Проект: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.
проект (подготовительная группа) по теме
Автором представлена вариативная модель долгосрочного позновательно-иследовательского, эколого-туристического проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_detskiy_turizm_kak_sredstvo_ekologicheskogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrosta.docx | 49.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста
Информационная карта проекта:
- Полное название проекта: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста
- Руководитель проекта: Ермолина Ирина Анатольевна - воспитатель МБДОУ ЦРР детского сада №7 «Ромашка» города Новоалтайска Алтайского края.
- . Вид, тип проекта: долгосрочный, исследовательско - творческий.
- Место проведения: МБДОУ ЦРР детский сад №7 «Ромашка» г. Новоалтайск
- Сроки проведения: 2011-2012 год.
- . Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
- Возраст детей: 5-6 лет.
- Форма проведения: коллективный проект.
Эколого-туристская прогулка – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Это положительные эмоции (удивление, восторг, радость, творчество), яркие незабываемые впечатления от общения с природой. Это необходимый опыт, где дети в непринужденной обстановке учатся исследовать, наблюдать, беречь.
Подходы к реализации проекта:
– системно- деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений.
– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.
Принципы:
– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде ;
– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.
Цель:
Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.
Задачи:
●знакомство детей с основами жизни в природных условиях, назначением определенных предметов, необходимых в походе;
●закрепление на практике знаний основ безопасного поведения на природе;
●воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде, формирование желания вести здоровый образ жизни.
Закрепить знания о видах туризма, познакомить с «необычным» туризмом.
Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города; научить работать с компасом; закрепить навыки правил поведения в окружающей среде.
В ходе организации пешеходных прогулок широко использовались:
- разнообразные средства туризма, представленные в программе: физические упражнения с использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств: координация движений - прыжки с одной ноги на другую, по кружкам, спрыгивание с повышенной опоры, прыжки в глубину и др, упражнения на равновесие (ходьба по бревну, по наклонной лестнице, ходьба по веревке и т д.), игры на ориентировку в пространстве («Разверни круг», «Найди свой дом», «Ручейки и озера» и др.);
- подвижные игры с поисковыми ситуациями – «Поиски клада», «Полоса препятствий», «Игры-эстафеты», проводимых как в помещении, так и на местности,
- доступные для дошкольников туристические упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзака, палатки)
- игры и соревнования с туристской тематикой: «Ловкий турист», «Болото», «Кто самый меткий»,
- игры с элементами спорта.
«Совместная деятельность взрослого и ребёнка»
Интегрированные виды детской деятельности | Формы и методы | Средства |
Продуктивно-познавательная Познавательно-исследовательская Познавательно-игровая Продуктивно-игровая Литературно-познавательная | Беседа с использованием иллюстративного материала, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др., сюжетно-ролевые игры). Практические занятия в помещении и на местности. | Художественно-иллюстративный материал Библиотека Стимульный материал Раздаточный материал |
«Самостоятельная деятельность детей»
Интегрированные виды детской деятельности | Предметно-развивающая среда |
Продуктивно-познавательная Познавательно-исследовательская Познавательно-игровая Литературно-познавательная | Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы ребята туристята") Журнал «Безопасность в природе"» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме "Безопасность в туризме") |
Методическое сопровождение: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Двенадцать месяцев», «Тарзан», «Снежная королева».
музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.
Сотрудничество с родителями:
- сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
- совместная работа родителей и детей ( умение завязывать узлы, умение разводить кастры, изготовление биноклей, знаков по охране природы)
- Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.
Содержание эколого - туристской подготовленности
дошкольника:
1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.
Дети должны знать какую пользу приносят походы и экскурсии. Дать понятия таким виды туризма как: конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.
2. Удивительный мир растений и животных.
Рассказать о растениях и животных родного края.
3. Помогу себе сам.
Дать понятия о растениях - врагах и друзьях: о лекарственных, плодово-ягодных, съедобных грибах. Осторожно - ядовиты!
4. Собирайся, дружок, в поход.
Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских узлов.
Правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у реки.
5. О карте.
Какие карты бывают. Что такое компас.
Определение севера, юга по компасу. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории.
6. Из похода возвратясь...
Юный турист исследователь природы. «Путевые заметки» - оформление своих наблюдений.
Ожидаемые результаты и их оценка
№ п/п | Ожидаемые результаты | Оценка |
1 | Сформированы знания о детском туризме. - Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе, с правилами разведения костра разведения костра.
