"Физическое развитие дошкольника -залог психического благополучия и интеллектуального развития"
консультация по физкультуре на тему
Материал в помощь инструктору по физической культуре для работы с воспитателями ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fizicheskogo_zdorovya_doshkolnikov.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физическое здоровье дошкольника –
залог психического благополучия и
интеллектуального развития»
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.
Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического развития. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Правильное физическое здоровье детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Ни в какой другой период жизни физическое развитие не связано так тесно с общим развитием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой, именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.
Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. По данным медицинских прогнозов, 85% этих детей потенциально больные сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению жизни на 5—20 лет. Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью.
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем, интеллектуальным развитием и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной системы, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению обмена веществ. Через двигательную активность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы: мышление, внимание, воля, самостоятельность и др. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для формирования познавательных процессов, тем полноценней осуществляется его развитие .
Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, М.М. Кольцова и др.) и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Г.А. Каданцева, 1993; А.С. Дворкин и Ю.К. Чернышенко, 1997; В.А. Баландин, 2000; Н.И. Дворкина, 2002; В.А. Пегов, 2000, и др.).
Еще П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечал, что «особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности» . В настоящее время данная проблема представлена в исследованиях Н.В Зайцевой, И.В. Стародубцевой, Е.А. Коротковой и др.
Одним из основных показателей умственного развития является мышление. По мере развития познавательных интересов, любознательности мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к «экспериментам» для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу.
Мышление - это процесс познавательной деятельности ребенка, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны .
Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению.
Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение практических задач осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий.
Наглядно-образное мышление – совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Важной особенностью является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств.
Словесно-логическое мышление начинает формироваться у детей старшего дошкольного возраста. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Рассуждать значит связывать между собой разные знания для того, чтобы получить ответ на стоящий вопрос, решить мыслительную задачу
Одним из эффективных средств развития различных видов мышления у старших дошкольников, в том числе и словесно-логического, являются физические упражнения. В настоящее время разрабатывается множество игр, физкультурных занятий, направленных на развитие словесно-логического мышления. Чем раньше начать формировать и развивать словесно-логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.
Включение заданий на развитие словесно-логического мышления в комплекс занятий физической культурой дает возможность гармоничного и всестороннего развития ребенка. Способствует формированию и раскрытию внутреннего мира дошкольника - его мыслей, чувств, нравственно-волевых качеств, развитию психических процессов: мышления, воображения, внимания, памяти. Благоприятно влияет на усваиваемость учебного материала, работоспособность и поддержание высокого интереса к выполнению мыслительных операций дошкольников.
Рассмотрим особенности развития внимания у дошкольника. Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Развитость внимания обладает высокой значимостью в различной деятельности дошкольника, в том числе и в физкультурной, ведь одно из условий плодотворных занятий ребенка физкультурой – ориентация на слова и указания инструктора – педагога.
Для того чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности — это и формирование умственных действий контроля. И здесь уже можно педагогу ориентировать детей на постановку и решение определенных глобальных задач. Так, например, именно в этом возрасте плодотворно объяснение детям значимости занятий физической культурой для их дальнейшей жизни.
Психологические исследования показали, что:
- максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, а к шести годам она возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.
- если в три года за 10 минут игры ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз.
- устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 - 2 раза выше, чем у легко возбудимых.
В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребенка и способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы малыш стал более внимательным, педагогу нужно научить его подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства. Так, например, дошкольник при занятиях физической культурой должен помнить, что она является деятельностью, направленной на повышение качественных характеристик его организма, способствует улучшению здоровья и т.д.
Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий, например, на тех или иных физических упражнениях.
При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими. Соответственно и, например, осознание слов педагога о важности занятий физической культурой и спортом будет менее продуктивным.
Важно помнить, что устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. Так, например, детям просто необходимо дать возможность как можно больше пользоваться предлагаемыми для занятий спортивными снарядами. Во-первых – это условие занятий физической культурой. Во-вторых, при правильной постановке задачи педагогом, занятие на спортивных снарядах может стать для ребенка стимулом к физкультурной деятельности вообще. (Достаточно, например, указать, что подтягивание на перекладине сможет обеспечить ребенку более высокий результат при прохождении спортивных состязаний по бросанию какого-либо предмета).
