План самообразования Тема: «Нейропсихологические игры, как вспомогательные средства в работе воспитателя для детей с нарушением слуха»
проект по коррекционной педагогике
Нейрокоррекция – наиболее современный, безопасный и высокоэффективный метод решения проблем детского развития и обучения. Современные возможности разрешают осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_po_neyroigram.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Цветкова Светлана Николаевна
воспитатель высшей квалификационной категории
группы детей компенсирующей направленности
МДОУ "Детский сад комбинированного вида №158"
г.Саратова
План работы
по теме самообразования:
«Нейропсихологические игры, как
вспомогательные средства в работе воспитателя
для детей с нарушением слуха»
на 2023 – 2024 учебный год
План самообразования
Тема: «Нейропсихологические игры, как вспомогательные средства в работе воспитателя для детей с нарушением слуха»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для повышения эффективности коррекционного процесса с детьми с ОВЗ (нарушением слуха)
Задачи:
- Изучить теоретический материал по теме.
- Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
- Внедрить в образовательной процесс современные нейротехнологии в области коррекции речевого развития детей.
- Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.
- Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.
- Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с нарушением слуха.
- Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
Актуальность.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Снижение или тотальное отсутствие слуховой функции представляет собой причину ограничения способности к обучению, трудовой деятельности, полноценной жизни в социуме.
В соответствии с положением Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта, возникающие нарушения слуха обусловливают нарушения вторичного порядка, в числе которых снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; замедление процесса формирования понятий; недоразвитие предметной деятельности; отставание в сенсорном развитии; трудности развития мелкой моторики.
Детский мозг отличается от взрослого пластичностью нервной системы, умением приспосабливаться. Мозговые связи детского мозга более пластичны.
Нейрокоррекция – наиболее современный, безопасный и высокоэффективный метод решения проблем детского развития и обучения. Современные возможности разрешают осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.
Для правильного планирования коррекционной работы педагогам необходимо знать научные факты о формировании мозговой организации психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии. Нейропсихологический подход позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.
А игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Нейрокоррекция включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетических ощущений движения, межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.
Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков развития дошкольников с нарушением слуха.
Таким образом, использование нейропсихологических игр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений, что даёт возможность педагогам более качественно выполнять свою работу.
№ п/п | Мероприятия | Обоснования | Сроки |
1. | Теоретический этап Изучение методической литературы по данной теме: 1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Айрис, 2007. 2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008. 3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. -М.: Генезис, 2010. 4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: Центрполиграф, 2002. 5. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. — М.: АЙРИС-пресс 2017. 6. Колганова В., Пивоварова Е. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2 - М.: АЙРИС-пресс, 2018. 7. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика» — М.: Феникс, 2022 8. Ахмадулин Ш. «Сборник нейропсихологических упражнений для развития межполушарных связей ребенка» 9. Интернет-ресурсы Изучение статей в журналах: -«Воспитатель ДОУ»; -«Дошкольное воспитание»; -«Ребёнок в детском саду». -«Коррекционная педагогика» | Повышение педагогической компетенции по данному вопросу | В течении года |
2. | Практический этап Работа с детьми 1. Освоение и внедрение базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития у детей с ОВЗ (нейроигры и игровые упражнения с нейротаблицами) 2. Пополнение предметно-развивающей среды группы (дидактические пособия, игры) для развития межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственного и слухового восприятия. 3. Подведение итогов работы по самообразованию за 2023 – 2024 учебный год Работа с коллегами 1. Консультация «Использование кинезиологических упражнений в коррекции речедвигательных нарушений» 2. Выставочный показ дидактического материала, пособий по теме («Педагогическая копилка») 3. Презентация (анализ) «Нейропсихоло-гический подход в организации коррекционной работы педагога» Работа с родителями 1. Анкетирование родителей 2. Оформление консультаций, папок – передвижек в родительском уголке на тему «Нейропсихологические игры и упражнения для эффективности коррекционного процесса с детьми с ОВЗ» 3. Совместное изготовление нейроигр на развитие кинестетических ощущений движения, межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти. | Создание интереса у детей при использовании нейроигр и упражнений во время занятий, самостоятельной деятельности и в индивидуальной работе. Создание картотеки упражнений для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий. Проведение диагностического обследования с целью выявления эффективности использования приёмов нейропсихологии на занятиях. Распространение педагогического опыта Дать рекомендации по изготовлению дидактических пособий своими руками. Обобщение результата работы по теме самообразования. Выявление уровня знаний о нейропсихологических играх и упражнениях детей. Просвещение родителей по данной теме Взаимодействия с родителями в процессе формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий у детей с нарушением слуха. | В течении года В течении года Май Январь –февраль апрель май ноябрь - декабрь в течении года декабрь - апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями детей с нарушениями слуха
О работе с родителями детей с нарушениями слуха...
Конспект открытого занятия для студентов колледжа по дидактической игре «Открытая прогулка» на тему: «В гостях у Золотой осени» старше-подготовительной группы для детей с нарушением слуха и речи. 2018г.
Учить детей обращать внимание на прелести осенней природы, «золотой поры», бережному обращению к деревьям, кустам, растениям. Обогащать знания о признаках осени, её изменениях. Учить поним...
План самообразования Тема: «Дидактическая игра, как форма развития речи детей раннего возраста»
Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме....
План самообразования.Тема:«Подвижные игры разной направленности для детей младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий»
План самообразования.Тема:«Подвижные игры разной направленности для детей младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий»Отчет самообразования по данной теме...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ. Тема: «Русские народные сказки как средство развития речи дошкольников».
Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно ...
план самообразования Тема: «Подвижная игра как средство развития двигательных навыков у детей раннего возраста
план разработан для работы с детьми раннего возраста...