Алгоритм работы специалистов, работающих с обучающимися с УО в дошкольном учреждении
методическая разработка по коррекционной педагогике
Алгоритм работы специалистов группы компенсирующей направленности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы специалистов группы компенсирующей направленности
Слайд 1
В нашем дошкольном образовательном учреждении функционирует группа компенсирующей направленности. Её посещают дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Группа разновозрастная. Обучение детей осуществляется по Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта.
Слайд 2
(информация на слайде)
Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является:
- создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка;
- формирование его позитивных личностных качеств.
Мы решаем комплексные, социально значимые задачи, нацеленные на создание максимально комфортных условий для интеграции умственно отсталого ребёнка в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.
Слайд 3
Решаются следующие блоки задач:
(информация на слайде)
- диагностические
- воспитательные
- коррекционно-развивающие
- оздоровительные
- образовательные.
В диагностическом блоке ведущей задачей является:
Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребёнка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки ИОМ (индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка).
Блок воспитательных задач направлен:
- на решение вопросов социализации
- повышение самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи
- становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника;
- воспитание у него положительных личностных качеств.
Блок коррекционно-развивающей работы направлен на:
- развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка;
- преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.
При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
Блок оздоровительных задач:
- определение условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- в нём определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья;
- в рамках данного блока планируются воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на обучение детей приёмам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья, как важнейшего условия жизненного благополучия;
- в этом же блоке осуществляется также весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с умственной отсталостью.
Блок образовательных задач направлен на:
- обучение детей способам усвоения общественного опыта;
- развитие их познавательной активности;
- формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода;
- подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.
Слайд 4
Организованный таким образом педагогический процесс позволяет объединить в рамках каждого блока деятельность конкретных специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, медперсонала, родителей и ребёнка) и подчинить их работу общим целям и задачам.
Специфика работы в группах компенсирующей направленности для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) определяется имеющимися у каждого такого дошкольника, наряду с интеллектуальными нарушениями системное нарушение речи, несформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики, характерологическими особенностями, низким уровнем развития познавательной сферы. В любой специализированной группе основное внимание уделяется коррекционным процессам. Но полноценное формирование личности ребёнка не может состояться без всестороннего развития.
Слайд 5
Успех коррекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей направленности для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в организации всего учебного процесса, всей жизни и деятельности детей. Руководитель учреждения, старший воспитатель, медики, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог- психолог, воспитатели, музыкальный руководитель работают как единая команда. Это позволяет посмотреть на ребёнка с разных сторон, лучше оценить его возможности и выявить проблемы.
Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий аспект, обеспечивающий высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психологического развития ребёнка.
Все специалисты работают под руководством заведующего и старшего воспитателя. Ведущий специалист в группе компенсирующей направленности учитель-дефектолог, он является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы специалистов.
Слайд 6
Работа специалистов дошкольного образовательного учреждения в группе компенсирующей направленности начинается с тщательной диагностики, позволяющей определить текущий уровень развития детей и год обучения.
Стартовая диагностики позволяет выявить актуальный уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Каждый педагог диагностирует свою область:
(информация на слайде)
- Учитель-дефектолог – интеллектуальное развитие
- Учитель-логопед – речевое развитие и развитие коммуникативных способностей
- Педагог - психолог – эмоционально-личностную сферу
- Музыкальный руководитель – музыкально-эстетическое развитие, просодическую сторону речи (силу, высоту, тембр голоса, его выразительность);
- Воспитатели проводят динамическое наблюдение выявляют уровень развития умений и навыков детей;
- Врач проводит медицинское обследование.
На основе полученных данных разрабатываются рабочие программы, которые служат основой для индивидуального подхода к каждому ребенку. Каждый специалист, будь то учитель-дефектолог, педагог-психолог, логопед или воспитатель, составляет свою рабочую программу, опираясь на Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта. При этом учитываются федеральные и региональные требования, в частности, ФАОП ДО и Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под редакцией Е. А Екжановой, Е. А Стребелевой.
Фокусируясь на индивидуальных потребностях детей, для каждого из них создается индивидуальный образовательный маршрут. В рамках этого маршрута каждый специалист определяет коррекционные задачи и разрабатывает пути их решения, что позволяет эффективно поддерживать развитие ребенка в условиях ДОУ и обеспечивать успешную социализацию и интеграцию в образовательный процесс.
Слайд 7
Учитель-дефектолог, выступая в роли ведущего специалиста, осуществляет координацию деятельности вcех специалистов. Это позволяет обеспечить единство в подходах к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Важным элементом работы является составление тематического плана, который отражает основные темы и задачи, а также единые требования к проведению занятий. Такой план помогает создать четкую структуру и последовательность занятий, что особенно важно для детей, нуждающихся в стабильности и предсказуемости.
Слайд 8
Индивидуальные занятия проводятся с учетом особенностей каждого ребёнка, что дает возможность адаптировать образовательный процесс в соответствии с его потребностями. Специалисты учитывают сильные и слабые стороны, а также интересы детей. Этот подход не только способствует более эффективному усвоению материала, но и выстраивает доверительные отношения между специалистами и воспитанниками, что, в конечном счете, повышает качество их жизни и развития.
Специалисты и воспитатели работают с подгруппами и индивидуально параллельно. При составлении сетки коррекционно-развивающей деятельности, определяющей нагрузку на ребёнка в течение дня и недели, руководствуемся нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов.
Слайд 9
- Работа учителя-дефектолога включает в себя следующие направления деятельности:
(информация на слайде)
- -обследование ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных маршрутов, планирование и проведение коррекционно-развивающей деятельности, анализ динамики развития каждого ребёнка в процессе коррекционно – развивающей деятельности, текущий мониторинг состояния воспитанника
- участие в подготовке и проведении мероприятий(утренников, праздников, досугов);
- осуществление связи с коррекционной школой, с ПМПК;
- консультирование педагогов и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомство родителей с резултатами лиагностики, с планом индивидуального развития;
- участие в координации всех специалистов дошкольного учреждения.
Учитель-дефектолог ежедневно проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-развивающую деятельность с детьми своей группы. Материал лексической темы, разработанный учителем-дефектологом, включается во все виды коррекционно-развивающей деятельности (познавательной, физкультурной, музыкальной, изодеятельности), а также в режимные моменты.
Слайд 10
- В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо. Работа педагога-психолога включает в себя следующие направления деятельности:
(информация на слайде)
- психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми
- участие в составлении индивидуальных образовательных маршрутов
- повышение уровня психологической компетентности педагогов
- консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье.
Педагог-психолог проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-развивающую деятельность. Работа с семьёй ребенка находится под постоянным вниманием психолога.
Слайд 11
- Основные направления логопедической работы
(информация на слайде)
- Развитие артикуляционной моторики
- Формирование звукопроизношения
- Развитие фонематического слуха
- Развитие слоговой структуры слова
- Обогащение активного и пассивного словаря
- Формирование грамматических конструкций
- Развитие связной речи
- Развитие психологической базы речи
- Участие в составлении индивидуальных образовательных маршрутов
- Консультативная работа с родителями и педагогами.
Учитель-логопед проводит индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность по развитию речи и коммуникативных способностей детей.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы требуется соблюдать единый речевой режим в течение всего дня, что означает:
-непрерывный контроль за речью каждого ребенка
- неукоснительное соблюдение требований логопеда
-исправление речевых ошибок каждого ребенка
-работу по единой лексико-грамматической теме в течение недели
-отработку речевых клише в процессе всех режимных моментов
- систематическую работу над произношением и речью в целом по заданию логопеда.