Большую значимость при восстановлении образов используемых на занятиях физической культурой у дошкольников имеет развитость воображения.
Воображение — это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Фантазия (синоним понятия «воображение») позволяет как бы «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат.
В случае, когда ребенку в ходе занятия физической культурой для выполнения того или иного упражнения важно восстановить (представить) тот или иной образ важны практически все виды воображения. Таким образом, воображение дошкольников является одним из направлений работы педагогов с целью совершенствования у детей, в том числе, и физкультурной деятельности.
Наблюдательность — один из важных компонентов интеллекта человека. Первой отличительной особенностью наблюдательности является то, что она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Вторая особенность-наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением. Чтобы подмечать в объектах малозаметные, но существенные детали, необходимо многое помнить об аналогичных объектах, а также уметь сравнивать и выделять их общие и отличительные признаки. Дошкольники уже многое замечают, и это помогает им познавать окружающий мир. Однако более высокому уровню наблюдательности нужно еще учиться и учиться. Тренировка этой способности должна проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления, а также одновременно с формированием познавательных потребностей ребенка, элементарной формой проявления которых является любопытство и любознательность.
Тренировка наблюдательности актуальна при занятиях с детьми физической культурой в связи с тем, что большинство образов, приводимых педагогом на занятиях для заинтересования детей, требуют как раз активного включения наблюдательности.
В дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок, других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо не только для усвоения в дальнейшем, многих учебных предметов в школе, и для формирования способностей ко многим видам творческой деятельности, а также для более успешного проведения занятий физической культурой.
Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.
В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания. Произвольная память — это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания.
В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую. Образная память обеспечивает запоминание наглядных образов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица и т.п. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно - логическая память — это память на отдельные слова, понятия, мысли. Выделяют также и физическую (кинетическую) память – способность организма зафиксировать с целью последующего воспроизведения ту или иную последовательность действий. Развитие кинетической памяти имеет большое значение в сфере активизации физкультурной деятельности дошкольника.
Итак, анализ направлений развития факторов влияния на особенности восприятия дошкольником окружающего мира показал тесную взаимосвязь между занятиями физической культурой и организацией и совершенствованием у детей вышеуказанных сторон развития восприятия.
Литература
1 Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры, 1986
2 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
3 ВенгерЛ.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.:, 1998
4 Зеленин В. Применение на физкультурных занятиях нестандартного оборудования. // Дошкольное воспитание. – 1991. - №4.
5 Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.
6 Караманова Л.В. Пути повышения эффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание. – 1986. - №11.
7 Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике (пер. с болгарского). - М.: ФиС, 1985, 93 с.
8 Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2000.
9 Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М. 1983.
10 Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры, 1994, № 7
11 ЛеонтьевА.Н. Психологические основы дошкольной игры. "Дошкольное воспитание", 1997, № 9
12 Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.
13 Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986
14 Панкратьев Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры, 1990, № 11
15 Пенькова Л. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошкольное воспитание. 1999. №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль и место сказкотерапии в психическом, физическом и интеллектуальном развитии дошкольников»
Консультация для родителей о роли сказки в воспитательном процессе: как правильно рассказать сказку, чтобы добиться нужного результата; какую выбрать сказку....
Интегративный подход в реализации задач по физическому и интеллектуальному развитию дошкольников
В статье отражается вариант интеграции О. о. "Физическая культура" и "Познание" ("Первые шаги в математику")...
Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.
Дидактические подвижные игры являются оригинальной формой совмещения задач интеллектуального и физического развития....
"Умственное развитие в дошкольном возрасте. Интеллектуальное развитие дошкольника".
Задачи умственного воспитания понимают порой упрощенно, стараясь «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. В режиме дня малыша не...
Патриотическое, нравственное, физическое, интеллектуальное развитие дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности.
«Туризм – ступенька к ведению здорового образа жизни»....
Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.
Дидактические подвижные игры способствуют развитию приёмов умственной деятельности. Это своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям и возможностям маленького ребёнка. Их основ...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...