Алгоритм работы специалистов, работающих с обучающимися с УО в дошкольном учреждении
методическая разработка по коррекционной педагогике

Климова Наталья Александровна

Алгоритм работы специалистов группы компенсирующей направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм работы специалистов группы компенсирующей направленности

Слайд 1

В нашем дошкольном образовательном учреждении функционирует группа компенсирующей направленности. Её посещают дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Группа разновозрастная.  Обучение детей осуществляется по Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта.

Слайд 2

(информация на слайде)

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является:

  • создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка;
  • формирование его позитивных личностных качеств.

Мы решаем комплексные, социально значимые задачи, нацеленные на создание максимально комфортных условий для интеграции умственно отсталого ребёнка в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.

Слайд 3

Решаются следующие блоки задач:

(информация на слайде)

  • диагностические
  • воспитательные
  • коррекционно-развивающие
  • оздоровительные
  • образовательные.

В диагностическом блоке ведущей задачей является:

Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребёнка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки ИОМ (индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка).

Блок воспитательных задач направлен:

- на решение вопросов социализации

- повышение самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи

- становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника;

- воспитание у него положительных личностных качеств.

Блок коррекционно-развивающей работы направлен на:

- развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка;

- преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.

При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Блок оздоровительных задач:

- определение условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

- в нём определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья;

- в рамках данного блока планируются воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на обучение детей приёмам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья, как важнейшего условия жизненного благополучия;

- в этом же блоке осуществляется также весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с умственной отсталостью.

Блок образовательных задач направлен на:

- обучение детей способам усвоения общественного опыта;

- развитие их познавательной активности;

- формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода;

- подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

Слайд 4

        Организованный таким образом педагогический процесс позволяет объединить в рамках каждого блока деятельность конкретных специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, медперсонала, родителей и ребёнка) и подчинить их работу общим целям и задачам.

Специфика работы в группах компенсирующей направленности для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) определяется имеющимися у каждого такого дошкольника, наряду с  интеллектуальными нарушениями системное нарушение речи, несформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики, характерологическими особенностями, низким уровнем развития познавательной сферы. В любой специализированной группе основное внимание уделяется коррекционным процессам. Но полноценное формирование личности ребёнка не может состояться без всестороннего развития.

Слайд 5

Успех коррекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей направленности для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в организации всего учебного процесса, всей жизни и деятельности детей. Руководитель учреждения, старший воспитатель, медики, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог- психолог, воспитатели, музыкальный руководитель работают как единая команда. Это позволяет посмотреть на ребёнка с разных сторон, лучше оценить его возможности и выявить проблемы.

Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий аспект, обеспечивающий высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психологического развития ребёнка.

Все специалисты работают под руководством заведующего и  старшего воспитателя. Ведущий специалист в группе компенсирующей направленности  учитель-дефектолог, он является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы  специалистов.

Слайд 6

Работа специалистов дошкольного образовательного учреждения  в группе компенсирующей направленности начинается с тщательной диагностики, позволяющей определить текущий уровень развития детей и год обучения.

Стартовая диагностики  позволяет выявить актуальный уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Каждый педагог диагностирует свою область:

(информация на слайде)

  • Учитель-дефектолог – интеллектуальное развитие
  • Учитель-логопед – речевое развитие и развитие коммуникативных способностей
  • Педагог - психолог – эмоционально-личностную сферу
  • Музыкальный руководитель – музыкально-эстетическое развитие, просодическую сторону речи (силу, высоту, тембр голоса, его выразительность);
  • Воспитатели проводят динамическое наблюдение выявляют уровень развития умений и навыков детей;
  • Врач проводит медицинское обследование.

На основе полученных данных разрабатываются рабочие программы, которые служат основой для индивидуального подхода к каждому ребенку. Каждый специалист, будь то учитель-дефектолог, педагог-психолог, логопед или воспитатель, составляет свою рабочую программу, опираясь на Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта.  При этом учитываются федеральные и региональные требования, в частности, ФАОП ДО и Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под редакцией Е. А Екжановой, Е. А Стребелевой.

