"Формы работы старшего воспитателя с участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении"
методическая разработка по теме

Савина Генриетта Владимировна

      «Во время перехода на федеральные государственные требования перед коллективом ДОУ встала вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные наработки в теории и практике дошкольного образования. В связи с этим ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм  работы. Однако опыт показывает, что не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_s_uchastnikami_obrazovatelnogo_protsessa.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

 Формы работы

с участниками образовательного процесса

(из опыта работы старшего воспитателя  МБДОУ комбинированного вида № 199,

Савиной Генриетты Владимировны)

То, что мы знаем,- ограниченно,

А то, чего мы не знаем,- бесконечно

П.Лаплас

      Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

     Участниками образовательного процесса выступают физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования.

      Круг участников образовательного процесса назван в Законе об образовании , а также в Типовом положении о дошкольных учреждениях.

    Участниками образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители), и педагогические работники.

    В основной общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения

Основная цель образовательного процесса звучит так - это повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья воспитанников, их полноценного развития и подготовки к обучению в школе.

     Полноценный образовательный процесс невозможен без ряда условий:

         -Организационно-педагогические условия – это согласование всех мероприятий, оптимальная загруженность педагогов.

         -Морально-психологические условия – это проявление внимание к нуждам каждого участника образовательного процесса, умение видеть лучшие  их качества.

       -Материальные условия – это оснащение необходимым оборудованием и методическими материалами.

      Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

     Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми.

     С этой целью  в нашем дошкольном учреждении широко  используются различные формы  в работе с педагогами.

       Формы используемые в работе с педагогами нашего дошкольного учреждения:

-педагогические советы;

-консультации;

-« Школа молодого воспитателя»;

-открытый показ;

-взаимопосещения;

-семинары и семинары практикумы;

-творческие группы;

-психолого-педагогические консультации;

-самообразование;

-обобщение опыта работы;

-методический кабинет как форма работы с участниками образовательного процесса;

- освоение  ИКТ,

- диагностика (анкетирование),

-работа в паре (для начинающих педагогов)

      Методическая работа в нашем дошкольном учреждении – часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов.

    Наряду с традиционными формами методической работы  идет поиск новый , активных форм работы.

      Целью активных форм работы с педагогами я считаю развитие у них творческих способностей, познавательного интереса и творческого мышления.

     Особо актуальной является такая форма работы как психолого-педагогические тренинги. 

 Девиз данного мероприятия

 «Сложно изменить мир, но если

ты хочешь этого - начни меняться сам».

                                                                                          (Древняя мудрость)

     Педагогические тренинги преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления.

     Содержание тренингов включает:

-индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы;

-работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи;

 -проведение деловой игры;

-создание методических рекомендаций.

 Тренинги способствуют формированию у участников педагогического процесса отношений, основанных на принципах взаимного уважения, доверия, понимания и  взаимопомощи;

     Условия эффективности работы психолого-педагогических тренингов это:

-закрытость, т. е. постоянство состава;

-небольшое количество участников;

      Данная форма работы проводиться в кабинете психолога. Он используется в разных направления психолого-педагогической деятельности, в частности, для проведения тренингов и  минутки психологической разгрузки педагогов, направленных на гармонизацию эмоционального фона и снятие нервного напряжения.

    Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы в работу  дошкольного учреждения.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в

воспитательно-образовательном процессе – это одна из новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как педагог может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок.

     Использование ИКТ позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. ИКТ ещё только начинают внедряться в дошкольное образование, т.к. это связано с необходимостью обеспечения достаточной материально-технической базой и сформированностью ИКТ – компетентности педагога.

      Начиная с 2011 года у нас проходят семинары по использованию ИКТ и компьютерной грамотности.

Все педагоги были поделены на начинающих пользователей, пользователей среднего уровня и продвинутых пользователей. Был разработан план. Определены руководители.

     Подключение к  сети -Интернет позволило нам делиться собственным

опытом работы, знакомиться с передовым опытом коллег.

    Как я ранее отмечала материальные условия  это одна из составляющая  полноценного образовательного процесса.  

 

Главную роль здесь играет методический кабинет.  

Методический кабинет в нашем дошкольном учреждении – это копилка традиций детского сада.        

Материал методического кабинета разделен на несколько разделов:

-нормативные и инструктивные материалы;

-методическая и справочная литература;

-детская художественная литература;

-методические материалы, рекомендации;

-дидактический, наглядный материал (демонстрационный и раздаточный материал).

     Библиотека содержит детскую художественную литературу. Дети могут придти в сопровождении взрослого на просмотр и чтение книг.

          Методический кабинет оснащен оргтехникой (компьютерами, принтер, сканер,  копир) это предоставляет дополнительные возможности для реализации задач методической работы с педагогическими кадрами.

      Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается  нами, как взаимная деятельность ответственных взрослых.

     Формы используемые мной в работе с родителями:

-родительские собрания;

-Дни открытых дверей:

-« Школа молодой семьи»;

-совместные физкультурные мероприятия;

-метод проектов

-выставки ручного творчества

-выпуск альбомов « Наша жизнь в ДОУ»

     Исходя из практики работы, все чаще встает вопрос о необходимости обучения родителей методам  личностно-ориентированного общения с ребенком. Поэтому  в рамках « Школы молодой семьи» у нас успешно проводятся  семинары– практикумы .

      Семинары практикумы для родителей  проходят по разным темам:

- « Игрушка самоделка»;

- « Современные настольные игры»

- «Дни здоровья»

      Во время таких мероприятий происходит общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Совместная деятельность сближает родителей и детей,  учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

    Такая форма работы, на наш взгляд, полезна и родителям и детям и дошкольному учреждению.

     Очень продуктивной является  такая форма работы как тематические выставки, где родители совместно с детьми изготавливают поделки , наглядные пособие. Данные выставки мы используем как итоговое мероприятие при комплексно-тематическом планировании.

     Еще одна форма работы с родителями - виртуальный информационный ресурс нашего ДОУ – сайт детского сада, который начал действовать с декабря 2009 года. 

    Сайт предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада и отдельно взятой группы.

На сайте размещаются фото-отчеты о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, что  позволяет родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей.

    Кроме этого  наш сайт является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, полезные советы по обучению и воспитанию  своих детей.

     Зачем дошкольнику учиться? Незачем. Учиться он будет потом: в школе, колледже, институте… А пока все, что нужно человеку трех-четырех и даже пяти-шести лет, — это развитие: развитие всех его потенциалов.

И здесь особую роль мы уделяем формам работы с детьми.

Формы работы с детьми.

-непосредственно- образовательная деятельность

-экскурсии;

-метод проектов;

-игры – путешествия;

-экспериментирование;

      Существует непосредственно образовательная деятельность, которую условно можно  мы называем  играми-путешествиями, они обычно бывают заключительными в освоении какой -либо темы.

     В ходе такой формы работы дети движутся от задания к заданию к назначенной цели, и обычно в конце получают приз за успешную работу.

    В играх - путешествиях также   часто присутствует персонаж, которому дети оказывают помощь на пути к поставленной цели.

 Используем мы и проектную деятельность. Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и  родителей. Предполагается активное участие детей, родителей, педагогов и  по своей доступности и эффективности проект может применяться в дошкольных учреждениях любого типа. Дни здоровья.

Главным методом в своей работе я считаю должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, старший воспитатель должен убедить и доказать, почему этот метод или форма работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше.

Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ведущие формы работы старшего воспитателя с педагогами в детском дошкольном учреждении

Ведущие формы работы старшего воспитателя с педагогами в детском дошкольном учреждении...

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации детей.

Согласно СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санита...

Использование QR-кодов в работе по лексическим темам со всеми участниками образовательного процесса в дошкольной организации в условиях групп инклюзивной и компенсирующей направленности

Использование QR-кодов в работе по лексическим темам со всеми участниками образовательного процесса в дошкольной организации в условиях групп  инклюзивной и  компенсирующей направленности...

Использование QR-кодов в работе по лексическим темам со всеми участниками образовательного процесса в дошкольной организации в условиях групп инклюзивной и компенсирующей направленности

Использование QR-кодов в работе по лексическим темам со всеми участниками образовательного процесса в дошкольной организации в условиях групп  инклюзивной и  компенсирующей направленности...