Детско-родительский клуб «Сотрудничество» Проект «Нейропсихологическая коррекция речевой и двигательной сфер деятельности»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Спирина Светлана Васильевна

     В настоящее время остро встал вопрос о социализации «особого ребенка» (обеспечение им равных с другими детьми возможностей, создание благоприятных условий, позволяющих им вести полноценный образ жизни…)

    В семьях с обычными детьми социализация проходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. В семье ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, а оказывается включенным в социальные отношения, которые составят содержание будущей личности. А что делать, если семья изначально не справляется, казалось бы, с простой задачей: Как привить ребенку простейшие культурно-гигиенических навыки? Семьи (набор детей на 2022-2023 уч.г.)  изначально приводят к нам в детский сад детей, без сформированных культурно-гигиенических навыков (дети полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур (дети не умеют ходить в туалет (ходят в памперсах)), не умеют есть, имеют проблемы с удержание позы (в руках не могут удержать предметы…).

Традиционные методы и приемы в данном случае не актуальны, необходимо проводить конкретное обучение родителей на наглядном показе, во взаимодействии с ребенком. В связи с этим надо проводить целенаправленную индивидуальную практическую работу с семьей (ребенк-родитель), в рамках семейного клуба «Сотрудничество» и  оптимизировать работу по привлечению родителей к жизни группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_2023.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированной направленности №7 «Антошка»

        Детско-родительский клуб «Сотрудничество»         

Проект «Нейропсихологическая коррекция

речевой и двигательной сфер деятельности»

на 2022 –2023 учебный год

Ответственные за организацию работы клуба

                                          Воспитатели, учитель-дефектолог:

 Семенова Татьяна Николаевна

                                                                                                      Спирина Светлана Васильевна                            

                                                                                   

        

Урай

     Наш детский сад посещают - 5 групп для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (25 детей, 20 из них имеют статус «ребенок-инвалид»). Это: умственно отсталые и слабослышащие дети, умственная отсталость некоторых детей осложнена сенсорными, двигательными, эмоциональными нарушениями, соматическими и другими расстройствами; есть дети, имеющие расстройства аутистического спектра (далее по тексту «особый ребенок, дети»).

     В настоящее время остро встал вопрос о социализации «особого ребенка» (обеспечение им равных с другими детьми возможностей, создание благоприятных условий, позволяющих им вести полноценный образ жизни…)

    В семьях с обычными детьми социализация проходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. В семье ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, а оказывается включенным в социальные отношения, которые составят содержание будущей личности. А что делать, если семья изначально не справляется, казалось бы, с простой задачей: Как привить ребенку простейшие культурно-гигиенических навыки? Семьи (набор детей на 2022-2023 уч.г.)  изначально приводят к нам в детский сад детей, без сформированных культурно-гигиенических навыков (дети полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур (дети не умеют ходить в туалет (ходят в памперсах)), не умеют есть, имеют проблемы с удержание позы (в руках не могут удержать предметы…).

   Изучив, анализ социального статуса семей, выявили, что в 2022г.-2023 уч.г. (25 детей/45 родителей) это: не молодые семьи (возраст родителей 30-50 лет), образование у большинства средне профессиональное (50%), без образования (20%) пед. образование имеет 1 родитель. Мамы в основном не работают (90%). Анкетирование и опрос родителей показал отсутствие у родителей (более 90%) знаний о воспитании и развитии «особых детей» (приложение 1).

        Эти данные свидетельствуют о том, что семьи не обладают ни опытом, ни педагогическим образованием, ни знаниями по работе с «особым ребенком»,  то есть семьям необходимо оказание помощи в воспитании, развитии детей, а именно в повышении психолого-педагогической компетентности родителей и отработке практических навыков для работы с собственным ребенком.

   Вывод:  При таких проблемах в семье трудно говорить о социализации «особых» детей. В первую очередь необходимо семью убедить, помочь сделать ребенка более самостоятельным, владеющим основными культурно-гигиеническими навыками, а потом уже совместными усилиями детского сада и родителей социализировать ребенка. Традиционные методы и приемы в данном случае не актуальны, необходимо проводить конкретное обучение родителей на наглядном показе, во взаимодействии с ребенком. В связи с этим надо проводить целенаправленную индивидуальную практическую работу с семьей (ребенк-родитель), в рамках семейного клуба «Сотрудничество» и  оптимизировать работу по привлечению родителей к жизни группы.

