Методика изучения навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Цель данной методической разработки – изучить уровень развития навыков ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика изучения навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения.
В основу методики положено содержание программы по обучению пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения разработанное Е.Н. Подколзиной.
Целью методики является выявление уровня развития навыков ориентировки в пространстве.
Методика проводился в индивидуальной форме с использованием дидактических игр, игровых упражнений и заданий, ходе которых выявляется уровень развития навыков ориентировки в пространстве.
Содержание изучения включает в себя 8 серий.
1 серия направлена на выявление уровня ориентировки на листе бумаги и включает в себя два задания.
Пособие: цветные изображения овощей и фруктов.
Задание 1: Перед ребенком лист бумаги, а рядом на столе картинки (9 изображений овощей и фруктов), ребенок должен назвать, а затем выложить эти картинки на лист бумаги по словесной инструкции.
Инструкция: «Перед тобой лист бумаги, а рядом на столе картинки (с овощами, фруктами). Посмотри внимательно на картинки и скажи мне, что на них изображено. Положи на середину листа виноград, справа от него положи огурец и т.д.»
Критерии оценки:
3 балла – ребенок выполняет задание правильно;
2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, нуждался в единичной стимулирующей помощи педагога;
1 балл – допустил 3 и более ошибок, отказался выполнять задание.
Задание 2: перед ребенком лист бумаги, на котором выложены картинки, он должен называть пространственное расположение (на листе бумаги) того изображения, о котором спросил педагог.
Инструкция: «Расскажи, где на листе бумаги лежит кабачок?» (например, в правом/левом верхнем углу, правом/левом нижнем углу, по центру/в середине, что справа от/слева от, между).
Критерии оценки:
3 балла – ребенок выполняет задание правильно;
2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, нуждался в единичной стимулирующей помощи педагога;
1 балл – допустил 3 и более ошибок, отказался выполнять задание.
Подсчет результатов: каждое задание оценивается в баллах. Затем находится средний балл, который вносился в протокол.
2 серия направлена на выявление уровня сформированности навыка ориентировки ребенка на столе.
Пособие: кукла, предметы для сервировки стола (салфетница, ложки (столовая и чайная), тарелка, блюдце, чашка, салфетка).
Задание: детям предлагается накрыть стол к обеду.
Инструкция: «Накроем стол к обеду для куклы Маши. Посередине стола поставь салфетницу. Перед ней блюдце, на него поставь чашку, поверни ручку вправо. Между чашкой и краем стола положи салфетку. На середину салфетки поставь тарелку. Справа от нее положи ложку, а слева вилку. Справа от чашки на блюдце положи чайную ложку. Расскажи, как ты накрыл(а) стол…».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок выполняет задание правильно;
2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, нуждался в единичной стимулирующей помощи педагога;
1 балл – допустил 3 и более ошибок, отказался выполнять задание.
3 серия направлена на выявление уровня сформированности навыка ориентировки на клеточном поле.
Пособие: клетчатое поле, цветной карандаш.
Задание: словесный диктант по клеткам.
Инструкция: «Мышка убегает от кошки в норку, помоги ей пробежать по клетчатому полю. Возьми карандаш и внимательно слушай мои указания, черти линию в соответствии с ними: две клетки вниз, три клетки вправо, три клетки вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, три клетки вправо, одна клетка вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, три клетки вправо, три клетки вниз, одна клетка вправо, три клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вниз, три клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вниз, три клетки вправо».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок выполняет задание правильно;
2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, нуждался в единичной стимулирующей помощи педагога;
- балл – допустил 3 и более ошибок, отказался выполнять задание.
4 серия направлена на выявление уровня сформированности навыка ориентировки на себе.
Пособие: сам ребенок
Задание: перечислить части своего тела, указать/назвать их расположение.
Инструкция: «Назови, пожалуйста, части своего тела и, скажи, где они у тебя находятся?»
Критерии оценки:
3 балла – ребенок выполняет задание правильно;
2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, нуждался в единичной стимулирующей помощи педагога;
1 балл – допустил 3 и более ошибок, отказался выполнять задание.
5 серия направлена на выявление уровня сформированности навыка ориентировки в пространстве от себя.
Пособие: сам ребенок, кабинет педагога.
Задание: назвать предметы, которые находятся впереди, сзади, слева, справа, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева.
Инструкция: «Назови мне предметы, которые находятся впереди тебя, сзади, слева, справа, впереди справа, сзади справа, впереди слева, сзади слева.»
Критерии оценки:
3 балла – ребенок выполняет задание правильно;
2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, нуждался в единичной стимулирующей помощи педагога;
1 балл – допустил 3 и более ошибок, отказался выполнять задание.
6 серия направлена на выявление уровня сформированности навыка ориентировки по схеме.
Пособие: схема пути со зрительными ориентирами, указка.
Задание 1: описать по схеме путь девочки.
Инструкция: «Опиши по схеме путь девочки. Дорога сначала идет направо, затем вниз, направо, вверх. Продолжи описание схемы».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок выполняет задание правильно;
2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, нуждался в единичной стимулирующей помощи педагога;
1 балл – допустил 3 и более ошибок, отказался выполнять задание.
Задание 2: перечислить, что изображено слева и справа от дороги.
Инструкция: «Перечисли, что девочка увидела слева по дороге домой? Назови, что будет от нее справа?».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок выполняет задание правильно;
2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, нуждался в единичной стимулирующей помощи педагога;
1 балл – допустил 3 и более ошибок, отказался выполнять задание.
Задание 3: посчитать количество грибов и цветов вдоль дороги.
Инструкция: Назови, что будет от нее справа/слева? Сколько цветов она увидит по пути, сколько грибов?
Критерии оценки:
3 балла – ребенок выполняет задание правильно;
2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, нуждался в единичной стимулирующей помощи педагога;
- балл – допустил 3 и более ошибок, отказался выполнять задание.
7 серия направлена на выявление уровня сформированности навыка ориентировки с помощью сохранных анализаторов, выполняемая детьми с закрытыми глазами.
Пособие: колокольчик.
Задание 1: указать направление, где звучит предмет
Инструкция: Слушай внимательно, а затем покажи рукой в направлении, где звучит предмет.
Критерии оценки:
3 балла – ребенок выполняет задание правильно;
2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, нуждался в единичной стимулирующей помощи педагога;
- балл – допустил 3 и более ошибок, отказался выполнять задание.
Задание 2: назвать направление, в котором звучит предмет
Инструкция: «Назови в какой стороне звучит колокольчик?»
Критерии оценки:
3 балла – ребенок выполняет задание правильно;
2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, нуждался в единичной стимулирующей помощи педагога;
- балл – допустил 3 и более ошибок, отказался выполнять задание.
8 серия направлена на выявление уровня сформированности навыка ориентировки по плану.
Пособие: план группы, игрушка-клад.
Задание 1: поиск игрушки по плану
Инструкция: Посмотри на карту, что я тебе дала, расскажи, что на ней изображено? На карте крестиком отмечено место, где спрятан клад, попробуй его найти. Говори в каком направлении ты двигаешься.
Критерии оценки:
3 балла – ребенок выполняет задание правильно;
2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, нуждался в единичной стимулирующей помощи педагога;
- балл – допустил 3 и более ошибок, отказался выполнять задание.
Задание 2: нарисовать свой путь
Инструкция: Попробуй нарисовать свой путь к кладу.
Критерии оценки:
3 балла – ребенок выполняет задание правильно;
2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, нуждался в единичной стимулирующей помощи тифлопедагога;
1 балл – допустил 3 и более ошибок, отказался выполнять задание.
Полученные результаты по каждому из заданий суммируются и ранжируются по следующим критериям:
- к высокому уровню относят детей, которые выполнили все задания правильно и самостоятельно или допустившие одну ошибку, и набравшие от 2,6 до 3 баллов;
- к среднему уровню относят детей, выполнивших задания с помощью педагога и допустивших 2-3 ошибки, и набравшие от 2 до 2,5 баллов;
- к низкому уровню относят детей, которые затруднялись в выполнении 4 и более заданий, нуждавшихся в постоянной помощи педагога, и набравшие меньше 2 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст) В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать...
Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения
Ориентировка в пространстве является жизненной потребностью человека с нарушением зрения. Обучение и совершенствование способностей ориентироваться в пространстве осуществляется в течение всей жизни. ...
Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения.
Только к концу дошкольного возраста (да и то далеко не у всех детей) складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета. Такая ориентировка может...
Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения
Развитие ориентировки в пространстве – одна из актуальных проблем коррекционной педагогики. Нарушения зрения, возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространс...
Комплекс дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения.
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве. Развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрен...
Статья на тему: «Особенности развития навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения».
В данной работе под термином «нарушение зрения» мы будем понимать преимущественно функциональные нарушения зрительной системы, такие как: гиперметропия (дальнозоркость); миопия (близорукос...
Рекомендации родителям на тему «Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве младших дошкольников с нарушением зрения"
Ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Особенно важно, чтобы дети могли использовать пространственную ориентировку на практике: передвигаться в указанном напр...