конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Спешим на помощь животным жарких стран»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
В данном материале отражен комплексный подход к построению структуры НОД для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Основная цель - формирование элементарных математических представлений реализуется через интеграцию областей: "познавательное развитие", "речевое развитие,"социально-коммуникативное развитие","физическое развитие". Классическая структура НОД дополнена использованием приемов и игр по ТРИЗ технологии.Даны примеры применения головоломки "Танграм" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_integrirovannoy_nod_pomozhem_zhivotnym_zharkih_stran.docx | 311.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
План – схема интегрированной непрерывной образовательной деятельности учителя-дефектолога
с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
«Спешим на помощь животным жарких стран»
Учитель-дефектолог: А.А. Антюфеева
2018г.
Цель: формирование у детей элементарных математических представлений; развитие психических функций; интеллектуальных и творческих способностей детей.
Задачи по образовательным областям:
«Познавательное развитие»
-повторение и образование состава числа 4
-закрепление образования числа 5
-закрепление знаний о числовом ряде
-закрепление счета в прямом и обратном порядке до 5\от 5; механическом счете до 10;
- обучение решению практических заданий в пределах 5.
-закрепление знаний детей о геометрической фигуре треугольник,
-совершенствование умения устанавливать последовательность событий; закрепление понятий «вчера-сегодня-завтра», «раньше-позже»
-совершенствование навыка ориентировки на плоскости и в пространстве
-закрепление понятий «толстый-тонкий», «толще-тоньше»
«Речевое развитие»:
-расширение и активизация словаря детей по пройденным лексическим темам «Животные жарких стран» «Животные севера» «Транспорт»
-закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными и числительными;
- закрепление употребления в речи предлога между, на, за, перед, после,
- закрепление умения отвечать на вопросы полными предложениями;
-развитие связной логической речи
«Физическое развитие»
-развитие зрительного внимания и восприятия; умения видеть и составлять целое изображение из частей;
-развитие памяти;
-развитие мышления;
-развитие общей и мелкой моторики;
-закрепление умения согласовывать движения с речью;
«Социально – коммуникативное развитие »,
-развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками при создании проблемной ситуации;
- побуждение детей к открытому выражению своих мыслей;
- формирование самостоятельности, решительности;
- вырабатывание деятельностного подхода к решению проблемных ситуаций;
- формирование способности сопереживать, быть эмоционально отзывчивыми
«Художественно-эстетическое развитие»
-совершенствовать навыки владения карандашами, мелками, фломастерами
-способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру природы;
Оборудование: магнитная доска; мягкая игрушка пингвин; плоскостные изображения: пальма, пирамиды, обезьяна, верблюд, тигр, лев, зебра, черепаха; изобразительные средства (карандаши, фломастеры, восковые мелки); магнитные цифры от 1 до 5, глобус с животными; коробка для льда.
Раздаточный материал: игра Танграм по количеству детей и шаблоны для составления изображений самолета, корабля, пирамид, черепахи и верблюда; карточки с цифрами от 1 до 5;счетные палочки, листы бумаги; плоскостные изображения на листах А4 по количеству детей: пальмы, обезьяны, верблюд, тигр, лев, зебра, черепаха; кубики льда/льдинки по 5 штук на каждого ребенка.
Используемые технологии:
-здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, элементы психогимнастики
-ИКТ : аудиозапись, пк
-технология исследовательской деятельности
Примерный ход совместной деятельности
Деятельность педагога | Деятельность детей, ожидаемые ответы детей |