Фокусируясь на индивидуальных потребностях детей, для каждого из них создается индивидуальный образовательный маршрут. В рамках этого маршрута каждый специалист определяет коррекционные задачи и разрабатывает пути их решения, что позволяет эффективно поддерживать развитие ребенка в условиях ДОУ и обеспечивать успешную социализацию и интеграцию в образовательный процесс.

Слайд 7

Учитель-дефектолог, выступая в роли ведущего специалиста, осуществляет координацию деятельности вcех специалистов. Это позволяет обеспечить единство в подходах к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Важным элементом работы является составление тематического плана, который отражает основные темы и задачи, а также единые требования к проведению занятий. Такой план помогает создать четкую структуру и последовательность занятий, что особенно важно для детей, нуждающихся в стабильности и предсказуемости.

Слайд 8

Индивидуальные занятия проводятся с  учетом особенностей каждого ребёнка, что дает возможность адаптировать образовательный процесс в соответствии с его потребностями. Специалисты  учитывают сильные и слабые стороны, а также интересы детей. Этот подход не только способствует более эффективному усвоению материала, но и выстраивает доверительные отношения между специалистами и воспитанниками, что, в конечном счете, повышает качество их жизни и развития.

Специалисты и воспитатели работают с подгруппами и индивидуально параллельно. При составлении сетки коррекционно-развивающей деятельности, определяющей нагрузку на ребёнка в течение дня и недели, руководствуемся нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов.

Слайд 9

  • Работа учителя-дефектолога включает в себя следующие направления деятельности:

(информация на слайде)

  • -обследование ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных маршрутов, планирование и проведение коррекционно-развивающей деятельности, анализ динамики развития каждого ребёнка в процессе коррекционно – развивающей деятельности, текущий мониторинг состояния воспитанника
  • участие в подготовке и проведении мероприятий(утренников, праздников, досугов);
  • осуществление связи с коррекционной школой, с ПМПК;
  • консультирование педагогов и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомство родителей с резултатами лиагностики, с планом индивидуального развития;
  • участие в координации всех специалистов дошкольного учреждения.

Учитель-дефектолог ежедневно проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-развивающую деятельность с детьми своей группы. Материал лексической темы, разработанный учителем-дефектологом, включается во все виды коррекционно-развивающей деятельности (познавательной, физкультурной, музыкальной, изодеятельности), а также в режимные моменты.

Слайд 10

  • В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо.  Работа педагога-психолога включает в себя следующие направления деятельности:

(информация на слайде)

  • психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми
  • участие в составлении индивидуальных образовательных маршрутов
  • повышение уровня психологической компетентности педагогов
  • консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье.

Педагог-психолог проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-развивающую деятельность. Работа с семьёй ребенка находится под постоянным вниманием психолога.

Слайд 11

  • Основные направления логопедической работы

(информация на слайде)

  • Развитие артикуляционной моторики
  • Формирование звукопроизношения
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие слоговой структуры слова
  • Обогащение активного и пассивного словаря
  • Формирование грамматических конструкций
  • Развитие связной речи
  • Развитие психологической базы речи
  • Участие в составлении индивидуальных образовательных маршрутов
  • Консультативная работа с родителями и педагогами.

Учитель-логопед проводит индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность по развитию речи и коммуникативных способностей детей.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы требуется соблюдать единый речевой режим в течение всего дня, что означает:

-непрерывный контроль за речью каждого ребенка

- неукоснительное соблюдение требований логопеда

-исправление речевых ошибок каждого ребенка

-работу по единой лексико-грамматической теме в течение недели

-отработку речевых клише в процессе всех режимных моментов

- систематическую работу над произношением и речью в целом по заданию логопеда.

