«Организация оздоровительной работы в ДОУ» «Профилактика плоскостопия у детей в дошкольных учреждениях посредством игровых приемов»
методическая разработка по теме

Результатом  плоскостопия является формирование «молоткообразных» пальцев стоп – они сгибаются, перестают помещаться по высоте в обувь и натираются по тыльной поверхности. Возникает это незаметно – сначала один палец, затем другой. И все потому, что в организме человека есть так называемые помпы, которые гонят кровь и лимфу снизу вверх. Один из самых мощных таких «моторчиков» расположен на подошве стопы. При плоскостопии он не срабатывает. Это приводит к нарушению венозных и лимфодренажных функций.

При плоскостопии, чтобы удержать свое тело и не упасть вперед, сильно прогнуться назад. Появляются болезненные ощущения в поясничном отделе позвоночника, который постоянно находится в напряжении. Это может сопровождаться провисанием ягодичных мышц. Мы редко думаем о стопе как об источнике проблемы, если боль локализована за ее пределами. А боли в области бедра и спины могут ошибочно привести к невропатологу, и тогда мы, скорее, будем лечить симптом, а не причину.

Плоскостопие – характеризуется уплощением продольного (по внутреннему краю стопы) и поперечного (между основаниями пальцев) сводов. При тяжелых степенях деформации передний отдел стопы уклоняется кнаружи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya._nelya.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений

МО «Город Воркута», Республика Коми

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 22» («Почемучка»)

ВЫСТУПЛЕНИЕ  НА  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ЧТЕНИЯХ:

«Организация оздоровительной работы в ДОУ»

«Профилактика плоскостопия у детей в дошкольных учреждениях

посредством игровых приемов»

Автор:

Саблукова Нелли Владимировна,

инструктор по физкультуре высшей квалификационной категории

Г. Воркута

2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Плоскостопие, его профилактика и коррекция

  1. «Стопотерапия» - специально-коррекционное занятие ЛФК

  1. Закаливание как основной элемент профилактики и лечения плоскостопия

  1. Приложение - слайды
  2. Выставка. Папки с комплексами упражнений для профилактики и коррекции патологии  плоскостопия


В молодости никто не задумывается об этой болезни - плоскостопия, и тем более многие не догадываются, что именно заболевание.

Результатом  плоскостопия является формирование «молоткообразных» пальцев стоп – они сгибаются, перестают помещаться по высоте в обувь и натираются по тыльной поверхности. Возникает это незаметно – сначала один палец, затем другой. И все потому, что в организме человека есть так называемые помпы, которые гонят кровь и лимфу снизу вверх. Один из самых мощных таких «моторчиков» расположен на подошве стопы. При плоскостопии он не срабатывает. Это приводит к нарушению венозных и лимфодренажных функций.

При плоскостопии, чтобы удержать свое тело и не упасть вперед, сильно прогнуться назад. Появляются болезненные ощущения в поясничном отделе позвоночника, который постоянно находится в напряжении. Это может сопровождаться провисанием ягодичных мышц. Мы редко думаем о стопе как об источнике проблемы, если боль локализована за ее пределами. А боли в области бедра и спины могут ошибочно привести к невропатологу, и тогда мы, скорее, будем лечить симптом, а не причину.

Плоскостопие – характеризуется уплощением продольного (по внутреннему краю стопы) и поперечного (между основаниями пальцев) сводов. При тяжелых степенях деформации передний отдел стопы уклоняется кнаружи.

Для правильного формирования свода стопы нужна постоянная стимуляция. Заставляют работать мышцы и связки жесткая трава, камни или песок,, но обычно под ногами у нас только ровные поверхности. Дома – ковер, на улице – асфальт через толстую подошву кроссовок, которая замечательно пружинит при ходьбе и тем самым берет на себя естественную функцию стопы. Без нагрузки стопы начинают лениться, и своды «провисают». Результат – плоскостопие «на всю оставшуюся жизнь».

Занятия лечебной гимнастикой очень эффективны в раннем детском и дошкольном возрасте. У маленьких пациентов ношение специальных стелек (или в тяжелых случаях – ортопедической обуви) показано оперативное лечение, которое приводит к улучшению как косметического вида, так и функции стопы. Деформаций можно избежать, как можно раньше занявшись профилактикой, т.е. ношением подходящей обуви, индивидуальных стелек, укреплением мышц голени. В каждом конкретном случае меры разные.

К сожалению, радикальное излечение плоскостопия возможно только в детстве. У взрослых развитие болезни можно лишь притормозить. Коррекция плоскостопия преследует три цели.

Приоритетами в лечении плоскостопия являются:

Тонус прежде всего

Мышцы и связки должны работать. Заставить этих бездельников напрягаться можно контрастными ванночками, массажем, гимнастикой и, наконец, ходьбой по неровной поверхности.

Вечером можно понежить ноги в горячей ванночке с настоем ромашки или морской соли, а также хвойного экстракта – все эти средства обладают тонизирующим действием. Хорошо очень массировать стопы. Для этого сначала просто погладьте их, а потом дайте хорошую нагрузку – с усилием разомните большими пальцами. Пройдитесь от пятки к пальцам по внутреннему краю стопы, посередине и по наружному краю (его нужно разминать особо энергично). Массаж улучшает отток венозной крови, тем самым увеличивая приток артериальной крови, что способствует улучшению эластичности тканей.

При плоскостопии на гимнастику надо тратить не меньше 10 минут в день. Очень эффективны массажные коврики. Один положите в ванной комнате. Когда ребенок умывается или чистит зубы, вставать на него надо босыми ногами и делать несколько простейших движений: подниматься на носки, перекатываться с носка на пятку, стоять на наружном крае стопы. Второй коврик – возле кроватки малыша.

Обращайте внимание и на походку: чтобы ноги были параллельно, а при ходьбе опирались на наружный край стопы.

Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

Спровоцировать же развитие плоскостопия как патологии у детей могут, прежде всего, факторы, ослабляющие мышечно-связочный аппарат стопы.

Внимание на стопы следует обратить буквально с рождения. Нельзя стеснять их тесными носками, тугими ползунками, нежелательно детям до года надевать ботинки. Свободные, неограниченные движения способствуют правильному развитию мышц, связок и костей, что в конечном итоге определяет строение и форму стопы.

Очень ответственный этап – вставание ребенка на ножки и первые шаги. Многие родители стараются ускорить его, не осознавая, что вредят своему малышу. Не торопитесь, пусть ребенок ползает до тех пор, пока есть возможность; ползание – очень полезный навык, совершенно необходимый для гармоничного развития ребенка. Дети, начиная ходить, широко расставляя ноги, увеличивают таким образом площадь опоры. Это нормально, но к 2-3 годам должна сформироваться правильная походка, при которой ребенок ставит стопы почти параллельно и на небольшом расстоянии друг от друга. Если походка правильная, то и нагрузка на стопы будет распределяться равномерно.

Очень полезно предоставлять малышу возможность ходить босиком: летом по земле, траве, песку или гальке, дома – по полу, по коврикам  с рельефными поверхностями. Во время прогулок не ограничивайте ребенка в движении. Нижние конечности строятся в течение 10 лет, особенно интенсивно в 3-4 года. Коли ребенок мало ходит, не бегает, не прыгает – его мышцы не тренируются, поэтому становятся слабыми. Малыш растет, прибавляет в весе, нагрузка на стопы увеличивается. В случае ослабления мышц связки не выдерживают тяжести тела – растягиваются, а стопы уплощаются. Сильные, хорошо развитые мышцы играют решающую роль в профилактике плоскостопия.

Ходьба по «узкой дорожке» - отличный способ решить проблему. «Узкой дорожкой» может служить любая ограниченная поверхность: половица, кайма ковра, рисунок паркета или линолеума, бордюр. Учите ребенка ходить на носочках, на пятках, на наружных краях стопы. Залогом здоровья стоп также является правильный гигиенический уход за ними. Ежедневно перед сном необходимо мыть ребенку ноги теплой водой  с мылом. Затем тщательно вытирать их досуха, особенно межпальцевые промежутки. Ногти обрезать следует не реже одного раза в две недели. Лучше это делать после общей ванны или после мытья ног. Итак, если ребенок жалуется на усталость и боли в ногах после игры или прогулки, следует побеспокоиться и обратиться к ортопеду для осмотра. Именно эта боль и усталость указывают на снижение выносливости стоп – начало заболевания. В это время еще может не быть изменений в строении стопы, они появляются лишь через некоторое время. Если родители и педагоги не обращают внимания на жалобы ребенка и не обращаются своевременно к специалисту – появляется плоскостопие.

