К проблеме педагогической поддержки детей с аутизмом при подготовке их к школе
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Тыртышная Дарья Евгеньевна
В данной статье, методом творческого анализа рассматриваются основные понятия- "педагогическая поддержка активных детей", "особенности развития детей с РАС" и "формы подготовки активных воспитанников к школе" как психологопедагогическая проблема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tyrtyshnaya_091918.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИХ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Тыртышная Д.Е.,

СОФ НИУ БелГУ,

г. Старый Оскол

Вопросы педагогической поддержки аутичных детей в процессе подготовки их к обучению в школе широко представлены в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. В данной статье методом теоретического анализа рассматриваются основные понятия - «педагогическая поддержка аутичных детей», «особенности развития детей с РАС» и «формы подготовки аутичных воспитанников к обучению в школе» как психолого-педагогическая проблема.

На современном этапе развитие научных исследований аутизма существенно изменилось. О детях с симптоматикой, понимаемой сегодня как проявления аутизма, специалисты познакомились в 1809 году. Но только в 30-40-х гг. XX в. в разных странах стали появляться описания детей, которые страдают расстройством аутистического спектра, или РАС, (Гребельская В.С., Мнухин С.С., Озерецкий Н.И., Симеон Т.П., Сухарева П.Е. и др.). В дальнейшем возник и вопрос о подготовке к школьному обучению детей с аутизмом и другими нарушениями социопсихического развития.

Проблематику подготовки к обучению детей с РАС в школе рассматривали: Гуткина Н.И., Малетина Н.Л., Овчарова Р.В. и др.

В российской психологии детальное изучение вопросов готовности к обучению в школе, основной вектор которой начинается в трудах Выготского Л.С., отражено в трудах Божович Л.И.; Кравцовой Е.Е.; Эльконина Д.Б. и др.

В своих работах Божович Л.И., выделяет некоторые характеристики психического развития ребенка, которые значительно влияют на успешность обучения. В их числе определенный уровень развития мотивации ребенка, включающий социальные и познавательные мотивы, в достаточной мере развитое произвольное поведение и интеллектуальная сфера.  «Внутренняя позиция школьника», как считает автор, является основным показателем готовности к переходу на школьный уровень образования и определяется как новое образование, являющееся сочетанием познавательной активности и потребности во взаимодействии со взрослым на качественно новом уровне

[1, с.169].

Исследуя обозначенную проблему, Эльконин Д.Б., считал приоритетной степень сформированности предпосылок к учебной деятельности. Как наиболее значимые предпосылки автор описывал умение придерживаться правил в работе, Умение воспринимать и выполнять инструкции взрослого, а умение выполнять работу по образцу и несколько других предпосылок. [7, с. 42].

Кравцова Е.Е. в своих работах раскрывая аспекты готовности детей к школьному обучению в психологическом плане основной акцент делает на уровень развития общения. Автором выделены три основные сферы: отношение к самому себе, к взрослому и сверстнику, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и соотносится с основными структурными компонентами самой учебной деятельности определенным образом [4].

Гуткина Н.И. определяет психологическую готовность к школе как «необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников». Ею была разработана диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Гетцер Г., Керн А., Штребел С. и др.)[3, с. 3].

Овчарова Р.В. определяет готовность ребёнка к школе тем, что он стремится контролировать и планировать свои действия, выполнять логические операции в форме словесных понятий, ориентируется в окружающем пространстве, умеет слушать другого человека.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль [5, с.240].

Тематика подготовки и формирования готовности к школе среди детей с расстройствами аутистического спектра не имеет столь глубокого распространения. В основном она исследуется в отдельных факторах. В частности, Гончаренко М.С. и Малетина Н.Л. рассматривают процесс социально-бытовой адаптации детей с РАС, что подразумевает и подготовку к школьному обучению. Непосредственным изучением формирования готовности к школе детей с РАС занимаются Иванова О.А., Дутова М.Н., Лаврентьева Н.Б. и др.

Вопрос о возможности подготовить аутичных детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации сих пор остается спорным. При наблюдении за детьми с аутизмом, формально подготовленными к школьному обучению, выясняется, что в большинстве случаев навыки и умения, сформированные в процессе подготовки к школе, дети усвоили механически, не осознано. Так, например, формально обученный чтению и письму аутичный ребенок не в состоянии ответить на вопросы, связанные с содержанием короткого текста или отдельной фразы, которую он только что прочитал или написал. Поэтому актуальным представляется вопрос определения особых образовательных потребностей детей с аутизмом и разработки специального подхода к коррекционному обучению, соответствующего этим потребностям, что позволило бы подготовить аутичных детей к обучению в школе в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого. Для детей с особенностями развития, такими как расстройства аутистического спектра, педагогическая поддержка наиболее актуальна и необходима, ведь они испытывают особые образовательные трудности.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по вопросу педагогической поддержки аутичных детей в процессе подготовки их к обучению в школе показал, что эта проблема актуальна на сегодняшний день. Дальнейшее успешное обучение ребёнка с расстройствами аутистического спектра на прямую завит от своевременной диагностики и доброжелательной поддержки педагогов и родителей.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович // Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 398 с.
  2. Образование детей с нарушениями развития аутистического спектра: сб. нормативно-правовых материалов / сост.: Л.М. Беткер, А.Б. Григорян. - Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2011. - 76 с.
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Электронный ресурс] / Н.И. Гуткина // Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. Режим доступа: свободный https://pedlib.ru/Books/1/0204/1_0204-1.shtml#book_page_top (22.05.2022).
  4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М. : Педагогика, 1991. – 150 с.
  5. Лаврентьева, Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей -дошкольников/ Н.Б. Лаврентьева // Дефектология. - 2008. - № 4 - С 52-63.
  6. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов / Р. В. Овчарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
  7. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер.- М.: Педагогика, 1988.- 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость социально-педагогической поддержки детей раннего возраста по адаптации к ДОУ

Раскрыты сущность адаптации ребенка раннего возраста как медико-психолого-педагогической проблемы, выявлены факторы,существенно затрудняющие процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям детск...

Психолого-педагогическая поддержка детей применительно к новым условиям образования в области "Музыка".

В статье раскрываются принципы психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста. Описывается модель музыкально-образовательного процесса с их учетом....

Психолого-педагогическая поддержка детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Предназначена для  повышения компетентности педагогов в рамках работы ОЭР...

Консультация для родителей "Проблемы сна у детей с аутизмом"

Сон является важным компонентом здоровья. Он необходим для роста, восстановления силы тела и иммунной системы организма, повышению и укреплению памяти, улучшению восприимчивости к обучению. В статье д...

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЯМ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Для осуществления подготовки является необходимым проведение мероприятий, способствующих повышению компетенции педагогов в области психолого-педагогической поддержки социализации и  индивидуализа...

Статья «Проблема оценки эффективности реализации педагогической поддержки детей с ОВЗ» 2018 г.

Статья  «Проблема оценки эффективности реализации педагогической поддержки детей с ОВЗ» в материалах II Международной научно-практической конференции «Вопросы современной науки:...

«Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста и детей с особыми возможностями здоровья посредством организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении»

В статье раскрывается  актуальность организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении . Можно познакомиться с оборудованием для оснащения сенсорной комнаты...