Детско-родительский клуб «Сотрудничество» Проект «Нейропсихологическая коррекция речевой и двигательной сфер деятельности»
методическая разработка по коррекционной педагогике
В настоящее время остро встал вопрос о социализации «особого ребенка» (обеспечение им равных с другими детьми возможностей, создание благоприятных условий, позволяющих им вести полноценный образ жизни…)
В семьях с обычными детьми социализация проходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. В семье ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, а оказывается включенным в социальные отношения, которые составят содержание будущей личности. А что делать, если семья изначально не справляется, казалось бы, с простой задачей: Как привить ребенку простейшие культурно-гигиенических навыки? Семьи (набор детей на 2022-2023 уч.г.) изначально приводят к нам в детский сад детей, без сформированных культурно-гигиенических навыков (дети полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур (дети не умеют ходить в туалет (ходят в памперсах)), не умеют есть, имеют проблемы с удержание позы (в руках не могут удержать предметы…).
Традиционные методы и приемы в данном случае не актуальны, необходимо проводить конкретное обучение родителей на наглядном показе, во взаимодействии с ребенком. В связи с этим надо проводить целенаправленную индивидуальную практическую работу с семьей (ребенк-родитель), в рамках семейного клуба «Сотрудничество» и оптимизировать работу по привлечению родителей к жизни группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_2023.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированной направленности №7 «Антошка»
Детско-родительский клуб «Сотрудничество»
Проект «Нейропсихологическая коррекция
речевой и двигательной сфер деятельности»
на 2022 –2023 учебный год
Ответственные за организацию работы клуба
Воспитатели, учитель-дефектолог:
Семенова Татьяна Николаевна
Спирина Светлана Васильевна
Урай
Наш детский сад посещают - 5 групп для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (25 детей, 20 из них имеют статус «ребенок-инвалид»). Это: умственно отсталые и слабослышащие дети, умственная отсталость некоторых детей осложнена сенсорными, двигательными, эмоциональными нарушениями, соматическими и другими расстройствами; есть дети, имеющие расстройства аутистического спектра (далее по тексту «особый ребенок, дети»).
В настоящее время остро встал вопрос о социализации «особого ребенка» (обеспечение им равных с другими детьми возможностей, создание благоприятных условий, позволяющих им вести полноценный образ жизни…)
В семьях с обычными детьми социализация проходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. В семье ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, а оказывается включенным в социальные отношения, которые составят содержание будущей личности. А что делать, если семья изначально не справляется, казалось бы, с простой задачей: Как привить ребенку простейшие культурно-гигиенических навыки? Семьи (набор детей на 2022-2023 уч.г.) изначально приводят к нам в детский сад детей, без сформированных культурно-гигиенических навыков (дети полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур (дети не умеют ходить в туалет (ходят в памперсах)), не умеют есть, имеют проблемы с удержание позы (в руках не могут удержать предметы…).
Изучив, анализ социального статуса семей, выявили, что в 2022г.-2023 уч.г. (25 детей/45 родителей) это: не молодые семьи (возраст родителей 30-50 лет), образование у большинства средне профессиональное (50%), без образования (20%) пед. образование имеет 1 родитель. Мамы в основном не работают (90%). Анкетирование и опрос родителей показал отсутствие у родителей (более 90%) знаний о воспитании и развитии «особых детей» (приложение 1).
Эти данные свидетельствуют о том, что семьи не обладают ни опытом, ни педагогическим образованием, ни знаниями по работе с «особым ребенком», то есть семьям необходимо оказание помощи в воспитании, развитии детей, а именно в повышении психолого-педагогической компетентности родителей и отработке практических навыков для работы с собственным ребенком.
Вывод: При таких проблемах в семье трудно говорить о социализации «особых» детей. В первую очередь необходимо семью убедить, помочь сделать ребенка более самостоятельным, владеющим основными культурно-гигиеническими навыками, а потом уже совместными усилиями детского сада и родителей социализировать ребенка. Традиционные методы и приемы в данном случае не актуальны, необходимо проводить конкретное обучение родителей на наглядном показе, во взаимодействии с ребенком. В связи с этим надо проводить целенаправленную индивидуальную практическую работу с семьей (ребенк-родитель), в рамках семейного клуба «Сотрудничество» и оптимизировать работу по привлечению родителей к жизни группы.
Цель. Повышение эффективности социальной адаптации дошкольников со тяжелыми множественными нарушениями развития через работу семейного клуба «Сотрудничество» для достижения целей обучения, воспитания и коррекции.
Задачи:
- Организовать работу семейного клуба «Сотрудничество» для равного участия в воспитании и развитии ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.
- Обучать родителей практическим навыкам работы с детьми по развитию у них социально-бытовых навыков и коррекции сенсорно-моторного развития в рамках семейного клуба «Сотрудничество».
- Формировать у детей социально-бытовые навыки, сенсомоторное развитие, расширение социальных контактов в тесном взаимодействии с родителями.
- Профилактика и коррекция поведенческих и коммуникативных нарушений, возникающих из-за социальных ограничений.
Итак, включение семьи, имеющей «особого» ребенка в поле коррекционно – педагогического воздействия при социальном партнерстве семьи и детского сада будет являться главным фактором социальной адаптации ребёнка.
Организационные вопросы. Занятия проводятся в групповой форме. Групповое занятие рассчитано на 10 детей с сопровождением родителей. время проведения занятий варьируется от 30-40 минут. Проект рассчитан на детей со сложным дефектом, находящихся на первом уровне речевого развития или не говорящих.
На занятии родители сидят позади ребенка помогая выполнят задание. Задания могут выполнятся ребенком в четырех вариантах:
- Пассивно-родитель выполняет ребенок смотрит;
- Сопряженно-руки ребенка в руках родителей;
- Отраженно-ребенок выполняет за родителем или педагогом;
- Самостоятельно-ребенок выполняет по инструкции.
Сроки и этапы реализации проекта - реализация проекта рассчитана на 9 месяцев: с сентября 2022 г. по май 2023 г.
Перечень основных мероприятий:
- Анкетирование родителей группы
- Тестирование
- Составление календарного плана
- Родительское собрание «Участвуем в проекте»
- Выпуск брошюры, буклета и рекомендаций для родителей
- Консультации, практические занятия.
Исполнители проекта и основных мероприятий - дети, воспитатели, специалисты, родители группы СД.
Прогнозируемый результат
Дети:
- позитивная адаптация к условиям ДОУ;
- динамика сенсомоторного, речевого развития при активном включении детей в коррекционно-развивающую работу;
- эффективное формирование нарушенных функций;
- развитие личности ребенка, развитие навыков коммуникативного общения;
- приобретение социального опыта.
Родители:
- получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ТМНР;
- информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений;
- увеличение количества родителей, вовлеченных в коррекционный процесс, в качестве активных его участников.
- информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ТМНР
План работы
детско-родительского клуба «Сотрудничество»
на 2022 –2023 учебный год
№ | Тема занятия | Сроки проведения | Форма проведения | Участники |
1. | «Комплексная коррекция сенсорно-моторного развития детей со сложным дефектом». Задачи: 1. Формировать умение выражать вербально и с помощью жестов приветствие и прощания. 2. Учить удерживать однородный ритм. 3. Дифференцировать наличие и отсутствие звука с необходимостью остановиться. 4. Ходьба по дорожке. Развивать чувство ритма, целенаправленности движений. Симметричное движение двух рук. | 29.09.2022 | семинар-практикум 1 | родители + дети педагоги |
2. | 1. Формировать умение выражать вербальную просьбу «дай» с жестом (умение попросить). 2. Учить удерживать однородный ритм со сменой темпа. 3. Дифференцировать наличие и отсутствие звука с необходимостью остановиться и выполнить простое движение без предмета. 4. Бег. Учить останавливать движение «Стоп-игры» (крупные движения). Симметричное движение двух рук. Ловля шара. | 27.10.2022 | семинар-практикум 2 | родители + дети педагоги |
3. | Формировать умение выражать вербально отдать со словом «на». 2. Учить удерживать однородный ритм со сменой темпа. 3. Дифференцировать наличие и отсутствие звука с необходимостью остановиться и выполнить простое движение без предмета. 4. Бег. Учить останавливать движение «Стоп-игры» (крупные движения). Симметричное движение двух рук. Ловля шара. | 30.11.2022 | семинар-практикум 3 | родители + дети педагоги |
4. | 1. Формировать умение отвечать на общие вопросы вербально «да» или «нет». 2. Развивать умение удержания ритма по схеме «удар-удар-пауза». 3. Дифференцировать наличие и отсутствие звука с необходимостью выполнения простого действия при отсутствии звука и ожидания при наличии звука. 4. Ходьба по неровной поверхности. Учить останавливать движение «Стоп-игры» (мануальные движения). Симметричное разноправленные движения (пирамидки, стаканчики). | 22.12.2022 | семинар-практикум 4 | родители + дети педагоги |
5. | 1. Формировать указательный жест со словом «этот» (умение выбрать). 2. Развивать умение удерживать ритм с моторным переключение из двух действий. 3. Дифференцировать звуки по силе голоса (по громкости). 4. Перешагивание. Учить удерживать баланс при перенесении веса с одной ноги на другую. Симметричное разноправленные движения (накручивание гаек и пробок). | 31.01.2023 | семинар-практикум 5 | родители + дети педагоги |
6. | 1. Формировать умение меняться. 2. Развивать умение удерживать ритм с моторным переключение из двух действий и паузой. 3. Дифференцировать звуки по длительности произнесения (длинный и короткий звук). 4. Прыжки на месте. Учить удерживать внимание на нескольких предметах. Шнуровки | 28.02.2023 | семинар-практикум 6 | родители + дети педагоги |
7. | 1. Формировать умение делиться (отдавать частично или полностью безвозмездно). 2. Развивать умение удерживать ритм 2:2 с моторным переключением. 3. Развивать условно-двигательную реакцию на музыкальный звук. 4. Прыжки вперед. Развивать чувство ритма, целенаправленности движений. Игры по простым правилам. Разрывание бумаги. | 30.03.2023 | семинар-практикум 7 | родители + дети педагоги |
8. | 1. Формировать умение выражать свое желание вербально фразой «Я хочу». 2. Развивать умение удерживать ритм 2:1 с моторным переключением. 3. Развивать условно-двигательную реакцию на речевой звук (гласные А, И, У). 4. Перелезание. Развивать чувство ритма, целенаправленности движений. Игры по простым правилам. Лепка из пластилина. | 27.04.2023 | семинар-практикум 8 | родители + дети педагоги |
9. | Итоги работы за год. Рефлексия | 18.05.2023 | Круглый стол | родители педагоги |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование спортивных игр с мячом на 2019 -2020 учебный год. Детско-родительский спортивный клуб.
Детско-родительский спортивный клуб "В дружбе взрослых и детей - сила сада и семей"....
Детско-родительский спортивный клуб "Капелька здоровья"
Проект позволяет формировать знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни; повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного...
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ В ДОУ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ
В работе рассмотрены вопросы организации литературного клуба в группе детского сада, привлечение родителей к активному участию в деятельности клуба, взаимодействие с детской библиотекой. Предста...
Детско-родительский экологический клуб «Экология и Я»
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план....
Публикация "Детско-родительский литературный клуб в ДОУ как одна из эффективных форм формирования будущего читателя" в сборнике Международной конференции "Внедрение результатов инновационных разработок", 2017г.
В статье рассмотрены вопросы организации детско-взрослого литературного клуба в группе детского сада, взаимодействия с детской библиотекой....
Проект "Создание детско-родительского семейного клуба по робототехнике «Вместе весело играть».
Проект будет полезен педагогам, которые внедряют парциальную программу "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"...
Детско-родительский клуб «Сотрудничество» Проект «Мы разные, мы равные, мы вместе!» на 2021 –2022 учебный год
Взаимодействие с родителями – одно из непременных условий в системе комплексной коррекции детей со сложным дефектом в развитии (СД). С...