Рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия воспитателя с умственно-отсталым дошкольником, учитывая особенности его эмоциональной сферы.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Юлия Евгеньевна Родионова

Рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия воспитателя с умственно-отсталым дошкольником, учитывая особенности его эмоциональной сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия воспитателя с умственно-отсталым дошкольником, учитывая особенности его эмоциональной сферы.

Развитию эмоциональной сферы детей не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывал Л.С. Выгодский, только согласованное функционирование этих двух систем, и их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Дети с особыми образовательными потребностями испытывают трудности в установлении взаимоотношений с окружающими, что обусловлено особенностями эмоционально – волевой сферы.

Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная диференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения. Такие дети затрудняются в понимании мимики, жестов, выразительных движениях людей. Поэтому, в работе с такими детьми необходимо больше времени уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника.

В игре воспитываются детские чувства, они становятся богаче и тоньше, развивается способность живо откликаться на окружающую жизнь.

Игры и упражнения направленные на развитие эмоциональной сферы:

  • развивают чувство сопереживания, навыки общения в различных жизненный ситуациях;
  • создают возможности для самовыражения, помогают овладеть средствами языковой выразительности, мимикой, жестами;
  • совершенствуют память, внимание, мышление, развивают восприятие, воображение, творческие способности;
  • помогают детям избавиться от внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшают тревожность.

Очень важно в работе с детьми создать положительный эмоциональный фон, установить связь с детьми, вызвать взаимный интерес.

Первые упражнения должны быть простыми, посильными и увлекательными. Все упражнения выполняем вместе, так комфортнее детям. Постепенно дети осваиваются, становятся внутренне свободнее, сами предлагают воображаемые ситуации.

Для разыгрывании сказок, инсценировок, диалогов используем кукол – бибабо, наборы настольного и пальчикового театра. Ребёнку предлагаю взять понравившуюся игрушку и просто «поговорить с ней»: кто ты, как зовут, что любишь делать. Затем предлагаю взять двух героев и общаться уже с двумя куклами: поздороваться, поинтересоваться как дела, спросить, с кем дружит. Затем можно переходить к играм – драматизациям. Костюмы и музыка создадут впечатление настоящего праздника. На таких занятиях дети играют, творят, получают удовольствие от процесса, тем более что каждый из них играет именно того, кого он хочет играть именно сегодня.

Ценность таких занятий заключается в следующем:

- расширяется круг понимаемых детьми эмоций;

- дети лучше начинают понимать себя и других;

- у них чаще наблюдается эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Одним из самых простых и широко используемых средств развития тонких движений рук и речевого развития является пальчиковая гимнастика. Например «»Дом»», «Очки», «Кольцо». Эти упражнения помогают укреплять мышцы кисти, развивают координацию движений пальцев рук. А пальчиковые игры «Зайка», «Собака», «Кошка» при помощи разнообразных комбинаций пальцев рук помогают детям изображать животных, людей и предметы. Дети учатся передавать повадки животных, характер, у них развивается пантомимическая, мимическая, двигательная выразительность. Для того чтобы вызвать и поддержать интерес к игре, использую эмоционально – окрашенное речевое сопровождение.

«Зайка» «Собака»

Ушки длинные у зайки, У собаки острый носик,

Из кустов они торчат. Рот открыт – конфетку просит

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих ребят.

Кошка»

А у нашей кошки

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке

Такие игры и упражнения помогают развивать речь и мелкую моторику детей, внимание и способность сосредоточиться.

В результате такой работы дети лучше понимают эмоции партнёра и адекватно выражают свои. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.). Изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника"

В статье отражены актуальные на сегодняшний день проблемы, связанные с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста. Даны практические рекомендации для воспитателей детских садов по созданию эм...

Консультация на тему: «Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми нарушениями»

Консультация на тему: «Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми нарушениями»          Развитие эмоциональной сферы детей дошк...

Особенности развития эмоциональной сферы старшего дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. •Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. •Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его...

Особенности развития эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью

Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всей жизни развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости...

Организация взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями по развитию математических представлений у дошкольников старшей группы.

Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника &nda...

Организация взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями по развитию математических представлений у дошкольников старшей группы.

Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника &nda...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников."

Развитие эмоций у детей зависит от ряда условий: гармоничное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, специально организованная образовательная деятельность, соответствующий возрасту вид деятельно...