Применение технологии «синквейн» в развитии связной речи дошкольников с ТНР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Садрева Лариса Николаевна

Применение технологии «синквейн» в развитии связной речи

дошкольников с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №3 «Огонек» НМР РТ

Применение технологии «синквейн» в развитии связной речи

дошкольников с ТНР

                                                                                 

                                                                                  C:\Users\User\Pictures\синквейн!.png

C:\Users\ПК\Downloads\357e436636ffbf0776fb89dcd13a8db6.jpg

C:\Users\ПК\Downloads\357e436636ffbf0776fb89dcd13a8db6.jpg

                                                                                              Садрева Лариса Николаевна

                                                                                          учитель-логопед МБДОУ №3 

                                                                             пгт. КамскиеПоляны  

 

Мы часто слышим о том, что современные дети другие. В последние годы отмечается замедленный развития детей, особенно это заметно в развитии связной речи детей. В основном страдает лексический запас детей, умение актуализировать слова в самостоятельной речи. Дети, даже не имеющие речевой патологии, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают (до 20 при норме 5-7 секунд, у них происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Так как, современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Поэтому у педагогов возникает необходимость найти и использовать в своей работе новые методы, технологии развития речи детей.

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием синквейна - создание нерифмованного стихотворения. 

Синквейн – приём технологии развития критического мышления, малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

 Синквейн – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, средство творческого самовыражения. Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях и позволяет быстро получить результат.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических

  категорий;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание,

  мышление)

-используется для закрепления изученной темы;

- является игровым приемом.

При творческом использовании синквейна на занятиях он восприни-мается дошкольниками как увлекательная игра.

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хокку и танка.

В России синквейн появился в 1997 году, как эффективный метод развития образной речи.

Синквейн составляется по определенным правилам.

I строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

II строка - два слова, прилагательные;

III строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

IV строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

V строка - одно слово (существительное) или словосочетание –

ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Начинать надо с простых понятий, знакомой темы. Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.

Пример синквейна:

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный.

Работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Дети знакомятся с понятиями:

  • «слова-предметы неживые»
  • «слова-предметы живые»
  • «слова-признаки»
  • «слова-действия»
  • «предложение»

Знакомя детей с понятием «слово-предмет» и «слово-действие», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. В этой работе используются различные картинки, предметы. После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия, их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь, дети учатся составлять простое нераспространенное предложение разной структуры. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, дополнения.

II этап – основной.

На данном этапе происходит знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Например:

1. Снеговик.

2. Большой, смешной.

3. Стоит, тает, падает.

4. Мне нравится лепить снеговика.

5. Зима.

III этап – практический.

На данном этапе идет формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна. Тема синквейна может быть любой. Целесообразно использовать синквейн для закрепления изученной лексической темы; для развития связной речи: для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Например:

1. Белка.

2. Пушистая. Рыжая.

3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.

4. Белка живет в дупле.

5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

Чтобы работа по созданию дидактического синквейна успешно проводилась не только в детском саду, но и дома, необходимо познакомить родителей с этой технологией.

Формы работы с родителями:

-тематическая консультация;

- информация о синквейне на стенде «Уголок логопеда»;

- семинар-практикум;

-  «памятки» с алгоритмом составления синквейна.

При составлении синквейна используются различные варианты работы.

  • Синквейн-загадка.

Детям зачитывается синквейн со второй строчки, дети отгадывают первую.

  • Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.
  • Составление синквейна по прослушанному рассказу.
  • Составление синквейна на заданную тему.
  • Составление связного рассказа по составленному синквейну.
  • Составление синквейна по своему рисунку.

Количество вариантов работы не ограничено. Их можно совершенствовать, создавать новые.

Выводы:

- Синквейн помогает пополнить словарный запас.

- Синквейн учит краткому пересказу.

- Синквейн помогает развить речь и мышление.

- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

- Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять рассказы.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение технологии синквейн в развитии речи детей 5-7 лет».

Из опыта работы по применению технологии синквейн в старшем дошкольном возрасте...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: ««Путешествие в сказочную страну» с применением технологии синквейн.

Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».Задачи:1. Образовательные. - закрепить понятия слова-предметы, слова – признаки предм...

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие к горе Белухе" с применением технологии синквейн в подготовительной группе.

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие к горе Белухе" с применением технологии синквейн в подготовительной группе....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие в сказочную страну» с применением технологии синквейн

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие в сказочную страну» с применением технологии синквейн...

Презентация :Применение технологии «Мнемотехника» для развития связной речи детей с ОНР.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно–образная память. Наглядный материал у...