Бороться с уже имеющимся плоскостопием непросто. Процесс  этот и длительный и трудоемкий и порой требует немалых материальных вложений. Особенно, когда патологический процесс зашел далеко. Поэтому надо предпринять меры заранее.

На что же следует обратить внимание в первую очередь? Это обувь, которую носит ребенок, а также упражнения, предупреждающие развитие патологии.

Удобный башмачок

Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка, для профилактики плоскостопия. Донашивать чужую, пусть крепкую и красивую обувь нельзя ни в коем случае. Такая обувь вредна и даже может быть причиной некоторых заболеваний стоп.

Учатся ходить малыши в ботиночках – важен высокий задник для фиксации голеностопного сустава, поэтому сандалики и туфельки для освоения столь хитрой науки, как ходьба, не подходят. Стелька в качественной обуви, как правило, сделана из натуральных материалов и ни в коем случае не окрашивает носочки или колготки малыша (во избежание токсического воздействия при контакте с кожей). Не станем забывать о безопасности: подошва обуви не должна быть скользкой!

Не привыкшие к труду ножки малышей почти всегда влажные после ходьбы, поэтому не стоит длительное время оставлять обувь на ногах. Даже если занятым заботами мамам и педагогам тяжело по сто раз за день надевать-снимать ботинки своим непоседам и завязывать-развязывать шнурки, перегрева стоп стоит все же избегать. Особенно если ножки потеют.

Полезнее переодеть сухие носочки и переключить внимание ребенка на другое занятие.

Конечно, обувь для детей всегда покупается «на вырост», с запасом, но с разумным запасом, не мешающим ребенку ходить, - около 1,5 см от кончика пальцев до носка обуви.

Ношение тесной обуви ведет к нарушению кровоснабжения стоп, затрудненному венозному и лимфооттоку. Обратите внимание на ножку ребенка, снявшего обувь после прогулки: если на коже отпечатался со всеми подробностями рельеф колготок или внутренние швы ботиночка – покупка была неудачной и обувь необходимо сменить. Длительное невнимание родителей и педагогов к подросшей стопе, в результате чего она продолжительное время упирается в носок обуви, приводит к деформации пальчиков.

Обязательно запасайте сменную обувь для ребенка: это дает возможность ноге отдохнуть от привычного положения, а обуви – хорошенько проветриться. Хождение во влажных туфельках или тапках – залог предстоящей встречи с грибковыми заболеваниями кожи  стоп и ногтей.

Теперь надо обратить внимание на супинаторы – приспособление для коррекции и заботе о состоянии сводов стопы. Они бывают встроены в уже готовую обувь или специально изготавливаются и дополнительно вкладываются. При обоснованно прозвучавшем диагнозе «плоскостопие» и серьезных деформациях стопы, а также сопутствующих этому мигренях или болях в ногах и спине ношение супинаторов-вкладышей (ортезов) становится вещью обязательной на длительное время или навсегда. Но вполне целесообразно и временное применение ортезов для коррекции незначительных отклонений от нормы: обычно детям назначается ношение обуви со специальными стельками до нескольких часов в день на определенный период лечения. При постоянном, без объективной необходимости, применении стелек-вкладышей своды стопы становятся «избалованными» и перестают самостоятельно и достойно выполнять свои функциональные обязанности. Если у ребенка  возникла необходимость в применении ортезов, проконсультируйтесь с врачом-ортопедом. Опытный специалист обязательно акцентирует внимание на необходимости регулярно корректировать форму и размер стелек-вкладышей у детей, учитывая темпы роста стопы, проводить повторно диагностические мероприятия в процессе лечения и даст массу иных профессиональных советов.

А сейчас подробнее остановимся на специально-корреционном занятии «стопотерапия», разработанном много лет назад. Его могут проводить не только физруки, инструктора ЛФК, но и воспитатели на группах. Наилучшее время для занятия – это после тихого часа или перед обедом после прогулки.

