Развитие исследовательских навыков у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством создания тактильных книг
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Светлана Юрьевна Скопинцева

В соответствии  ФГОС дошкольного образования, содержание реализуемой в дошкольной образовательной организации образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все направления развития и образования детей.  Познавательное развитие  предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.  

Одним из способов развития познавательной активности у детей с нарушением зрения является применение тактильных книг, помогающих решать не только образовательные, развивающие, но и коррекционные задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ

 ТАКТИЛЬНЫХ КНИГ

Скопинцева Светлана Юрьевна,

воспитатель

высшей квалификационной категории

МБОУ «Начальная школа –

детский сад № 1» г. Воркуты

В соответствии  ФГОС дошкольного образования, содержание реализуемой в дошкольной образовательной организации образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все направления развития и образования детей.  Познавательное развитие  предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.  

Одним из способов развития познавательной активности у детей с нарушением зрения является применение тактильных книг, помогающих решать не только образовательные, развивающие, но и коррекционные задачи.

Толковый словарь трактует слово «тактильный» как «осязательный». Термин «тактильная книга» появился не так давно и означает особую книгу для особого ребенка. Обязательное условие создания таких особых книг – они должны быть тактильными, развивающими.

Идея производства объемных книг родилась в Финляндии, но в отличие от финских, отечественные книги более яркие и шьются из различных тканей. Процесс создания тактильной книги очень сложный, трудоемкий и кропотливый. Например, шкура волка должна отличаться от меха зайца. Это означает, что одна из самых важных задач в работе для выпуклой аппликации - правильно подобрать ту или иную ткань. Каждый экземпляр книжки существует в единственном варианте. За массовое производство тактильный книг в России пока никто не берется, затраты на их выпуск слишком велики. Следовательно, доступность тактильных книг для детей с нарушением зрения очень низкая. Если за рубежом изготовление тактильных книжек для детей с нарушением зрения поставлено на поток, то в России история тактильных книг только началась.

В своей группе мы решили создать свои собственные тактильные книжки со сказками. Родители воспитанников проявили свое творчество и помогли создать эти шедевры. Так проявился проект «Мамины сказки».

Целью проекта являлось создание изделия декоративно-прикладного творчества – тактильной книги для детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Гипотеза: использование тактильных книг способствует  формированию более полного восприятия окружающей действительности, познанию окружающего с помощью сохраненных анализаторов, обогащению чувственного опыта детей с нарушением зрения через осязательное восприятие.

В книге встречается до 10 материалов с разным характером поверхности. Поскольку дети с нарушениями зрения не обладают врожденной способностью использовать пальчики как замещающий зрение анализатор, книги снабжены материалами для развития мелкой моторики рук, тактильного восприятия, пространственного ориентирования.

Изображения некоторых поверхностей могут быть сначала непонятны ребёнку. Например, изображение травы, выполненное из ниток. В этом случае ребенку необходимо дать дополнительные объяснения и с помощью натуральных предметов сформировать у него ассоциативные пары (тонкие травинки – тонкие нити). При обследовании рельефных изображений дополнительным стимулом становится текст произведения. Он содержит дополнительную информацию об имеющихся изображениях. Именно в этом случае отмечается связь словесного образа и некоторых изображенных объектов. При этом необходимо задавать ребенку наводящие вопросы, просить найти нужное изображение о котором идёт речь. Только в этом случае восприятие рельефных изображений будет способствовать формированию новых способов познавательной деятельности.

 «Читая» тактильные книги «Мамины сказки»  (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Хороши эти книги и для того, чтобы объяснить детям абстрактные понятия или явления природы.  Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть. 

        Продукты данного проекта очень полюбились детям и доставили много удовольствия в процессе создания всем участникам образовательных отношений.

Этапы создания тактильной книги

Первый этап -  «Придумать», представить книгу. Работая над художественным произведением, мы не можем сделать «видимым» каждое слово, поэтому необходимо отработать ключевые моменты действия, персонажей и предметы, которые станут осязаемыми. Исходя из этого, выбирается формат и вид книги. Необходимо также решить, из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление ощущений.

Второй этап - Нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов и текста на странице.

Третий этап - Напечатать текст и распечатать его в плоскопечатном виде и по Брайлю.

Четвертый этап - Сделать выкройки страниц и предметов и изготовить их. Следует помнить о том, что фон и предметы должны быть контрастными.

Пятый этап - Прикрепить предметы к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных материалов, их можно пришить, приклеить нетоксичным клеем, даже привернуть на болты. А те предметы, которые изготовлены целиком, и которыми можно манипулировать, лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек и др. так, чтобы они не потерялись. Очень важен игровой момент. Детям нравится, когда предмет можно потрогать и поиграть. Для этого используются различные карманы, дверцы, отверстия и т.д.; молнии, пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит и т.п.

Шестой этап - Книга обязательно должна содержать сопровождающий текст. Его можно пришить, приклеить, положить в карман, записать на кассету. Внизу каждой страницы пришивается горизонтальная тесьма или шнур (можно приклеивать маленький треугольник, одним углом вверх) для обозначения низа страницы.

