Проектная деятельность с использованием ИКТ в совместной работе учителя –логопеда и родителей детей с ОВЗ
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Работа с родителями - одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Мы ищем новые формы активного взаимодействия с семьёй для вовлечения их в образовательную деятельность дошкольного учреждения. Поэтому концептуальная идея проектной деятельности с использованием ИКТ тесно связана с переходом от монологических традиционных форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную практическую совместную деятельность с детьми.
Данный проект нацелен на взаимодействие детского сада и семьи: с одной стороны, детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта .Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью конструктивного общения. Дошкольное учреждение и семья должны стремиться к созданию единого пространства всестороннего развития ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность с использованием ИКТ в совместной работе учителя –логопеда и родителей детей с ОВЗ
Учитель-логопед Горбунова Н.Н.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.
Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ст.18), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса
Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Проект «Видеосемейка ,говорим и показываем» разработан в соответствии со стратегией развития федерального образования и определяет основные цели, задачи и направления эффективного сотрудничества учителя-логопеда с семьями воспитанников.
На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, где педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Работа с родителями - одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Мы ищем новые формы активного взаимодействия с семьёй для вовлечения их в образовательную деятельность дошкольного учреждения. Поэтому концептуальная идея проектной деятельности с использованием ИКТ тесно связана с переходом от монологических традиционных форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную практическую совместную деятельность с детьми.
Данный проект нацелен на взаимодействие детского сада и семьи: с одной стороны, детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта .Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью конструктивного общения. Дошкольное учреждение и семья должны стремиться к созданию единого пространства всестороннего развития ребенка.
Новизна проекта заключается в создание модели эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельности.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога по внедрению инновационных форм деятельности в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Тип проекта:долгосрочный, практико-ориентированный, коллективный.
Цель проекта: создание и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения модели взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности.
Задачи проекта:
- подбор и апробация творческих форм взаимодействия с родителями дошкольников для эффективного коррекционного взаимодействия учителя-логопеда с семьёй;
- создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через создание видеороликов ;
- проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.
Участники проекта: воспитанники и их родители (законные представители), педагогический коллектив образовательного учреждения.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Сроки реализации проекта: 2 года обучения
Основные принципы организации работы с семьей:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
- дифференцированный подход к различным семьям, учет их индивидуальных особенностей.
Реализация проекта проходит по двум основным направлениям взаимодействия с семьей:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, устные журналы, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы, коучинг-сессии, родительские гостиные, «круглые столы».
- Привлечение родителей к работе детского сада посредством ИКТ.
- Активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей с ОВЗ: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.
В рамках данного вопроса педагогами ДОУ разрабатываются разнообразные по своей направленности и длительности проекты.
Развивающий характер обучения, с использованием проектных и компьютерных технологий, основывается на детской активности в экспериментировании, поисковой и познавательной деятельности. Проект «Осень.», представляющий собой опыт исследовательской деятельности детей подготовительной группы, направлен наразвитие связной речи,; развитие критического мышления и приобретение необходимых навыков речевого поведения.,проанализировать причинно-следственные связи. Содержательная часть проекта была основана на различных формах деятельности детей, что позволило раскрыть их творческий потенциал. В процессе работы над этим проектом педагоги и родители выступали в роли консультанта по поиску и обработке информации, помощника в выполнении заданий. Участники проекта не только озвучивали материал его презентации, но и самостоятельно разрабатывали гипотезы, возможные варианты решения проблемы, подготавливали рисунки для иллюстрации слайдов, создавали или воспроизводили рифмованные тексты .составляли рассказы. Мультимедийные презентации являются не только результатом деятельности группы, но и источником информации для детей других групп.
Главным критерием оценки результатов являются отзывы родителей; «обратная связь». Возможные риски: не все родители будут активны.
В процессе реализации проектной деятельности ожидаются следующие результаты:
- совместная работа коллектива ДОУ с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для всех участников проектной деятельности;
- открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности;
- родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников образовательного процесса;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством наглядно-информационной поддержки семьи;
- создание современной модели взаимодействия ДОУ и семьи.
Реализованные проекты показали, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, информационно-коммуникационные технологии обладают рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера, мультимедийной установки вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• обладает стимулом познавательной активности детей;
• позволяет моделировать жизненные ситуации.
Значимость работы по созданию проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий дает возможность опираться на данные проекты в дальнейшей работе, как к вопросу безопасности, социализации. Разработанные проекты имеют практикоориентированный характер, а использование проектных и компьютерных технологий, основанных на детской активности в экспериментировании, носит развивающий характер обучения. Таким образом, сочетание технологии проектирования и информационных технологий, на наш взгляд, является, возможно, наиболее эффективной формой организации познавательной и воспитательной деятельности детей, т.к. повышает заинтересованность детей в обучении, что является важной задачей современной педагогики, ориентированной на качество образования.
Таким образом, создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на внедрении в деятельность учреждения инновационных методов и форм, помогут добиться высоких результатов в работе со всеми субъектами образовательного процесса.
Работа по взаимодействию педагога с семьей должна способствовать: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей; развитию разносторонних способностей детей и родителей в совместной деятельности; установлению преемственных связей с детьми дошкольного учреждения и их родителями.
Список литературы
1. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 224 с.
2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
3. Долинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. - № 1. - С. 41 - 49.
4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. - №1. - С. 60 - 68.
5. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. - № 3. - С. 87 - 91.
6. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей с ОНР.
Советы логопеда родителям детей с ОНР....
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия
Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения.
Опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Для логопеда важно приобщить р...
Использование социальных сетей в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ группы компенсирующей направленности
в статье описан практический опыт по использованию социальных сетей в работе учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностаями здоровья группы компенсирующей направленности, кот...
«Использование социальных сетей в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ группы компенсирующей направленности».
laquo;Использование социальных сетей в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ группы компенсирующей направленности»....
"Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения".
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», важнейшая задача педагога — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Семья – это первая ступень овла...
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия.
Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...