Выступление на метод. часе "Особенности составления ИОМ и индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута"
материал по коррекционной педагогике
Принцип индивидуализации в образовательном процессе ДОУ сейчас находится на первом месте.
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника, исходя из его особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на метод. часе. | 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности составления ИОМ и индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута.
Принцип индивидуализации в образовательном процессе ДОУ сейчас находится на первом месте.
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника, исходя из его особенностей.
Это указано в официальных документах:
- «Концепция дошкольного воспитания»;
- «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 года;
- Методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17 февраля 2004 года № 14-51-36/13;
- Государственный Стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г.
Только на принципе индивидуализации может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскроются его особенности, уникальные способности.
Сегодня по отношению к детям с особенностями развития широко используется термин «особые образовательные потребности» ребенка.
К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: не слышащие (глухие, слабослышащие, незрячие, слабовидящие, дети с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и др)
Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.
Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника. Построение каждого ИОМ должно начинаться (и сопровождаться далее) с комплексной диагностики.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа.
Что включает в себя такая программа, вы можете ознакомиться в памятке №1.
А чтобы спроектировать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут воспитанника, нам помогут следующие этапы работы. Памятка №2.
ИОМ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
Это огромная работа.
Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель.
И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоения дополнительно общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
Но такие дополнительные образовательные программы мы составляем только на основе определенных заключений специалистов (это комиссия ПМПК) или программы одаренного ребенка (если это ребенок с опережающим развитием).
Что же происходит в нашем случае?
У нас пока нет детей с дополнительным образованием, но у нас есть дети, которые нуждаются в коррекции недостатков развития.
Если ребёнок плохо осваивает программу в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), педагоги составляют не ИОМ, а индивидуальный коррекционно-развивающий образовательный маршрут в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Цель такого маршрута — создание условий для реализации потенциальных возможностей воспитанника. Он направлен на преодоление несоответствия между уровнем, который задаёт образовательная программа, и реальными возможностями ребёнка.
Направления работы маршрута могут быть разные:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
- формирование деятельности ребёнка (например, лепки, аппликации, рисования);
- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
- формирование представлений о пространстве, времени.
Как мы определяем таких детей?
Мы видим это по результатам диагностики. Каждый педагог, анализируя результаты, делает вывод, в каких направлениях воспитанник испытывает трудности.
А по закону, педагог должен создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника откорректировав недостатки в развитии и воспитании.
Что включает в себя индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут?
Памятка №3.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Пояснительная записка (общая, одна на все маршруты)
ФИ ребёнка:
Возрастная группа:
Трудности:
Познавательное развитие:
Речевое развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Художественно-эстетическое развитие:
Физическое развитие:
Цель:
Планируемый результат:
Взаимодействие с родителями:
Месяц, неделя | Цели , задачи ОД | Средства, методы, методические приемы, технологии индивидуальной работы. | Дата реализации | Исполнитель |
Достижение результатов:
Анализ результатов индивидуальной работы с ребенком:
На какие временные отрезки составляется этот маршрут?
Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность построения коррекционного маршрута состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.
Поэтому наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.
После реализации составленного на определенный период коррекционного маршрута педагог может уже определить, с помощью систематических наблюдений, индивидуальных и групповых бесед, оценки результатов выполнения заданий, нужно продолжить работу по этому направлению или этого будет достаточно.
Такие маршруты могут создаваться как индивидуально на одного ребенка, так и на группу детей не более 3 воспитанников.
Особенность такого маршрута: воспитатель не зависим от специалистов. А вот по ИОМу должны работать все в комплексе.
По результатам работы пишется аналитическая справка.
ПАМЯТКА 2
Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка
Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника с индивидуальными образовательными потребностями можно представить следующим образом:
- Этап диагностический (предполагает определение системы диагностического сопровождения, использование разных методов для сбора информации об особенностях актуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями).
- Этап планирования коррекционно-развивающей работы:
- предполагает постановку целевых ориентиров предстоящей работы (постановка целей и задач коррекционной или развивающей работы обязательно строится на основе данных о ребенке, полученных в ходе предварительной диагностики);
- выбор педагогического инструментария (т.е. определение необходимых для коррекции и развития ребенка педагогических технологий, методов и методик);
- отбор содержания коррекционных и развивающих занятий (предполагает отбор конкретных игр, упражнений, заданий, их систематизацию и группировку по целевым ориентирам; последовательное краткое описание);
- продумывание организационных условий и путей достижения коррекционно-развивающих целей (планирование времени для коррекции и развития в календарном плане на учебный год, в общем режиме дня ребенка, (когда, сколько по времени будет длиться занятие, как часто в неделю, установление связи с другими занятиями, будут ли привлекаться к занятиям родители и др.)
- планирование ожидаемого результата коррекционно-развивающей работы (конкретизация желаемых достижений ребенка по итогам индивидуальных занятий);
3) Этап реализации ИОМ (представлен последовательными систематическими коррекционно-развивающими занятиями).
4) Этап результата (предполагает отслеживание результатов индивидуальной работы с ребенком, при необходимости внесение корректировок, при необходимости планирование продолжения коррекционно-развивающей работы).
Соблюдение данной последовательности планирования и реализации ИОМ наряду с профессионализмом педагога, обеспечивают результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
ПАМЯТКА 1
ПАМЯТКА 3
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Пояснительная записка (общая, одна на все маршруты)
ФИО ребёнка:
Возрастная группа:
Трудности:
Познавательное развитие:
Речевое развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Художественно-эстетическое развитие:
Физическое развитие:
Цель:
Планируемый результат:
Взаимодействие с родителями:
Месяц, неделя | Цели , задачи ОД | Средства, методы, методические приемы, технологии индивидуальной работы. | Дата реализации | Исполнитель |
Достижение результатов:
Анализ результатов индивидуальной работы с ребенком:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)
Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
иНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ....
Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и педагогами.
Материал содержит планирование работы воспитателей средней группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей...
Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и педагогами.
В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной про...
Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка
Материал содержит планирование работы воспитателей средней группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождени...
Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе
В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...
Индивидуальная коррекционно-развивающая и образовательная программа воспитанника
Предлагаемый индивидуальный маршрут поможет эффективно выстраивать работу специалистов коррекционой направленности (дефектолог, логопед)...