"Автоматизация звуков в индивидуальном пении и пении песен со звукоподражанием"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_muzyk_ruk.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад п. Ермаково
Консультация для музыкального руководителя
«Автоматизация звуков в индивидуальном пении и пении песен со звукоподражаниями»
Учитель-логопед: Булатникова С. В.
Консультация
«Автоматизация звуков
в индивидуальном пении и пении песен
со звукоподражаниями»
Дети с нарушениями речи - это одна из самых распространённых категорий детей, посещающих ДОУ. Речевые нарушения очень разнообразны, что зависит от причин их вызывающих. В настоящее время значительно увеличилось количество детей с дизартрией. Это речевое нарушение связано с поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Дизартрия проявляется в разных формах и степенях. Наиболее распространённой является стёртая степень дизартрии. Ребёнок со стёртой дизартрией имеет нарушения звуковой и интонационно- выразительной сторон речи. Голос и дыхание во время речи у таких детей ослаблены. Нарушены модуляции голоса по высоте и силе. Ребёнок затрудняется в произнесении слов усложнённой слоговой структуры. Разборчивость речи ухудшается в зависимости от объёма речевого материала. Поэтому детям трудно выступать на детских праздниках и читать стихи. Самым заметным дефектом является нарушенное звукопроизношение. Даже поставленные звуки не используются в речи и не закрепляются при их автоматизации.
Для успешной коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей со «стёртой» дизартрией необходимо преподнесение изучаемого материала в лёгкой, доступной, непринуждённой игровой форме. Именно к такой форме коррекционного воздействия, я считаю можно отнести занятия с использованием логопедических музыкально-игровых упражнений, распевок, песенок, рифмовок.
Обращение к музыке в практике помощи детям с речевыми нарушениями не случайно. Доказано, что музыка является сильнейшим средством эмоционального воздействия на человека. Музыка привлекает ребёнка и стимулирует его активность. С помощью музыки естественным образом формируется чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, общая моторика.
Одним из таких средств являются логопедические музыкально - игровые упражнения, песенки, распевки, которые можно использовать в работе с дошкольниками по закреплению правильного произношения звуков на этапе автоматизации, развитию просодической стороны речи, координации речи с движением и музыкой.
К речевым рифмовкам (песенкам, распевкам) относятся стихи, чистоговорки, скороговорки, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые можно пропевать, одновременно закрепляя произношение звуков.
Начинать надо с простейших чистоговорок и в зависимости от речевых возможностей детей заканчивать сложными по интонации и речевому материалу песнями. Следует подбирать такие музыкально-игровые упражнения, песни, распевки, в которых речевой материал доступен, движения просты для выполнения и направлены на согласование речи с движением и музыкой, а также способствуют закреплению поставленных звуков, снятию эмоционального напряжения. Критерием тщательного отбора содержания рифмовок, песен, музыкальных подвижных игр является соответствие детскому опыту, речевым и двигательным возможностям детей.
Рекомендовано соблюдать следующие этапы работы:
- Первичное восприятие рифмовки, музыкально-игрового упражнения.
- Проговаривание текста, совместное со взрослым пение (подпевание), выполнение движения по показу педагога.
- Самостоятельное (совместно с взрослым) воспроизведение рифмовки, музыкально-игровых упражнений в нужном ритме.
Перечисленные этапы работы могут быть реализованы как на одном занятии, так и на серии занятий в зависимости от поставленных задач.
На этапе автоматизации (дифференциации) звуков в слогах словах, предложениях рекомендовано использовать логопедические распевки разработанные Т.С. Овчинниковой, музыкальные логоритмические игры Екатерины Железновой, логопедические песенки С.В. Круппа-Шушариной на стихи О.И Крупенчук, музыкально - грамматические рифмовки Е.С. Тихоновой, Селивановой М.Е., направленные также на преодоление лексико-грамматических трудностей. На более поздних этапах автоматизации звуков можно использовать детские песни, песни из мультфильмов. Например, песенки из мультфильма «Фиксики» помогут закрепить сонорные звуки.
Использование интеграции детских видов деятельности наравне с интеграцией содержания делает коррекционно-образовательный процесс интересным и содержательным. Интеграция логопедических приёмов с музыкальными способствует усилению коррекционно-развивающего воздействия на детей с различными речевыми нарушениями.
Таким образом, использование логопедических музыкально-игровых упражнений, песенок, распевок, игр для коррекции произносительной стороны речи детей со стёртой дизартрией, способствуют развитию двигательно-слуховой координации, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма, активизируют слуховое восприятие, что является базой для формирования фонематического слуха, развивают функции голосообразования, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания, развивают артикуляционную моторику, формируют коммуникативные способности.
Практическая часть
- В своей практике на этапе автоматизации звука в слогах я использую такой приём: прошу детей «перевести» знакомую детскую песенку «Антошка», «Кузнечик» и др. на язык закрепляемого звука. Например, звука [ Л] и петь слоги под мелодию: ла-ла-ла, лалала, ло- ло-ло, сопровождая пение простукиванием, притопыванием и другими ритмичными движениями.
- На этапе автоматизации звуков в словах рекомендую использовать тексты детских песен. Например: для закрепления произношения звука [Р] в конце слов я использую текст песни Д. Тухманова, Ю. Энтина «Самовар». Сначала дети отгадывают загадку про самовар, находят его среди других картинок, рассказывают, для чего нужен этот предмет. Я им предлагаю прослушать песню о самоваре, а затем вместе спеть. Дети поют слово «самовар», выполняют произвольные движения, педагог - все остальные слова.
Жил, поживал самовар.
Самовар!
Был он не молод, не стар.
Самовар!
Он на работе кипел.
Самовар!
Песню такую он пел.
Припев:
Пых-пых, тумба-тумба самовар.
Тумба-тумба-тумба-тумба
Русский самовар.
Пусть неуклюж он на вид.
Самовар!
Но на Руси знаменит.
Самовар!
Чайник с почтеньем большим.
Самовар!
Робко стоит перед ним.
Припев.
Всем он приносит тепло.
Самовар!
Много воды утекло.
Самовар!
Медью сверкают бока.
Самовар!
Топает через века.
Самовар!
Припев.
В процессе занятий песня изучается и исполняется детьми самостоятельно.
- На мой взгляд, интересны и эффективны в коррекционно-развивающей практике логопедические распевки, разработанные Т.С. Овчинниковой. Сначала она предлагает отрабатывать произношение гласных звуков, затем выговариваются слоги с «трудными согласными» - [с], [з], [ш],[ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р], слова и наконец, поставленные звуки дифференцируются.
Предлагаю вашему вниманию несколько распевок (включается музыка с видеорядом), программу подготовили: Т.С. Овчинникова, Л.Н. Федорович, Н.В. Макаренко.
Музыкальная голосилка
ААА
УУУ
ААА
А-О-У-И
ЭЭЭ
ООО,
ААА,
ИИИ,
А-О-У-И
ЭЭЭ
Педагоги поют гласные с артикуляторными жестами. Движения выполняются одновременно обеими руками
Пароход
«У», - гудит пароход.
«У», - по речке плывет.
«У», - ребят он зовет,
«У», - в далекий поход.
«Дети» поют [у], а педагог — все остальные слова.
Оса
Са-са-са, са-са-са,
Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су,
Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са,
Отгадайте, где оса.
Дети поют слоги, с артикуляторными жестами.
Гора
Pa-pa-pa, pa-pa-pa,
На дворе у нас гора.
Ру-ру-ру, РУ-РУ-РУ»
Собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры,
Покатаемся с горы.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
Очень рада детвора.
Дети поют слоги и слова, чередуют пение и хлопки.
- В качестве физкультурной минутки я предлагаю вам использовать музыкальные детские игры. Одновременно идёт закрепление произношения поставленных звуков, согласование речи с движением и музыкой.
Например: «Пяточка - носочек», «Вперёд 4 шага» и др. При этом можно использовать модели последовательности выполнения движений
Итак, как вы убедились на практике пение чистоговорок, рифмовок, стихов весьма эффективно для развития артикуляционного аппарата и формирования правильного звукопроизношения. Пение развивает у детей дыхание, ритм, помогает, развивать интонационную сторону речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность Тема: «Автоматизация звука Ч» (индивидуальная работа в средней группе)
индивидульная работа с детьми средней группы....
автоматизация звука [Р] - индивидуальное занятие
Конспект (индивидуальная работа)по коррекции звукопроизношенияцель: автоматизация [Р] в открытых слогах в начале словоборудование: карточка в правильно и неправильно написанными и сходными буквами; пр...
Автоматизация звука С. Индивидуальное занятие.
Материал направлен на автоматизацию звука С....
Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков на индивидуальных логопедических занятиях
В данной публикации обобщен опыт работы по совершенствованию приемов по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи на индивидуальных логопедических занятиях в группе компенсирующей направленности...
Автоматизация звука Ш (индивидуально)
Речевой материал для автоматизации звука Ш, Ж...
Звук "З". Автоматизация звука. Конспект индивидуального логопедического занятия.
Конспект ОД по автоматизации звука "З". Для проведения ОД используется карта - обобщенная модель логопедического занятия. Ребенок вместе с куклой Зоей отправится в путешествие и побыва...
КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для музыкальных руководителей на тему: «Автоматизация звуков в индивидуальном пении и пении песен со звукоподражаниями»
КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для музыкальных руководителей на тему: «Автоматизация звуков в индивидуальном пении и пении песен со звукоподражаниями»...