Викторина «Вопрос- ответ» для детей старшей логопедической группы.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение          «Детский сад комбинированного вида №73 «Веснянка»                               муниципального образования городской округ Симферополь                        Республики Крым

 

 

 

 

 

 

Викторина «Вопрос- ответ» для детей старшей логопедической группы.

 

 

                                      Учитель- логопед Сулейманова Э.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь,2024г.

 

 

Викторина «Вопрос- ответ» для детей старшей логопедической группы.

Актуальность: Особое место в системе воспитания и обучения детей с речевыми расстройствами занимают развлекательные мероприятия. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают речевые материалы. Проведение таких мероприятий развивает у детей чувство уверенности, коммуникативные навыки и творческие способности.

Цель: расширение, обогащение, активизация словаря по изученным темам:    «Овощи», «Фрукты».

Задачи

Коррекционно-образовательные:

• активизировать и расширять словарь по теме «Овощи»«Фрукты»

• стимулировать речевую активность детей

• совершенствовать речевые навыки и умения

• формировать зрительный гнозис

• совершенствовать навыки согласования слов в предложении

• формировать грамматический строй речи

Коррекционно - развивающие:

• развивать артикуляционную моторику.

• развивать мелкую моторику рук.

• развивать фонематическое восприятие

• развивать способность к самоконтролю

• развивать длительность и плавность речевого выдоха

• развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение

• развивать координацию движений с речью;

• развивать связную речь;

• развивать зрительное восприятие;

• развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

Коррекционно - воспитательные:

• формировать навыки сотрудничества на занятии, умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру

• воспитывать умение правильно вести себя

                                                                                                                              Материалы и оборудование:  каврограф  Ларчик, цветные карандаши, раскраски по количеству детей, сухие бассейны, диск   N 33 Железновых «Игровой» трек «Капуста», муляжи овощей, свежие овощи, картинки с изображением овощей и фруктов, лото «Часть и целое», фишки.

Форма проведения: Викторина

Возраст обучающихся: старшая гуппа

Методы и приёмы: чтение стихотворения, загадывание загадок, проведение артикуляционной гимнастики, проговаривание чистоговорок, сенсорный бассейн, работа над слоговой –деление слов на слоги, сопоставление части и целого, словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, договаривание слов.

Место проведения: групповая комната

План проведения:

 I.Организационный момент  (вступительное слово логопеда )

II. Основная часть

1.Упражнение «Отгадай загадки, раскрась отгадки»

2. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

                                                                                                                                           3. Развитие дикции и интонационной выразительности (проговаривание чистоговорок).

4. Слоговый бассейн

5. Пальчиковая гимнастика «Мы капустку чистим, чистим» (развитие мелкой моторики, координация речи с движением) (Трек «Капуста» диск  №33 Железновых «Игровой»)

                                                                                                                                        6.Игра на развитие речевого дыхания«Узнай овощ».

 

7.Дидактическая  игра  под названьем «Он-она-оно».

8.Подвижная игра «Вершки и корешки».

 

9. Дидактическое лото  «Целое и часть»

 

10. Игра с мячом «Большой — маленький» (Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

 

11.Речевой марафон «Доскажи словечко» (развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах).

 

III.Заключительная часть

1. Рефлексия.

 

Ход викторины

I.Организационный момент. Вступительное слово логопеда.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить ,

Не вертеться, не шалить.

Логопед: Ребята, сегодня мы собрались на логопедическую викторину «Вопрос - ответ». Надеюсь, что игра будет интересной, увлекательной и познавательной. Желаю вам ребята не скучать и не зевать, на мои вопросы побыстрее отвечать!

Логопед: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо

Хотите узнать, от кого оно? Отгадайте загадку:

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть длинно,

А зовётся …..(Чип-по-ли-но)

- Здравствуйте, мои друзья!

Я весёлый Чипполино,

Вырос я в Италии,

Там, где зреют апельсины,

И лимоны, и маслины.

-Я хочу узнать, что вы знаете про меня и моих друзей. Поэтому я приготовил для вас интересные задания.

II.Основная часть.

Начинаем викторину! Я задам сейчас вопросы. Отвечать на них не просто!

1.Упражнение «Отгадай загадки, раскрась отгадки»

-Этот предмет желтый, овальный, кислый, сочный. (Лимон.)

-Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива.)

-Этот предмет желтый, круглый, горький, сочный. (Лук.)

-Красный бочок, само с кулачок, тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко.)

-Этот предмет бордовый, круглый, сладкий. (Свекла.)

2. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

 

Логопед: А сейчас посмотрим в зеркала и сделаем небольшую разминку.

 

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

 Упражнения для губ и щек

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

Упражнение для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые - вот такие. Показать «острый» язык.

По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык "лопаткой" положи

И спокойно подержи.

Язык "колышком" потом

Потянем тонким острием.

Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Дашину чашечку я налью апельсиновый сок, в Мишину - яблочный, в Катину - сливовый. Какой сок налить тебе, Серёжа?»

3. Развитие дикции и интонационной выразительности

Дети вслед за логопедом проговаривают слоговые цепочки и рифмованные строки. 

Логопед: А теперь, слушаем, запоминаем, за мной повторяем.

 С дорожки сядем, посидим,                                                                                 

 О том, о сём поговорим.                                                                                                                                        

Ду-ду-ду- мы работаем в  саду             

 Укты – укты – укты -­ поспевают фрукты                                                   

 Ай – ай – ай - яблок вкусных урожай                                                                     

Уши – уши – уши -­ поспевают груши                                                              

 Уш – уш – уш – мы -собрали много груш

Ишня – ишня – ишня – поспевает вишня                                                 

 Иву – иву – иву ­ -собираем сливу                                                                

 Ок – ок – ок – из фруктов выжмут сок                                                         

  Ины – ины – ины – во фруктах витамины.      

4.Раунд «Слоговой бассейн»

Логопед: В центре группы на столах бассейны с фасолью. Ваша задача- каждый участник команды находит игрушку в миске и определяет количество  слогов в слове.

5. Пальчиковая гимнастика «Мы капустку чистим, чистим» (развитие мелкой моторики, координация речи с движением).

Звучит трек «Капуста» диск  N 33 Железновых «Игровой».

Дети вслед за логопедом повторяют слова и движения.

 

6.Игра на развитие речевого дыхания«Узнай овощ».

 

Логопед кладёт на тарелку кусочки знакомых детям овощей. Каждому ребенку предлагается завязать глаза платком и узнать овощи по запаху. Сделать медленный плавный вдох носом, выдох – ртом. Далее можно усложнить задание, попросив ребенка произнести название овоща на выдохе.

Сделать вдох, на выдохе громко, четко, не торопясь называть овощи: «Картошка, капуста, свекла – это овощи».

 

7.У меня для вас игра  под названьем «Он-она-оно».

На доске прикреплены изображения овощей и фруктов. Детям предлагается разложить картинки в домики под названием «Он», «Она», «Оно».

Логопед: Попрошу вас не зевать, слово выбрать и назвать. Картинки, про которые можно сказать «мой» вы кладёте в домик под названием «Он»,  картинки, про которые можно сказать «моя» - в домик под названием «Она», «моё»-«Оно».    

8.Подвижная игра «Вершки и корешки»

 

Логопед: В следующем задании ребята вам нужно определить, какие овощи растут на земле, а какие – под землёй. Если овощ произрастает  на земле — тяните руки вверх, если под землёй — присядьте. Встаньте так, чтобы не мешать друг другу.

Сначала логопед показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, на земле или  под землёй. Далее в качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

 

9.Дидактическое лото  «Целое и часть»

У детей - карточки с изображением целого овоща, у логопеда - картинки с изображением его части. Логопед выкладывает картинку, а дети должны подобрать соответствующую на своих карточках.

    Логопед: Ребята, у вас на карточках изображены фрукты и овощи. Сейчас я буду доставать из мешочка фишку  с изображением части овоща или фрукта. Если вы узнаете свой овощ или фрукт, берете фишку и закрываете его на своей карточке.


10. Игра с мячом «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) .

Логопед: Ребята, а теперь посмотрите у вас на столе картинки с изображением больших и маленьких овощей и фруктов.

 

Логопед: Сейчас я буду называть большой  овощ (фрукт), а тот, кому я передам мяч, должен подумать и ответить, как назвать маленький  овощ (фрукт) (огурец — огурчик, помидор — помидорчик       и т. д.).

 

11.Речевой марафон «Доскажи словечко» (развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах).

Логопед: Следующее задание слушайте внимательно. Я начну читать предложение, вы добавляете последнее слово, подходящее по смыслу.

Логопед  читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Солнышко светило чтоб, ярче зеленел … (укроп).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

- Просит дедушка Федюшку - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

III. Заключительная часть.

1.Рефлексия.

Логопед: Ребята, понравилась ли вам викторина? Какие задания вам понравились больше всего? Что было сложным для вас, в чём вы сомневались? Я думаю, что с заданиями Чипполино вы справились.

Спасибо вам за хорошую игру. Надеюсь, она всем понравилась. Старайтесь говорить красиво, правильно! До свидания друзья!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Рождественская викторина с ответами для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Рождество Христово - один из самых прекрасных праздников, отмечаемых в нашей стране. Этот праздник полон необъяснимого очарования и ожидания волшебства. Я предлагаю Вашему вниманию викторину на тему "...

Игра- викторина «звездный час» Для детей подготовительной логопедической группы

Цель:    1)подвести итоги логопедической работы за учебный год                  ...

Викторина с ответами для детей 5-7 лет на тему: Животные. Викторина с ответами для детей старшего дошкольного возраста.

Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям. Его можно включить в занятие по лексическим т...

Викторина для детей старшей логопедической группы "В мире животных".

Данный материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений при подготовке к занятиям, при организации проектной деятельности....

Конспект занятия-викторины «Звездный час» для детей старшей логопедической группы

Современные дети живут в информационно насыщенном мире. Поэтому для повышения эффективности коррекционно-развивающих занятий меняем форму их проведения. А именно, организуем их в форме викторин, интел...