Главные вкладки
Как воспитателю описать успехи за год ребенка с умственной отсталостью
консультация по коррекционной педагогике
Воспитатели должны воспринимать ребенка с ограниченными возможностями как человека с нераскрытыми способностями. Умственная отсталость неизлечима, но дети с этим диагнозом обучаемы и могут демонстрировать успехи в учебе.
Помните: прекращение занятий с такими детьми ухудшит их состояние.
Прогресс у ребенка с УО надо замечать и фиксировать на основании его диагноза, а не сравнивать их с другими детьми.
Как работать со схемой:
- Ознакомьтесь с разделами схемы, прежде чем описывать достижения воспитанника.
- Опишите в каждом разделе, чему научился ребенок за учебный год. Ориентируйтесь на готовые формулировки курсивом.
- Используйте готовые формулировки в том случае, если они отражают реальные достижения вашего воспитанника. В схеме они даны для примера.
- Дополните предложенные списки, чтобы охарактеризовать динамику развития воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vospitatelyu_opisat_uspehi_rebenka_s_uo_za_god.docx | 22.93 КБ |
shema_otsenki_uspehov_rebenka_s_uo_za_uchebnyy_god_1.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Как воспитателю описать успехи за год
ребенка с умственной отсталостью
Удобная схема фиксации достижений ребенка с умственной отсталостью позволит воспитателям закрепить достижения и навыки особенных детей.
Как работать с ребенком с УО
Воспитатели должны воспринимать ребенка с ограниченными возможностями как человека с нераскрытыми способностями. Умственная отсталость неизлечима, но дети с этим диагнозом обучаемы и могут демонстрировать успехи в учебе.
Помните: прекращение занятий с такими детьми ухудшит их состояние.
Прогресс у ребенка с УО надо замечать и фиксировать на основании его диагноза, а не сравнивать их с другими детьми. При правильном подходе к занятиям уже через несколько месяцев у ребенка будет заметна динамика улучшения поведения и восприятия простых заданий. Готовые формулировки помогут воспитателю отразить в отчете за год положительную динамику подопечного даже при небольших успехах.
Основные причины умственной отсталости у детей:
- Генетические нарушения: синдром Дауна, синдром Вильямса;
- Следствия алкоголизма или наркомании родителей;
- Родовые травмы: гипоксия, пренатальная энцефалопатия;
- Тяжелые инфекционные заболевания: энцефалиты, черепно-мозговые травмы;
- Заболевания щитовидной железы: гипотиреоз, гипертиреоз;
- Социальная изоляция, отсутствие контактов и заботы.
Как проявляет себя умственно отсталый ребенок
Умственная отсталость, или олигофрения, – одно из самых распространенных нарушений психического развития детей. При УО центральная нервная система развивается неправильно: страдают и отстают интеллект, память, внимание, мышление, воображение, речь, игровые и социальные навыки. У ребенка отсутствуют приоритеты в мотивации. Умственная отсталость сохраняется, даже если ребенок осваивает новые навыки, развивает речь и моторику.
Перемены в настроении детей с УО сложно предугадывать: они будут раздражаться и отвлекаться в любой момент времени – им трудно сосредоточиться. Обычно таким детям нравятся игры с песком или водой, они радуются новой игрушке или новому предмету, но эти увлечения длятся недолго.
Педагогам необходимо давать детям с УО больше времени на усвоение нового материала, а также терпеливо помогать ребенку во время обучения. У педагога-психолога не должно быть впечатления, что ребенок не слушает или специально не выполняет то, о чем его просит педагог. Чтобы ребенок освоил делает элементарные действия надо терпеливо и спокойно повторить правило или действие, помочь сделать задание, если он затрудняется.
Если воспитатель не чувствует изменений и не наблюдает положительной динамики у ребенка с УО – это не повод останавливать его обучение. Следует больше времени уделять внимание игровым методам, личному общению с ребенком. Постепенно контакт наладится – изменится поведение ребенка и его вовлеченность в занятия.
Работа с детьми с УО не является простой для воспитателей, еще труднее отметить динамику развития особенных детей за учебный год. Но если педагог грамотно использует набор рекомендованных приемов, то можно увлечь и заинтересовать ребенка. Готовые формулировки помогут педагогам описать даже небольшие достижения воспитанников.
Степени тяжести УО детей
- Степень дебильности – легкая: дети практически все понимают, не могут абстрактно мыслить, обобщать. Понимают бытовую речь, могут формулировать свои желания и мысли. Словарный запас ограниченный, не хватает терпения выслушать, плохо контролируют свои движения. Такой ребёнок легко подаётся чужому влиянию.
- Степень имбецильности – средняя: понимают простые обращения, но имеют бедный запас словарный запас, говорят с нарушениями речи, односложными предложениями. Дети не понимают абстрактные понятия, не могут обобщать, анализировать, контролировать внимание. Память избирательна, не могут научиться читать, простой счет на сложение и вычитание – в пределах 10-20. Способны лишь на простые бытовые действия, некоторое самообслуживание без мелкой моторики.
