема: «Воздух – волшебник»
Цель: Формировать у детей желание принимать познавательные задачи и решать их через поисковую деятельность....
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности "В Королевстве красок"
Представлен конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности. Занятие было проведено с детьми подготовительной группы. Цель: Формировать у детей эмоционально-чувственного базиса. Ра...
конспект занятия для подготовительной группы по познавательно-исследовательскому развитию на тему: "Змей горыныч о трех головах"
конспект занятия для подготовительной группы на тему: "Змей горыныч о трех головах"...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: Свойства соли.
Тема: Свойства соли.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Программное содержание:- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической де...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности оригами "Бабочка"
Создать изделие, выполненное в технике оригами....
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности детей на тему:"Чудесная лаборатория"
Познавательное занятие...
План конспект занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности с элементами творчества на тему: «Загадочный мир космоса. Космический коллаж»
План конспект занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности с элементами творчества на тему: «Загадочный мир космоса. Космический коллаж»...