Адаптированный материал логопедических пятиминуток для взаимодействия с воспитателями в свободное время на основе методических пособий Н.В. Нищевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Самовилова Алла Владимировна

 

 

Логопедическая пятиминутка

Тема: «Лес. Деревья».

Упражнение «Подскажи словечко».

Развитие слухового внимания , чувства ритма, элементарных математических представлений.

Крот увидел два грибка,

А подальше, у осинки,

Он нашел ещё один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов?

Только я в кусты зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зелёный моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов. В. Волина

 

  1. Игры и упражнения.

 

Упражнение «По ягоды». Координация речи с движением

 

Мы шли – шли – шли (Маршируют, руки на поясе.)

Землянику нашли (Наклонились, правой рукой коснулись носка левой

ноги, не сгибая колен.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Маршируют.)

Мы идем искать опять. (Наклонились, левой рукой достали носок правой

ноги.) В. Волонина

Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная

с больших.)

В лес идем мы погулять (Обе руки «идут» указательными и средними

пальцами по столу.)

За черникой, (Загибают пальчики начиная с большого.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной,

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Н. Нищева

3. Иллюстрированный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений».

Чтение рассказа В. Зотова «Лиственница».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая  пятиминутка

Тема: «Лес. Деревья».

Упражнение «Подскажи словечко».

Развитие слухового внимания , чувства ритма, элементарных математических представлений.

Крот  увидел два грибка,

А подальше, у осинки,

Он нашел ещё один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов?

Только я в кусты  зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зелёный моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов.           В. Волина

  1. Игры и упражнения.

Упражнение «По ягоды». Координация речи с движением

Мы шли – шли – шли  (Маршируют, руки на поясе.)

Землянику  нашли       (Наклонились, правой рукой коснулись носка левой

                                            ноги, не сгибая колен.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Маршируют.)

Мы  идем искать опять.  (Наклонились, левой рукой достали носок правой

        ноги.)        В. Волонина

 Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

Раз, два, три, четыре, пять,     (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная

                                                         с больших.)

В лес  идем мы погулять            (Обе руки «идут» указательными и средними  

                                                            пальцами по столу.)

За черникой,                                    (Загибают пальчики начиная с большого.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной,

Землянику мы найдем

И  братишке отнесем.

            Н. Нищева

3. Иллюстрированный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений».

Чтение рассказа В. Зотова «Лиственница».

Логопедическая пятиминутка

Тема: «Здравствуй, Зимушка – зима».

Упражнение «Что лишнее?»

Дифференциация признаков осени и зимы. Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи (употребление сложноподчиненных предложений с союзом потому что).

На наборном полотне – комплект картинок, на трех из них изображена зима, а на одной –осень. Воспитатель просит детей рассмотреть картинки и подумать над тем, какая из них лишняя.  Дети рассматривают  и объясняют:

- Первая картинка лишняя, потому что на ней  - осень, а на остальных карт инках- зима.

Достаточно предложить вниманию детей 2 – 3 комплекта картинок.

2. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика              «Пирог».

Падал снег на порог.          (Дети два раза медленно опускают  ладони на стол.)

Кот слепил себе пирог.      (Прижимая ладонь к ладони, показывают как лепят пирог.)

А пока лепил и пёк,  

Ручейком пирог утёк.          («Бегут» пальчиками обеих рук по столу.)

Не из снега – из муки.

                          П. Воронько

Упражнение                «Снеговик».  

(Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).

Давай, дружок, смелей, дружок,   (Дети идут по кругу друг за другом, изображая,  что

Кати по снегу свой снежок                 катят перед собой снежок.)

Он превратится в толстый ком,        (Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.)

И станет ком снеговиком                  («Рисуют» снеговика из трёх  кругов разного размера.)

Его улыбка так светла!                       (Показывают руками на лице улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла.        (Показывают, глаза, прикрывают голову ладошкой,        

                                                         показывают нос, встают прямо,

                                                           держат воображаемую     метлу.)  

Но солнце припечет слегка -          (Медленно приседают.)

Увы! – и нет снеговика.                   (Пожимают плечами, разводят руки)

                                                                В.Егоров

     3. Иллюстрированный материал  и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа», альбом «Круглый год».

