НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ.
презентация к занятию (старшая группа) по теме
Выступление на Михайловских чтениях в декабре 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno_2.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ.
«ЧЕЛОВЕК БЫЛ И ВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ СЫНОМ ПРИРОДЫ.И ТО,ЧТО РОДНИТ ЕГО С ПРИРОДОЙ,ДОЛЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ЕГО ПРИОБЩЕНИЯ К БОГАТСТВАМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.МИР,ОКРУЖАЮЩИЙ РЕБЕНКА,-ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО МИР ПРИРОДЫ С БЕЗГРАНИЧНЫМ БОГАТСТВОМ ЯВЛЕНИЙ,С НЕИСЧЕРПАЕМОЙ КРАСОТОЙ.ЗДЕСЬ ,В ПРИРОДЕ,ВЕЧНЫЙ ИСТОЧНИК ДЕТСКОГО РАЗУМА», -так писал о роли природы в жизни ребенка В.А.Сухомлинский
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче ,будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Русской национальной культуре присуща особая любовь к родной природе. Природа для русского человека всегда была матерью. Дитя ощущает мир как живое целое оно открыто миру ,так как чувствует себя его частью. Впечатления от родной природы полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Гармония в природе отзывается в его душе переживанием счастья и восторга .В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Наличие экологических представлений ,эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей ,являются основой бережного отношения к природе.»Человек ,не видящий красоты природы, хуже чем слепой: у него – слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества».Поэтому, нужно ли говорить о том ,насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережного отношении к окружающему миру? Быть добрым к каждому деревцу, к каждому кустику– значит, быть добрым человеком.
Ребенок от природы добр .Как часто дети просто так ломают ветки, нанося «боль» дереву, и не задумываются при этом ,что они делают ему больно Да, добру надо учить.
С раннего детства ребенок должен каждый раз радостно переживать встречу с новым временем года и делать для себя при этом новые открытия ,пополняя знания о природе, замечать краски и звуки ,испытывая при этом наслаждение.
Воспитание доброты должно быть системным и постоянным .Начинать воспитание целесообразно с самого раннего детства Детство ,самый благоприятный период для развития всех качеств .В этом возрасте дети доверчивы и непосредственны легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность В младшем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы Дать понятие о том, что и растения, и животные –живые существа, они дышат, пьют воду ,растут, а самое главное чувствуют боль ,как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.
Учитывая свой практический опыт, для работы с детьми выбрала тему» Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к природе родного края»,так как детская душа лучше всего раскрывается в общении с природой ближайшего окружения.
ОПРЕДЕЛЕНЫ БЫЛИ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
ЦЕЛЬ: Нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие.
ЗАДАЧИ:
1.Развивать в детях лучшие качества свойственные русскому человеку высокую духовность, доброту, отзывчивость ,уважение к старшим, милосердие ,бережное отношение к природе.
2.Приобщать к русской культуре и ее истокам.
3.Пробуждать в душе каждого ребенка чувство ответственности за судьбу зеленого друга родного края активизировать личное участие в его охране.
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СОБЛЮДАЮ ОБЩИЕ ДИДАКТИЧЕНСКИЕ ПРИНЦЫПЫ.
- Системность
- Последовательность
- Наглядность
- Оптимальность
- Научность
- Концентричность
- Креативность
- Учет возрастных особенностей
Для реализации этих принципов применяю разнообразные виды детской деятельности:
- познавательно-развивающую,
- опытническо - иследовательскую,
- практическую,
- художественно-продуктивную,
- физкультурно-оздоровительную
- развлекательную, игровую.
Использую в работе следующие методы и приемы:
- систематические наблюдения
- практическая деятельность игры; занятия познавательно-развивающего типа;
- опыты,
- поисковая деятельность ,моделирование;
- экскурсии, целевые прогулки;
- сочинение экологических сказок, легенд;
- праздники, развлечения;
- природоохранные акции, акции милосердия ,просветительная работа
- оформление гербариев ,мини-музея.
Благодаря системной работе по данной теме, дети постигают мир ближайшего окружения, у них зарождаются сочувствие и сопереживание миру родной природы ,проявляя заботливое отношение к тем ,кто в этом нуждается. Так например ,во время целевых прогулок ,дети обратили внимание на то, что вокруг детского сада растет очень много деревьев
рябины. Красота и яркость осенней рябины неоднократно привлекало детей .Проявленный
детьми интерес к рябине определил содержание долгосрочного проекта « Рябина -Рябинушка».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Развитие познавательного интереса детей к объектам окружающего растительного мира.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- расширять знания детей и представления об особенностях рябины :как выглядит рябина ,где растет ,какие звери любят ягоды рябины, какие птицы, что дает рябина людям;
- приобщать к культуре и традициям русского народа, связанные с рябиной; воспитывать доброту, сочувствие;
- развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;
- культивировать эмоциональное ,поэтическое отношение к рябине
- .свойственное нашим предкам;
- воспитывать бережное отношение к дереву.
В начале реализации данного проекта значительное место отводилось наблюдениям, исследовательской деятельности ,а в дальнейшем творчеству,
эмоционально-экологическому восприятию детей Использовались сказки ,легенды малые фольклорные формы ,песни музыка, художественное слово. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности.
Планирование работы с детьми старшей и подготовительной группы частично строится в соответствии с народным календарем. Практически любая тема по экологическому воспитанию перекликается с приметами того или иного дня в народном календаре.
Сообщая детям, что делали в тот или иной день наши предки ,мы подчеркиваем, как бережно относились они к природе .Например, 23 сентября, на Петра и Павла-рябинника, начинали собирать рябину, но часть ее оставляли на кусту –на пропитание зимой дроздам –рябинникам, снегирям и всякой другой птице. Так, итогом реализации данного проекта было развлечение на тему «Петр и Павел –рябинники в гостях у бабушки Арины»,с последующей посадкой на участке деревца рябины .Также была проведена акция милосердия Традицией нашего детского сада является посещение социального центра для пожилых людей «Мечта» с концертной программой и приготовленным угощением из рябины и прочими дарами осени.
УСТАНОВКА НА ГУМАНИЗАЦИЮ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДИКТУЕТ И ТАКИЕ ПОДХОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ.ЕДИНСТВЕННЫЙ И НАДЕЖНЫЙ ПОМОЩНИК – КУЛЬТУРА,ДУХОВНОСТЬ.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края" способствует поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края....
Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края.
В методической разработке представлено перспективное планирование совместной деятельности педагога с детьми и их родителями по экологическому воспитанию детей через ознакомление с природой родного кая...
Консультация Тема: «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»
КонсультацияТема: «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»...
План-конспект: экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края.
С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так к...
«Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»
laquo;Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»...
Консультация для воспитателей. «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»
Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к природе родного края. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого воспитатель должен уметь жить в гармонии с ...
Воспитание экологической культуры детей через ознакомление с природой родного края
Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является важной составной частью теории дошкольного воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы , поэтому приобре...