Выделяют два основных типа тактильных книг:

Ассоциативные издания – издания, формирующие связь между отдельными представлениями, при которой одно из них вызывает другое. Эти издания являются альтернативным вариантом плоскопечатных книг с цветными изображениями.

Дидактические издания – издания, предназначенные для помощи в обучении, развитии, воспитании, реабилитации детей.

Основные требования к безопасности тактильных книг:

  • Нельзя использовать в иллюстративном материале острых, колющих, режущих деталей и предметов, которыми ребенок может поранить руку.
  • Нельзя использовать токсичные, клеящие вещества и предметы, изготовленные из токсичных материалов.
  • Не следует использовать мелкие предметы, которые ребенок может положить в рот.

В тактильных рукодельных изданиях рекомендуется соблюдать ряд эргономических требований, позволяющих учитывать психологические особенности и физические возможности детей:

  • Легкость – обеспечивает возможность удержания издания без дополнительных усилий, то дает ребенку возможность полностью сосредоточиться на содержании книги/пособия.
  • Прочность – исключает возможность деформации издания в результате физического воздействия на него при тактильном обследовании и его многократном использовании.
  • Размер – влияет на комфортность осязательного восприятия ребенком. Оптимальные параметры для книжного издания/пособия находятся в пределах от 210Х250 мм до 230Х297/300 мм и являются наиболее удобными для обследования всей поверхности листа. Оптимальные размеры отдельных предметов/фигурок, используемых в качестве пособия при обучении ребенка, варьируют от 9 до 30 см.
  • Объем – влияет на информационную нагрузку ребенка и не должен превышать 5-6 листов (10-12 стр.).
  • Материалы должны быть приятными для осязания и не вызывать негативных ощущений. Предпочтение отдается экологически чистым природным материалам.

Основные требования к оформлению издания:

Дизайн тактильных книг отличает ряд особенностей, которые направлены на оптимальное сочетание полезности и доступности восприятия отдельных элементов дизайна и художественного оформления издания в целом при тактильном обследовании. Они обусловлены рядом требований:

  • Не следует использовать различные декоративные элементы (рамки, виньетки и т.п.), которые не несут смысловой нагрузки и усложняют процесс тактильного обследования.
  • Цвета расходных материалов, используемых для оформления издания, не должны быть яркими и резкими до боли в глазах. Не рекомендуется также использовать материалы темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков. Их дети со зрительной патологией путают с черным и темно-коричневым цветами. Кроме того, для лучшего восприятия иллюстративного материала (а значит, и его понимания) используемые цвета должны контрастировать между собой.
  • НЕ рекомендуют использовать глянцевую бумагу или материалы, создающие блеск. Это вызывает неприятные, а порой и болевые ощущения в глазах.

Основные конструктивные особенности тактильных рукодельных изданий:

Обложка. Для изготовления обложки рекомендуется использовать:

  • Легкий картон, обтянутый мягкой, приятной на ощупь тканью спокойных, не раздражающих и не перегружающих зрение ребенка тонов: белого, синего, серого, зеленого.
  • Обычную плотную или брайлевскую бумагу.
  • Лицевую сторону картонной канцелярской папки с кольцами.
  • Углы обложки следует делать закругленными.
  • Надписи на обложке рекомендуется выполнять с применением технических средств ярким четким шрифтом без утончения полужирного прямого начертания кеглем не менее 20 пунктов; в технике аппликации. Бисероплетения. Буквы должны плотно крепиться и иметь четкий контур.
  • Во избежание потерь съемных предметов рекомендуется создавать обложку, застегивающуюся на пуговицы, липучки, тесемки!

Страница:

  • Страницы издания могут быть как бумажными, так и изготовленными из легкого цветного картона, обтянутого тканью.
  • Уголки страницы следует делать закругленными.
  • Внизу каждой страницы для распознания верха и низа издания прочно пришивается тесьма или шнурок.
  • Не рекомендуется склеивать вместе отдельные страницы с воспроизведенным на них брайлевским текстом, так как под влиянием влажности и температурных факторов бумага может покоробиться, что затруднит процесс чтения текста.

Единые требования к оформлению титульного листа тактильной книги:

  • В верхней части лицевой стороны титульного листа по центру строки размещаются сведения об издающей организации.
  • По центру страницы указываются автор или авторы издания; заглавие издания, сведения, относящиеся к заглавию.
  • В нижней части по центру располагаются выходные дынные (место, год издания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и ОДА посредством специально организованных занятий

У детей 5-6 лет с нарушением зрения и ОДА развитие тонкой моторики находиться на низком уровне или совсем не сформировано. Целеноправленная, комплексная работа способствует развитию тонкой моторики де...

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....

«РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК».

Воспитание у детей певческой культуры приобщает их к музыке.         Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно ...

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"

Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...

«Развитие и обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи».

Речь – это способность говорить. С помощью речи мы учимся, общаемся, думаем, воспитываем, пишем и читаем. Речь играет важную роль в жизни любого человека. И поэтому очень важно научить ребё...

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Одним из основных условий гармоничного развития детей с нарушением зрения является правильная организация педагогического процесса и создание оптимальной развивающей предметно - пространственной среды...