Слайд 12
- Работа воспитателя включает в себя следующие направления деятельности:
(информация на слайде)
- проведение специально организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности индивидуально и по подгруппам, организация совместной и самостоятельной деятельности детей
- воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование
- развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения
- организация индивидуальной работы с детьми
- выполнение рекомендаций специалистов
- применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе
- консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей.
Воспитатель отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя. Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе. В процессе их выполнения проводит наблюдение и изучение детей. По результатам этих наблюдений у воспитателя должно сложиться представление о каждом ребёнке (преобладающее настроение, аппетит, сон, поведение, коммуникативная культура, сильные и слабые стороны личности, сформированность навыком самообслуживания, способность к овладению формирующими навыками в специально организованной и свободной деятельности.
Специалисты и воспитатели работают с подгруппами и индивидуально параллельно. При составлении сетки коррекционно-развивающей деятельности, определяющей нагрузку на ребёнка в течение дня и недели, руководствуемся нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов.
Слайд 13
- Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность подчинена целям коррекционно-развивающего воспитания. Музыкальный руководитель:
(информация на слайде)
- осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
- принимает участие в составлении индивидуальных образовательных маршрутах
- определяет место музыкально-ритмических занятий в системе коррекционно-развивающего воспитания
- учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального и песенного репертуара
- отслеживает динамику развития у ребёнка музыкально-ритмических видах деятельности
- использует элементы психогимнастики, логоритмики.
Музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов.
Слайд 14
- Тесное взаимодействие инструктора по физическому воспитанию обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей. Инструктор по физической культуре:
(информация на слайде)
- осуществляет укрепление здоровья детей
- совершенствует психомоторные способности дошкольников
- изучает двигательную сферу воспитанников с умственной отсталостью, основные движения, общую и мелкую моторику, статический и динамический праксис, смысловую организацию дижений(умение выполнять действия по речевой инструкции в целях достижения определённого смысла.
Слайд 15
- Детский психиатр:
(информация на слайде)
- определяет нервно-психический статус детей
- следит за изменениями в состоянии каждого ребёнка в процессе коррекционного воздействия
- консультирует специалистов ДОУ по вопросам индивидуального подхода к детям и выбора соответствующих условий их дальнейшего обучения
- осуществляет консультирование родителей.
Слайд 16
- Медицинская сестра и фельдшер
(информация на слайде)
- осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров
- осуществляет тесное взаимодействие с детской поликлиникой.
Слайд 17
Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству родителей, так как, в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, на сколько родители понимают состояние ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.
- Основные направления взаимодействия с семьёй:
(информация на слайде)
- собрания
- Дни открытых дверей
- Круглые столы
- Тематические праздники
- Семинары-практикумы
- Индивидуальные консультации специалистов
- Тематические выставки и выставки детских работ
С целью преемственности между дошкольным образовательным учреждением и коррекционной общеобразовательной школой систематически организовываются круглые столы для родителей детей с ОВЗ. Эти встречи помогают родителям будущих первоклассников получить компетентные ответы специалистов на множество своих вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению
На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защ...
«Организация оздоровительной работы в ДОУ» «Профилактика плоскостопия у детей в дошкольных учреждениях посредством игровых приемов»
Результатом плоскостопия является формирование «молоткообразных» пальцев стоп – они сгибаются, перестают помещаться по высоте в обувь и натираются по тыльной поверхности. Возникает это незаметно...
"Формы работы старшего воспитателя с участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении"
«Во время перехода на федеральные государственные требования перед коллективом ДОУ встала вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми т...
Планирование работы семейного клуба «Вместе мы можем всё!» в дошкольном учреждении
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия ...
Игровой проект к обучающему курсу для педагогов дошкольных учреждений «Музейно-педагогические и информационные технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Для Средней группы ДОУ...
Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".
С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обе...
Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования
Воспитатель является наиважнейшим звеном в цепи образования. На него возложена основная миссия за целостное развитие ребёнка дошкольника. Воспитатель призван самой профессией быть у истоков детства, а...