Слайд 12

  • Работа воспитателя включает в себя следующие направления деятельности:

(информация на слайде)

  • проведение специально организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности индивидуально и по подгруппам, организация совместной и самостоятельной деятельности детей
  • воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование
  • развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения
  • организация индивидуальной работы с детьми
  • выполнение рекомендаций специалистов
  • применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе
  • консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей.

Воспитатель отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя. Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе. В процессе их выполнения проводит наблюдение и изучение детей. По результатам этих наблюдений у воспитателя должно сложиться представление о каждом ребёнке (преобладающее настроение, аппетит, сон, поведение, коммуникативная культура, сильные и слабые стороны личности, сформированность навыком самообслуживания, способность к овладению формирующими навыками в специально организованной и свободной деятельности.

Специалисты и воспитатели работают с подгруппами и индивидуально параллельно. При составлении сетки коррекционно-развивающей деятельности, определяющей нагрузку на ребёнка в течение дня и недели, руководствуемся нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов.

Слайд 13

  • Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность подчинена целям коррекционно-развивающего воспитания. Музыкальный руководитель:

(информация на слайде)

  • осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
  • принимает участие в составлении индивидуальных образовательных маршрутах
  • определяет место музыкально-ритмических занятий в системе коррекционно-развивающего воспитания
  • учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального и песенного репертуара
  • отслеживает динамику развития у  ребёнка музыкально-ритмических видах деятельности
  • использует элементы психогимнастики, логоритмики.

Музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов.

Слайд 14

  • Тесное взаимодействие инструктора по физическому воспитанию обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей. Инструктор по физической культуре:

(информация на слайде)

  • осуществляет укрепление здоровья детей
  • совершенствует психомоторные способности дошкольников
  • изучает двигательную сферу воспитанников с умственной отсталостью, основные движения, общую и мелкую моторику, статический и динамический праксис, смысловую организацию дижений(умение выполнять действия по речевой инструкции в целях достижения определённого смысла.

Слайд 15

  • Детский психиатр:

(информация на слайде)

  • определяет нервно-психический статус детей
  • следит за изменениями в состоянии каждого ребёнка в процессе коррекционного воздействия
  • консультирует специалистов ДОУ по вопросам индивидуального подхода к детям и выбора соответствующих условий их дальнейшего обучения
  • осуществляет консультирование родителей.

Слайд 16

  • Медицинская сестра и фельдшер

(информация на слайде)

  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров
  • осуществляет тесное взаимодействие с детской поликлиникой.

Слайд 17

Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству родителей, так как, в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, на сколько родители понимают состояние ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.

  • Основные направления взаимодействия с семьёй:

(информация на слайде)

  • собрания
  • Дни открытых дверей
  • Круглые столы
  • Тематические праздники
  • Семинары-практикумы
  • Индивидуальные консультации специалистов
  • Тематические выставки и выставки детских работ

С целью преемственности между дошкольным образовательным учреждением и коррекционной общеобразовательной школой систематически организовываются круглые столы для родителей детей с ОВЗ. Эти встречи помогают родителям будущих первоклассников получить компетентные ответы специалистов на множество своих вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защ...

«Организация оздоровительной работы в ДОУ» «Профилактика плоскостопия у детей в дошкольных учреждениях посредством игровых приемов»

Результатом  плоскостопия является формирование «молоткообразных» пальцев стоп – они сгибаются, перестают помещаться по высоте в обувь и натираются по тыльной поверхности. Возникает это незаметно...

"Формы работы старшего воспитателя с участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении"

    «Во время перехода на федеральные государственные требования перед коллективом ДОУ встала вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми т...

Планирование работы семейного клуба «Вместе мы можем всё!» в дошкольном учреждении

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия ...

Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".

С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обе...

Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования

Воспитатель является наиважнейшим звеном в цепи образования. На него возложена основная миссия за целостное развитие ребёнка дошкольника. Воспитатель призван самой профессией быть у истоков детства, а...