Обзор литературы в помощь диагностической деятельности учителя-дефектолога.
статья по коррекционной педагогике
Данный обзор литературы составлен в помощь учителю-дефектологу в его диагностической деятельности. Поскольку основа нашей работы - необходимость разобраться в предполагаемом диагнозе ребёнка, уточнить симптомы, понять синдромы, - зачастую вызывает ряд трудностей. Но есть литература, регулярное обращение к которой поможет вычленить и соединить увиденные симптомы в синдром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-obzor.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Данный обзор литературы составлен в помощь учителю-дефектологу в его диагностической деятельности. Поскольку основа нашей работы - необходимость разобраться в предполагаемом диагнозе ребёнка, уточнить симптомы, понять синдромы, - зачастую вызывает ряд трудностей. Но есть литература, регулярное обращение к которой поможет вычленить и соединить увиденные симптомы в синдром.
Итак, первый пункт - трилогия М. М. Семаго, Н.Я. Семаго и соавторов "Типология отклоняющегося развития". Нашему вниманию предлагается анализ типологий психического развития и рабочая трёхкомпонентная модель анализа отклоняющегося развития. На самом деле рабочая. В оставшихся двух томах подробнейшим образом, всесторонне рассматриваются типологии отклоняющегося развития, и отдельно - варианты аутистических расстройств. Трёхтомник есть в наличии как в электронном, так и в бумажном вариантах, цена приемлемая. Зачем нужна? Для обучения, для понимания возможных структур отклоняющегося развития, в помощь для сведения симптомов в синдром, установления первичности-вторичности дефекта.
Второй пункт - Лев Семёнович Выготский "Мышление и речь". Без комментариев, поскольку это база базовая, и "наше всё" для дефектолога. Зачем нужна? Для обучения, для понимания связи мышления и речи в онтогенезе и освежения в памяти механизмов отклоняющегося развития.
Третий пункт - М. И. Лынская "Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий". Книга практическая, но в ней хорошо расписана и характеристика структуры дефекта у неговорящих детей. Зачем нужна? В помощь для определения первичности-вторичности дефекта, для понимания задач, принципов и направлений в работе с неговорящими детьми. Книга ориентирована на логопедов, но несомненно полезна и дефектологам.
Четвёртый пункт - А. В. Запорожец. "Избранные психологические труды" в двух томах. Общая психология развития восприятия, мышления, произвольных движений. То, что всегда надо знать дефектологу. Первично. Зачем нужна? Для освежения знаний, в помощь при анализе диагностических проб.
Пятый пункт - А. В. Цветков "Дифференциальная диагностика аутизма, гиперактивности и иных нарушений развития: нейропсихологический подход". Это тонкая брошюра, написанная в стиле "вопрос-ответ", где вопросы дифференциации рассматриваются на примере конкретных случаев. Очень полезная, как и всё у проф. Цветкова. Зачем нужна? Как информация для размышления.
Добавлю шестой пункт - "Психологический словарь". Любой. Зачем нужен? В помощь в рассуждении после проведения диагностики, мониторинга, при написании характеристик.
Работаем с удовольствием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта учителя-дефектолога
В диагностической карте отмечаются результаты диагностического обследования обучающегося учителем-дефектологом на протяжении нескольких лет обучения ребенка, что позволяет прослеживать динамику его ра...
конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Спешим на помощь животным жарких стран»
В данном материале отражен комплексный подход к построению структуры НОД для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Основная цель - формирование элементарных математических представлений реа...
Диагностическая карта учителя дефектолога
Параметры карты составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного, речевого развития ребёнка. Такой подход к оценке дейс...
В помощь родителям! Об учителе-дефектологе.
В данной статье говорится о работе учителя-дефектолога и о той помощи, которую он оказывает детям в познавательном развитии....
ВЫСТУПЛЕНИЕ: «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
Дети с особенностями в развитии еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его понимании и любви. Но и родителям требуется помощь специалистов. В развитии и социализации ребенка с ОВЗ родителям...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»: ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕН
Месяц, неделяТема занятияЗадачи Лексическая темаПримечание Сентябрь I период1Обследование детей:- содержание прочитанных ранее произведений;- знание стихотворений, заученных в старшей группе.234...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»...