 

«Стопотерапия»

«Стопотерапия» - специально-коррекционное занятие ЛФК, направленное на устранение дефектов, восстановление утраченных функций организма ребенка. Стопотерапия проводится с целью профилактики и лечения плоскостопия. В ходе занятия повышается выносливость стопы к нагрузкам, укрепляются мышцы, которые принимают активное участие в поддержании свода стопы, идет разработка голеностопного сустава, суставов пальцев ног, улучшается кровообращение, рефлекторное взаимодействие движений с центральной и периферической нервной системой, укрепляются нижние конечности.

Занятия «стопотерапией» детей проводятся 20-30 минут в зависимости от возраста под умеренной интенсивности детскую музыку. Дети сидят на стульчиках с оголенными ногами. В ходе занятия даются упражнения на разогревание конечностей в чередовании с другими упражнениями, используются элементы дыхательной, зрительной, пальчиковой, нетрадиционной гимнастики йоги, упражнения для формирования правильной осанки. Они используются как отвлекающие моменты для отдыха мышц голеней, стопы.

Все упражнения проводятся в игровой форме, по сюжету, подражанию зверей, для малышей с применением персонажа – игрушки. Педагог располагается напротив детей и выполняет роль ведущего, выполняя все одновременно на высоком эмоциональном уровне. Обязательно присутствие помощника, он поправляет каждого ребенка с целью: научить правильному технически выполнению упражнения, исправления неточностей, шероховатостей, достижения наибольшего эффекта (надавить сильнее, амплитуда, больше и т.д.) и наилучшей согласованности движений.

При условии «не навредить» и достижения наилучшего оздоровления и коррекции в патологии организма ребенка все упражнения надо чередовать с учетом исходного положения сидя-стоя. Так же важно давать задания на разработку мелкой моторики пальцев кисти и стопы (например, работа с туалетной бумагой).

Во время «стопотерапии» используется как традиционное, так и нетрадиционное оборудование: различные палочки, ребристые карандаши, шарики от погремушек, платочки, ленточки, колечки, «конфетки», туалетная бумага, косточки, мячи различной величины, имплекатор «Кузнецова», пуговицы, мешочки с песком, косточки, пробки, веревки, косички, ведра из-под майонеза, «султанчики», целлофановые мешочки, шишки, камешки, катушки, погремушки, веточки, крупы: горох, гречка, «ежики» самодельные из пластмассовых пробок, палки гимнастические, обручи, счетные палочки, ватные гигиенические палочки, маленькие мячи набивные и т.д.

В конце занятия дается оздоровительно-коррекционная игра (фронтально) и ходьба по оздоровительным дорожкам.

Если имеются зеркала в зале, то дети располагаются спиной к нему, для достижения концентрации внимания.

«Стопотерапия» проводится 2 раза в неделю в младшей группе и 3 раза – в старшей. На месяц берется и отрабатывается один комплекс. Упражнения в течении месяца меняются местами, усложняются, увеличиваются амплитуда и дозировка, техника выполнения доводится до совершенствования с одновременным чередованием применения различного оборудования и сюжета. Но основа – «стержень-костяк» комплекса данного в течении месяца должен быть сохранен – это тоже обязательное условие.

Только при соблюдении всех этих методических рекомендаций достигается наилучший результат – «эффект» в оздоровлении и коррекции патологии плоскостопия и одновременно других ортопедических заболеваний ребенка, всех систем и органов организма. Так как организм – это хорошо отлаженное природой единое целое. Даже если у ребенка проблемы со стопами, то обязательно наступят проблемы и со спиной и обратно. Поэтому специально-коррекционное занятие «стопотерапия» (как все уже заметили) проводит работу со всем организмом ребенка, делая акцент на нижние конечности. А в основе этого занятия с точки зрения физиологии заложено многократное раздражение нервных окончаний, по которым импульсы рефлекторно поступают на подкорку головного мозга, а та, в свою очередь, дает ответ, «бьет» на патологию в организме. Происходит саморегуляция и излечение с одновременным отложением информации на подкорке и ее автоматическом закреплении там.

Наряду со всеми оздоровительно-коррекционными мероприятиями в профилактике и лечении плоскостопия очень важная роль принадлежит закаливанию.


Закаливание

Одна из ведущих мер борьбы с различными заболеваниями детей дошкольного возраста – закаливание, о чем все родители и педагоги конечно слышали, читали, апробировали и использовали на практике не раз. Однако к закаливанию многие относятся скептически, потому что закалять ребенка пробовали, а получалось не всегда. Зачастую дети заболевали.

Но ведь в оздоровительных группах получается! И не только потому, что закаливание здесь проводят систематически и методично, не опуская рук из-за первых неудач, но и потому, что сочетают его со строгим режимом дня. Достижимо ли это в домашних условиях и ДОУ? Несомненно! И первое что должны сделать родители – это пересмотреть домашний быт и уклад, свои привычки, даже стиль взаимоотношений в семье. Сущность закаливания – это основа оздоровления ребенка и важный элемент лечения и профилактики плоскостопия. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Какая здесь связь с профилактикой и лечением плоскостопия? Вполне реальная. В основном закаливание организма примерно на 80 % происходит через нервные окончания и рецепторы подошвы ступни ног. Их раздражение температурными изменениями, колючастями, неровностями, изменением среды посылает импульсы в подкорку головного мозга, а та в свою очередь дает ответный сигнал на исправление патологии организма, особенно ортопедической, на улучшение иммунитета и защитных свойств. Поэтому закаливание является важным элементом в профилактике и лечении плоскостопия.

Ссоры, перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза, а это существенно снижает защитные возможности детского организма. Очень важен и общий распорядок жизни: режим дня в ДОУ и дома.

По нашим наблюдениям дети, посещающие ДОУ чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И получается это потому, что дома ребенку не обеспечен режим, к которому он привык, на который он настроился в детском саду. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживаются функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.

Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима детского сада, а если в ДОУ малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и четко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

Смысл закаливания состоит в том, что благодаря тренировки организм начинает реагировать на понижение окружающей температуры целесообразными защитными реакциями – увеличением тепла и уменьшением теплоотдачи.

Принципами закаливания являются: систематичность, постепенность, исходное состояние здоровья.

Физиологической основой закаливания является стресс. Происходит активация коры надпочечников, усиливаются белковые, углеводные, жировые обмены, под влиянием глюкокортиноидов. Организм становится устойчив к инфекциям, меньше устает.

Существуют три фазы стресса.

Основное – это соблюдение интервала – «отдыха», а затем снова с первой фазы, увеличивая или понижая температуру или время (в зависимости от вида закаливания).

Только при соблюдении этого условия эффект закаливания пойдет на пользу детскому организму и будет достижение высокого результата в оздоровлении и лечении ребенка в целом, а также профилактике и коррекции патологии плоскостопии.

«Веселые лапки» для здоровых ножек

Этот комплекс упражнений вы можете провести с ребенком на улице,  дома и ДОУ.

Для выполнения с ребенком ежедневных профилактических упражнений, укрепляющих мышечно-связочный аппарат стопы и голени, много времени не потребуется. Нужно лишь осознание необходимости со стороны педагогов и согласие «поиграть» со стороны ребенка.

Оборудование потребуется следующее: массажные мячи – жесткий маленький и мягкий (размером побольше), а также массажный коврик и/или массажный валик и гимнастический мяч диаметром 26 см.

Каждое упражнение повторяем по 8-10 раз, не спеша. Чтобы ребенок хорошо понял задание, продемонстрируйте ему сами технику и темп выполнения упражнений. Это привлечет внимание и будет похоже на игру. Проследите, чтобы малыш не испытывал никаких неудобств (сквозняк или душное помещение, слишком теплая одежда или неустойчивый стульчик и т.п.).

Все упражнения проводятся в игровой форме и с помощью игровых приемов.

РАЗМИНКА

«Веселые лапки»

Исходное положение (и.п.) сидя, пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх-вниз.

«Построим мостик»

(Для малышей это упражнение можно назвать «Построим домик для мышки»).

И.п. то же. Пальчиками ноги коснуться пола, при этом средний отдел стопы касаться пола не должен. Вернуться в и.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубная работа с родителями "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

"Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"...

Проект по теме: «Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».

Актуальность проекта.  Проблема плоскостопия у детей всегда была насущной и актуальной Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их орг...

"Игровые упражнения по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах"

Плоскостопие наиболее часто формируется в детском возрасте и по мере взросления способно негативно повлиять на всю последующую жизнь человека....

проект по теме:"Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ".

Стопа-часть нижней конечности ,расположенной ниже голеностопного сустава.Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее рас...

профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста

профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста...