«НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья

Петрова Светлана Николаевна

Статья из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

УКД 373.2

«НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Евстафьева Анастасия Евгеньевна

Петрова Светлана Николаевна

МАДОУ детский сад № 21 «Ладушки»

г.о.г.Бор Нижегородской области

Целью современного дошкольного образования является в создании условий для раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка.  Для повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников педагогам необходимо обладать не только педагогическими, но и психологическими знаниями. Воспитание и обучение  детей немыслимо без знания психологических особенностей, возрастных характеристик. Также современному педагогу необходимо непрерывно развиваться, осваивать новые методы и технологии [1].

В связи с инклюзивным образованием каждому педагогу надо знать методы работы с детьми с ОВЗ. Одними из методов коррекции умственного, речевого и/или психического развития ребёнка зачастую используемыми узкими специалистами (логопедами, психологами, дефектологами) являются нейропсихологические методы. Нейропсихология интересная наука, позволяющая более глубоко распознать проблемы психического развития ребёнка, а нейропсихологические методы использовать для их профилактики [4].

Нейроигры повышают результативность работы педагога, повышают интерес детей к занятиям, способствуют созданию благоприятного эмоционального фона, а также активируют работу нарушенных функций.

В МАДОУ детский сад №21 «Ладушки» г.о.г. Бор, Нижегородской области инструктор по физической культуре и воспитатель решили углубится в тему нейропсихологии и нейрометодики, для совместной работы с детьми 3-4 лет. применять в своей работе нейроупражнения и нейроигры. При использовании нейрометодики  развитие навыков у детей ускоряется, а выносливость – растёт, что, в свою очередь, ведёт к повышению физического и психического состояния детей [2]. Дети становятся более умными, здоровыми и активными.

Самым первым шагом стало обучение, чтобы иметь полное преставление как действовать, чтобы помочь детям развиваться и не навредить им. Для этого они прошли курсы повышения квалификации «Нейропсихология дошкольников». Также они прослушали ряд вебинаров по данной теме от Журовой И.А.: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста», «Мозжечковая стимуляция в дошкольном возрасте: развиваем мелкую моторику, улучшаем речь, корректируем особенности поведения», «Использование нетрадиционных способов развития познавательной сферы у дошкольников», «Нейропсихологические игры с мячом в ДОУ», «Нейропсихологические методы и приёмы в работе с детьми дошкольного возраста», «Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного возраста». Полученные знания были использованы для разработки совместного плана применения нейропсихологических методов для профилактики нарушения психического и физического развития с детьми 3-4 лет.

Далее последовала разработка и подготовка развивающей среды, а также подключение родителей для достижения наилучших результатов.

 Развивающую предметно-пространственную среду группы пополнили:

  • сборники нейротренажеров для рук на разную тематику;
  • плакаты с нейрожестами;
  • нейродорожки для рук;
  • нейроигры;
  • нейродощечки;
  • пальчиковые игры со стихами;
  • в физкультурном уголке балансиры и нейродорожки, цветные коврики с заданиями, массажные мячики и кольца, картотека нейроиг и т.д.

Также совместно было создано пособие «Большая книга нейроигр для малышей». В неё вошли игры на развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве (вверх – вниз – вправо - влево), изучение цвета, формы, ритмики, нейрожесты, игры на липучках и т.д. Игры расположены так, что одновременно могут заниматься несколько детей. Книга скреплена съемными кольцами, её также можно использовать, как отдельные плакаты.

Нейроигры и нейроупражнения были включены в ежедневное планирование работы с детьми:

 - в утреннем круге используются пальчиковые игры и нейрожесты с речевым сопровождением;

- в утренней гимнастике и гимнастике после сна присутствуют нейроупражнения:

- в совместной и индивидуальной деятельности настольные нейроигры, нейроигры с мячом.

- на занятиях по физической культуре регулярное включение упражнений нейрогимнастики.

Также в нейроигры дети играют в свободной деятельности и на прогулке под присмотром воспитателя.

Для информирования родителей по данной теме подготовили и провели следующие мероприятия:

- информация для родителей «Нейроигры дома, это легко и интересно»

- буклет «Нейроупражнения для всей семьи»

- Семинар практикум для родителей «Нейроигры и нейроупражнения весело и полезно. Попробуйте сами».

Нейроупражнения могут для наилучшего результата использовать не только специалисты и воспитатели на своих занятиях, а также родители для закрепления результатов в домашних условиях. Данные игры всегда интересны детям. Поэтому чаще всего они сами просят поиграть в такие игры.

Подводя итоги, использование нейроигр и нейроупражнений стимулирует развитие многих психических процессов: памяти, внимания, мышления, активизация речи, развитию зрительно – моторной пространственной координации, повышению уверенности в своих силах. Оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья и самое главное, способствует коррекции недостатков речевого развития детей. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение. Полученный результат показывает, что мы не ошиблись, выбирая технологию, и нейроигры действительно способствуют развитию способностей детей 3-4 лет. После начала применения нейроупражнений за очень небольшое время неговорящие дети начали связно говорить, другие ребята стали более комплексно ориентироваться в пространстве и увереннее управлять своими движениями.

Список литературы

  1. Визель Т.Г. Ребенок и его развитие. – М.: В. Секачев, 2016 – 140 с.
  2. Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. М., 2018
  3. Иванушкина, Наталья Викторовна И229 Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Иванушкина. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. – 148 с.
  4. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми/ В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова. М.:АЙРИС-пресс, 2015. 416 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Физическое развитие дошкольника -залог психического благополучия и интеллектуального развития"

Материал в помощь инструктору по физической культуре для работы с воспитателями ДОУ...

Конспект индивидуальной консультации с родителями воспитанников по вопросам психического и физического развития дошкольника "Здоровье ребёнка в наших руках"

Быть здоровым - естественное  желание каждого человека. Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной  в работе любого дошкольного учреждения.В дошкольном детстве закладывается...

Диагностика и профилактика нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников с задержкой психического развития

Профилактика, ранняя диагностика и коррекция нарушений счётных операций у детей имеет большое теоретическое и практическое значение, т.к. успешное овладение счётом и счётными операциями является одним...

Презентация «Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников. Новые игровые приемы и методы»

Письменная речь  -умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей....

"Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников на занятиях физической культуры в ДОУ"

рекомендации  по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников....

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.

При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...