КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для музыкальных руководителей на тему: «Автоматизация звуков в индивидуальном пении и пении песен со звукоподражаниями»
консультация по логопедии (старшая группа)

Агеева Наталья Борисовна

КОНСУЛЬТАЦИЯ  учителя-логопеда для музыкальных руководителей   на тему: «Автоматизация звуков в индивидуальном пении и пении песен со звукоподражаниями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_muz_ruk.docx22.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЛУКОМОРЬЕ»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «СОЛНЫШКО»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 для музыкальных руководителей

  на тему:

«Автоматизация звуков в индивидуальном пении и пении песен со звукоподражаниями»

Подготовила учитель-логопед

Агеева Н.Б.

2020г.

Цель: показать возможности и преимущества использования логопедических распевок, музыкально-игровых упражнений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО.

      Дети с нарушениями речи - это одна из самых распространённых категорий детей, посещающих  ДОУ. Речевые нарушения очень разнообразны, что зависит от причин их вызывающих. В настоящее время значительно увеличилось количество детей с  дизартрией. Это речевое нарушение связано с поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Дизартрия проявляется в разных формах и степенях. Наиболее распространённой является «стёртая степень» дизартрии. Рёбёнок со «стёртой» дизартрией имеет нарушения звуковой и интонационно- выразительной сторон речи. Голос и дыхание во время речи у таких детей ослаблены. Нарушены модуляции голоса по высоте и силе. Ребёнок затрудняется в произнесении слов усложнённой слоговой структуры. Разборчивость речи ухудшается в зависимости от объёма речевого материала. Поэтому детям трудно выступать на детских праздниках и читать стихи. Самым заметным дефектом является  нарушенное звукопроизношение. Даже поставленные звуки не используются в речи и не закрепляются при их автоматизации.

Для успешной коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей со «стёртой» дизартрией необходимо преподнесение изучаемого материала в лёгкой, доступной, непринуждённой игровой форме. Именно к такой форме коррекционного воздействия, я считаю можно отнести занятия с использованием логопедических музыкально-игровых упражнений, распевок, песенок, рифмовок.

Обращение к музыке в практике помощи детям с речевыми нарушениями не случайно. Доказано, что музыка является сильнейшим средством эмоционального воздействия на человека. Музыка привлекает ребёнка и стимулирует его активность. С помощью музыки естественным образом формируется чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, общая моторика.

Одним из таких средств являются логопедические музыкально - игровые упражнения, песенки, распевки, которые можно использовать в работе с дошкольниками по закреплению правильного произношения звуков на этапе автоматизации,   развитию просодической стороны речи, координации речи с движением и музыкой.

К речевым рифмовкам (песенкам, распевкам) относятся стихи, чистоговорки,  скороговорки, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые можно пропевать, одновременно  закрепляя произношение звуков.

Начинать надо с простейших чистоговорок и в зависимости от речевых возможностей детей заканчивать сложными по интонации и речевому материалу песнями. Следует подбирать такие музыкально-игровые упражнения, песни, распевки,  в которых  речевой материал доступен, движения просты для выполнения и направлены на согласование речи с движением и музыкой, а также способствуют  закреплению поставленных звуков, снятию эмоционального напряжения. Критерием тщательного отбора содержания рифмовок, песен, музыкальных подвижных игр является соответствие детскому опыту, речевым  и двигательным возможностям детей.

 Рекомендовано соблюдать следующие этапы работы:

  1. Первичное восприятие рифмовки, музыкально-игрового упражнения.
  2.   Проговаривание текста, совместное со взрослым пение (подпевание), выполнение движения по показу педагога.
  3. Самостоятельное (совместно с взрослым) воспроизведение рифмовки, музыкально-игровых упражнений в нужном ритме.

Перечисленные этапы работы могут быть реализованы как на одном занятии, так и на серии занятий в зависимости от поставленных задач.

       На этапе автоматизации  (дифференциации)  звуков в слогах словах, предложениях рекомендовано использовать  логопедические распевки разработанные Т.С. Овчинниковой,  музыкальные  логоритмические игры Екатерины Железновой, логопедические песенки С.В. Круппа-Шушариной на стихи О.И Крупенчук, музыкально - грамматические рифмовки Е.С. Тихоновой, Селивановой М.Е., направленные также на преодоление лексико-грамматических трудностей. На более поздних этапах автоматизации звуков можно использовать детские песни, песни из мультфильмов. Например, песенки из мультфильма «Фиксики» помогут закрепить сонорные звуки.

          Использование интеграции детских видов деятельности наравне с интеграцией содержания делает  коррекционно-образовательный процесс интересным и содержательным. Интеграция логопедических приёмов с музыкальными способствует усилению коррекционно-развивающего воздействия на детей с различными речевыми нарушениями.

         Таким образом, использование логопедических музыкально-игровых упражнений,  песенок, распевок, игр для коррекции произносительной стороны речи детей со «стёртой» дизартрией, способствуют развитию двигательно-слуховой координации, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма, активизируют слуховое восприятие, что является базой для формирования фонематического слуха, развивают функции голосообразования, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания, развивают артикуляционную моторику, формируют коммуникативные способности.

 Практическая часть

  1. В своей практике на этапе автоматизации звука в  слогах  я использую такой приём: прошу детей «перевести» знакомую детскую  песенку «Антошка», «Кузнечик» и др. на язык  закрепляемого звука. Например, звука [ Л] и петь слоги под мелодию: ла-ла-ла   лалала, ло- ло. .. , сопровождая пение простукиванием, протопыванием и другими ритмичными движениями.
  2. На этапе автоматизации звуков в словах  рекомендую использовать тексты  детских песен. Например: для закрепления произношения звука  [Р] в конце слов  я использую текст  песни Д. Тухманова,  Ю. Энтина «Самовар».  Сначала  дети отгадывают загадку про самовар, находят его среди других картинок, рассказывают, для чего нужен этот предмет. Я им предлагаю прослушать песню о самоваре, а затем вместе спеть. Дети поют слово «самовар», выполняют произвольные движения,  педагог -  все остальные слова.

 Жил, поживал самовар.

Самовар!

Был он не молод, не стар.

Самовар!

Он на работе кипел.

Самовар!

Песню такую он пел.

 

Припев:

Пых-пых, тумба-тумба самовар.

Тумба-тумба-тумба-тумба

Русский самовар.

 

Пусть неуклюж он на вид.

Самовар!

Но на Руси знаменит.

Самовар!

Чайник с почтеньем большим.

Самовар!

Робко стоит перед ним.

Припев.

 

Всем он приносит тепло.

Самовар!

Много воды утекло.

Самовар!

Медью сверкают бока.

Самовар!

Топает через века.

Самовар!

Припев.

 В процессе занятий песня изучается и исполняется детьми самостоятельно.

  1. На мой взгляд, интересны и эффективны в коррекционно-развивающей практике логопедические распевки, разработанные Т.С. Овчинниковой.  Сначала она предлагает отрабатывать произношение гласных звуков, затем выговариваются слоги с «трудными согласными» - [с], [з], [ш],[ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р], слова  и наконец, поставленные звуки дифференцируются.

    Предлагаю вашему вниманию несколько распевок (включается  музыка с видеорядом),  программу подготовили: Т.С. Овчинникова,  Л.Н. Федорович, Н.В. Макаренко.

Музыкальная голосилка

ААА

УУУ

ААА

А-О-У-И

ЭЭЭ

ООО,

ААА,

ИИИ,

А-О-У-И

ЭЭЭ

 Педагоги поют гласные с артикуляторными жестами. Движения выполняются одновременно обеими руками

 

      Пароход

«У»,—гудит пароход.

«У»,—по речке плывет.

«У»,—ребят он зовет,

«У», — в далекий поход.

«Дети» поют [у], а педагог — все остальные слова.

 

       Оса

Са-са-са, са-са-са,

Ой-ой-ой! Летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су,

Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са,

Отгадайте, где оса.

«Дети»  поют слоги, с артикуляторными жестами.

             Гора

Pa-pa-pa, pa-pa-pa,

На дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, РУ-РУ-РУ»

Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры,

Покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

Очень рада детвора.

«Дети»  поют слоги и слова, чередуют пение и хлопки.

  1. В качестве физминутки я предлагаю вам использовать музыкальные детские игры.  Одновременно идёт закрепление произношения поставленных звуков, согласование речи с движением и музыкой.

 Например: «Пяточка- носочек», «Вперёд 4 шага» и др. При этом можно использовать модели последовательности выполнения движений

  Итак, как вы убедились на практике пение чистоговорок, рифмовок, стихов весьма эффективно для развития артикуляционного аппарата и формирования правильного звукопроизношения. Пение развивает у детей дыхание, ритм, помогает, развивать интонационную сторону речи.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [ш]. Постановка звука [р] "

Индивидуальное  логопедическое занятие  "Автоматизация звука [л] " направлено на автоматизацию поставленного звука [л] в слогах, словах и предложениях. Конспект содержит подробное ...

Методические рекомендации для музыкальных руководителей по теме «Развитие чистоты интонирования в пении детей старшего дошкольного возраста»

Все представленные в разработке упражнения,  адаптировала для детей дошкольного возраста, и с самого первого занятия увидела первые результаты, у детей появилось стремление и желание пробовать, у...

"Автоматизация звуков в индивидуальном пении и пении песен со звукоподражанием"

Консультация для музыкального руководителя по автоматизации звуков на музыкальных занятиях с детьми с нарушениями речи....