План самообразования Тема: «Нейропсихологические игры, как вспомогательные средства в работе воспитателя для детей с нарушением слуха»
проект по коррекционной педагогике

Нейрокоррекция – наиболее современный, безопасный и высокоэффективный метод решения проблем детского развития и обучения. Современные возможности разрешают осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_po_neyroigram.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Цветкова Светлана Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории

группы детей компенсирующей направленности

МДОУ "Детский сад комбинированного вида №158"

г.Саратова

План работы

по теме самообразования:

«Нейропсихологические игры, как

вспомогательные средства в работе воспитателя

для детей с нарушением слуха»

на 2023 – 2024 учебный год

План самообразования  

Тема: «Нейропсихологические игры, как вспомогательные средства в работе воспитателя для детей с нарушением слуха»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для повышения эффективности коррекционного процесса с детьми с ОВЗ (нарушением слуха)

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме. 
  2. Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
  3. Внедрить в образовательной процесс современные нейротехнологии в области коррекции речевого развития детей.
  4. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.
  5. Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.
  6. Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с нарушением слуха.
  7. Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.

Актуальность.

    «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова     способствуют развитию мозга»

                                                                                             Иван Петрович Павлов

    Снижение или тотальное отсутствие слуховой функции представляет собой причину ограничения способности к обучению, трудовой деятельности, полноценной жизни в социуме.

    В соответствии с положением Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта, возникающие нарушения слуха обусловливают нарушения вторичного порядка, в числе которых снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; замедление процесса формирования понятий; недоразвитие предметной деятельности; отставание в сенсорном развитии; трудности развития мелкой моторики.

    Детский мозг отличается от взрослого пластичностью нервной системы, умением приспосабливаться. Мозговые связи детского мозга более пластичны.

Нейрокоррекция – наиболее современный, безопасный и высокоэффективный метод решения проблем детского развития и обучения. Современные возможности разрешают осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.

Для правильного планирования коррекционной работы педагогам необходимо знать научные факты о формировании мозговой организации психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии. Нейропсихологический подход позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.

А игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка. 

Нейрокоррекция включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетических ощущений движения, межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.

    Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков развития дошкольников с нарушением слуха.

    Таким образом, использование нейропсихологических игр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений, что даёт возможность педагогам более качественно выполнять свою работу.

п/п

Мероприятия

Обоснования

Сроки

1.

Теоретический этап

Изучение методической литературы по данной теме:

1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Айрис, 2007.

2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. -М.: Генезис, 2010.

4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: Центрполиграф, 2002.

5. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. — М.: АЙРИС-пресс 2017.

6. Колганова В., Пивоварова Е. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2  - М.: АЙРИС-пресс, 2018.

7. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика» — М.: Феникс, 2022

8. Ахмадулин Ш. «Сборник нейропсихологических упражнений для развития межполушарных связей ребенка»

9. Интернет-ресурсы

Изучение статей в журналах:

-«Воспитатель ДОУ»;

 -«Дошкольное воспитание»;

 -«Ребёнок в детском саду».

-«Коррекционная педагогика»

Повышение педагогической компетенции по данному вопросу

В течении года

2.

Практический этап

Работа с детьми

1. Освоение и внедрение базовых нейропсихологических технологий

в коррекции речевого развития у детей с ОВЗ (нейроигры и игровые упражнения с нейротаблицами)

2. Пополнение предметно-развивающей среды группы (дидактические пособия, игры) для развития межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственного и слухового восприятия.

3. Подведение итогов работы по самообразованию за 2023 – 2024 учебный год

Работа с коллегами

1. Консультация «Использование кинезиологических упражнений в коррекции речедвигательных нарушений»

2. Выставочный показ дидактического материала, пособий по теме  («Педагогическая копилка»)

3. Презентация (анализ) «Нейропсихоло-гический подход в организации коррекционной работы педагога»

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей

2. Оформление консультаций, папок – передвижек в родительском уголке на тему «Нейропсихологические игры и упражнения для эффективности коррекционного процесса с детьми с ОВЗ»

3. Совместное изготовление нейроигр на   развитие кинестетических ощущений движения, межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти.

Создание интереса у детей при использовании нейроигр и упражнений во время занятий,  самостоятельной деятельности и в индивидуальной работе.

Создание картотеки упражнений для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий.

Проведение диагностического обследования с целью выявления эффективности использования приёмов нейропсихологии на занятиях.

Распространение педагогического опыта

Дать рекомендации по изготовлению дидактических пособий своими руками.

Обобщение результата работы по теме самообразования.

Выявление уровня знаний о нейропсихологических играх и упражнениях детей.

Просвещение родителей по данной теме

Взаимодействия с родителями в процессе формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий у детей с нарушением слуха.

В течении года

В течении года

Май

Январь –февраль

апрель

май

ноябрь - декабрь

в течении года

декабрь - апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителями детей с нарушениями слуха

О работе с родителями детей с нарушениями слуха...

Конспект открытого занятия для студентов колледжа по дидактической игре «Открытая прогулка» на тему: «В гостях у Золотой осени» старше-подготовительной группы для детей с нарушением слуха и речи. 2018г.

Учить детей обращать внимание на прелести осенней природы, «золотой поры», бережному обращению к деревьям, кустам, растениям. Обогащать знания о признаках осени, её изменениях. Учить поним...

План самообразования Тема: «Дидактическая игра, как форма развития речи детей раннего возраста»

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме....

План самообразования.Тема:«Подвижные игры разной направленности для детей младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий»

План самообразования.Тема:«Подвижные игры разной направленности для детей младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий»Отчет самообразования по данной теме...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ. Тема: «Русские народные сказки как средство развития речи дошкольников».

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно ...