Как воспитателю описать успехи за год ребенка с умственной отсталостью
консультация по коррекционной педагогике

Сафронова Татьяна Петровна

Воспитатели должны  воспринимать ребенка с ограниченными возможностями как человека с нераскрытыми способностями. Умственная отсталость неизлечима, но дети с этим диагнозом обучаемы и могут демонстрировать успехи в учебе.

Помните:  прекращение занятий с такими детьми ухудшит их состояние.

Прогресс у ребенка с УО надо замечать и фиксировать на основании его диагноза, а не сравнивать их с другими детьми.

Как работать со схемой:

  1. Ознакомьтесь с разделами схемы, прежде чем описывать достижения воспитанника.
  2. Опишите в каждом разделе, чему научился ребенок за учебный год. Ориентируйтесь на готовые формулировки курсивом.
  3. Используйте готовые формулировки в том случае, если они отражают реальные достижения вашего воспитанника. В схеме они даны для примера.
  4. Дополните предложенные списки, чтобы охарактеризовать динамику развития воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как воспитателю описать успехи за год

ребенка с умственной отсталостью

Удобная схема фиксации достижений ребенка с умственной отсталостью  позволит воспитателям закрепить достижения и навыки особенных детей.

Как работать с ребенком с УО

Воспитатели должны  воспринимать ребенка с ограниченными возможностями как человека с нераскрытыми способностями. Умственная отсталость неизлечима, но дети с этим диагнозом обучаемы и могут демонстрировать успехи в учебе.

Помните:  прекращение занятий с такими детьми ухудшит их состояние.

Прогресс у ребенка с УО надо замечать и фиксировать на основании его диагноза, а не сравнивать их с другими детьми. При правильном подходе к занятиям уже через несколько месяцев у ребенка будет заметна динамика улучшения поведения и восприятия простых заданий. Готовые формулировки помогут воспитателю отразить в отчете за год положительную динамику подопечного даже при небольших успехах.

Основные причины умственной отсталости у детей:

  • Генетические нарушения: синдром Дауна, синдром Вильямса;
  • Следствия алкоголизма или наркомании родителей;
  • Родовые травмы: гипоксия, пренатальная энцефалопатия;
  • Тяжелые инфекционные заболевания: энцефалиты, черепно-мозговые травмы;
  • Заболевания щитовидной железы: гипотиреоз, гипертиреоз;
  • Социальная изоляция, отсутствие контактов и заботы.

Как проявляет себя умственно отсталый ребенок

Умственная отсталость, или олигофрения, – одно из самых распространенных нарушений психического развития детей. При УО центральная нервная система развивается неправильно: страдают и отстают интеллект, память, внимание, мышление, воображение, речь, игровые и социальные навыки. У ребенка отсутствуют приоритеты в мотивации. Умственная отсталость сохраняется, даже если ребенок осваивает новые навыки, развивает речь и моторику.

Перемены в настроении детей с УО сложно предугадывать: они будут раздражаться и  отвлекаться в любой момент времени – им трудно сосредоточиться. Обычно таким детям нравятся игры с песком или водой, они радуются новой игрушке или новому предмету, но эти увлечения длятся недолго.

Педагогам необходимо давать детям с УО больше времени на усвоение нового материала, а также терпеливо помогать ребенку во время обучения. У педагога-психолога не должно быть впечатления, что ребенок не слушает или специально не выполняет то, о чем его просит педагог. Чтобы ребенок освоил делает элементарные действия надо терпеливо и спокойно повторить правило или действие, помочь сделать задание, если он затрудняется.

Если  воспитатель не чувствует изменений и не наблюдает положительной динамики у ребенка с УО – это не повод останавливать его обучение. Следует больше времени уделять внимание игровым методам, личному общению с ребенком. Постепенно контакт наладится – изменится поведение ребенка и его вовлеченность в занятия.

Работа с детьми с УО не является простой для воспитателей, еще труднее отметить динамику развития особенных детей за учебный год. Но если педагог грамотно использует набор рекомендованных приемов, то можно увлечь и заинтересовать  ребенка. Готовые формулировки помогут педагогам описать даже небольшие достижения воспитанников.

Степени тяжести УО детей

  1. Степень дебильности – легкая: дети практически все понимают, не могут абстрактно мыслить, обобщать. Понимают бытовую речь, могут формулировать свои желания и мысли. Словарный запас ограниченный, не хватает терпения выслушать, плохо контролируют свои движения. Такой ребёнок легко подаётся чужому влиянию.
  2. Степень имбецильности – средняя: понимают простые обращения, но имеют бедный запас словарный запас, говорят с нарушениями речи, односложными предложениями. Дети не понимают абстрактные понятия, не могут обобщать, анализировать, контролировать внимание. Память избирательна, не могут научиться читать, простой счет на сложение и вычитание – в пределах 10-20. Способны лишь на простые бытовые действия, некоторое самообслуживание без мелкой моторики.
  3. Степень идиотии – тяжелая: не всегда умеют ходить, не понимают речь, могут не узнавать близких, не контролируют свои движения. Такие дети не попадают в ДОО.

Как объективно относиться к ребенку с УО

Работа с особенными детьми может осложняться недоброжелательным отношением отдельных педагогов. Если воспитателя раздражает неопрятность, плохая речь, неадекватное поведение ребенка – возможен недостаток знаний и опыта воспитателя в работе с такими детьми. В этом случае старшему воспитателю необходимо посоветоваться с педагогом-психологом ДОО. Он даст рекомендации, которые помогут справиться с необъективным отношением к ребенку.

Один из методов преодоления неприязни воспитателя – поручить педагогу отметить несколько положительных и нейтральных черт у ребенка за месяц. Так он быстрее заметит успехи ребенка и изменит свое предвзятое отношение.

Как отслеживать положительную динамику по направлениям

у ребенка с УО

Положительная динамика ребенка с УО может быть практически незаметной на фоне других детей. Чем тяжелее заболевание, тем медленнее будут происходить изменения. Поэтому педагогам следует в течение года отслеживать минимальные успехи особенного ребенка. Воспитателя должны фиксировать положительные изменения или стабильное поведение за один месяц работы с ребенком или больше.

Развитие психики и поведения ребенка можно условно разделить на четыре группы психических проявлений. Эти изменения надо отлеживать и фиксировать у детей с УО:

  • Первая группа психических проявлений связана с познанием: внимание, память, речь, мышление, воображение.
  • Вторая группа – эмоциональный самоконтроль, эмоциональные состояния и настроения, которые преобладают.
  • Третья группа – мотивация: стремления, желания, заметные потребности ребенка.
  • Четвертая группа – поведение: навыки, привычки и умения ребенка в быту и в общении.

По этим группам можно систематизировать и описать динамику развития ребенка с умственной отсталостью.

Мнение

Людмила Ивановна Семендяева, заслуженный работник образования, педагог–психолог МКОУ СКШИ VIII вида.

«Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют разную степень инвалидности.

В общем случае, понятие «ребенок – инвалид» можно разделить на две категории. Одна группа детей-инвалидов – это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками или умственно отсталые дети.

Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет на здоровье детей.

Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни или травмы. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.

Как педагогам фиксировать достижения

Чтобы фиксировать достижения ребенка с УО, ознакомьтесь со всеми разделами схемы. В каждом разделе воспитатели записывают, чему научился воспитанник за учебный год. По возможности используйте готовые формулировки, которые отмечены курсивом – в схеме они даны для примера. Дополните достижения воспитанника, которые не входят в схему, с учетом его индивидуальных особенностей.



Предварительный просмотр:

Схема оценки успехов ребенка с УО

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________

Возраст, группа__________________________________________________________

Раздел 1. КОГНИЦИИ

Память: что запомнил

  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________________

Внимание: в каких ситуациях проявляет

  • _______________________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________________

Речь, словарный запас: как использует звуки, слоги, слова

  • _______________________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________________

Мышление и когнитивные навыки: какие типы развивающих и познавательных заданий научился выполнять, пробует или пытается освоить

  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воображение: способность придумывать, сочинять, представлять

  • _______________________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________________

Раздел 2. ЭМОЦИИ

Положительные эмоции: какие и когда проявляет

  • _______________________________________________________________________________
  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отрицательные эмоции: какие и когда проявляет

  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 3. МОТИВАЦИЯ

Самостоятельная деятельность: что ребенок делает по собственной воле, чем занимается, если им не управлять, не мотивировать и не уговаривать его

  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Познавательная активность: сферы, в которых ребенок более любознателен и активен

  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 4. ПОВЕДЕНИЕ

Опыт и навыки: то, с чем ребенок сам справляется в детском саду

  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Участие в совместной работе группы: что ребенок делает во время групповых мероприятий

  • ______________________________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________

Взаимодействие: с кем и как взаимодействует ребенок

  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата __________                                                Воспитатель_________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....

Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общени...

Планирование работы воспитателя по ознакомлению со сказкой в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью

В работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии особо значимыми являются задачи, связанные с их социально-личностным развитием, которое предполагает:1. формирование представления ребенка о ...

Презентация для воспитателей умственно отсталые дети.

Кто такие дети с ОВЗ? Кто такие умственно отсталые дети и как вести с ними....

Дневник самообразования воспитателя по теме "Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию детей с ОВЗ (с умственной отсталостью)"

План работыМесяц Вид деятельностиФорма отчетностиСентябрьПроведение первичной диагностикиАнализ и оформление результатов диагностики.Отчет о работе по результатам диагностики. Октябрь Подбор и из...

Рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия воспитателя с умственно-отсталым дошкольником, учитывая особенности его эмоциональной сферы.

Рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия воспитателя с умственно-отсталым дошкольником, учитывая особенности его эмоциональной сферы....