Тема :«Весна». Звуки [л], [л’].
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шаймарданова Оксана Валентиновна

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей, сформировать лексико-грамматические компоненты речи по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема :«Весна». Звуки [л], [л’].23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :«Весна». Звуки [л], [л’].

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей, сформировать лексико-грамматические компоненты речи по данной теме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- Автоматизировать звук [л] изолированно, в слогах, в словах, предложениях.

Обобщать и систематизировать знания о весне;

Расширять и активизировать словарь;

Коррекционно – развивающие:

Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;

Развивать фонематический слух;

Развивать мелкую моторику, используя пальчиковую гимнастику;

Развивать навык звукового анализа.

Коррекционно – воспитательные:

Формировать доброжелательное отношение друг другу;

Воспитывать умение работать в коллективе;

Воспитывать активность и внимательность на занятии.

Оборудование: зеркала для выполнения артикуляционной гимнастики, мячики Су –Джок, картинки со звуком [л], задания для выполнения.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались, чтобы позаниматься и вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга. Давай Я улыбнусь тебе, а ты улыбнись мне.

2. Массаж лица

Светит яркое весеннее солнышко и лучи ласкают нам лицо – поглаживание
Дождик ещё холодный -
 постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец -
 пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее -
 снова поглаживание

3. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Мы расселись по порядку,
Вместе делаем зарядку,
Не руками, не ногами
А своими языками.

Логопед: Ребята, давайте подготовим наш язычок к занятию и проведем для него разминку, а вы внимательно слушайте сказку и выполняйте упражнения:

Настало утро и наш язычок проснулся, он открыл окошечко(дети выполняют упражнение «Окошечко» под счет логопеда до 10), затем язычок решил погреться на солнышке и он прилег на подоконничек  («Лопаточка»), полежал он, улыбнулся солнышку («Улыбка») и пошел зубки чистить («Чистим зубки») , решил язычок позавтракать, чай попить( «Чашечка»), с любимым вареньем («Вкусное варенье»), и блинчиками( « Блинчики»), а тут к нему в гости Хомяк пришел ( «Хомяк»), да еще и голодный («Голодный Хомяк»), лошадка прискакала( «Лошадка») , она поприветствовала всех. Вот такое чудесное утро было  у нашего язычка!

А теперь продолжим наше занятие.

Логопед : - Ребята, вы готовы к занятию? О чем мы будем говорить на занятии вы узнаете, если отгадаете загадку:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели

Всех солнышко теплом ласкает

Кто это время года знает?

(Весна)

Логопед : Скажите, после какого времени года наступает весна? (после зимы)

- Какие весенние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку. (март, апрель, май).

- Какой месяц находится между мартом и маем?

- А сейчас у нас какой месяц?

 Дидактическая игра «Подскажи словечко».

- А сейчас я буду называть вам слова – действия, а вы подбирать соответствующее(- ую. картину) слово:

Весной пригревает… (солнце), у него яркие … (лучи). Тает снег и под ногами появляются … (лужи). По небу плывут … (облака). За домом зеленеет … (луг). Из теплых стран прилетают … (ласточки).

Какой одинаковый звук слышится в словах?

Характеристика звука[л]: Согласный, звонкий, твердый (обозначаем синим цветом) , мягкий (обозначаем зеленым цветом).

 Развитие фонематического слуха

- Давай поиграем в игру «Хлопушка».

- Я буду говорить звуки и слоги. Если, вы услышите звук [л], то хлопаете в ладоши

Л-р-т-л-м-л

Ла-та-му-лы-па-сэ-ло

- Я буду называть вам, то, что бывает весной, а вы хлопаете, услышав слово со звуком [л]: лужи – ручей - почки – лучик – скворец – ласточка – тучи – облака – подснежник – тепло – лужок.

Молодцы!

Пальчиковая гимнастика с мячиками Су-Джок

 Связь звуков с буквами

- Сейчас мы играли со звуками. Что такое звуки? (звуки мы слышим и произносим).

- Что такое буквы? (буквы мы видим и пишем).

- Звук [л] мы обозначаем буквой Л. Сложи букву Л из пальчиков. Перед вами листочки с заданиями.  Найти звук [л] среди других звуков. Обведите в круг простым карандашом.

Физкультминутка.

Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок) .

«Наконец пришла весна, (Дети разводят руки в стороны)

Стали серыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Дождь на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Не катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем набегом, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Отбор картинок со звуком [л].

- Среди картинок на доске выберите только те, в которых есть звук [л].

(Картинки: лошадка, платье, ложка, стол, стул, дом, жук, платок, )

Определение места звука [л] в словах.

-А сейчас я буду открывать картинки, а вы определите место звука [л] в словах и отразите это на опорной схеме.

(лошадка – я слышу звук [л] в начале слова

стол – я слышу звук [л] в конце слова

вилка – я слышу звук [л] в середине слова)

Слушаем внимательно следующее задание:

Посмотрите картину что на нем изображено? (Лук) сделайте звуковой анализ слова. (Молодцы все справились с заданиями ).

- А теперь скажите пожалуйста, из скольки звуков состоит слово лук?(3 звука)

Чтение слогов с буквой Л.

- А сейчас прочитаем слоги с буквой Л.

Итог занятия.

Что было для вас самым интересным?

Какое задание было самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука С в связной речи детей." Лексическая тема " Весна в природе"

Конспект подгруппового логопедического занятия . Автоматизация звука С в связной речи  у детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Весна в природе"...

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию.Тема: «Весна. Звук С».

Цели занятия:Образовательные:-- уточнить и расширить словарь по теме «Весна»— познакомить детей со звуком С;— научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;— познакомить с по...

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему: «Весна. Звук З»

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему: "Весна. Звук З"...

Лексическая тема "Весна.Звук Щ"

Ранняя весна. Приметы.Труд людей весной.Звук Щ-характеристика. Звуковой анализ слов.Обучение грамоте....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема. Весна. Звук Ж

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема. Весна. Звук ЖОбразовательные области:Приоритетная:  речевое развитиеВ интеграции: социально-коммуникати...

Домашнее задание тема Весна. Звук и буква Тт.

Задания на закрепление изученной буквы и лексико - грамматических категорий по теме "Весна"....

Технологическая карта логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [Р] в словах» Лексическая тема: «Весна. Признаки весны».

Ф.И.О.учителя-логопедаХаланова Нина БорисовнаВозрастная группаПодготовительная группа Форма организации,количество участниковПодгрупповое занятие, 2 человекаЛогопедическое заключениеОНР (III уров...