Цель. Повышение эффективности социальной адаптации дошкольников со тяжелыми множественными нарушениями развития через работу семейного клуба «Сотрудничество» для достижения целей обучения, воспитания и коррекции.

Задачи:

  • Организовать  работу семейного клуба «Сотрудничество» для равного  участия  в воспитании и развитии ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.
  • Обучать родителей   практическим навыкам работы с детьми по развитию у них социально-бытовых навыков и коррекции сенсорно-моторного развития в рамках семейного клуба «Сотрудничество».
  • Формировать у детей социально-бытовые навыки, сенсомоторное развитие,  расширение социальных контактов в тесном взаимодействии с родителями.
  • Профилактика и коррекция поведенческих и коммуникативных нарушений, возникающих из-за  социальных ограничений.

Итак, включение семьи, имеющей «особого» ребенка в поле коррекционно – педагогического воздействия при социальном партнерстве семьи и детского сада  будет являться главным фактором социальной адаптации ребёнка.

Организационные вопросы. Занятия проводятся в групповой форме. Групповое занятие рассчитано на 10 детей с сопровождением родителей. время проведения занятий варьируется от 30-40 минут. Проект рассчитан на детей со сложным дефектом, находящихся на первом уровне речевого развития или не говорящих.

На занятии родители сидят позади ребенка помогая выполнят задание. Задания могут выполнятся ребенком в четырех вариантах:

  1. Пассивно-родитель выполняет ребенок смотрит;
  2. Сопряженно-руки ребенка в руках родителей;
  3. Отраженно-ребенок выполняет за родителем или педагогом;
  4. Самостоятельно-ребенок выполняет по инструкции.  

Сроки и этапы реализации проекта - реализация проекта рассчитана на 9 месяцев: с сентября 2022 г. по май 2023 г.

Перечень основных мероприятий:

- Анкетирование родителей группы

- Тестирование

- Составление календарного плана

- Родительское собрание «Участвуем в проекте» 

- Выпуск брошюры, буклета и рекомендаций для родителей 

- Консультации, практические занятия. 

Исполнители проекта и основных мероприятий - дети, воспитатели, специалисты, родители группы СД.

Прогнозируемый результат

Дети:

  • позитивная адаптация к условиям ДОУ;
  • динамика сенсомоторного, речевого развития при активном включении детей в коррекционно-развивающую работу;
  • эффективное формирование нарушенных функций;
  • развитие личности ребенка, развитие навыков коммуникативного общения;
  • приобретение социального опыта.

Родители:

  • получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ТМНР;
  • информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
  • получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений;
  • увеличение количества родителей, вовлеченных в коррекционный процесс, в качестве активных его участников.
  • информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ТМНР

План работы

детско-родительского клуба «Сотрудничество»

на 2022 –2023 учебный год

Тема занятия

Сроки проведения

Форма проведения

Участники

1.

 «Комплексная коррекция сенсорно-моторного развития детей со сложным дефектом».

Задачи: 1. Формировать умение выражать вербально и с помощью жестов приветствие и прощания. 2. Учить удерживать однородный ритм. 3. Дифференцировать наличие и отсутствие звука с необходимостью остановиться. 4. Ходьба по дорожке.  Развивать чувство ритма, целенаправленности движений. Симметричное движение двух рук.

29.09.2022

семинар-практикум 1

родители + дети

педагоги

2.

1. Формировать умение выражать вербальную просьбу «дай» с жестом (умение попросить). 2. Учить удерживать однородный ритм со сменой темпа. 3. Дифференцировать наличие и отсутствие звука с необходимостью остановиться и выполнить простое движение без предмета. 4. Бег. Учить останавливать движение «Стоп-игры» (крупные движения). Симметричное движение двух рук. Ловля шара.

