ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЯМ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
статья на тему
Для осуществления подготовки является необходимым проведение мероприятий, способствующих повышению компетенции педагогов в области психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка с различными образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berdichevskaya_a_a_shutovich_o_v_sbornik.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
А. А. Бердичевская О. В. Шутович,
(ГБДОУ детский сад № 115 Выборгского района, Санкт-Петербург, Россия)
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЯМ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
В рамках опытно-экспериментальной работы на тему: «Проектирование психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений» важной задачей является подготовка квалифицированных специалистов-практиков, способных осваивать и применять для работы самые современные технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста. Для осуществления подготовки является необходимым проведение мероприятий, способствующих повышению компетенции педагогов в области психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка с различными образовательными потребностями. Создаются методические рекомендации по организации психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка с разными возможностями и потребностями.
Для реализации поставленных задач была создана система обучения участников сетевой опытно-экспериментальной площадки, куда вошли следующие образовательные учреждения: ГБПОУ Педагогический колледж №1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга, ГБДОУ детский сад №137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга, ГБДОУ детский сад №202 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга, ГБДОУ детский сад №115 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга, ГБДОУ детский сад № 21 Кировского района Санкт-Петербурга, ГБДОУ детский сад № 31 общеразвивающего вида Кировского района Санкт-Петербурга.
Система включает в себя:
- обучающие семинары по вопросам проведения психолого-педагогической поддержки;
- семинары-практикумы;
- организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;
- мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, обменом передовым педагогическим опытом;
- открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ;
- самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
- проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности;
В статье мы хотим представить опыт проведения научно-практической педагогической конференции: «Модернизация среднего профессионального образования в современных условиях: проблемы и перспективы», которая проходила на базе педагогический колледжа №1 им. Н.А. Некрасова.
Обсуждались вопросы, связанные с созданием организационно-педагогических условий доступной образовательной среды для субъектов педагогического процесса с различными образовательными потребностями.
Формат конференции предполагал участие в различных видах деятельности – от критического восприятия информации до пробы современных техник взаимодействия с обучающимися, коллегами и социальными партнерами.
Задача конференции – формирование профессиональных сообществ единомышленников в поиске инновационных решений проблем образования для подготовки специалистов.
На конференции была открыта дискуссионная площадка (секция): «Социальное партнерство как условие эффективности опытно-экспериментальной работы в учреждениях среднего профессионального образования».
Обсуждался важный для проведения ОЭР вопрос: механизмы реализации сетевого взаимодействия в системе дошкольного образования.
Участниками дискуссионной площадки была представлена «Модель психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях образовательной деятельности ДОУ, реализующих образовательные программы различной направленности (оздоровительной, общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей)».
Модель предполагает ряд основных блоков деятельности по психолого-педагогической поддержке дошкольников: диагностический (выбор и описание методик, результаты первичной диагностики), целевой, содержательный, технологический, диагностический (результаты повторной диагностики, сравнительный анализ), рефлексивно-коррекционный.
В целевом блоке определено приоритетное направление исследования. Ведущей целью проекта является психолого-педагогическая поддержка социализации и индивидуализации развития ребенка с различными образовательными потребностями.
Содержательный блок включает работу по программе Л.В. Коломийченко «Дорогою добра». Проводится работа в структуре модулей: «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае» [1].
Для более эффективной реализации модели используются тактики педагогической поддержки: защита, помощь, содействие, взаимодействие (технологический блок).
Участники секции представили свой опыт по оказанию тактик психолого-педагогической поддержки в работе с детьми с различными образовательными потребностями.
В представленной статье обобщим имеющиеся знания по использованию тактик поддержки. Кредо тактики «защиты» - ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Задача педагога, использующего эту тактику - обеспечить такое пространство для взаимодействия с ребёнком, где отсутствует угроза его достоинству, где нивелированы внешние обстоятельства блокирующие свободное проявление его активности. Только при условии, что ребёнок может быть свободен в своих проявлениях и не будет при этом тут же осужден и наказан или его действия не будут тут же пресечены, можно обеспечивать педагогическую поддержку ребёнка, используя другие тактики.
Кредо тактики «помощи» - ребёнок многое может сделать сам и быть при этом успешным, если будет активен в реализации своих намерений, нужно помочь ему убедиться в этом. Авторами представлена модель тактики «помощи» как целостной деятельности.
Суметь разблокировать собственную активность ребёнка, привыкшего ориентироваться на авторитет, потерявшего веру в себя и самоуважение, страшащегося неудачи, задача не из легких, она требует терпения и мастерства педагога. Но дальнейшее взаимодействие в логике педагогической поддержки состоится, только если ребёнок сам предпринимает активные действия для достижения своих целей.
Кредо тактики «содействия» - ребёнок всегда имеет объективную возможность выбирать и может стать субъектом выбора. Развитие способности совершать выбор, содействие ребёнку в преодолении страха перед неизвестным, раскрытие видения широкого диапазона возможностей таящегося в каждой ситуации - вот те задачи, которые ставит перед собой педагог, следуя этой тактике педагогической поддержки.
Переход к тактике «содействие» возможен только после того, как ребёнок, благодаря тактикам «защиты» и «помощи», на которых мы подробно останавливались прежде, разблокирует свою активность и будет свободен для поиска и выбора.
Кредо тактики «взаимодействия» - это договор, или испытание свободой и ответственностью. Ребёнок может быть подготовлен к выстраиванию договорных отношений с другими людьми, он способен соблюдать договоренности, передоговариваться, нести ответственность за свои действия в рамках договора. Педагог через процедуры, связанные с договором, создает условия овладения ребёнком логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности [2].
Конференция завершилась рефлексивной частью, где каждый педагог определял нужность и актуальность полученных знаний в интерактивной форме.
Представленный опыт доказывает важность проведения конференций в целях повышения компетентности и профессионализма педагогов. Повышение компетентности есть необходимое условие улучшения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Список литературы
1. Коломийченко Л. В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: Сфера, 2015. – 160 с.
2. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие.– М.: МИРОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика взаимодействия и оказания психолого-педагогической поддержки родителям детей с ОВЗ.
Специфика взаимодействия и оказания психолого-педагогической поддержки родителям детей с ОВЗ....
Доклад на городском МО педагогов-психологов "Система психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в условиях МБДОУ ДС "Парус" г.Волгодонска"
Осущестивление комплексной работы по коррекции и развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения....
«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...
Работа с родителями детей, имеющих различные образовательные потребности
Факторы, обуславливающие нарушения развития личности ребенкаДошкольный возраст важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развити...
Согласие на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям
Информированное согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям...