ИОМ для ребёнка с ТНР по ФЭМП по Нищевой
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
целевые ориентиры, план работы и динамика развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_matematika.docx | 45.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «БЕРЁЗКА»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАННИКА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
_________________________________________________
( ____________ г.р., группа «_______________________»)
год разработки: ______________ учебный год
Утверждено:
заведующий Соловьёва С.А./_________________/
дата__________________
- Пояснительная записка
ИОМ ______________________________________________ составлен на основе АОП для детей 6-7 лет с ТНР и индивидуальных потребностей ребенка с ОВЗ.
В процессе работы с ребенком возможны внесения корректировок в ИОМ, что дает возможность использовать методы и формы коррекционно – развивающей работы с учетом индивидуально – психологических особенностей и состояния здоровья дошкольника.
Обоснование разработки ИОМ: по заключению областной ПМПК рекомендовано: АОП дошкольного образования для детей с ТНР.
Заключение ПМПК: № ___________ от «______» _______________ г.
Цель ИОМ: коррекция недостатков развития, оказание помощи по усвоению адаптированной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, преодоление и ослабление недостатков развития дошкольника.
Задачи:
1.Создание специальных условий для обучения, воспитания и развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, для успешной социальной адаптации и интеграции.
2. Преодоление психологических трудностей в процессе усвоения АОП ДОО, развитие познавательных психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, формирование эмоционально-волевой сферы, развитие моторики, ФЭМП).
3. Сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.
Условия работы с ребенком: составление и реализация индивидуального образовательного маршрута в рамках посещения ребенком старшей логопедической группы.
2. Этапы реализации ИОМ
1 этап | 2 этап | 3 этап |
«____» ______________ г.
«____» ______________ г. |
С «___» _______ г. по «___» _______ г.
«____» ______________ г.
«____» ______________ г. |
«____» ______________ г.
«____» ______________ г. |
3.Индивидуальный график коррекционно-развивающей деятельности .
Специалисты ДОУ | Дни недели | ||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
Учитель-дефектолог |
4. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы для детей с ТНР.
К концу данного возрастного этапа ребенок:
1) определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;
2) владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов, решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;
3) определяет времена года, части суток;
4) самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
5. Содержание коррекционно-развивающей работы по образовательной области
«Формирование элементарных математических представлений»
Тема | Цели занятия |
Количественный счёт до 10. Ориентировка на плоскости. Геометрические фигуры: квадрат и объемная фигура - куб | Образовательные задачи: Совершенствование навыка счёта в пределах 10, навыка счёта на слух, навыка соотнесения числа и цифры. Закрепление знаний о составе числа. Совершенствование навыков распознавания геометрических фигур. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Совершенствование временных представлений (формирование умения называть месяцы осени). Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания, восприятия, зрительно-моторной координации. Воспитательные задачи: Воспитание самостоятельности, навыков сотрудничества, взаимопонимания. |
Количественный и порядковый счет в пределах 10. Состав числа 2 (палочки Кюизенера) Графический диктант. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Ознакомление со знаками «+», «=» и формирование умения пользоваться ими для записи решения задачи. Упражнять в сравнении предметов по ширине. Совершенствование умения использовать слова шире, уже. Состав числа 2. Познакомить детей с графическим диктантом, учить считать клеточки. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, памяти, тонкой моторики, координации речи с движением. Воспитательные задачи: Воспитание навыков сотрудничества в учебной деятельности |
Порядковый и количественный счёт в пределах 10. Знаки больше и меньше. Решение задач. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Совершенствование умения устанавливать взаимно однозначные соответствия между сравниваемыми множествами. Ознакомление с математическими знаками больше и меньше. Совершенствование навыков распознавания геометрических фигур. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости, измерения с помощью условной мерки и сравнения предметов по длине. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, тонкой моторики. Воспитательные задачи: Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия |
Порядковый и количественный счёт в пределах 10. Решение задач. Графический диктант. Состав числа 3 (палочки Кюизенера) | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного счета в пределах 10. Закрепление представлений о составе числа 10. Формирование умения составлять и решать задачу, пользоваться математическими знаками «+» и «=». Состав числа 3. Формирование умения измерять толщину предметов с помощью условной мерки и сравнивать предметы по толщине. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, тонкой моторики. Воспитательные задачи: Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия в учебной деятельности, самостоятельности, активности, инициативности |
Порядковый и количественный счёт в пределах 10. Геометрические фигуры: круг – шар. Ширина предметов и сравнение двух чисел. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Формирование умения составлять математические выражения с математическими знаками. Формирование сериации как необходимого фактора понимания структуры числа. Упражнение в сравнении людей по росту (по высоте). Формирование умения сравнивать и классифицировать предметы одновременно по трём признакам. Совершенствование навыков распознавания геометрических фигур. Закрепление в речи названий геометр. фигур: круг, овал. Познакомить с объемной фигурой шар. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тактильных ощущений, тонкой моторики. Воспитательные задачи: Формирование мотивационной готовности к школьному обучению, воспитание мотивации достижения успеха, воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в учебной деятельности |
Порядковый и количественный счёт в пределах 10. Состав числа 4 (палочки Кюизенера) | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Совершенствование умения устанавливать взаимно однозначные соответствия между сравниваемыми множествами. Формирование умения составлять математические выражения с математическими знаками «». Формирование умений составлять условие и ставить вопрос задачи, решать задачу, пользоваться математическими знаками «+» и «=». Закрепление знания состава чисел «4». Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой моторики. Воспитательные задачи: Формирование мотивационной готовности к школьному обучению. Воспитание активности, самостоятельности, навыков сотрудничества, взаимодействия в учебной деятельности. |
Решение задач. Закрепление геометрических фигур, ориентировка на плоскости. Знакомство с линейкой. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Упражнения в установлении взаимно однозначного соответствия, соотнесения числа и множества. Формирование умений составлять условие и ставить вопрос задачи, решать задачу. Пользоваться математическими знаками «-» и «=». Развитие конструктивных навыков. Совершенствование навыков распознавания геометрических фигур: прямоугольник, треугольник, круг, овал, четырёхугольник. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Закрепление умения измерять длину с помощью условной мерки и сравнивать предметы по длине. Совершенствование временных представлений (времена года). Закрепление в речи названий осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, тонкой моторики, графомоторных навыков. Воспитательные задачи: Формирование мотивационной готовности к школьному обучению. Воспитание активности, самостоятельности, навыков сотрудничества, взаимодействия в учебной деятельности |
Прямой и обратный счет в пределах 10. Решение задач. Классификация геометрических фигур (блоки Дьенеша) | Образовательные задачи: Формирование умения считать предметы в разных направлениях. Упражнения в установлении взаимно однозначного соответствия, соотнесении числа и множества. Закрепление знаний цифр от «0» до «9». Формирование умения составлять условие и ставить вопрос задачи, решать задачу. Совершенствование представлений о времени (дни недели). Развитие умения классифицировать объекты, находить объект по заданным свойствам. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие математического мышления, слухового и зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, слуховой памяти, пальцевой моторики. Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества в игровой деятельности, активности, инициативности, самостоятельности. |
Соседи числа. Счет двойками. Решение задач. Ориентировка на плоскости. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков порядкового счёта в пределах 10. Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание предыдущих и последующих чисел для каждого числа натурального ряда в пределах 10. Формирование умения считать двойками. Формирование умения составлять условие, ставить вопрос задачи, решать задачу, пользуясь математическими знаками. Совершенствование временных представлений (части суток). Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие математического мышления, речевой деятельности, пальцевой моторики. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, активности, самостоятельности. |
Счет в пределах 10. Графический диктант. Состав числа 5(палочки Кюизенера) Линии прямые, ломанные. Луч. Отрезок. | Образовательные задачи: Совершенствование вычислительных навыков. Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах 10. Совершенствование временных представлений, навыков ориентировки на плоскости. Познакомить с прямыми линиями, ломанными и кривыми. Луч. Отрезок. Закреплять умение измерять с помощью условной мерки и сравнивать предметы по длине. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, пальцевой моторики. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, активности, самостоятельности |
Понятия: «целое», «половина целого», «деление пополам». Знакомство с объемными фигурами: цилиндр. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Закрепление умения устанавливать взаимно однозначные соответствия. Совершенствование навыка деление целого на две, четыре, восемь частей; умения правильно называть части целого, понимания того, что часть меньше целого, а целое больше части. Формирование понятия о цилиндре. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха. |
Классификация геометрических фигур (блоки Дьенеша) Решение примеров. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного счёта в пределах 10. Установление взаимно однозначного соответствия. Закрепление представлений о связях и отношениях между стоящими рядом числами. Формирование умения называть числа в ряду в обратном порядке. Закрепление умения увеличивать или уменьшать число на один. Закрепление представлений о блоках Дьенеша. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие математического мышления, творческого воображения, зрительного внимания и восприятия, пальцевой моторики. Воспитательные задачи: Формирование положительного отношения к учебной деятельности, воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, активности, инициативности |
Счет двойками. Решение задач. Ориентировка на плоскости. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Формирование навыка счёта двойками. Формирование умений составлять условие, ставить вопрос задачи, решать задачу, пользоваться математическими знаками «+» и «=». Совершенствование навыка ориентировки на плоскости и в пространстве. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие математического мышления, речевого слуха, пальцевой моторики. Воспитательные задачи: Формирование положительного отношения к учебной деятельности, воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, активности, инициативности. |
Графический диктант. Состав числа 6 (палочки Кюизенера) Увеличение и уменьшение числа на 1. Решение примеров. | Образовательные задачи: Закрепление представлений о связях и отношениях между стоящими рядом числами. Формирование умения называть числа в ряду в обратном порядке. Закрепление умения увеличивать или уменьшать число на один. Закрепление представлений о составе числа «6». Закрепление умения устанавливать взаимно однозначные соответствия между сравниваемыми множествами. Закрепление умения составлять математические выражения с математическими знаками «». Совершенствование временных представлений (времена года, месяцы осени). Коррекционно-развивающие задачи: Развитие логического мышления, речевой деятельности, речевого слуха, пальцевой моторики |
Счет двойками. Объемные фигуры: конус. Ориентировка на плоскости. | Образовательные задачи: Совершенствование навыка счёта на слух. Формирование навыка счёта двойками. Совершенствование навыка распознавания объёмных геометрических фигур – шара, цилиндра, конуса и сооружения построек из них по заданной схеме; навыка измерения ширины тел с помощью условной мерки; временных представлений (дни, недели); навыков ориентировки на плоскости. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия, пальцевой моторики. Воспитательные задачи: Формирование положительного отношения к учебной деятельности, воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, активности, инициативности. |
Классификация геометрических фигур (блоки Дьенеша) Решение примеров | Образовательные задачи: Установление взаимно однозначного соответствия между множествами. Совершенствование умения соотносить количество и число, навыка распознавания и преобразования геометрических фигур. Закрепление в речи названий геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник и объемных фигур: цилиндр, шар, конус. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, пальцевой моторики. Воспитательные задачи: Формирование положительного отношения к учебной деятельности, воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, активности, инициативности |
Решение задач. Порядковый счёт и цифры. Измерение длины с помощью линейки. | Образовательные задачи: Совершенствование навыка порядкового счёта в пределах 10. Формирование навыка счёта двойками. Формирование умений составлять условие, ставить вопрос, решать задачу. Совершенствование навыка измерения длины тел с помощью условной мерки (линейки). Совершенствование навыка ориентировки на плоскости. Формирование временных представлений (времена года). Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, сообразительности, пальцевой моторики. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, взаимопонимания |
Состав числа 7 (палочки Кюизенера) Ориентировка в пространстве. Геометрические фигуры: круг-шар, квадрат- куб. | Образовательные задачи: Закрепление представлений о связях и отношениях между стоящими рядом числами. Совершенствование навыка порядкового счёта. Закрепление знания состава числа. Совершенствование навыка решения примеров, навыка распознавания геометрических фигур. Закрепление и различие геометрических фигур: квадрат – куб, круг-шар. Закрепление навыка составления орнамента из геометрических фигур по заданной схеме. Совершенствование навыка измерения длины тел с помощью условной мерки, ориентировки в пространстве, временных представлений. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия, пальцевой моторики. Воспитательные задачи: Формирование положительного отношения к учебной деятельности. |
Решение задач. Постройки из объемных геометрических фигур. Классификация геометрических фигур (блоки Дьенеша) | Образовательные задачи: Совершенствование навыка счёта двойками. Формирование умения составлять условие и ставить вопрос задачи. Совершенствование умения решать задачу, навыка конструирование построек из объёмных геометрических фигур по схеме и описанию. Формирование навыков ориентировки на плоскости. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия, пальцевой моторики. Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества в учебной деятельности. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности |
Графический диктант. Составление задач. Состав числа 7 (палочки Кюизенера) Ориентировка на плоскости. | Образовательные задачи: Совершенствование навыка счёта на слух, навыка количественного счёта в пределах 10. Установление взаимно однозначного соответствия между множествами. Совершенствование умения составлять математические выражения с математическими знаками «». Формирование умения составлять условие, ставить вопрос задачи, решать задачу. Совершенствование умения измерять объём сыпучих тел с помощью условной мерки, навыка ориентировки в пространстве, представлений о смене времён года. Актуализация названий зимних месяцев. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, пальцевой моторики, координации речи с движением. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, инициативности, самостоятельности. |
Работа с линейкой. Геометрической фигуры. | Образовательные задачи: Совершенствование навыка порядкового счёта. Установление взаимно однозначного соответствия между множествами. Совершенствование умения пользоваться математическими знаками «». Формирование умения составлять условия и ставить вопрос задачи, решать задачу. Совершенствование навыка создания плоскостных изображений из геометрических фигур, умения измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки. Закрепление в речи прилагательных шире, уже, выше, ниже, длиннее. Совершенствование навыка ориентировки в пространстве. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия, пальцевой моторики. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, инициативности, самостоятельности |
Графический диктант. Состав числа 8 (палочки Кюизенера) Ориентировка на плоскости. | Образовательные задачи: Совершенствование навыка порядкового счёта. Формирование умения соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действия. Совершенствование умения классифицировать геометрические фигуры по наличию или отсутствию признаков. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости, временных представлений (времена года, месяцы зимы, и осени). Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия, пальцевой моторики. Воспитательные задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия, пальцевой моторики. |
Счет до 10. Объемная фигура- пирамида. | Образовательные задачи: Закрепление знаний состава числа «10». Формирование умения составлять условия и ставить вопрос задачи, решать задачу. Совершенствование умения классифицировать геометрические фигуры по наличию или отсутствию признаков. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие зрительного внимания и восприятия, пальцевой моторики, математического мышления и навыков ориентировки в пространстве. Воспитательные задачи: Воспитание навыков сотрудничества в игровой деятельности, активности, инициативности, самостоятельности. |
Графический диктант. Геометрические фигуры (блоки Дьенеша) | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Совершенствование умения составлять математические выражения с математическими знаками. Формирование умения соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действия. Ознакомление с проекциями объёмных геометрических форм. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве, временных представлений (дни недели). Коррекционно-развивающие задачи: Развитие проективного мышления, речевого слуха, пальцевой моторики. Воспитательные задачи: Формирование положительного отношения к учебной деятельности, воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, активности, инициативности |
Решение задач. Порядковый счёт. Многоугольники. Измерение с помощью линейки. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Умения устанавливать взаимно однозначное соответствие между множествами, умения соотносить число и количество предметов. Формирование умения составлять условие и ставить вопрос задачи, решать задачу. Совершенствование умения классифицировать геометрические фигуры по наличию или отсутствию признаков, представлений о многоугольнике, умения измерять и сравнивать длину предметов с помощью линейки. Формирование временных представлений (дни недели). Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, пальцевой моторики. Воспитательные задачи: Формирование положительного отношения к учебной деятельности, воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, активности, инициативности |
Графический диктант. Деление на равные части. Состав числа: 2,3,4,5,6,7,8 (палочки Кюизенера) (повторение) | Образовательные задачи: Развитие навыка порядкового счёта. Совершенствование навыка распознавания геометрических фигур. Формирование умения делить квадрат на равные части. Закрепление представления о том, что часть меньше целого. Ознакомление проекциями конструкций из геометрических форм. Формирование умения измерять высоту предметов с помощью линейки, представления о сантиметре как единице измерения высоты предмета. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие проективного мышления зрительного внимания и восприятия, конструктивных навыков, пальцевой моторики. Воспитательные задачи: Воспитание навыков сотрудничества в игровой деятельности, активности, инициативности, самостоятельности. |
Решение примеров. Счет двойками. Ориентировка на плоскости. | Образовательные задачи. Совершенствования навыков количественного и порядкового счета в пределах 10, счета двойками, составления и решения задач, распознавание геометрических фигур, умения измерять и сравнивать длину предметов, умения сравнивать предметы по размеру в целом и располагать их в последовательности от самого маленького до самого большого, навыка ориентировки на плоскости. Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания, творческого воображения, пальцевой моторики. Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия в игровой и учебной деятельности, самостоятельности, активности |
Решение задач. Плоскостные и объемные фигуры (Пирамида, цилиндр, шар, куб) Блоки Дьенеша. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного счёта в пределах 10. Формирование умения соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действия. Совершенствование навыков распознавания геометрических фигур. Закрепление в речи названий геометрических фигур и объемных фигур. Совершенствование навыка сооружение постройки из плоскостных фигур по заданной схеме. Совершенствование умения измерять и сравнивать длину, ширину, предметов с помощью условной мерки. Совершенствование умения измерять объём сыпучих тел с помощью условной мерки. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительно-двигательной координации, мелкой моторики. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности. |
Графический диктант. Решение задач и примеров. Состав числа 8 (палочки Кюизенера) | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного счёта в пределах 10. Формирование умения соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действия. Совершенствование навыков распознавания геометрических фигур. Закрепление в речи названий геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, четырёхугольник. Совершенствование навыка сооружение постройки из плоскостных фигур по заданной схеме. Совершенствование умения измерять и сравнивать длину, ширину, предметов с помощью условной мерки. Совершенствование умения измерять объём сыпучих тел с помощью условной мерки. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительно-двигательной координации, мелкой моторики. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, формирование навыков сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, самостоятельности, активности. |
Порядковый и количественный счет до 10. Ориентировка на листе бумаги и ориентировка временных представлений. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10, умения соотносить количество и число, умения измерять высоту предметов линейкой и сравнивать предметы по высоте, умения воссоздавать фигуры силуэты из специальных наборов по данной схеме, навыков пространственной ориентировки, временных представлений (времена года, месяцы зимы). Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, мелкой моторики. Воспитательные задачи: Формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, |
Графический диктант. Геометрические фигуры. Блоки Дьенеша | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10, счёта двойками, умений составлять условие, ставить вопрос и решать задачу, сравнивать, классифицировать объекты, составлять целое из частей. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие зрительного внимания и восприятия, мыслительной и речевой деятельности, творческого воображения, комбинаторных способностей. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности. |
Ознакомление с чашечными весами. Количественный и порядковый счет до 10. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10, умения делить целое на части, сравнивать часть и целое, классифицировать геометрические фигуры. Актуализация названий геометрических фигур: круг, квадрат, четырёхугольник, треугольник, овал. Совершенствование навыка сравнения предметов по длине. Сравнение предметов по весу. Ознакомление с чашечными весами. Формирование умения взвешивать предметы на чашечных весах. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие точности восприятия, глазомера, логического мышления. |
Графический диктант. Решение задач и примеров. Состав числа 9 (палочки Кюизенера) | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10, умения устанавливать взаимно однозначное соответствие, пользоваться знаками «больше», «меньше». Дальнейшее совершенствование навыка деление целого на равные части, называния части и целого. Совершенствование умения измерять длину предмета с помощью условной мерки (шагами), навыка взвешивания предметов на чашечных весах. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевой и мыслительной деятельности, точности восприятия, глазомера, координации речи с движением. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, активности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества. |
Решение задач. Закрепление состава числа (5,6,7,8,9) | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Закрепление представлений о составе числа (числа 7,8,9,10). Формирование умения решать задачу, пользоваться математическими знаками «-» и «=». Совершенствование навыков распознавания геометрических фигур, создание изображения из них по заданной схеме, умения измерять длину предмета с помощью условной мерки. Закрепление в речи прилагательных короче, длиннее. Закрепление первичных представлений о площади предметов. Формирование умения сравнивать площади предметов с помощью наложения или визуально, путём сопоставления занимаемого ими места на столе. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания, конструктивных навыков, творческого воображения, мелкой моторики. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности. |
Графический диктант. Геометрические фигуры. Блоки Дьенеша | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Формирование навыка счёта пятками. Закрепление знаний о составе числа (числа 5,6,7,8,9,10). Совершенствование навыка решения примеров, навыка распознавания геометрических фигур, создание изображения из них по заданной схеме. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, тонкой моторики, конструктивных навыков, творческого воображения, координация речи с движением. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, активности, самостоятельности |
Количественный и порядковый счет до 10. Решение примеров. Объемная фигура – призма | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Закрепление знаний о составе числа (числа 5,6,7,8,9,10). Совершенствование навыка решения примеров, навыка распознавания геометрических фигур. Познакомить с геометрической фигурой – призмой. Совершенствование умения измерять длину предмета с помощью условной мерки. Закрепление в речи прилагательных короче, длиннее. Совершенствование умения измерять объём жидких тел с помощью условной мерки. Закрепление в речи прилагательных меньше, больше. Совершенствование временных представлений (времена года). Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, мелкой моторики, координация речи с движением. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, активности, самостоятельности, навыков сотрудничества. |
Счет двойками. Решение задач и примеров. С помощью палочек Кюизенера. Ориентировка на плоскости. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10, умения называть последующее и предыдущее число. Формирование умения составлять условие, ставить вопрос задачи, решать задачу. Совершенствование навыков работы палочками Кюизенера. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, логического мышления, навыков пространственной ориентировки. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, активности, самостоятельности. |
Порядковый и количественный счет до 10. Работа с линейкой. Ориентировка на плоскости. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10, умения называть последующее и предыдущее число. Совершенствование умения измерять и сравнивать длину предметов с помощью линейки. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, логического мышления, навыков пространственной ориентировки. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, активности, самостоятельности. |
Графический диктант. Решение задач и примеров. Состав числа 10 (палочки Кюизенера) | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10, умения устанавливать взаимно однозначное соответствие, пользоваться знаками «больше», «меньше». Состав числа 10. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевой и мыслительной деятельности, точности восприятия, глазомера, координации речи с движением. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, активности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества. |
Решение примеров. Счет двойками. Ориентировка на плоскости. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10, умения делить целое на части, сравнивать часть и целое, классифицировать геометрические фигуры. Актуализация названий геометрических фигур: круг, квадрат, четырёхугольник, треугольник, овал. Совершенствование навыка сравнения предметов по длине. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие точности восприятия, глазомера, логического мышления. |
Знакомство с часами. Ориентировка во времени. Состав числа 2,3,4,5,6 с помощью палочек Кюизенера | Образовательные задачи: Познакомить с часами. Рассмотреть циферблат, стрелки, цифры. Закрепить состав числа 2,3,4,5,6 с помощью палочек Кюизенера. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, логического мышления, навыков пространственной ориентировки. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, активности, самостоятельности. |
Порядковый и количественный счет до 10. Ориентировка на листе бумаги и ориентировка временных представлений. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10, умения соотносить количество и число, умения измерять высоту предметов линейкой и сравнивать предметы по высоте, умения воссоздавать фигуры силуэты из специальных наборов по данной схеме, навыков пространственной ориентировки, временных представлений (времена года, месяцы зимы). Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, мелкой моторики. Воспитательные задачи: Формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества. |
Знакомство с часами. Ориентировка во времени. Состав числа 7,8,9,10 с помощью палочек Кюизенера | Образовательные задачи: Продолжать знакомить с часами. Рассмотреть циферблат, стрелки, цифры. Закрепить состав числа 2,3,4,5,6 с помощью палочек Кюизенера. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, логического мышления, навыков пространственной ориентировки. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, активности, самостоятельности. |
Решение примеров и задач. Счет двойками. | Образовательные задачи. Совершенствования навыков количественного и порядкового счета в пределах 10, счета двойками, составления и решения задач, распознавание геометрических фигур, умения измерять и сравнивать длину предметов, умения сравнивать предметы по размеру в целом и располагать их в последовательности от самого маленького до самого большого. Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания, творческого воображения, пальцевой моторики. Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия в игровой и учебной деятельности, самостоятельности, активности. |
Графический диктант. Решение задач и примеров. Состав числа 10 (палочки Кюизенера) | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10, умения устанавливать взаимно однозначное соответствие, пользоваться знаками «больше», «меньше». Состав числа 10. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевой и мыслительной деятельности, точности восприятия, глазомера, координации речи с движением. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, активности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества. |
Совершенствование временных представлений. | Образовательные задачи: Совершенствование временных представлений (определение времени на механических часах). Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевой и мыслительной деятельности, точности восприятия, глазомера, координации речи с движением. Воспитательные задачи: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, активности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества. |
Порядковый и количественный счет до 10. Ориентировка на листе бумаги и ориентировка временных представлений. | Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10, умения соотносить количество и число, умения измерять высоту предметов линейкой и сравнивать предметы по высоте, умения воссоздавать фигуры силуэты из специальных наборов по данной схеме. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, мелкой моторики. Воспитательные задачи: Формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества. |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ:
С Монтессори-материалами: «Блоки с цилиндрами-вкладышами», «Весовые таблички», «Геометрические тела», «Геометрический комод», «Конструктивные треугольники, «Красные штанги», «Металлические (пластмассовые) вкладыши», «Триномиальный куб», «Цветные цилиндры», «Шероховатые числа», «Металлические дроби» и др.
Дидактические: «Блоки Дьенеша», «Волшебные дорожки» (альбом-игра), «Волшебные замки», геометрический конструктор (большой), геометрический конструктор (малый), «Геометрическое домино», «Давайте вместе поиграем», «Дома разной высоты», «Колумбово яйцо», конструктор «Мозаика», «Кростики» (комплект игр со счетными палочками), кубики «Хамелеон», «Математический планшет», «Палочки Кюинзенера», «Радужное лукошко», «Сосчитай- ка», «Счетное домино», «Счетовозик», «Танграм», «Уникуб», «Устный счет», «Часики», «Часть — целое» и др.
Сюжетно-дидактические: «Азбука дорожного движения», «Аптека», «Веселый зоосад», «Магазин овощей и фруктов», «Магазин сувениров, «Магазин школьных принадлежностей», «Почта» и др.
Математические компьютерные развивающие игры:
«Планета чисел для малышей», «Развиваем реакцию», «Учимся считать», «Lego», «Пятачок и разные звери», «Путешествие с Кузькой во времени», «Веселые картинки» и др.
Перечень игр и игровых упражнений по профилактике вербальной, практогностической, дислексической, графической, операциональной дискалькулии см.: Баряева JI. Б., Кондратьева С. Ю. Программа логопедической работы по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста // Математика для дошкольников в играх и упражнениях. — СПб.: КАРО, 2007. — С. 261—Й79.
6. Направления работы на первое полугодие и результат коррекционного сопровождения
Направления работы | Задачи | Формы, методы | Результат (по итогам 1-го полугодия) |
Направления работы на второе полугодие и результат коррекционного сопровождения
Направления работы | Задачи | Формы, методы | Результат (по итогам 2-го полугодия) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированный материал логопедических пятиминуток для взаимодействия с воспитателями в свободное время на основе методических пособий Н.В. Нищевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.
Логопедическая пятиминуткаТема: «Лес. Деревья».Упражнение «Подскажи словечко». Развитие слухового внимания , чувства ритма, элементарных математических представлений.Крот увидел два грибка...
конспект открытого занятия на тему:"Зима" (по Нищевой)
Коррекционно-образовательные цели.Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение и активизация словаря по теме «Зима»(зима, снег, снежинка, вьюга, снегопад, снеговик и т. д.) совершен...
Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой
Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой...
Перспективное планирование О.О. " Познавательное развитие" - ФЭМП ( по Нищевой)
Планирование по лексическим темам на год....
План по ФЭМП по Нищевой
План по ФЭМП по Нищевой...
Конспект занятия по ФЭМП в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по программе Н.В. Нищевой
Тема " Животные жарких стран"...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Огород. Овощи" (по Нищевой)
Образовательные задачи. Формирование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепление и речи количест...