- Сформированы такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость. - Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным. - Знают разные виды туризма. | «На туристической прогулке» Цель. Выявить уровень знаний о понятии туристы, туризм, что такое походное снаряжение, должности, знания о простейших знаках, знания правил безопасного обращения с огнём.
«Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник» Цель: Выявить уровень знаний детей о том, какую пользу приносят людям туристические походы и экскурсии. Выявить знания о разных видах туризма. |
- Знают ядовитые растения, которые могут принести вред здоровью.
- Знают лекарственные растения, которые могут помочь туристам в пути, если случится травма. - Знают представителей животного мира родного края и правила безопасносного поведения при встрече с животными, умение по следам определять животных. | «Растения» Цель. Выявить уровень знаний детей о растениях родного края.
«Животный мир родного края» Цель. Выявить уровень знаний детей о животных родного краяи как нужно себя вести при встрече с животными. | |
- Знают как можно оказать первую медицинскую помощь. | «Помогу себе сам» Цель. Выявить уровень знаний детей о том как оказать первую помощь. .
| |
2 | Сформированы умения необходимые в туристическом походе.
- Умение распределять туристические обязанности.
- Умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе.
- Умение подбирать правильно обувь, одеваться в соответствии с погодными условиями. - Умение завязывать простейшие морские узлы. - Умение правильно вести себя при передвижении по городу, в лесу, у реки. | «Собирайся, дружок, в поход» Цель. Выявить уровень знаний детей о том, что нужно брать с собой в поход, всё об обуви и одежде туриста, об рюкзаке. |
Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе. - Умение читать карту своей местности. - Умение ориентироваться по плану - Умение пользоваться компасом. | «О карте» Цель. Выявить уровень знаний о карте, умение ориентироваться по карте
| |
Увеличение доли родителей активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности. | Наблюдения, анализ продуктов совместного творчества родителей и воспитанников. |
1. Подборка пословиц и поговорок о туризме.
2. Методический материал (песни, речёвки, игры)
3. Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».
4. Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу.»
5. Выставка рисунков детей «Если с другом вышел в путь…»
6. Подборка загадок о грибах и ягодах, о животных, о природны явлениях.
7. Подборка примет о погоде.
8. Правила поведения на воде.
Календарный план реализации проекта
Форма организации детей | Название | Задачи | Дата | Участники | Ответственные |
Просмотр презентации на видео. | «Что такое туризм?» | Познакомить детей с значением слов туризм, туристы. Выявить знания детей о туризме. Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы. | Воспитатель, дети. | ||
Литературная гостиная. Чтение. | «Что нельзя купить» В. Орлова «Наша планета» Я. Аким | Сформировать представление о том, что красота природы бесценна и её надо беречь и охранять. | Воспитатель, дети. | ||
Консультация для родителей. | «Детский туризм - дело серьёзное» | Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, знакомить детей с родным краем, учить детей правилам безопасного поведения в природе. | Воспитатель, родители. | ||
Литературная гостиная. Чтение. | Загадки о ягодах и грибах Сказка «На лесной тропинке» «Не ешь незнакомые ягоды в лесу" | Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами. | Воспитатель, дети. | ||
Игра - исследование. | «Что такое компас? | Вызвать интерес к прибору, обучать работе с прибором. | Воспитатель, дети. | ||
Дидактическая игра. | «Найди по заданному направлению» | Совершенствовать умение детей определять местонахождение предмета в группе на участке детского сада. | Воспитатель, дети. | ||
Литературная гостиная. Чтение. | «Ландыш» Е. Серова | Познакомить детей с ядовитыми растениями; учить детей узнавать ядовитые растения. | Воспитатель, дети. | ||
Игра - исследование. | «Что такое карта?» | Вызвать интерес к рассматриванию карты, научить находить предметы по карте. | Воспитатель, дети. | ||
Игра - исследование. | «Ориенти- ровка на местности» | Закрепить умение находить север, юг, запад, восток с помощью компаса. | Воспитатель, дети. | ||
Выставка рисунков. | "Если с другом вышел в путь..." | Увидеть в рисунках детей то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы. | Воспитатель, дети. | ||
Литературная гостиная. Чтение. | «Пожар в лесу» М. Фисенко | Закреплять знания о правилах поведения в лесу во время пожара. | Воспитатель, дети. | ||
Просмотр презентации на видео. | "Животный и растительный мир родного края» | Выявит уровень знаний детей о животных и растениях родного края. Выявить знания детей о том, как нужно себя вести при встрече с дикими животными и ядовитыми растениями. | Воспитатель, дети. | ||