И. Грабань «Зимний пейзаж».

 Иллюстрация №1 (из книги Н. Гусаровой «Беседы по картинке»).  

С. Маршак «Двенадцать месяцев».

Логопедическая пятиминутка

Тема: «Хвойные деревья».

  1. Рассматривание ели и сосны на картинах русских художников.
  2. Игры и упражнения.

Игра «Сосчитай».

Счёт от  1 – 5

серебристая ель

еловые шишки

густые сосновые ветки

Игра «Подбери слово».

подбор прилагательных и существительных к слову ель, сосна.

Игра «Подбери словечко».

образование родственных слов к слову ель, сосна.

Выучить стихотворение

                                      «Варежки»

Как птица в оперение ледяном,

Бушует ветер   злой в краю лесном.

Мерзнут у сосны и елки

Пальчики – иголки …

Удалой снежок примчал,

Всем им варежки связал,

Вы не видели, ребята,

Этих варежек мохнатых?

                                                 К. Назыров

  1. Поделки из сосновых и еловых шишек.
  2. Рисование  «Сосна в зимнем  уборе».

Логопедическая пятиминутка

Тема: «Зимние забавы».

Наблюдение примет зимы в природе с воспитателями и родителями.

1. Игра «Подбери словечко».

Образование и подбор родственных слов  к слову зима.

Зимние забавы и развлечения с воспитателями и инструктором по физкультуре во время прогулок и спортивных праздников.

2.Чтение и выборочное заучивание  стихов.

                                «Снежок»

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

         Где летом пели зяблики,

         Сегодня -  осмотри! –

         Как розовые яблоки,

         На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух.

И ловит кошка рыжая

Весёлых белых мух.

                                         З. Александрова

      «Как на горке, на горе»

Как на горке, на горе,

На широком на дворе,
Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

С горки – ух,

на горку – ух,

Бух!

Захватывает дух!  

                                А. Прокофьев

  3. Рисунок «Моё веселое зимнее развлечение».

Логопедическая пятиминутка

Тема: «Новогодний праздник»

  1. Упражнение «Что изменилось?»

Развитие зрительного внимания, связной речи.

На магнитной доске – украшенная елка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать игрушки. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну игрушку или меняет местами две игрушки. Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось.

2. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика

                                              «На елочке»

Мы на елке веселились,       (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясались, и резвились.    (Ритмичные удары  кулачками.)

После добрый Дед Мороз     (Дети «шагают» средним и указательным пальцами

                                                        обеих рук по столу.)

Дал большущие пакеты,          («Рисуют» руками большой круг.)

В них же - вкусные предметы (Делают ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих,    (Загибают на обеих руках пальчики, начиная с

                                                           большого.)

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.  

                                                                 В. Волина

 Чтение и заучивание  загадок.

      Что это будет?      

       Хлопушки. Конфеты.

      Сосульки. Шары золотистого цвета.

      Подарки. Мерцание цветных огоньков.

      Звезды. Снежинки. Гирлянды флажков.

     Пляски и песни. Смех без умолка.

      Что это будет, по вашему?  …    (Елка)

                                                                             В. Даль

    Ну и платье! Сплошь иголки.

    Его вечно носят …   (елки).               В. Кремнев

   Что же это за девица?

   Не швея, не мастерица,

   Ничего сама не шьет,

   А в иголках круглый год.     (Елка)        А. Рождественская.

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.        

С. Маршак  «Двенадцать месяцев».

З. Александрова Дед мороз».

К.Чуковский «Ёлка».

Логопедическая пятиминутка

Тема: «Моя семья».

1. Закрепление знаний детей о возрасте (сколько лет  и дате рождения).

Провести диалог в кругу семьи и в группе:

Кто старше всех в семье?

Кто младше всех в семье?

Кто самый старший среди братьев и сестер?

Кто самый младший среди братьев и сестер?

Кто старше всех среди детей группы?

Кто младше всех в группе?

Кто старше среди мальчиков в группе?

Кто старше среди девочек в группе?

2. Игры и упражнения.

   Игра «Разложи по возрасту».

