Диагностика и профилактика нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике на тему

 Татьяна Алексеевна Иванова

Профилактика, ранняя диагностика и коррекция нарушений счётных операций у детей имеет большое теоретическое и практическое значение, т.к. успешное овладение счётом и счётными операциями является одним из необходимых условий школьной успеваемости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика и профилактика нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников

 с задержкой психического развития

            Счетная деятельность стимулирует психическое и социальное развитие детей. Предупреждения и коррекции специфических нарушений счета у детей обусловлена тем, что этот вид деятельности имеет большое значение в жизни ребенка. Она играет важную роль на начальном этапе обучения в школе, и в течение последующих лет, обеспечивая общеобразовательную подготовку

          Среди нарушений в овладении счетной деятельностью выделяются дискалькулии – это специфические нарушения счетных навыков, обнаруживаемые на начальной стадии обучения счету. Дискалькулия является следствием недостаточной сформированности познавательных и речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка. В исследованиях, посвящённых изучению дискалькулии, подчёркивается большая стойкость этих нарушений, сложность их патогенеза и трудность преодоления.

Исходя из анализа симптоматики и концептуальных подходов, выделяются различные классификации дискалькулии. Одна из них – классификация L. Kosc: вербальная, практогностическая, дислексическая, графическая, операциональная.

К числу психических функций, лежащих в основе формирования навыка счета, относят пространственные представления, зрительно-моторную координацию, слухоречевую и зрительную память, оптико-пространственный гнозис и праксис, пальцевый гнозопраксис, моторику, временные и количественные представления, логические операции, восприятие и воспроизведение ритма, лексико-грамматический строй речи.

Среди дошкольников с интеллектуальной недостаточностью выделяются дети с задержкой психического развития (ЗПР), характеризующиеся особенностями развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы: снижением внимания и работоспособности, недостаточностью знаний об окружающем мире, снижением памяти, замедленностью процессов приема и переработки сенсорной информации, недоразвитием речи, незрелостью мышления, низкой познавательной активностью, эмоционально-волевой незрелостью.

Профилактика, ранняя диагностика и коррекция нарушений счётных операций у детей имеет большое теоретическое и практическое значение, т.к. успешное овладение счётом и счётными операциями является одним из необходимых условий школьной успеваемости.

           Проблема исследования, связанная с выявлением своеобразия общефункциональных механизмов речевой деятельности в структуре формирования навыка счета и определением оптимальных путей коррекционной работы по их формированию у дошкольников с ЗПР, в теоретико-методическом плане до сих пор недостаточно изучена. В то же время для практики дошкольного образования очень важно как можно раньше выявить факторы риска возникновения дискалькулии у детей данной категории, а также выбрать направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике данного нарушения.

Основу методики исследования общефункциональных механизмов речевой деятельности, лежащих в основе формирования навыка счета, составили адаптированные варианты диагностических методик Л. Б. Баряевой, А. В. Белошистой, С. Д. Забрамной, А. Н. Корнева, Н. Е. Старосельской, Ж. Пиаже, М. Фидлер и др. В методику вошли 42 задания, в ходе выполнения которых изучались зрительный гнозис, пространственное восприятие, особенности ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса, речеслуховой и зрительной памяти, восприятия и воспроизведения ритма, словесно-логического мышления, развитие навыков счета у детей с ЗПР и у детей в норме.

Результаты обследования позволяют выделить факторы риска для каждого вида дискалькулии (по классификации L. Kosč):

- вербальная дискалькулия: нарушено словесное обозначение математических понятий, восприятие цвета, формы, величины; не сформированы количественные представления, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память; имеет место непонимание связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением;

- практогностическая: имеется расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов; нарушены зрительно-пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, зрительно-двигательная координация; не сформированы логические операции;

- дислексическая: нарушено чтение математических знаков, словесное обозначение математических понятий, восприятие цвета, формы, величины, количества, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, аналитико-синтетическая деятельность; не сформированы представления об образе математических знаков;

- графическая: нарушены запись математических знаков и воспроизведение геометрических фигур, ручная моторика, зрительно-двигательная координация, аналитико-синтетическая деятельность, пространственное восприятие, зрительная память, представления о форме, величине, математической символике;

- операциональная: имеет место непонимание математической терминологии, текстов задач; не сформированы логические, математические операции; нарушены восприятие количества, аналитико-синтетическая деятельность, зрительная и слуховая память, лексико-грамматический строй речи.

В основу коррекционной работы должны быть положены следующие принципы: связи знаний и умений с жизнью; научности и доступности; системности и последовательности; развивающего и воспитывающего обучения; активности и самостоятельности; всесторонности и гармоничности развития детей и др.

В ходе коррекционной работы по профилактике дискалькулии у дошкольников с ЗПР целесообразно использовать практические, наглядные и словесные методы. Практические методы необходимо направить на организацию и активизацию практической деятельности детей со счетным материалом. Это упражнения (речевые, игровые, подражательно-исполнительского и конструктивного характера), целенаправленные действия с различным дидактическим материалом, создание условий для применения счетных навыков в быту, игре, труде и в общении. Учитывая особенности развития детей с ЗПР и их возраст, необходимо использовать игровые технологии, так как игра является ведущим видом деятельности детей-дошкольников.

