"Формы работы старшего воспитателя с участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении"
методическая разработка по теме
«Во время перехода на федеральные государственные требования перед коллективом ДОУ встала вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные наработки в теории и практике дошкольного образования. В связи с этим ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм работы. Однако опыт показывает, что не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_uchastnikami_obrazovatelnogo_protsessa.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы
с участниками образовательного процесса
(из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ комбинированного вида № 199,
Савиной Генриетты Владимировны)
То, что мы знаем,- ограниченно,
А то, чего мы не знаем,- бесконечно
П.Лаплас
Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
Участниками образовательного процесса выступают физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования.
Круг участников образовательного процесса назван в Законе об образовании , а также в Типовом положении о дошкольных учреждениях.
Участниками образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители), и педагогические работники.
В основной общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения
Основная цель образовательного процесса звучит так - это повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья воспитанников, их полноценного развития и подготовки к обучению в школе.
Полноценный образовательный процесс невозможен без ряда условий:
-Организационно-педагогические условия – это согласование всех мероприятий, оптимальная загруженность педагогов.
-Морально-психологические условия – это проявление внимание к нуждам каждого участника образовательного процесса, умение видеть лучшие их качества.
-Материальные условия – это оснащение необходимым оборудованием и методическими материалами.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми.
С этой целью в нашем дошкольном учреждении широко используются различные формы в работе с педагогами.
Формы используемые в работе с педагогами нашего дошкольного учреждения:
-педагогические советы;
-консультации;
-« Школа молодого воспитателя»;
-открытый показ;
-взаимопосещения;
-семинары и семинары практикумы;
-творческие группы;
-психолого-педагогические консультации;
-самообразование;
-обобщение опыта работы;
-методический кабинет как форма работы с участниками образовательного процесса;
- освоение ИКТ,
- диагностика (анкетирование),
-работа в паре (для начинающих педагогов)
Методическая работа в нашем дошкольном учреждении – часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов.
Наряду с традиционными формами методической работы идет поиск новый , активных форм работы.
Целью активных форм работы с педагогами я считаю развитие у них творческих способностей, познавательного интереса и творческого мышления.
Особо актуальной является такая форма работы как психолого-педагогические тренинги.
Девиз данного мероприятия
«Сложно изменить мир, но если
ты хочешь этого - начни меняться сам».
(Древняя мудрость)
Педагогические тренинги преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления.
Содержание тренингов включает:
-индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы;
-работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи;
-проведение деловой игры;
-создание методических рекомендаций.
Тренинги способствуют формированию у участников педагогического процесса отношений, основанных на принципах взаимного уважения, доверия, понимания и взаимопомощи;
Условия эффективности работы психолого-педагогических тренингов это:
-закрытость, т. е. постоянство состава;
-небольшое количество участников;
Данная форма работы проводиться в кабинете психолога. Он используется в разных направления психолого-педагогической деятельности, в частности, для проведения тренингов и минутки психологической разгрузки педагогов, направленных на гармонизацию эмоционального фона и снятие нервного напряжения.
Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы в работу дошкольного учреждения.
Использование информационно-коммуникационных технологий в
воспитательно-образовательном процессе – это одна из новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как педагог может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок.
Использование ИКТ позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. ИКТ ещё только начинают внедряться в дошкольное образование, т.к. это связано с необходимостью обеспечения достаточной материально-технической базой и сформированностью ИКТ – компетентности педагога.
Начиная с 2011 года у нас проходят семинары по использованию ИКТ и компьютерной грамотности.
Все педагоги были поделены на начинающих пользователей, пользователей среднего уровня и продвинутых пользователей. Был разработан план. Определены руководители.
Подключение к сети -Интернет позволило нам делиться собственным
опытом работы, знакомиться с передовым опытом коллег.
Как я ранее отмечала материальные условия это одна из составляющая полноценного образовательного процесса.
Главную роль здесь играет методический кабинет.
Методический кабинет в нашем дошкольном учреждении – это копилка традиций детского сада.
Материал методического кабинета разделен на несколько разделов:
-нормативные и инструктивные материалы;
-методическая и справочная литература;
-детская художественная литература;
-методические материалы, рекомендации;
-дидактический, наглядный материал (демонстрационный и раздаточный материал).
Библиотека содержит детскую художественную литературу. Дети могут придти в сопровождении взрослого на просмотр и чтение книг.
Методический кабинет оснащен оргтехникой (компьютерами, принтер, сканер, копир) это предоставляет дополнительные возможности для реализации задач методической работы с педагогическими кадрами.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается нами, как взаимная деятельность ответственных взрослых.
Формы используемые мной в работе с родителями:
-родительские собрания;
-Дни открытых дверей:
-« Школа молодой семьи»;
-совместные физкультурные мероприятия;
-метод проектов
-выставки ручного творчества
-выпуск альбомов « Наша жизнь в ДОУ»
Исходя из практики работы, все чаще встает вопрос о необходимости обучения родителей методам личностно-ориентированного общения с ребенком. Поэтому в рамках « Школы молодой семьи» у нас успешно проводятся семинары– практикумы .
Семинары практикумы для родителей проходят по разным темам:
- « Игрушка самоделка»;
- « Современные настольные игры»
- «Дни здоровья»
Во время таких мероприятий происходит общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
Такая форма работы, на наш взгляд, полезна и родителям и детям и дошкольному учреждению.
Очень продуктивной является такая форма работы как тематические выставки, где родители совместно с детьми изготавливают поделки , наглядные пособие. Данные выставки мы используем как итоговое мероприятие при комплексно-тематическом планировании.
Еще одна форма работы с родителями - виртуальный информационный ресурс нашего ДОУ – сайт детского сада, который начал действовать с декабря 2009 года.
Сайт предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада и отдельно взятой группы.
На сайте размещаются фото-отчеты о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, что позволяет родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей.
Кроме этого наш сайт является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, полезные советы по обучению и воспитанию своих детей.
Зачем дошкольнику учиться? Незачем. Учиться он будет потом: в школе, колледже, институте… А пока все, что нужно человеку трех-четырех и даже пяти-шести лет, — это развитие: развитие всех его потенциалов.
И здесь особую роль мы уделяем формам работы с детьми.
Формы работы с детьми.
-непосредственно- образовательная деятельность
-экскурсии;
-метод проектов;
-игры – путешествия;
-экспериментирование;
Существует непосредственно образовательная деятельность, которую условно можно мы называем играми-путешествиями, они обычно бывают заключительными в освоении какой -либо темы.
В ходе такой формы работы дети движутся от задания к заданию к назначенной цели, и обычно в конце получают приз за успешную работу.
В играх - путешествиях также часто присутствует персонаж, которому дети оказывают помощь на пути к поставленной цели.
Используем мы и проектную деятельность. Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей. Предполагается активное участие детей, родителей, педагогов и по своей доступности и эффективности проект может применяться в дошкольных учреждениях любого типа. Дни здоровья.
Главным методом в своей работе я считаю должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, старший воспитатель должен убедить и доказать, почему этот метод или форма работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше.
Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Интегрированный подход к образовательному процессу в дошкольном учреждении"
консультация для воспитателей...
Ведущие формы работы старшего воспитателя с педагогами в детском дошкольном учреждении
Ведущие формы работы старшего воспитателя с педагогами в детском дошкольном учреждении...
Консультация для младших воспитателей на тему: "Взаимодействие младшего воспитателя с участниками образовательного процесса"
Взаимодействие младшего воспитателя с участниками образовательного процесса....
Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации детей.
Согласно СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санита...
Проект "Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном учреждении с использованием проектной деятельности"
Проект по эффективному взаимодействию всех участников образовательных отношений...
Использование QR-кодов в работе по лексическим темам со всеми участниками образовательного процесса в дошкольной организации в условиях групп инклюзивной и компенсирующей направленности
Использование QR-кодов в работе по лексическим темам со всеми участниками образовательного процесса в дошкольной организации в условиях групп инклюзивной и компенсирующей направленности...
Использование QR-кодов в работе по лексическим темам со всеми участниками образовательного процесса в дошкольной организации в условиях групп инклюзивной и компенсирующей направленности
Использование QR-кодов в работе по лексическим темам со всеми участниками образовательного процесса в дошкольной организации в условиях групп инклюзивной и компенсирующей направленности...