Разложить картинки с самого младшего  до старшего.

Игра «Наоборот» - подбор антонимов – прилагательных по возрастному принципу.

Игра «Назови ласково».

дед – дедушка, баба - …, старик -…., старуха - …, внук - …, сын - …, и т.д.

Игра « Подбери действия», «Подбери признаки». (глаза - …, уши - …, руки - …, ноги - …, голова - …).

Двигательные упражнения

на  формирование пространственной телесной ориентации и координаций движений.

Доставание правой рукой левого уха.

Доставание левой рукой правого уха.

Доставание обеими руками одновременно противоположных ушей.

Доставание правой опущенной вниз рукой пятки левой противоположной ноги. Корпус и голову повернуть вправо.

То же проделать левой рукой пятки правой ноги. Голову и корпус повернуть влево.

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

 Серия предметных картинок по теме. Рассматривание  семейных фотографий. Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Логопедическая пятиминутка

Тема: «Дом, в котором я живу».

Прогулка с родителями по своей улице ( с целью внимательного рассмотрения и ознакомления). Знакомство с названием улицы с помощью родителей, с возрастом дома и временем проживания в нем.

1. Игры и упражнения.

Упражнения в группировке предметов домашнего быта в играх с мячом «Назови мебель для спальни (столовой, кухни, гостиной)».

«Назови электробытовые приборы», «Назови чайную посуду».

Игра «Четвертый лишний» - упражнение в обобщении и исключении предметов по существенному признаку:

телевизор, пианино, магнитофон, пылесос  -

гитара, скрипка, телевизор, баян –

диван, кресло, пианино, кровать –

Игра «Сосчитай предмет».

счет от 1 – 5 и обратно с существительными зеркало, стол, кровать и т. д.

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

Чтение С. Баруздина «Кто построил этот дом?».

Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Почта».

Логопедическая пятиминутка.

Тема: «День защитника Отечества».

  1. Рассматривание картины  «Вечный огонь у Кремлёвской  стены» и репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри».

2. Игры и упражнения.

Игра «Скажи иначе» - упражнение в подборе синонимов.

 Отечество – Отчизна, Родина.

Защитники отечества – боец, воин, солдат.

Защищать Родину – охранять, беречь.

Храбрый солдат – смелый, бесстрашный, доблестный.

Игра «Кто защищает Отечество» - закрепление названий военных профессий.

Подбери картинки, и назовите профессии воинов по образцу:

Образец: артиллерия – артиллерист

самолет –

вертолет

разведка –

пулемет –

граница – и т. д.

3.  Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.  

Заучивание стихотворения М. Исаковского «Навеки запомни»,

чтение стихотворения З. Александровой «Дозор»,

Л. Кассиля «Твои защитники».

       

   

Логопедическая пятиминутка

 Тема: «8 Марта».

  1. Игры и упражнения.

Игра «Кем работает моя мама?»

Развитие слухового внимания и речевого слуха.

Моя мама – учительница

- Ты почему такой упрямый:

Моей не слушаешься мамы?

Я  маму слушаться привык,

Я сын её и ученик.              Г. Виеру

Моя мама – доктор

Пусть у мамы шприц в руках,

Ты не пяться словно рак.

Это ж мамочка моя,

Очень добрая она.          Г. Виеру

Моя мама – почтальон

В сумке погляжу почтовой,

Нет ли мне письма какого.

Грушу спелую достал…

Интересно, кто прислал?     Г. Виеру

2. Выучить стихотворение

            Мамин день

Вот подснежник на поляне,

Я его нашел.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От её тепла.                                        Г. Виеру

Пальчиковая гимнастика

                                «Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая    (Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками

 Да веселая.                                                  по переменно.)

Два у лавки стоят,                (Загнуть большие пальцы на обеих руках.)

Два учиться хотят,                (Загнуть указательные пальцы на обеих руках.)

Два Степана у сметаны      (Загнуть средние  пальцы.)

Объедаются.

Две Дашки у кашки                (Загнуть безымянные пальцы.)

Две Ульки в  люльке              (Загнуть мизинцы.)

Качаются.

3. Иллюстрированный материал

Картины из серии  «Мамы всякие нужны».  

Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

Е. Благинина «Посидим в тишине».

Логопедическая пятиминутка.

Тема: « Хлеб. Хлебные продукты».

1. Чтение и пересказ  сказки «Колосок» с использование серии сюжетных картинок.

Чтение и заучивание загадок на выбор.

Без чего хлеба не испечешь?   (Без корки)

Стоит стеной,

Шумит волной,

Волна золотая,

Не видно края.    (Поле пшеницы)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.   (Колос)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный  и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.    (Хлеб)

Ходит дом ходуном

на столбе золотом.   (Колосок).

2. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика

                                                   «Каша»

Каша  в поле росла,                        (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)

К нам в тарелку пришла.               («Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим,                       (В правой ладошке «мешают» указательным

                                                               пальцем левой руки.)

По тарелки дадим.

Птичке – невеличке,                        (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Зайцу и лисичке,    

Кошке и матрешке,

Всем дадим по ложке!                    (Разжимают кулачки.)

Подвижная игра  

                                    «Золотая рожь»

Ветерок спросил, пролетая:                   (Бегут по кругу на носочках, руки на поясе;

- Отчего ты, рожь, золотая?                      меняют направление бега.)

А в ответы колоски шелестят:                 (Останавливаются, руки вверх, наклоны в

                                                                          стороны.)

- Золотые руки растят!                                (Два наклона к носочкам.)

                                                                                Е. Серова

3. Иллюстрированный материал и художественная литература.

Альбом  «Все работы хороши».

Я. Тайц «Всё здесь».

А. Ремизов  «Хлебный колос».

А. Пластов   «Ужин трактористов».

Логопедическая пятиминутка

Тема: «Рыбы».

  1. Упражнение «Кто лишний?».

Дифференциация речных и аквариумных рыб. Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи (употребление сложноподчиненных предложений  с союзом   потому что).

                Комплекты картинок:

золотая рыбка, щука, сом, окунь; меченосец,, лещ, гуппи, карась, щука, меченосец, сом.

  1. Игры и упражнения.

               Пальчиковая гимнастика

                                                  «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как                   плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,   (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.    (Медленно сжимают ладони .)

Рыбка спинку изогнула,       (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла.        (Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,   (Снова  «плывут».)

Рыбка быстро уплыла.

                                            М. Клокова

Подвижная игра  

                                       «Аквариум»

(координация речи с движением, развитие подражательности)

Улитки ползут,                            (Передвигаются по кругу в полуприседание,

                                                        сложив руки за спиной.)

Свои домики везут.

Рогами шевелят,                          (Останавливаются, делают «рожки»

                                                          из  пальчиков, ритмично   наклоняют

                                                           голову влево – вправо.)

Рыбки плывут,                           (Передвигаются по кругу мелкими      шажками,

 Плавниками гребут                  опустив руки вдоль туловища; движения только

                                                         движения только ладонями вперед – назад.)

Влево, вправо поворот,            (Плавные повороты туловища влево – вправо

А теперь наоборот.                      и наоборот.)

                       Н. Нищева

  1. Иллюстрированный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Мир природы. Животные», альбом «Живая природа. В мире  животных», альбом «Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1» (серия «Воришка»)

                  А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Н. Калинина «Как Вася ловил рыбу».

Логопедическая пятиминутка

Тема: « Насекомые».

1. Упражнение «Что изменилось?» (кто улетел, прилетел, спрятался?) Развитие зрительного внимания, связной речи.

 Воспитатель закрепляет на наборном полотне, обтянутом ковролином, насекомых: гусеницу на ветке, кузнечика на травинке, жука на листочке, гусеницу  на веточке, стрекозу над цветком, божью коровку под листиком – и просим детей рассказать, каких насекомых они видят и где. Затем дети закрывают  глаза, а воспитатель убирает одно насекомое  или меняет местами двух насекомых.

Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось.

2. Игры и упражнения.

Упражнение        «Гусеница»

(координация речи с движением, развитие творческого воображения)

Этот странный дом без окон               (Дети лежат на спинках вытянувшись;   

                                                                         руки вдоль туловища, ногами в центр круга.)

У людей зовется «кокон».

Свив на ветке этот дом,                               (Переворачиваются  на левый бок, подкладывают

                                                                              ладонь под щёку.)

Спит без просыпа всю зиму.                     (Переворачиваются  на другой бочок, руки под щечку.)

Но зима промчалась мимо –                    (Переворачиваются на спину, потягиваются лежа.)

Март, апрель, капель, весна …                (Медленно садятся.)

Просыпайся соня – сонюшка!                  (Потягиваются сидя.)

Под весенним ярким солнышком           (Встают, вытягиваются стоя.)

Гусеница не одна.    

Стала бабочкой она!                                    (Бегут по кругу, машут руками, как крыльями.)

                                  В. Егоров

Пальчиковая гимнастика       «Пчела»

Прилетела к нам вчера                     (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек                (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

И веселый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                           (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Прожужжали, полетели,                      (Машут ладошками.)

От усталости упали.                             Роняют ладони на стол.)

                                     Н. Нищева

                                                                   

3.Иллюстрированный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

Наблюдение за насекомыми.

К. Чуковский «Тараканище».  А. Плещеев  «Мой садик».

Логопедическая пятиминутка.

Тема: «Полевые цветы».

  1. Упражнение  «Будь внимательным».

(Развитие слухового внимания и элементарных математических представлений.)

У этого цветка

Четыре лепестка.

А сколько лепестков

У двух таких цветков?

                                           В. Волина

               ***

На ромашке – две  букашки,

А на лютике – жучок,

На колокольчике – кузнечик,

На гвоздике – паучок.

А на маке – никого.

Сколько было их всего?

Побыстрее расскажи,

Как задачу нам решить.        Н. Нищева

Упражнение «Бабочка и цветок».

(Совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов).

Воспитатель помешает на наборное полотно, затянутое ковролином , большой цветок и травку. Один ребёнок выполняет различные действия с бабочкой: сажает её на цветок, прячет в травку, помещает над цветком и т.д. Другие дети комментируют действия, выделяя голосом предлоги.

2. Игры и упражнения.

Упражнения «Мотылёк».  

(Координация речи с движением ).

Мотылёк – витилёк                      (Бегут по кругу, расставив руки в стороны).

Принеси нам ветерок:

От ворот – поворот                        (Поворот; бегут в обратную сторону.)

Гнать кораблик в ручеек.

Вей, вей, ветерок,                          (Останавливаются , поворачиваются лицо

Натяни  парусок                                в круг; взмахи руками, потягиваются.)

Гони  стружок                                 (Бегут по кругу, взявшись за руки.)

С запада на восток.

                                            Народная песенка

Пальчиковая гимнастика        «Пчела»

Прилетела к нам вчера                     (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек                (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

И веселый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                           (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетели,                      (Машут ладошками.)

От усталости упали.                             Роняют ладони на стол.         Н. Нищева

                                                                   

Логопедическая пятиминутка

Тема: «Лето».

1. Упражнение «Когда это бывает?»  

Развитие  слухового внимания.

Луг совсем, как ситцевый

Всех цветов платок –

Не поймешь, где бабочка,

Где живой цветок.

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые пушистые

В небе облака.       (Летом)

                                              Е. Трутнева

2.  Игры и упражнения.

Подвижная игра      

                                 «Речка»

(Координация речи с движением)

К речке быстрой мы спустились,     (Дети идут к центру круга.  Наклоняются, трут лицо

                                                                    руками.)

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –                     (На каждую строку четыре движения

 Вот как славно освежились                             ладонями к лицу.)

А теперь поплыли дружно.            (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Делать так руками нужно:

Вместе -  раз, это брасс,                    (Показывают «брасс», «кроль», двигаясь по кругу.)

Одной, другой  - это кроль.

Все как один плывем, как дельфин.  (Идут по кругу друг за другом, делая руками

                                                                     «брасс» или «кроль».)

Вышли на берег крутой                         (Идут лицом от центра круга.)    

И отправились домой.           В. Володина

 Подвижная игра     «На лужайке»  

(Развитие координации движений, творческого воображения, подражательности)

На зеленой на лужайке          (Дети стоят лицом в круг, изображают игру на балалайке.)

Заиграла балалайка.

Заиграла дудочка,                 (Изображают игру на дудочке.)

Дудочка – погудочка.

В сарафане красненьком     (Пляшут.)

Заплясала Настенька.

                                          А. Прокофьев

3. Иллюстрированный материал и художественная литература.

 Альбом   «Круглый год».

К. Ушинский   «В лесу летом».

И. Левитан  «березовая роща».

Д. Александров «Грозовое небо».

Логопедическая пятиминутка

Тема: «Времена года».

  1. Повторение стихов  о временах года.

                          ***

Ах, осень, осень,

Кем ты послана?
Пришла…

Не сгинула в пути,

Желтоволосая?

Располагайся.

Проходи.              Г. Горбовский

                    Зима

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала –

В поле вьюга загуляла.

        Разбежались с песней звонкой,

         Все укрыла, как пеленкой,

        Запушила снежным пухом –

        Стало  всюду пусто, глухо.

Не звенит река волною

Под одежкой ледяною;

Лес притих, глядит тоскливо,

Птиц не слышно хлопотливых.    

                                                          Я. Купала

                          Подснежник

            Я родился!

Я родился!

Снег пробил,

На свет явился!

Ух какой ты, снег, колючий,

Ты холодный, снег, и злющий.

О морозах зря мечтаешь,

Очень скоро ты растаешь,

Уплывешь потоком в речку

И не скажешь ни словечка!

                                                           А. Матутис

               

  Лето

Старый тополь у крылечка,

Луг в ромашках недалечко,

Грозы, ливни, рожь в цвету,

Медом пахнет за версту.

В темной чаще за делянкой

Пень тропинки сторожит.

Земляничная полянка

Красным солнышком лежит.        А. Екимов

                               

                   

                        Список  литературы

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико  - семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна». – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико – семантической теме «Зима» в подготовительной  к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия  по лексико – семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе  для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.

                                                           

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированный материал логопедических пятиминуток для взаимодействия с воспитателями в подготовительной группе на основе методических пособий Н.В. Нищевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.

Тема: «Дикие животные»Логопедическая пятиминутка1.. Упражнение «Кто за деревом?»  Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Развитие связной ...

Занятие по ФЭМП «Путешествие в математику». (для воспитанников младшей группы) (разработано на основе методического пособия Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4 лет», занятие «Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник»)

Занятие по ФЭМП «Путешествие в математику».(для воспитанников младшей группы)(разработано на основе методического пособия Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4 лет», занятие «Число 3. Большая, ...

ФЭМП Календарное планирование в старшей группе на основе методического пособия И.А. Пономарева и В.А. Позина для детей 5-6 лет

ФЭМПКалендарное планированиев старшей группе на основе методического пособия И.А. Пономарева и В.А. Позинадля детей 5-6 лет  Сентябрь1 неделяТема: «Считалочка» (Ц: формирование у...

ФЭМП Календарное планирование в старшей группе на основе методического пособия И.А. Пономарева и В.А. Позина для детей 5-6 лет

ФЭМПКалендарное планированиев старшей группе на основе методического пособия И.А. Пономарева и В.А. Позинадля детей 5-6 лет  Сентябрь1 неделяТема: «Считалочка» (Ц: формирование у...

Сценарий совместной деятельности в режимных моментах педагога с детьми 5-6 лет по формированию основ финансовой грамотности название конспекта «Семейный бюджет» Составлено на основе методического пособия: Л.В. Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю. Рыжан

Цель:  Способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности людей.Задачи.1. Познакомить детей с составляющими семейного бюджета.2. Расширить словарный запас детей по...

Логокубики» - методическое пособие (на основе авторского дидактического материала автор Казаковой Е.В.), адаптированное с учётом психо- речевого развития детей 5-6 лет, группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Данная методическая разработка будет полезна для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр направленных на автоматизацию звукопроизношения, формирование...

Сообщение «Взаимодействие старшего воспитателя и педагога – психолога в системе методической работы».

Сообщение «Взаимодействие старшего воспитателя и педагога – психолога в системе методической работы»....