Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования
консультация

Константинова Лариса Владимировна

Воспитатель является наиважнейшим звеном в цепи образования. На него возложена основная миссия за целостное развитие ребёнка дошкольника. Воспитатель призван самой профессией быть у истоков детства, а, значит, быть ответственным за воспитание человека, гражданина и патриота. Именно поэтому не только на ребёнка, но и на развитие родителей воспитанников, педагога и коллектива в целом направлена программа «Социокультурные истоки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования 

   Успешность реализации любой образовательной программы обеспечивает системная, методически грамотная, интегрированная, специально организованная педагогическая деятельность воспитателя с детьми, родителями и представителями ближайшего социума.

   Воспитатель является наиважнейшим звеном в цепи образования. На него возложена основная миссия за целостное развитие ребёнка дошкольника. Воспитатель призван самой профессией быть у истоков детства, а, значит, быть ответственным за воспитание человека, гражданина и патриота. Именно поэтому не только на ребёнка, но и на развитие родителей воспитанников, педагога и коллектива в целом направлена программа «Социокультурные истоки».

   Следует иметь в виду, что для достижения положительного результата воспитатель, ведущий за собой ребёнка и его семью, должен уметь:

  • выстраивать приоритеты деятельности;
  • хорошо знать концептуальные положения и содержание реализуемой программы;
  • ясно ставить перед собой, детьми и родителями образовательные цели и задачи;
  • чётко представлять целевые ориентиры дошкольного образования, на которые он в образовательной деятельности вместе с родителями будет опираться;
  • осуществлять эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;
  • владеть современными педагогическими технологиями, методами, приёмами и образовательным инструментарием;
  • создавать соответствующую среду развития детей.

   Иными словами, сегодняшний педагог должен быть стратегом и тактиком в образовании в одном лице.

   В программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» разработана стратегия воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, построенная на методологии социокультурного системного подхода профессора, члена — корреспондента РАЕН И. А. Кузьмина.

  Социокультурный системный подход к истокам в образовании позволяет:

  •  объединять содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единой системы ценностей;
  • развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней и высшей школы;
  • обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру образовательное учреждение, семью и ребёнка;
  •  развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения;
  • использовать принципиально новый образовательный инструментарий и систему работы на основе активных форм обучения.

  Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании являются пропедевтическим курсом обучения и рассчитаны на 4 года развития детей с 3 до 7 лет.

   По курсу «Социокультурные истоки» разработан следующий инструментарий:

  • Программа для дошкольного образования
  • Планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет
  • Комментарии и пояснительная записка к программе
  • Методическое пособие «Активные формы обучения»

   Эти разработки опубликованы в научно-методическом сборнике «Истоковедение», том 5, Москва, ИД «Истоки».

  По работе с родителями разработана программа «Моя семья». Программа позволяет присоединять родителей к совместной реализации программы, объединять усилия дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей.

    В системной разработке по программе «Моя семья» представлены:

  • Методические рекомендации к системе занятий с родителями на 4 года развития
  • Пояснительная записка
  •  Планы занятий с родителями
  •  Методическое пособие «Активные занятия для работы с родителями»
  • Методические рекомендации к использованию книг для развития детей 3- 7 лет. Советы родителям по организации душеполезного  

   Для определения результатов работы по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в дошкольном образовании издан мониторинг. Он представлен разработками:

 Мониторинг социокультурного развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» Научно-методический сборника «Истоковедение», том 15, М., ИД «Истоки», 2013);

  Дневник социокультурного развития ребёнка-дошкольника, М, ИД «Истоки», 2013)

   К программе также разработан комплект книг для развития детей 3-4, 4- 5, 5-6, 6-8 лет. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями по подготовке к итоговым занятиям по программе. Комплект книг для развития соответствует структуре и содержанию программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования.

   Основная цель книг этого комплекта – создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и общения в детском саду и семье.

   Для развития творческих способностей разработаны альбомы для рисования детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. В эти альбомы помещены образы известных сказочных героев из серии книг для развития дошкольников. Это предельно цельные художественные образы, расширяющие представления детей о героях родных сказок, их характере, душевном состоянии, образе жизни, быте, занятиях, живом и неповторимо – конкретном облике.

   Основная цель альбомов для рисования – закрепить освоенные духовно – нравственные и социокультурные категории курса пропедевтики «Истоки», создать условия для развития активной самореализации и творческого потенциала ребёнка – дошкольника, предоставить ему возможность выразить свои чувства, эмоции, мысли и переживания в рисунке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие педагога, детей и родителей в реализации программы «Социокультурные Истоки в дошкольном образовании» (Из опыта работы педагога)

Публикация материала из опыта работы старшего воспитателя по реализации программы "Социокультурные истоки"....

Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные Истоки»

В работе описан алгоритм работы воспитателя по реализации программы "Социокультурные Истоки"....

"Знакомство с содержанием программы "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании"

В данном материале представлено содержание программы "Социокультурные истоки"...

"Знакомство с содержанием программы "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании"

Содержание программы "Социокультурные истоки" для дошкольной ступени...

Приказ № 800-О Об утверждении плана мероприятий о реализации программы "Социокультурные истоки" в дошкольных группах Лицея в 2018-2030 годы.

Приказ подтверждает моё назначение руководителем творческой группы педагогов по реализации программы "Социокультурные истоки" в рамках реализации основной образовательной программы дошкольно...

Сертификат "«Системное развитие программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании» "

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность чел...