Туризм как средство для формирования социализации и коммуникации детей с РАС и ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Корочкина Валерия Сергеевна

Описание формы работы с детьми с ОВЗ и РАС. Туризм яв ляется одной из форм способствующих формированию коммуникативных отношений детей с ОВЗ  РАС и социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ras_i_ovz_i_turizm.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Туризм как средство для формирования  социализации и коммуникации детей с РАС и ОВЗ

Указом президента РФ, В.В.Путина, 2024 год  объявлен Годом семьи,  в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. Особое внимание уделено таким семейным ценностям, как любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи. Крепкая семья – это залог стабильности и процветания общества.

Для процветания общества и успешности детей в во взрослой жизни необходимо объединиться в одну команду семье и детскому саду. Только при установлении доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединении их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами совместно решать их - только так можно достичь эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Особенно такой тандем приносит положительные плоды там, где воспитываются дети с ОВЗ.

Система образования в дошкольных учреждениях представлена широким многообразием направлений и видов занятий для детей разного возраста. Занятия имеют творческую, спортивную, техническую, ремесленную, образовательную, туристскую направленность. Также не маловажную роль играет время которое дети проводят в кругу семьи. При выборе совместной деятельности у родителей есть возможность ориентироваться на несколько критериев, которые могут быть обусловлены как возможностями семьи и интересами самого ребенка, так и необходимостью в его развитии. При этом педагогам важно сразу выделить семьи, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), поскольку у ребенка с ОВЗ и РАС более высокая потребность в занятиях. Речь идет как о дополнительных занятиях, так и о коррекционно-развивающих, о совместной деятельности в кругу семьи. Предлагаю поговорить о возможности дополнительной социализации детей с расстройствами аутистического спектра на примере занятий по адаптивному туризму.

Для выбора совместной деятельности в детьми с РАС и ОВЗ опираемся на следующие критерии:

1.  Желание самого ребенка, его интерес; во многих случаях выбор родителей обсуждается с самим ребенком.

2.    Географическое расположение: часто секцию или кружок выбирают по критериям «ближе к дому», или «ограниченное количество предложений со стороны образовательных организаций», или «единственная организация в городе». При этом, если занятия показаны ребенку в силу проблем развития или здоровья, то семья готова преодолевать ради них большие расстояния.

3.   Финансовые возможности семьи. Для многих семей критерием выбора может быть отсутствие платы или невысокая плата за занятия. При этом значительная часть семей способны оплачивать дополнительные занятия.

4.   Популярность среди знакомых, рекомендации друзей.

5.  Престиж занятий. Он может быть сформирован благодаря квалифицированным специалистам.

6.  Необходимость в занятиях: бывает вызвана психофизическими особенностями ребенка.

Как правило при выборе занятий для детей с РАС и ОВЗ родители основываются на необходимости психофизического развития ребенка, а не на его интересе или престиже. Во многих случаях выбор занятий не обсуждается с ребенком в силу его неспособности сообщить о желании, тем более что определенные виды занятий показаны для коррекции расстройства. В основном занятия детей имеют коррекционную, творческую или спортивную направленность (адаптивная физкультура), также популярны занятия по подготовке к школе. Речь о туристских занятиях практически не ведется. На наш взгляд, это связано, с одной стороны, с отсутствием предложений, отвечающих требованиям и задачам, а, с другой стороны, с неосведомленностью родителей о содержании занятий и об их пользе для развития ребенка с РАС и ОВЗ.

Проводя время/занятия с детьми, имеющими РАС и ОВЗ, важно четко понимать особенности их психофизического развития. Дети с РАС и ОВЗ являются разнородной группой характеризующихся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Для детей с РАС и ОВЗ характерными особенностями являются:

- низкий уровень социализации (проблемы в формировании навыков межличностного взаимодействия, узкая или избирательная сфера интересов, трудности организации досуга, проблемы в освоении навыков работы в группе, трудности понимания правил поведения в общественных местах, несформированность игровых навыков);

- трудности в развитии навыков коммуникации (затруднения в понимании обращенной речи, особенности формирования собственных речевых навыков);

- особенности сенсорного развития;

- проблемы в формировании навыков самообслуживания, ориентировки в быту и в общественных местах;

- низкий или ограниченный уровень физической подготовленности.

Все выше перечисленные особенности, являющиеся преградами или дефицитами развития, с одной стороны, могут быть препятствием для включения детей с РАС и ОВЗ в туристскую деятельность, но, с другой,  показанием для занятий туризмом.

Рассматривая занятия туризмом через призму социализации детей с ОВЗ и РАС важно определиться с самим этим понятием. Формирование социально приемлемых форм поведения и способов межличностного взаимодействия - это и есть социализация.

Одно из направлений это детский туризм. Программы по детскому туризму включают такие направления работы как: общая физическая подготовка, развитие социальных навыков, специальные туристские навыки и знания, оказание первой помощи и забота о здоровье, расширение кругозора. Также дошкольник с ОВЗ с РАС должен в достаточной мере овладеть навыками самообслуживания и бытовой ориентировки, уметь организовывать питание и быт в походных условиях.

Спортивно-оздоровительный туризм разделяют на спортивный и физкультурно-оздоровительный.

Формы спортивного туризма: пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, горный и др.

Формы физкультурно-оздоровительного туризма: рекреационный, приключенческий, экологический, профессионально-прикладной, реабилитационный и адаптивный;

Для детей с РАС и ОВЗ наиболее предпочтительным видом туризма является адаптивный. При этом определенная группа детей с высоким уровнем сформированности адаптивных навыков может включаться в спортивный туризм.

 Адаптивный туризм от обыкновенного туризма отличается тем, что люди, имеющие инвалидность или ограниченные возможности здоровья, принимают участие в спортивно-оздоровительных походах и путешествиях по специально разработанным программам, учитывающим их психофизические возможности и особенности развития

Разного рода задачи решаются на занятиях туристской направленности: оздоровительные, образовательные, воспитательные, социальных и т.д. При организации программ туристкой направленности для детей, имеющих особые потребности, необходимо соблюдать ряд условий: наличие специалистов, подготовленных к работе с детьми с ОВЗ; организация адаптивной среды, учитывающей особенности психофизического развития детей; учет индивидуальных особенностей каждого ребенка; подбор эффективных методов обучения; разнообразие форм и направлений деятельности детей в рамках программы занятий.

Адаптивный туризм может быть: пешеходный, лыжный, велосипедный, комбинированный и др. В качестве туристских мероприятий с дошкольниками можно организовывать: туристские походы, экскурсии, экспедиции, туристские лагеря, туристские слеты и соревнования по видам туризма при непосредственном и тесном участии родителей. Выбор вида и формы организации туристских занятий будет напрямую зависеть от психофизических возможностей ребенка с ОВЗ (в том числе с РАС) и желания и возможностей родителей.

 Разработка программ по адаптивному туризму должна учитывать основные дефициты развития детей с ОВЗ и детей с расстройствами аутистического спектра. При этом необходимо разрабатывать занятия и применять методы, способствующие преодолению основных трудностей развития. Главная задача определить основные направления и возможный перечень ключевых навыков, которыми должен овладеть ребенок .

Для достижения задач в процессе взаимодействия с детьми необходимо использовать методы, позволяющие максимально достигнуть необходимого результата. К достижению задач необходимо подходить с помощью различных методов обучения:

- положительного подкрепления и подбираются различные виды подсказок (физическая, словесная, жестовая, демонстрация образца выполнения, визуальная);

- визуальной поддержки (визуальные инструкции, схемы, визуальное расписание, визуальный таймер) для способствования лучшей ориентировке во времени и пространстве, для более качественного понимания инструкций;

- игровые методы обучения (игры и упражнения на взаимодействие детей друг с другом), метод «обучение с участием сверстников» (нейротипичных), а также дополнительно могут использоваться методы «социальные истории» и «видеомоделирование», что также позволит развивать навыки работы в группе и ориентировки в общественных местах;

- для коррекции дезадаптивного поведения при меняется процедура функционального анализа по ведения с дальнейшим применением проактивных и реактивных методов коррекции.

Для  того, чтобы сформировать базовые туристские навыки необходима помощь родителей в качестве тьюторов для детей. При этом с данными родителями обсуждались поставленные задачи и подводились итоги в конце мероприятия. Основной акцент в работе  направлен на развитие коммуникации и социализации.

Так как туристские мероприятия предполагают общую физическую подготовку и знакомство со снаряжением (палатка, спальный мешок, коврик, веревка, рюкзак), то необходимо поставить задачи и по физическому развитию, и по формированию специальных туристских знаний. Сначала  необходимо провести тренинг в  спортивном зале (являющимся относительно замкнутым, ограниченным пространством), отработать основные задачи совместно с детьми, затем необходимо совместно с родителями о продолжении тренировок в парке.

По мере проведения нескольких тренировочных занятий с группой детей потребность в контроле поведения со стороны родителей уменьшится, а действия обучающихся станут более самостоятельными.

Можно предположить, что дети с ОВЗ с РАС наравне с другими участниками увлекутся деятельностью и будут выполнять задания в меру своих способностей, проявляли устойчивый интерес к деятельности окружающих людей. Нежелательное поведение, связанное с сенсорной перегрузкой и характерное для детей с РАС, должно уменьшится. Дети после контакта с природой становятся умиротворенными и успокоенными. Нахождение в естественной природной среде благоприятно влияет на сенсорное развитие детей, в особенности, детей с РАС. Дети получат новые ощущения через слуховые, тактильные, зрительные, вкусовые, вестибулярные каналы восприятия.

Подводя итог можно сделать вывод о том, что данное направление включает комплекс возможностей и решает целый спектр задач по социализации и коммуникации детей с ОВЗ с РАС.

Адаптивный туризм является максимально доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей с расстройствами аутистического спектра и отвечает различным критериям выбора (престижность, универсальность, финансовая и территориальная доступность, всесторонняя направленность на развитие ребенка).

Литература

  1. Казари К. Современное состояние поведенческих вмешательств при аутизме и нарушениях развития // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4. С. 68—76. DOI:10.17759/autdd.2016140409
  2. Карпович Ю.Б. Методические рекомендации по проведению комплекса «Адаптивное путешествие» [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://tour-vestnik.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-kompleksu-adaptivnoe-puteshestvie (дата обращения: 18.06.2022).
  3. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2020. 401 с. ISBN 978-5-534-07182-5.
  4. Кривошеева Т.А., Кунцевич Е.А. Адаптивный туризм как технология включения детей с инвалидностью в общество // Сервис plus. 2017. Т. 11. № 1. С. 4—12. DOI:10.22412/1993-7768-11-1-1
  5. Лиф Р., Макэкен Д. Идёт работа: Стратегии работы с поведением: Учебный план интенсивного поведенческого вмешательства при аутизме. Москва: ИП Толкачев, 2016. 608 с. ISBN 978-5-9907565-0-2.
  6. Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В. и др. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации / Под ред. А.В. Хаустова. Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 94 с. ISBN 978-5-94051-164-9.
  7. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети: Введение в прикладной анализ поведения (ABA). Самара: Бахрах-М, 2014. 208 с. ISBN 978-5-94648-109-0.
  8. Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: Учебно-методическое пособие. Москва, 2015. 539 с. ISBN 978-5-9907171-8-3.
  9. Ожева С.Б., Шебанец Е.Ю., Демкина Е.В. и др. Инклюзивный подход к организации туристско-краеведческой деятельности для детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник АГУ. 2020. № 1. С. 42—47.
  10. Письмо Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29 марта 2016 года «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/174469220/ (дата обращения: 06.06.2022).
  11. Прусс Б.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного туризма в условиях учреждения дополнительного образования: Методическое пособие. Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», 2018. 44 с.
  12. Родители в системе дополнительного образования детей: ожидания, стратегии поведения, информированность. Информационный бюллетень. Москва: Высшая школа экономики, 2018. 56 с. (Мониторинг экономики образования; № 4 (124)). ISBN 978-5-906737-54-0.
  13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/77308190/ (дата обращения: 06.06.2022).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы по теме: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Представлен опыт работы по организации эколого-туристической деятельности с детьми старшего дошкольного возроста. Раскрываются оспекты организации сотруднечества с семьей в раммках реализации данного ...

Проект: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Автором представлена вариативная модель долгосрочного позновательно-иследовательского, эколого-туристического  проекта....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей не возможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является мощнейшим стимулом для развития  познавательных способностей, нравственно-...

из опыта работы "Детский туризм как средство развития физических качест и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"

"Детский туризм как средство развития физических качест и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"...

Туризм как средство физического развития детей дошкольного возраста*

—Актуальность исследования. Проблемы физического развития и сохранения здоровья детей, как никогда остры. Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в г...

Туризм как средство физического развития детей дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Проблемы физического развития и сохранения здоровья детей, как никогда остры. Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченно...

Проект "Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста"

Информационная карта проекта:1.    Полное название проекта: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста2.     Ру...