Просмотр презентации на видео. | "Правила безопасного поведения в лесу, | Закреплять знания детей о безопасном поведении в лесу, | Воспитатель, дети. | ||
Литературная гостиная. Чтение. | Загадки о животных. Загадки о насекомых. | Объяснить детям, что иногда контакты с животными и насекомыми могут быть опасны. | Воспитатель, дети. | ||
Соревновательная игра. | "Кто быстрее соберёт рюкзак?" | Закрепить знания детей о том, что необходимо класть в рюкзак, развивать ловкость, внимание, быстроту в движениях. | Воспитатель, дети. | ||
Литературная гостиная. Чтение. | "Не ходи по льду водоёма" Г. Шалаева, Н. Иванова "Зима" М. Фисенко | Знакомство с правилами безопасности на льду водоёма | Воспитатель, дети. | ||
Разучивание туристских речёвок, песен. | Речёвка «Мы туристы"» Песни «Вместе весело шагать"» | Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их, объяснить детям что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа. | Воспитатель, дети. | ||
Консультация для родителей | "Как научить детей любить и беречь природу" | Рекомендовать родителям с малых лет давать детям экологическое воспитание. Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться. | Воспитатель, родители. | ||
Игра | "Придумай и отгадай" | Закрепить знания детей о туризме, умение из набора различных предметов выбирать необходимые для похода, которые удобно перено- сить в рюкзаке. | Воспитатель, дети. | ||
Литературная гостиная. Чтение. | Загадывание загадок. Пословицы, народные приметы. | Воспитатель, дети. | |||
Настольная игра | "Кто быстрее?" | Учить детей ориентироваться по плану в группе, а затем и на территории детского сада. | Воспитатель, дети. | ||
Литературная гостиная. Чтение. | "Не купайся в запрещённых местах" Г. Шалаева и Н. Иванова | Знакомство с правилами поведения на воде. | Воспитатель, дети. | ||
Игра | "Будь внимательным" | Закрепить умение детей находить карточку с соответствую- щим видом туризма. | Воспитатель, дети. | ||
Литературная гостиная. Чтение. | "Как неразлучные друзья в воде не тонули" А. Иванов | Закрепление знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе. | Воспитатель, дети. |
«Совместная деятельность взрослого и ребёнка»
Интегрированные виды детской деятельности | Формы и методы | Средства |
Продуктивно-познавательная Познавательно-исследовательская Познавательно-игровая Продуктивно-игровая Литературно-познавательная | Беседа с использованием иллюстративного материала, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др., сюжетно-ролевые игры). Практические занятия в помещении и на местности. | Художественно-иллюстративный материал Библиотека Стимульный материал Раздаточный материал |
«Самостоятельная деятельность детей»
Интегрированные виды детской деятельности | Предметно-развивающая среда |
Продуктивно-познавательная Познавательно-исследовательская Познавательно-игровая Литературно-познавательная | Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы ребята туристята") Журнал «Безопасность в природе"» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме "Безопасность в туризме") |
Методическое сопровождение: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Двенадцать месяцев», «Тарзан», «Снежная королева».
музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.
Сотрудничество с родителями:
- сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
- совместная работа родителей и детей ( умение завязывать узлы, умение разводить кастры, изготовление биноклей, знаков по охране природы)
- Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы по теме: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.
Представлен опыт работы по организации эколого-туристической деятельности с детьми старшего дошкольного возроста. Раскрываются оспекты организации сотруднечества с семьей в раммках реализации данного ...
Опыт работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии, как одно из средств познавательного развития детей дошкольного возраста»
Система работы со всеми участниками образовательного процесса....
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности»
В рамках тематической недели «Урожай» реализованной в октябре, было необходимо пополнить развивающую среду группы. И совместно с детьми во время беседы в первый день реализации темы – момент погружени...
Проектная деятельность как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Рекомендации для педагогов ДОУ....
Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может бы...
Проект "Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста"
Информационная карта проекта:1. Полное название проекта: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста2. Ру...
САМООБРАЗОВАНИЕ на тему: «Формирование экологической культуры и познавательного развития детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» (экологическое воспитание)
Самообразовние воспитателя старшего дошкольного возраста...