- Степень идиотии – тяжелая: не всегда умеют ходить, не понимают речь, могут не узнавать близких, не контролируют свои движения. Такие дети не попадают в ДОО.
Как объективно относиться к ребенку с УО
Работа с особенными детьми может осложняться недоброжелательным отношением отдельных педагогов. Если воспитателя раздражает неопрятность, плохая речь, неадекватное поведение ребенка – возможен недостаток знаний и опыта воспитателя в работе с такими детьми. В этом случае старшему воспитателю необходимо посоветоваться с педагогом-психологом ДОО. Он даст рекомендации, которые помогут справиться с необъективным отношением к ребенку.
Один из методов преодоления неприязни воспитателя – поручить педагогу отметить несколько положительных и нейтральных черт у ребенка за месяц. Так он быстрее заметит успехи ребенка и изменит свое предвзятое отношение.
Как отслеживать положительную динамику по направлениям
у ребенка с УО
Положительная динамика ребенка с УО может быть практически незаметной на фоне других детей. Чем тяжелее заболевание, тем медленнее будут происходить изменения. Поэтому педагогам следует в течение года отслеживать минимальные успехи особенного ребенка. Воспитателя должны фиксировать положительные изменения или стабильное поведение за один месяц работы с ребенком или больше.
Развитие психики и поведения ребенка можно условно разделить на четыре группы психических проявлений. Эти изменения надо отлеживать и фиксировать у детей с УО:
- Первая группа психических проявлений связана с познанием: внимание, память, речь, мышление, воображение.
- Вторая группа – эмоциональный самоконтроль, эмоциональные состояния и настроения, которые преобладают.
- Третья группа – мотивация: стремления, желания, заметные потребности ребенка.
- Четвертая группа – поведение: навыки, привычки и умения ребенка в быту и в общении.
По этим группам можно систематизировать и описать динамику развития ребенка с умственной отсталостью.
Мнение
Людмила Ивановна Семендяева, заслуженный работник образования, педагог–психолог МКОУ СКШИ VIII вида.
«Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют разную степень инвалидности.
В общем случае, понятие «ребенок – инвалид» можно разделить на две категории. Одна группа детей-инвалидов – это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками или умственно отсталые дети.
Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет на здоровье детей.
Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни или травмы. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.
Как педагогам фиксировать достижения
Чтобы фиксировать достижения ребенка с УО, ознакомьтесь со всеми разделами схемы. В каждом разделе воспитатели записывают, чему научился воспитанник за учебный год. По возможности используйте готовые формулировки, которые отмечены курсивом – в схеме они даны для примера. Дополните достижения воспитанника, которые не входят в схему, с учетом его индивидуальных особенностей.
Предварительный просмотр:
Схема оценки успехов ребенка с УО
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________
Возраст, группа__________________________________________________________
Раздел 1. КОГНИЦИИ
Память: что запомнил
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
Внимание: в каких ситуациях проявляет
- _______________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
Речь, словарный запас: как использует звуки, слоги, слова
- _______________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
Мышление и когнитивные навыки: какие типы развивающих и познавательных заданий научился выполнять, пробует или пытается освоить
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воображение: способность придумывать, сочинять, представлять
- _______________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
Раздел 2. ЭМОЦИИ
Положительные эмоции: какие и когда проявляет
- _______________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отрицательные эмоции: какие и когда проявляет
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 3. МОТИВАЦИЯ
Самостоятельная деятельность: что ребенок делает по собственной воле, чем занимается, если им не управлять, не мотивировать и не уговаривать его
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Познавательная активность: сферы, в которых ребенок более любознателен и активен
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 4. ПОВЕДЕНИЕ
Опыт и навыки: то, с чем ребенок сам справляется в детском саду
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Участие в совместной работе группы: что ребенок делает во время групповых мероприятий
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
Взаимодействие: с кем и как взаимодействует ребенок
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата __________ Воспитатель_________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью
Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....
Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".
Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общени...
Планирование работы воспитателя по ознакомлению со сказкой в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью
В работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии особо значимыми являются задачи, связанные с их социально-личностным развитием, которое предполагает:1. формирование представления ребенка о ...
Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с легкой умственной отсталостью, на 2014-2015 учебный год.
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, по пяти областям....
Презентация для воспитателей умственно отсталые дети.
Кто такие дети с ОВЗ? Кто такие умственно отсталые дети и как вести с ними....
Дневник самообразования воспитателя по теме "Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию детей с ОВЗ (с умственной отсталостью)"
План работыМесяц Вид деятельностиФорма отчетностиСентябрьПроведение первичной диагностикиАнализ и оформление результатов диагностики.Отчет о работе по результатам диагностики. Октябрь Подбор и из...
Рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия воспитателя с умственно-отсталым дошкольником, учитывая особенности его эмоциональной сферы.
Рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия воспитателя с умственно-отсталым дошкольником, учитывая особенности его эмоциональной сферы....