Наглядно-практический метод моделирования, представляет собой конструирование модели и использование ее для формирования представлений о свойствах объектов и структуре их взаимоотношений. Для этого дошкольникам с ЗПР предлагаются предметные модели (конструкция из реальных предметов), предметно-схематические модели (конструкции из предметов-заместителей и графических знаков), графические модели (схемы, рисунки и т. д.). Таким образом, действия замещения и моделирования у детей с ЗПР являются основой формирования познавательных способностей.

Среди словесных методов обучения как наиболее значимые выделены рассказывание детей, отражающее в связной речи сложившиеся представления, рассказ, предварительная, обобщающая беседа, вопросы, пояснение и объяснение, самооценка и т. д.

Методика коррекционно-развивающей работы по профилактике дискалькулии у дошкольников с ЗПР основывается на комплексном подходе, который включает в себя:

- изучение формирования счетной деятельности у детей с ЗПР;

- специальную организацию пространственно-развивающей среды;

- знакомство детей с природным и рукотворным материалом и использование его в процессе активной предметно-практической деятельности и игре, проведение обучающих игр с математическим содержанием;

- общение взрослого с ребенком в процессе формирования счетной деятельности;

- взаимодействие всех взрослых - участников образовательного процесса (учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования) с целью координации работы.

Такой подход предполагает интеграцию счетной деятельности в различные виды занятий: по развитию и коррекция речи, в игровые, ИЗО, конструктивные, трудовые, музыкальные, учебные и др.

В ходе проведения коррекционной работы целесообразно использовать индивидуальные и подгрупповые формы работы: экскурсии и наблюдения, ознакомление с литературными произведениями, игры (с природным материалом, с сенсорными эталонами, конструктивные, на развитие ритмической способности, пальчиковые, с образными игрушками, сюжетно-ролевые, музыкально-дидактические, логические со знаково-символическим материалом - цифрами, кубиками, пиктограммами и т. д.), упражнения с иллюстративным материалом (фотографии, картины) и др.

Коррекционно-развивающая работа по профилактике дискалькулии у дошкольников с ЗПР эффективна в том случае, если она имеет комплексный характер и включена в различные виды детской деятельности. Необходим дифференцированный подход к коррекции нарушений счетных навыков, к выбору наиболее результативных направлений, содержания и приемов коррекционной работы по профилактике дискалькулии.

Методика коррекционно-развивающей работы по профилактике дискалькулии, основанная на использовании предметно-практических и символико-моделирующих видов деятельности, способствует усилению познавательной и речевой активности детей, эффективно воздействует на процесс овладения ими счетными навыками, что позволяет более успешно подготовить их к школьному обучению.

Список литературы:

1. Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития. - СПб.: СОЮЗ, 2005. – 199 с.

2. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб: КАРО, 2007. – 288 с.

3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Владос, 2004. – 399 с.

4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М.: Гном – Пресс, 1999. – 56 с.

5. Гермаковска, А. Коррекция дискалькулии у школьников с тяжёлыми нарушениями речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 1992.-16 с.

6. Демьянов Ю.Г. Психопатология детского возраста. - Л., Мин. просвещения РСФСР, 1988. – 51 с.

7. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 1. – С. 8 - 16.

8. Лалаева, Р. И., Гермаковска, А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи //Дефектология.- 2000.-№4.-С. 17-20

9. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974. – 368 с.

10. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982. – С. 5-21.

11. Певзнер М.С. Отграничение детей с синдромом акалькулии от детей–олигофренов // Дети с отклонениями в развитии. – М.: Педагогика, 1966. – С. 226-240.

12. Столяр А.А. Педагогика математики. – 3-е изд. – Минск: Высшая школа, 1986. – 414 с.

13. Стребелева Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. - № 2. – С. 50-59.

14. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1982. – 47 с.

15. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990. – 180 с.

16. Kosč L. Vyvinova dyskalkulia ako porucha matematicnuch schopnosti v detakom veka // Otasky defektogie. – 1971. – № 4. – Р. 34-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития

В статье описана методика работы по решению проблем у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по коммуникативному развитию....

Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное детство»

Игра — это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливо...

Формирование трудовых умений и навыков у детей с задержкой психического развития

В статье освещены вопросы трудового воспитания детей с задержкой психического развития, его значимость для  развития  и коррекции всех сторон воспитания детей( физического , умственного ,нра...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры....

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с задержкой психического развития

Проблема нарушений письменной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения. Происходит это потому, что письмо и чтение в школе превращается в средство приобретения знаний учащимися....

Буклет "Рекомендации педагогам по проведению диагностики детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития (ЗПР)"

Буклет с рекомендациями для педагогов (дефектологов, педагогов- психологов) по проведению диагностики детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР...