Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования
консультация
Воспитатель является наиважнейшим звеном в цепи образования. На него возложена основная миссия за целостное развитие ребёнка дошкольника. Воспитатель призван самой профессией быть у истоков детства, а, значит, быть ответственным за воспитание человека, гражданина и патриота. Именно поэтому не только на ребёнка, но и на развитие родителей воспитанников, педагога и коллектива в целом направлена программа «Социокультурные истоки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм реализации программы "Социокультурные истоки" | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования
Успешность реализации любой образовательной программы обеспечивает системная, методически грамотная, интегрированная, специально организованная педагогическая деятельность воспитателя с детьми, родителями и представителями ближайшего социума.
Воспитатель является наиважнейшим звеном в цепи образования. На него возложена основная миссия за целостное развитие ребёнка дошкольника. Воспитатель призван самой профессией быть у истоков детства, а, значит, быть ответственным за воспитание человека, гражданина и патриота. Именно поэтому не только на ребёнка, но и на развитие родителей воспитанников, педагога и коллектива в целом направлена программа «Социокультурные истоки».
Следует иметь в виду, что для достижения положительного результата воспитатель, ведущий за собой ребёнка и его семью, должен уметь:
- выстраивать приоритеты деятельности;
- хорошо знать концептуальные положения и содержание реализуемой программы;
- ясно ставить перед собой, детьми и родителями образовательные цели и задачи;
- чётко представлять целевые ориентиры дошкольного образования, на которые он в образовательной деятельности вместе с родителями будет опираться;
- осуществлять эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;
- владеть современными педагогическими технологиями, методами, приёмами и образовательным инструментарием;
- создавать соответствующую среду развития детей.
Иными словами, сегодняшний педагог должен быть стратегом и тактиком в образовании в одном лице.
В программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» разработана стратегия воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, построенная на методологии социокультурного системного подхода профессора, члена — корреспондента РАЕН И. А. Кузьмина.
Социокультурный системный подход к истокам в образовании позволяет:
- объединять содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единой системы ценностей;
- развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней и высшей школы;
- обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру образовательное учреждение, семью и ребёнка;
- развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения;
- использовать принципиально новый образовательный инструментарий и систему работы на основе активных форм обучения.
Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании являются пропедевтическим курсом обучения и рассчитаны на 4 года развития детей с 3 до 7 лет.
По курсу «Социокультурные истоки» разработан следующий инструментарий:
- Программа для дошкольного образования
- Планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет
- Комментарии и пояснительная записка к программе
- Методическое пособие «Активные формы обучения»
Эти разработки опубликованы в научно-методическом сборнике «Истоковедение», том 5, Москва, ИД «Истоки».
По работе с родителями разработана программа «Моя семья». Программа позволяет присоединять родителей к совместной реализации программы, объединять усилия дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей.
В системной разработке по программе «Моя семья» представлены:
- Методические рекомендации к системе занятий с родителями на 4 года развития
- Пояснительная записка
- Планы занятий с родителями
- Методическое пособие «Активные занятия для работы с родителями»
- Методические рекомендации к использованию книг для развития детей 3- 7 лет. Советы родителям по организации душеполезного
Для определения результатов работы по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в дошкольном образовании издан мониторинг. Он представлен разработками:
♣ Мониторинг социокультурного развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» Научно-методический сборника «Истоковедение», том 15, М., ИД «Истоки», 2013);
♣ Дневник социокультурного развития ребёнка-дошкольника, М, ИД «Истоки», 2013)
К программе также разработан комплект книг для развития детей 3-4, 4- 5, 5-6, 6-8 лет. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями по подготовке к итоговым занятиям по программе. Комплект книг для развития соответствует структуре и содержанию программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования.
Основная цель книг этого комплекта – создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и общения в детском саду и семье.
Для развития творческих способностей разработаны альбомы для рисования детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. В эти альбомы помещены образы известных сказочных героев из серии книг для развития дошкольников. Это предельно цельные художественные образы, расширяющие представления детей о героях родных сказок, их характере, душевном состоянии, образе жизни, быте, занятиях, живом и неповторимо – конкретном облике.
Основная цель альбомов для рисования – закрепить освоенные духовно – нравственные и социокультурные категории курса пропедевтики «Истоки», создать условия для развития активной самореализации и творческого потенциала ребёнка – дошкольника, предоставить ему возможность выразить свои чувства, эмоции, мысли и переживания в рисунке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие педагога, детей и родителей в реализации программы «Социокультурные Истоки в дошкольном образовании» (Из опыта работы педагога)
Публикация материала из опыта работы старшего воспитателя по реализации программы "Социокультурные истоки"....
Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные Истоки»
В работе описан алгоритм работы воспитателя по реализации программы "Социокультурные Истоки"....
"Знакомство с содержанием программы "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании"
В данном материале представлено содержание программы "Социокультурные истоки"...
"Знакомство с содержанием программы "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании"
Содержание программы "Социокультурные истоки" для дошкольной ступени...
Приказ № 800-О Об утверждении плана мероприятий о реализации программы "Социокультурные истоки" в дошкольных группах Лицея в 2018-2030 годы.
Приказ подтверждает моё назначение руководителем творческой группы педагогов по реализации программы "Социокультурные истоки" в рамках реализации основной образовательной программы дошкольно...
Работа с родителями в контексте истоковедения по программе «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании
Консультация для педагогов...
Сертификат "«Системное развитие программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании» "
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность чел...