"Автоматизация звуков в индивидуальном пении и пении песен со звукоподражанием"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Булатникова Светлана Валерьевна
Консультация для музыкального руководителя по автоматизации звуков на музыкальных занятиях с детьми с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_muzyk_ruk.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Ермаково

Консультация для музыкального руководителя

«Автоматизация звуков в индивидуальном пении и пении песен со звукоподражаниями»

Учитель-логопед: Булатникова С. В.

Консультация

«Автоматизация звуков

в индивидуальном пении и пении песен

со звукоподражаниями»

Дети с нарушениями речи - это одна из самых распространённых категорий детей, посещающих ДОУ. Речевые нарушения очень разнообразны, что зависит от причин их вызывающих. В настоящее время значительно увеличилось количество детей с дизартрией. Это речевое нарушение связано с поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Дизартрия проявляется в разных формах и степенях. Наиболее распространённой является стёртая степень дизартрии. Ребёнок со стёртой дизартрией имеет нарушения звуковой и интонационно- выразительной сторон речи. Голос и дыхание во время речи у таких детей ослаблены. Нарушены модуляции голоса по высоте и силе. Ребёнок затрудняется в произнесении слов усложнённой слоговой структуры. Разборчивость речи ухудшается в зависимости от объёма речевого материала. Поэтому детям трудно выступать на детских праздниках и читать стихи. Самым заметным дефектом является нарушенное звукопроизношение. Даже поставленные звуки не используются в речи и не закрепляются при их автоматизации.

Для успешной коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей со «стёртой» дизартрией необходимо преподнесение изучаемого материала в лёгкой, доступной, непринуждённой игровой форме. Именно к такой форме коррекционного воздействия, я считаю можно отнести занятия с использованием логопедических музыкально-игровых упражнений, распевок, песенок, рифмовок.

Обращение к музыке в практике помощи детям с речевыми нарушениями не случайно. Доказано, что музыка является сильнейшим средством эмоционального воздействия на человека. Музыка привлекает ребёнка и стимулирует его активность. С помощью музыки естественным образом формируется чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, общая моторика.

Одним из таких средств являются логопедические музыкально - игровые упражнения, песенки, распевки, которые можно использовать в работе с дошкольниками по закреплению правильного произношения звуков на этапе автоматизации, развитию просодической стороны речи, координации речи с движением и музыкой.

К речевым рифмовкам (песенкам, распевкам) относятся стихи, чистоговорки, скороговорки, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые можно пропевать, одновременно закрепляя произношение звуков.

Начинать надо с простейших чистоговорок и в зависимости от речевых возможностей детей заканчивать сложными по интонации и речевому материалу песнями. Следует подбирать такие музыкально-игровые упражнения, песни, распевки, в которых речевой материал доступен, движения просты для выполнения и направлены на согласование речи с движением и музыкой, а также способствуют закреплению поставленных звуков, снятию эмоционального напряжения. Критерием тщательного отбора содержания рифмовок, песен, музыкальных подвижных игр является соответствие детскому опыту, речевым и двигательным возможностям детей.

Рекомендовано соблюдать следующие этапы работы:

  1. Первичное восприятие рифмовки, музыкально-игрового упражнения.
  2. Проговаривание текста, совместное со взрослым пение (подпевание), выполнение движения по показу педагога.
  3. Самостоятельное (совместно с взрослым) воспроизведение рифмовки, музыкально-игровых упражнений в нужном ритме.

Перечисленные этапы работы могут быть реализованы как на одном занятии, так и на серии занятий в зависимости от поставленных задач.

На этапе автоматизации (дифференциации) звуков в слогах словах, предложениях рекомендовано использовать логопедические распевки разработанные Т.С. Овчинниковой, музыкальные логоритмические игры Екатерины Железновой, логопедические песенки С.В. Круппа-Шушариной на стихи О.И Крупенчук, музыкально - грамматические рифмовки Е.С. Тихоновой, Селивановой М.Е., направленные также на преодоление лексико-грамматических трудностей. На более поздних этапах автоматизации звуков можно использовать детские песни, песни из мультфильмов. Например, песенки из мультфильма «Фиксики» помогут закрепить сонорные звуки.

Использование интеграции детских видов деятельности наравне с интеграцией содержания делает коррекционно-образовательный процесс интересным и содержательным. Интеграция логопедических приёмов с музыкальными способствует усилению коррекционно-развивающего воздействия на детей с различными речевыми нарушениями.

Таким образом, использование логопедических музыкально-игровых упражнений, песенок, распевок, игр для коррекции произносительной стороны речи детей со стёртой дизартрией, способствуют развитию двигательно-слуховой координации, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма, активизируют слуховое восприятие, что является базой для формирования фонематического слуха, развивают функции голосообразования, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания, развивают артикуляционную моторику, формируют коммуникативные способности.

