Выступление на метод. часе "Особенности составления ИОМ и индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута"
материал по коррекционной педагогике

Чубукова Елена Михайловна

Принцип индивидуализации в образовательном процессе ДОУ сейчас находится на первом месте.

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника, исходя из его особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на метод. часе.30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности составления ИОМ и  индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута.

Принцип индивидуализации в образовательном процессе ДОУ сейчас находится на первом месте.

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника, исходя из его особенностей.

Это указано в официальных документах:

  • «Концепция дошкольного воспитания»;
  • «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 года;
  • Методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17 февраля 2004 года № 14-51-36/13;
  • Государственный Стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г.

Только на принципе индивидуализации может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскроются его особенности, уникальные способности.

Сегодня по отношению к детям с особенностями развития широко используется термин «особые  образовательные потребности» ребенка.

К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: не слышащие (глухие, слабослышащие, незрячие, слабовидящие, дети с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и др)

Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.

Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника. Построение каждого ИОМ должно начинаться (и сопровождаться далее) с комплексной диагностики.

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа.

Что включает в себя такая программа, вы можете ознакомиться в памятке №1.

А чтобы спроектировать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут воспитанника, нам помогут следующие этапы работы. Памятка №2.

ИОМ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.

Это огромная работа.

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель.

И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоения дополнительно общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Но такие дополнительные образовательные программы мы составляем только на основе определенных заключений специалистов (это комиссия ПМПК) или программы одаренного ребенка (если это ребенок с опережающим развитием).

Что же происходит в нашем случае?

У нас пока нет детей с дополнительным образованием, но у нас есть дети, которые нуждаются в коррекции недостатков  развития.

Если ребёнок плохо осваивает программу в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), педагоги составляют не ИОМ, а индивидуальный коррекционно-развивающий образовательный маршрут в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности. 

Цель такого маршрута — создание условий для реализации потенциальных возможностей воспитанника.  Он направлен на преодоление несоответствия между уровнем, который задаёт образовательная программа, и реальными возможностями ребёнка.

Направления работы маршрута могут быть разные:

  • развитие общей и мелкой моторики; 
  • развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков; 
  • формирование деятельности ребёнка (например, лепки, аппликации, рисования); 
  • развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций); 
  • формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях); 
  • формирование представлений о пространстве, времени. 

Как мы определяем таких детей?

Мы видим это по результатам диагностики. Каждый педагог, анализируя результаты, делает вывод, в каких направлениях воспитанник испытывает трудности.

А по закону, педагог должен создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей  каждого воспитанника откорректировав недостатки в развитии и воспитании.

Что включает в себя индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут?

Памятка №3.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Пояснительная записка (общая, одна на все маршруты)

ФИ  ребёнка: 

 Возрастная группа: 

Трудности:

Познавательное развитие:

Речевое развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Художественно-эстетическое развитие:

Физическое развитие:

Цель:

Планируемый результат:

Взаимодействие с родителями:

Месяц, неделя

Цели , задачи ОД

Средства, методы, методические приемы, технологии индивидуальной работы.

Дата реализации

Исполнитель

Достижение результатов:

Анализ результатов индивидуальной работы с ребенком:

На какие временные отрезки составляется этот маршрут?

Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность  построения коррекционного маршрута состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.

Поэтому наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.

После реализации составленного на определенный период коррекционного маршрута педагог может уже определить, с  помощью систематических наблюдений, индивидуальных и групповых бесед, оценки результатов выполнения заданий, нужно продолжить работу по этому направлению или этого будет достаточно.

Такие маршруты могут создаваться как индивидуально на одного ребенка, так и на группу детей не более 3 воспитанников.

Особенность такого маршрута: воспитатель не зависим от специалистов. А вот по ИОМу должны работать все в комплексе.

По результатам работы пишется аналитическая справка.

ПАМЯТКА 2

Этапы проектирования и реализации  индивидуального образовательного маршрута ребенка  

Этапы проектирования и реализации  индивидуального образовательного маршрута воспитанника с индивидуальными образовательными потребностями можно представить следующим образом:

  1. Этап диагностический (предполагает определение системы диагностического сопровождения,  использование разных методов для сбора информации об особенностях актуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями).
  2. Этап планирования коррекционно-развивающей работы:

- предполагает постановку целевых ориентиров предстоящей работы (постановка целей и задач коррекционной  или развивающей  работы обязательно строится на основе данных о ребенке, полученных в ходе предварительной диагностики);

- выбор педагогического инструментария (т.е. определение необходимых для коррекции и развития ребенка педагогических технологий, методов и  методик);

- отбор содержания коррекционных и развивающих занятий  (предполагает   отбор конкретных игр, упражнений, заданий, их систематизацию и группировку по целевым ориентирам; последовательное краткое описание);

- продумывание организационных условий и путей достижения коррекционно-развивающих целей (планирование времени для коррекции и развития в календарном плане на учебный год, в общем режиме дня ребенка, (когда, сколько по времени будет длиться занятие, как часто в неделю, установление связи с другими занятиями, будут ли привлекаться к занятиям родители и др.)

- планирование ожидаемого результата коррекционно-развивающей работы (конкретизация желаемых достижений ребенка по итогам индивидуальных занятий);

3) Этап реализации ИОМ (представлен последовательными систематическими коррекционно-развивающими занятиями).

4)  Этап результата (предполагает отслеживание результатов индивидуальной работы с ребенком, при необходимости внесение корректировок, при необходимости планирование продолжения коррекционно-развивающей работы).

Соблюдение данной последовательности планирования и реализации ИОМ наряду с профессионализмом педагога, обеспечивают результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

ПАМЯТКА 1

ПАМЯТКА 3

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Пояснительная записка (общая, одна на все маршруты)

ФИО ребёнка: 

 Возрастная группа: 

Трудности:

Познавательное развитие:

Речевое развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Художественно-эстетическое развитие:

Физическое развитие:

Цель:

Планируемый результат:

Взаимодействие с родителями:

Месяц, неделя

Цели , задачи ОД

Средства, методы, методические приемы, технологии индивидуальной работы.

Дата реализации

Исполнитель

Достижение результатов:

Анализ результатов индивидуальной работы с ребенком:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)

Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в  условиях образовательного ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.

иНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОНО -  РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ....

Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и педагогами.

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной про...

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка

Материал содержит планирование работы воспитателей средней  группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей  и образовательной программы  в рамках комплексного сопровождени...

Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...

Индивидуальная коррекционно-развивающая и образовательная программа воспитанника

Предлагаемый индивидуальный маршрут поможет эффективно выстраивать работу специалистов коррекционой направленности (дефектолог, логопед)...