Организационный момент: Дефектолог привлекает внимание детей и приглашает в кабинет, говоря, что там кто-то есть, предлагая отгадать, кто же это, перечисляя признаки. Проводится игра «Угадай по признаку». Педагог демонстрирует карточки-признаки и просит детей назвать их. После суммирует ответы детей и спрашивает, догадались ли они кто там. Дефектолог: Тот, кто там находится- животное; плавает; крылатое; не летает; несет яйца; черного, белого и желтого цвета; холодно. Кто же это? Основная часть Дети отгадывают персонажа и заходят в кабинет. Дефектолог: Верно! Это наш знакомый. Где он живет, ребята? -Да. Только непонятно, что же он здесь делает? Давайте спросим его. Дефектолог: (спрашивает и отвечает за героя): Д.:-Пингвин, Здравствуй! Что случилось, Почему ты здесь оказался? П.:- Вчера мне позвонила Обезьянка и сказала, что в Африке у ее друзей Тигра, Льва, Зебры и Черепахи приключилась беда - совсем кончилась вода. Звери хотят пить, а воды нет. Она просит помочь им. Думайте, ребята, а я пока отдохну, а то мне очень жарко. Дефектолог - Все ясно. Сложная ситуация. Что будем делать, ребята? Дефектолог: Вы очень отзывчивые, но как же мы им поможем? Как мы им дадим воды? Дефектолог: Согласна, но как мы сможем это сделать? Мы с вами здесь, а животные в жарких странах. Дефектолог: Какие вы сообразительные! Конечно, мы можем и посылку отправить и сами отправиться в путешествие. А скажите мне, дети, далеко или близко от нас Африка и жаркие страны? -Конечно, все же очень далеко. Вот, посмотрите на наш глобус внимательно. Вот здесь живут наши животные, которым нужна помощь, а здесь мы. Как вы считаете, на каком же транспорте мы сможем добраться так далеко? Дефектолог принимает ответы детей, подталкивая к рассуждению, с опорой на существенные признаки транспорта (Что быстрее? Что больше? Хватит ли топлива?) ; дает подсказки в случае затруднений. Подводит итог и переходит к следующему заданию. Дефектолог: Конечно на самолете и на корабле! Они могут быстро доставить нас до Африки, а еще они большие и мы сможем привезти много воды, (педагог демонстрирует шаблоны (Танграм) самолета и корабля. Приглашает детей за столы. Дети самостоятельно выбирают шаблоны транспорта из представленных на столе. В процессе работы дефектолог обращает внимание детей, на то, из каких фигур состоит их транспорт, просит посмотреть и сосчитать, какая фигура попадалась им чаще. Дефектолог: Каких фигур использовали больше? -Правильно. Вы хорошо потрудились, создавая транспорт, и теперь нужно немного дать отдохнуть нашим пальцам Учитель-дефектолог проводит пальчиковую гимнастику «Треугольник» Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри, (ладошки с прямыми пальцами поочередно выставляют друг напротив друга, поворачивают голову влево-вправо) У нас всего, у нас всего, у нас всего по три! (сгибают и разгибают сложенные вместе пальцы, в конце показывают на каждой ладони по три пальца) Три стороны и три угла,(Указательные и большие пальцы складывают в треугольник вершиной- кончиками указательных пальцев ,затем вниз) И столько же вершин,(Соединяют поочередно безымянные, средние и указательные пальчики) И трижды трудные дела, мы с вами совершим! (три хлопка, пальцы в «замочке» сжимаются и разжимаются) Дефектолог: Вот какой у нас треугольник замечательный помощник! Помог нам транспорт построить. Самолеты у нас есть и корабли, а мы ничего не забыли, ребята? Правильно, конечно воду! А воду как мы с вами ее повезем? В чем повезем? Д: Замечательная идея, нальем большие бутылки! Правда, Пингвин? Сюрпризный момент П: Вы решили везти воду в бутылках, но я ведь уже привез вам воды с собой из Антарктиды, чтобы похолоднее была. (показывает коробку). Дефектолог берет в руки коробку: -Ой, там что-то гремит, дети! (предлагает детям опустить руку в коробку и ощупать содержимое) Д: Ну ты и выдумщик, Пингвин, как же твои друзья смогут пить лед?? П.:(пожимает плечами) Не знаю. Д: Ребята, сможем мы льдом напоить зверей? Дефектолог: Все правильно, лед это замершая вода, и мы сможем напоить ею зверей, когда привезем лед в жаркую Африку. Ты, Пингвин, оставайся, а то тебе и здесь жарко, а в Африке плохо станет, а мы в путь! Чтобы наш лед не растаял, мы полетим на самолете! Физкуьтминутка. Руки в стороны в полет (кулаки сжаты) Отправляем самолет (поворот запястий вокруг своей оси) Правое крыло вперед Левое крыло вперед Раз два три четыре - (вверх, расправить пальцы, в стороны, ладони параллельно полу и присесть Полетел наш самолет! (выпрямиться) Дефектолог приглашает детей обратно за столы, на доске появляется обезьянка и картинка с пальмами. Дефектолог: А вот и Обезьянка, она отведет нас к своим друзьям безопасной дорогой. Слушайте внимательно, и рисуйте дорогу: (выполняется работа на раздаточных листах) - Обезьяна на пальме. - Обезьяна идет между пальмами. - Обезьяна идет перед пальмой. - Обезьяна идет за пальмой. - Обезьяна идет справа от пальмы. - Обезьяна идет слева от пальмы. Дефектолог: Хорошо! С этой задачей мы справились. А вот и наши друзья. Посмотрите, где кто спрятался от жары? -Черепаха между пальмами. - Зебра перед пальмой. - Лев за пальмой. - Тигр справа от пальмы Сколько всего зверей? Давайте сосчитаем (выполняется прямой и обратный счет).Дефектолог обращает внимание детей на неизменность количества в зависимости от направления счета. Игра «Кто какой по счету?» - Какой по счёту стоит Зебра? (зебра по счёту два). Верно. Положите соответствующую цифру. - Значит она какая (вторая). Верно. Положите соответствующую цифру - Какой по счёту стоит лев? (третий). Верно. Положите соответствующую цифру - Какой по счёту стоит черепаха? (Первой). Верно. Положите соответствующую цифру -Какой по счёту стоит тигр? ( Четвертый). Верно. Положите соответствующую цифру рядом. Дефектолог: Ребята возьмите свои льдинки и внимательно на них посмотрите, что вы там нашли? Точки верно! Объедините каждую льдинку и животное, посчитав количество точек внутри. Цифра и количество точек должны быть одинаковыми. Всем ли хватило льдинок? Сколько зверей? Сколько льдинок? По сколько зверей и льдинок? Как сказать по-другому? Ой, смотрите, под пальмой еще осталась наша обезьянка-помощница. Сколько теперь зверей стало? Чего или кого больше (меньше)? На сколько больше (меньше)? Всем ли теперь хватает льдинок? Как сделать поровну? (выполняется действие, проговаривается его выполнение) Сколько у нас зверей? Сколько стало льдинок? Как получилось число 5? Сколько льдинок было? Сколько льдинок мы добавили? Сколько льдинок стало? Дефектолог: Как же полезно уметь считать! Иначе бы не смогли помочь нашим животным и спасти их от жажды. Они так рады спасению, что приготовили вам подарок - сюрприз (схемы животых :черепаха и верблюд) Рефлексия. Сложное было сегодня путешествие, давайте же вспомним с вами с чего оно началось? А что было дальше? Что Вам запомнилось больше всего? | Курица! Утка! Гусь! Пингвин! На севере! В Антарктиде! На северном полюсе! Где холодно!! Пингвины живут в Антарктиде! Пингвины живут на севере! Пингвины живут в холодных странах! Поможем обезьянке! Поможем пингвину! Поможем зверятам! Дадим воды! Нальем! Купим воду в магазине! Мы отправим им посылку! Надо поехать туда! Мы полетим в жаркие страны! Мы сядем на машину и поедем туда! Близко! Далеко! Где жарко! На машине! На поезде! На самолете! На корабле! На автобусе! Из квадратов! Из прямоугольников! Из треугольников! Здесь квадраты, треугольники, прямоугольники. Треугольников! Больше всего треугольников! Больше треугольников! Дети выполняют пальчиковую гимнастику Есть! Да! Нет! Забыли! Мы не взяли воду! Нам нужна вода! В бутылке! В чашке! Нальем в бутылку! Что это? Что-то гремит? Это что-то мокрое и твердое! Это лед! Это холодный лед! Нет! Да! Сможем! Сможем напоить! Не сможем напоить. Нужно, чтобы он растаял! В Африке жарко, он растает! Индивидуальные и групповые ответы детей. Черепаха между пальмами. - Зебра перед пальмой. Около пальмы - Лев за пальмой. Два. Вторая. Под цифрой два. По счету два. Три. Третий. По счету три. Один. Под цифрой один. Первая. Первая по счету Четыре. Четвертый. Под цифрой четыре. По счету четыре Дети ищут соотносят количество с цифрой, раскладывают льдинки. Да! Всем хватило! Четверо! Четыре! Всего четыре! Четыре! Всего четыре! Поровну! Одинаково! По четыре! Пять! Меньше льдинок! Зверей больше! На 1! Нет! Да! Не всем! Обезьяне не хватает! (выполняется действие, проговаривается его выполнение) 5!Пять! Мы добавили 1!Добавили 1! Добавили 1 льдинку! Было 4 льдинки! Четыре !Было 4! Одну! Добавили 1 льдинку! Пять льдинок! Стало 5 льдинок. Дети воспроизводят последовательность событий, обсуждают запомнившиеся игры и задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста "Космическое путешествие"
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста "Мы - Петербуржцы!"
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования "Кошки"
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования "Кошки"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Орешки белочки Шишечки»
Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога по формированию элементарных математических представленийу детей старшего дошкольного возрастаЦель: формирование представлений о числе 10.Зад...
Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Платье для Снегурочки»
Цель: формирование навыков правильной передачи формы, пропорций и строения фигуры человека при лепке.Задачи:1. Образовательная: формировать навыки передачи формы, пропорций и строения фигуры человека ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Новогодняя открытка»
Цель: обогащение представлений детей о вариантах создания новогодних открыток.Задачи:1. Образовательная: обогащать представления детей о вариантах создания новогодних открыток;2. Развивающая: развиват...
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Путешествие в страну растений»
Формирование представлений у детей о возникновении культурных растений....