Практическая часть

  1. В своей практике на этапе автоматизации звука в слогах я использую такой приём: прошу детей «перевести» знакомую детскую песенку «Антошка», «Кузнечик» и др. на язык закрепляемого звука. Например, звука [ Л] и петь слоги под мелодию: ла-ла-ла, лалала, ло- ло-ло, сопровождая пение простукиванием, притопыванием и другими ритмичными движениями.
  2. На этапе автоматизации звуков в словах рекомендую использовать тексты детских песен. Например: для закрепления произношения звука [Р] в конце слов я использую текст песни Д. Тухманова, Ю. Энтина «Самовар». Сначала дети отгадывают загадку про самовар, находят его среди других картинок, рассказывают, для чего нужен этот предмет. Я им предлагаю прослушать песню о самоваре, а затем вместе спеть. Дети поют слово «самовар», выполняют произвольные движения, педагог - все остальные слова.

Жил, поживал самовар.

Самовар!

Был он не молод, не стар.

Самовар!

Он на работе кипел.

Самовар!

Песню такую он пел.

Припев:

Пых-пых, тумба-тумба самовар.

Тумба-тумба-тумба-тумба

Русский самовар.

Пусть неуклюж он на вид.

Самовар!

Но на Руси знаменит.

Самовар!

Чайник с почтеньем большим.

Самовар!

Робко стоит перед ним.

Припев.

Всем он приносит тепло.

Самовар!

Много воды утекло.

Самовар!

Медью сверкают бока.

Самовар!

Топает через века.

Самовар!

Припев.

В процессе занятий песня изучается и исполняется детьми самостоятельно.

  1. На мой взгляд, интересны и эффективны в коррекционно-развивающей практике логопедические распевки, разработанные Т.С. Овчинниковой. Сначала она предлагает отрабатывать произношение гласных звуков, затем выговариваются слоги с «трудными согласными» - [с], [з], [ш],[ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р], слова и наконец, поставленные звуки дифференцируются.

Предлагаю вашему вниманию несколько распевок (включается музыка с видеорядом), программу подготовили: Т.С. Овчинникова, Л.Н. Федорович, Н.В. Макаренко.

Музыкальная голосилка

ААА

УУУ

ААА

А-О-У-И

ЭЭЭ

ООО,

ААА,

ИИИ,

А-О-У-И

ЭЭЭ

Педагоги поют гласные с артикуляторными жестами. Движения выполняются одновременно обеими руками

      Пароход

«У», - гудит пароход.

«У», - по речке плывет.

«У», - ребят он зовет,

«У», - в далекий поход.

«Дети» поют [у], а педагог — все остальные слова.

       Оса

Са-са-са, са-са-са,

Ой-ой-ой! Летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су,

Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са,

Отгадайте, где оса.

Дети поют слоги, с артикуляторными жестами.

      Гора

Pa-pa-pa, pa-pa-pa,

На дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, РУ-РУ-РУ»

Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры,

Покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

Очень рада детвора.

Дети поют слоги и слова, чередуют пение и хлопки.

  1. В качестве физкультурной минутки я предлагаю вам использовать музыкальные детские игры. Одновременно идёт закрепление произношения поставленных звуков, согласование речи с движением и музыкой.

Например: «Пяточка - носочек», «Вперёд 4 шага» и др. При этом можно использовать модели последовательности выполнения движений

Итак, как вы убедились на практике пение чистоговорок, рифмовок, стихов весьма эффективно для развития артикуляционного аппарата и формирования правильного звукопроизношения. Пение развивает у детей дыхание, ритм, помогает, развивать интонационную сторону речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автоматизация звука [Р] - индивидуальное занятие

Конспект (индивидуальная работа)по коррекции звукопроизношенияцель: автоматизация [Р] в открытых слогах в начале словоборудование: карточка в правильно и неправильно написанными и сходными буквами; пр...

Автоматизация звука С. Индивидуальное занятие.

Материал направлен на автоматизацию звука С....

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков на индивидуальных логопедических занятиях

В данной публикации обобщен опыт работы по совершенствованию приемов по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи на индивидуальных логопедических занятиях в группе компенсирующей направленности...

Автоматизация звука Ш (индивидуально)

Речевой материал для автоматизации звука Ш, Ж...

Звук "З". Автоматизация звука. Конспект индивидуального логопедического занятия.

Конспект ОД по автоматизации звука "З".  Для проведения ОД используется карта - обобщенная модель логопедического занятия. Ребенок вместе с куклой Зоей отправится в путешествие и побыва...

КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для музыкальных руководителей на тему: «Автоматизация звуков в индивидуальном пении и пении песен со звукоподражаниями»

КОНСУЛЬТАЦИЯ  учителя-логопеда для музыкальных руководителей   на тему: «Автоматизация звуков в индивидуальном пении и пении песен со звукоподражаниями»...