«НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья
Статья из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
УКД 373.2
«НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Евстафьева Анастасия Евгеньевна
Петрова Светлана Николаевна
МАДОУ детский сад № 21 «Ладушки»
г.о.г.Бор Нижегородской области
Целью современного дошкольного образования является в создании условий для раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка. Для повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников педагогам необходимо обладать не только педагогическими, но и психологическими знаниями. Воспитание и обучение детей немыслимо без знания психологических особенностей, возрастных характеристик. Также современному педагогу необходимо непрерывно развиваться, осваивать новые методы и технологии [1].
В связи с инклюзивным образованием каждому педагогу надо знать методы работы с детьми с ОВЗ. Одними из методов коррекции умственного, речевого и/или психического развития ребёнка зачастую используемыми узкими специалистами (логопедами, психологами, дефектологами) являются нейропсихологические методы. Нейропсихология интересная наука, позволяющая более глубоко распознать проблемы психического развития ребёнка, а нейропсихологические методы использовать для их профилактики [4].
Нейроигры повышают результативность работы педагога, повышают интерес детей к занятиям, способствуют созданию благоприятного эмоционального фона, а также активируют работу нарушенных функций.
В МАДОУ детский сад №21 «Ладушки» г.о.г. Бор, Нижегородской области инструктор по физической культуре и воспитатель решили углубится в тему нейропсихологии и нейрометодики, для совместной работы с детьми 3-4 лет. применять в своей работе нейроупражнения и нейроигры. При использовании нейрометодики развитие навыков у детей ускоряется, а выносливость – растёт, что, в свою очередь, ведёт к повышению физического и психического состояния детей [2]. Дети становятся более умными, здоровыми и активными.
Самым первым шагом стало обучение, чтобы иметь полное преставление как действовать, чтобы помочь детям развиваться и не навредить им. Для этого они прошли курсы повышения квалификации «Нейропсихология дошкольников». Также они прослушали ряд вебинаров по данной теме от Журовой И.А.: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста», «Мозжечковая стимуляция в дошкольном возрасте: развиваем мелкую моторику, улучшаем речь, корректируем особенности поведения», «Использование нетрадиционных способов развития познавательной сферы у дошкольников», «Нейропсихологические игры с мячом в ДОУ», «Нейропсихологические методы и приёмы в работе с детьми дошкольного возраста», «Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного возраста». Полученные знания были использованы для разработки совместного плана применения нейропсихологических методов для профилактики нарушения психического и физического развития с детьми 3-4 лет.
Далее последовала разработка и подготовка развивающей среды, а также подключение родителей для достижения наилучших результатов.
Развивающую предметно-пространственную среду группы пополнили:
- сборники нейротренажеров для рук на разную тематику;
- плакаты с нейрожестами;
- нейродорожки для рук;
- нейроигры;
- нейродощечки;
- пальчиковые игры со стихами;
- в физкультурном уголке балансиры и нейродорожки, цветные коврики с заданиями, массажные мячики и кольца, картотека нейроиг и т.д.
Также совместно было создано пособие «Большая книга нейроигр для малышей». В неё вошли игры на развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве (вверх – вниз – вправо - влево), изучение цвета, формы, ритмики, нейрожесты, игры на липучках и т.д. Игры расположены так, что одновременно могут заниматься несколько детей. Книга скреплена съемными кольцами, её также можно использовать, как отдельные плакаты.
Нейроигры и нейроупражнения были включены в ежедневное планирование работы с детьми:
- в утреннем круге используются пальчиковые игры и нейрожесты с речевым сопровождением;
- в утренней гимнастике и гимнастике после сна присутствуют нейроупражнения:
- в совместной и индивидуальной деятельности настольные нейроигры, нейроигры с мячом.
- на занятиях по физической культуре регулярное включение упражнений нейрогимнастики.
Также в нейроигры дети играют в свободной деятельности и на прогулке под присмотром воспитателя.
Для информирования родителей по данной теме подготовили и провели следующие мероприятия:
- информация для родителей «Нейроигры дома, это легко и интересно»
- буклет «Нейроупражнения для всей семьи»
- Семинар практикум для родителей «Нейроигры и нейроупражнения весело и полезно. Попробуйте сами».
Нейроупражнения могут для наилучшего результата использовать не только специалисты и воспитатели на своих занятиях, а также родители для закрепления результатов в домашних условиях. Данные игры всегда интересны детям. Поэтому чаще всего они сами просят поиграть в такие игры.
Подводя итоги, использование нейроигр и нейроупражнений стимулирует развитие многих психических процессов: памяти, внимания, мышления, активизация речи, развитию зрительно – моторной пространственной координации, повышению уверенности в своих силах. Оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья и самое главное, способствует коррекции недостатков речевого развития детей. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение. Полученный результат показывает, что мы не ошиблись, выбирая технологию, и нейроигры действительно способствуют развитию способностей детей 3-4 лет. После начала применения нейроупражнений за очень небольшое время неговорящие дети начали связно говорить, другие ребята стали более комплексно ориентироваться в пространстве и увереннее управлять своими движениями.
Список литературы
- Визель Т.Г. Ребенок и его развитие. – М.: В. Секачев, 2016 – 140 с.
- Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. М., 2018
- Иванушкина, Наталья Викторовна И229 Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Иванушкина. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. – 148 с.
- Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми/ В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова. М.:АЙРИС-пресс, 2015. 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Физическое развитие дошкольника -залог психического благополучия и интеллектуального развития"
Материал в помощь инструктору по физической культуре для работы с воспитателями ДОУ...
Конспект индивидуальной консультации с родителями воспитанников по вопросам психического и физического развития дошкольника "Здоровье ребёнка в наших руках"
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения.В дошкольном детстве закладывается...
Диагностика и профилактика нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников с задержкой психического развития
Профилактика, ранняя диагностика и коррекция нарушений счётных операций у детей имеет большое теоретическое и практическое значение, т.к. успешное овладение счётом и счётными операциями является одним...
Презентация «Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников. Новые игровые приемы и методы»
Письменная речь -умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей....
"Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников на занятиях физической культуры в ДОУ"
рекомендации по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников....
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.
При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...