Воспитать нравственно, через ознакомление с природой родного края.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Татьяна Кузакова

Формирование экологического сознания – одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Для систематизации работы необходима программа нравственно-экологического воспитания дошкольников, обеспечивающая организацию познавательной, практической и исследовательской деятельности детей, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, непрерывность, последовательность, систематизация в изложении материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитать нравственно, через ознакомление с природой родного края.

Т. А. Кузакова

(МАДОУ -детский сад № 148,

г. Иркутск)

 Формирование экологического сознания – одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Для систематизации работы необходима программа нравственно-экологического воспитания дошкольников, обеспечивающая организацию познавательной, практической и исследовательской деятельности детей, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, непрерывность, последовательность, систематизация в изложении материала. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. Думаю, что в этом нам помогут занятия нетрадиционной формы: например праздники, экскурсии, экологические тропы. На таких мероприятиях можно добиться того, чего невозможно добиться на обычных занятиях: активного участия ребят в подготовке, заинтересованности. Нетрадиционные мероприятия, как правило, надолго запоминаются детям и особенно важны для формирования экологического сознания у дошкольников. Считаю, что очень эффективны с точки зрения экологического развития дошкольников   комплексные занятия, построенные в виде игр – путешествий, сюжетно ролевых (путешествия, приключения, викторины, КВН, экологических троп, экологических проектов) и т.п.

Уверена, что развитие нравственности посредством экологического воспитания может начаться в дошкольный период, если для этого будут созданы условия в детском саду: обогащенная развивающая предметная среда, организация разных видов деятельности в этой среде побуждает инициативу, последовательная работа с родителями, стимулирует творческую активность детей.

   Ведь природа – это важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Вести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых; родителей и педагогов. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родной земле.

   Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекрасней.

   Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т. д.

     Для того чтобы заинтересовать детей природой, дать необходимые знания и воспитать бережное отношение к ней я поставила перед собой задачи:

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы;

- развивать интерес к родной природе, желание больше узнавать об особенностях своего края,

- формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать,

- систематизировать знания о природе ближайшего окружения, умения наблюдать ее характерные особенности и сезонные наблюдения, потребности любоваться природой и бережно к ней относиться.

- помогать осознанию неразрывности и взаимосвязи человека с природой.

   Для всестороннего воспитания детей очень важно, чтобы не только воспитатели, но и родители совместно с детским садом воспитывали интерес и деятельную любовь к природе родного края.

    Консультации в родительском уголке, индивидуальные беседы, открытые занятия, мастер класс, совместные экскурсии с детьми по экологическим тропам, дни открытых дверей, участия в акциях и экологических проектах, презентации: «Елочка зеленая иголочка», «С днем рождения Земля», «Наши лучшие друзья», «Синичкин день», на которых узнавали о работе по экологическому воспитанию, стимулируют интерес родителей к жизни и деятельности детского сада.

    Заинтересованность воспитателя является основополагающей для успеха дела. Воспитатель должен сам знать, понимать и любить природу; знать к чему и как надо привлекать внимание детей, чтобы развивать у детей интерес к природе и бережного отношения к ней.

    Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решения познавательных задач (усвоение знаний о названии, свойствах предметов природы; понимания некоторых

связей и зависимостей и др.) воспитатель должен сообщать детям знания, определяющие правила поведения людей в природной среде.

   Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желания трудиться в природе, стремление к созиданию.

    Старшие дошкольники уже имеют представления о том, как надо относиться к природе. При систематической работе воспитателя дети могут самостоятельно выделять правила активного положительного отношения ко всему живому (растения нужно поливать, удобрять, птиц зимой надо кормить, надо помочь брошенному котенку и т.д.).

Воспитание действенного отношения к окружающей среде, умения прийти на помощь животному или растению, развитие навыков ухода за ними – все эти задачи могут и должны решаться в детском саду.

     Передо мной стоит очень важная задача – воспитывать не положительно с     созерцательное, а                   положительно – действенное отношение к природе.

     Необходимо строго относиться к усвоению каждым ребенком нравственных норм обращения с растениями и животными. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не на негативной (не рвать, не топтать, не ломать), а в положительной форме (цветник нужно беречь; не повреди корни и вырастет новое растение и т.д.), тогда их усвоение будет идти быстрее и легче. Правила передаются детям разными путями: в конкретной жизненной ситуации, посредствам объяснения воспитателя, через художественную литературу.

      Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом действенном отношении к окружающей природе. Эффективность его формирования зависит от целесообразности и естественности привлечения детей к труду, имеющему элементарную, доступную старшим дошкольникам общественную направленность (сделать для других, бескорыстно помочь). Такой труд обеспечивает не только закрепление и расширения знаний детей, но и создает условия для воспитания важных нравственных качеств. Это может быть, например, выращивание саженцев, подкормка птиц зимой, уход за клумбой на участке.

      Большое значение для решения в единстве задач   нравственного воспитания имеют этические беседы о природе. Материалом для таких бесед могут быть рассказы воспитателя, художественные произведения, сочиненные сказки о природе из жизни детей.

Цель этих бесед – не только закрепить знания о нормах поведения, но и соотнести конкретную ситуацию, описанную в произведении, с жизненным опытом ребенка. Это обязывает педагога наряду с вопросами для обсуждения содержания произведения наметить и такие, которые активизируют опыт ребенка, заставят его подумать, поразмыслить о том, как он сам поступит в данном случае.

     При планировании работы по нравственному воспитанию я учитываю необходимость расширения представления детей об охране природы родного края, систематического привлечения дошкольников к труду, в уголке природы, в огороде на окне, развития у них интереса к предметам и явлениям природы.

Я считаю, что проектная деятельность в ДОУ дает возможность в интересной форме воплощать замыслы, достигать поставленных задач. Работа по экологическому проекту «Край родной и любимый» дает хорошую базу для дальнейшего ознакомления детей с природой родного края, страны. В дальнейшей перспективе по работе с детьми в рамках экологического образования я планирую разработать проект для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является изучение флоры и фауны иркутского края. Очень убедительно звучат слова Веретенниковой С.А.: «Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить ее».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКО...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края

laquo;Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» Василий Андрее...

"Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...

Конспект итогового занятия «Что мы знаем об осени?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.

Занятие поможет систесатизировать знания детей об осени, изменениях происходящих в природе и жизни любей и  животных родного края....

Конспект итогового занятия «Зимушка – зима!» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.

Конспект поможет систематизировать знания детей о зиме, изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....

Конспект итогового занятия «Что такое весна?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе

Занятие поможет систематизировать знания детей о весне,изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....