27.10.2022

семинар-практикум 2

родители + дети

педагоги

3.

Формировать умение выражать вербально отдать со словом «на». 2. Учить удерживать однородный ритм со сменой темпа. 3. Дифференцировать наличие и отсутствие звука с необходимостью остановиться и выполнить простое движение без предмета. 4. Бег. Учить останавливать движение «Стоп-игры» (крупные движения). Симметричное движение двух рук. Ловля шара.

30.11.2022

семинар-практикум 3

родители + дети

педагоги

4.

1. Формировать умение отвечать на общие вопросы вербально «да» или «нет». 2. Развивать умение удержания ритма по схеме «удар-удар-пауза». 3. Дифференцировать наличие и отсутствие звука с необходимостью выполнения простого действия при отсутствии звука и ожидания при наличии звука. 4. Ходьба по неровной поверхности. Учить останавливать движение «Стоп-игры» (мануальные движения). Симметричное разноправленные движения (пирамидки, стаканчики).

22.12.2022

семинар-практикум 4

родители + дети

педагоги

5.

1. Формировать указательный жест со словом «этот» (умение выбрать). 2. Развивать умение удерживать ритм с моторным переключение из двух действий. 3. Дифференцировать звуки по силе голоса (по громкости). 4. Перешагивание. Учить удерживать баланс при перенесении веса с одной ноги на другую. Симметричное разноправленные движения (накручивание гаек и пробок).

31.01.2023

семинар-практикум 5

родители + дети

педагоги

6.

1. Формировать умение меняться. 2. Развивать умение удерживать ритм с моторным переключение из двух действий и паузой. 3. Дифференцировать звуки по длительности произнесения (длинный и короткий звук). 4. Прыжки на месте. Учить удерживать внимание на нескольких предметах. Шнуровки

28.02.2023

семинар-практикум 6

родители + дети

педагоги

7.

1. Формировать умение делиться (отдавать частично или полностью безвозмездно). 2. Развивать умение удерживать ритм 2:2 с моторным переключением. 3. Развивать условно-двигательную реакцию на музыкальный звук. 4. Прыжки вперед. Развивать чувство ритма, целенаправленности движений. Игры по простым правилам. Разрывание бумаги.

30.03.2023

семинар-практикум 7

родители + дети

педагоги

8.

1. Формировать умение выражать свое желание вербально фразой «Я хочу». 2. Развивать умение удерживать ритм 2:1 с моторным переключением. 3. Развивать условно-двигательную реакцию на речевой звук (гласные А, И, У). 4. Перелезание. Развивать чувство ритма, целенаправленности движений. Игры по простым правилам. Лепка из пластилина.

27.04.2023

семинар-практикум 8

родители + дети

педагоги

9.

Итоги работы за год. Рефлексия

18.05.2023

Круглый стол

родители

педагоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование спортивных игр с мячом на 2019 -2020 учебный год. Детско-родительский спортивный клуб.

Детско-родительский спортивный клуб "В дружбе взрослых и детей - сила сада и семей"....

Детско-родительский спортивный клуб "Капелька здоровья"

Проект позволяет формировать знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни; повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ В ДОУ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ

В работе рассмотрены вопросы организации литературного клуба в группе детского сада, привлечение родителей к активному участию в деятельности клуба,  взаимодействие с детской библиотекой. Предста...

Детско-родительский экологический клуб «Экология и Я»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план....

Публикация "Детско-родительский литературный клуб в ДОУ как одна из эффективных форм формирования будущего читателя" в сборнике Международной конференции "Внедрение результатов инновационных разработок", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы организации детско-взрослого литературного клуба в группе детского сада, взаимодействия с детской библиотекой....

Проект "Создание детско-родительского семейного клуба по робототехнике «Вместе весело играть».

Проект будет полезен педагогам, которые внедряют парциальную программу "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"...

Детско-родительский клуб «Сотрудничество» Проект «Мы разные, мы равные, мы вместе!» на 2021 –2022 учебный год

Взаимодействие  с  родителями – одно  из  непременных  условий  в  системе комплексной  коррекции  детей  со сложным дефектом в развитии (СД). С...