Конспект ООД в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие в сказочную страну» с применением технологии «синквейн»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Юлия Анатольевна Бадлуева

Данный материал поможет воспитателям подготовить занятие по развитию речи с использованием технологии "синквейн"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_puteshestvie_v_skazku.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5

«Березка»

Конспект ООД в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие в сказочную страну»

с применением технологии «синквейн»

Подготовила воспитатель: Бадлуева Ю.А.

Пос. Усть-Ордынский, 2023 г.

Цель: закрепить умение составлять синквейн с опорой на схему-алгоритм;

Задачи:

Образовательные.

  • закрепить понятия слова-предметы, слова – признаки предмета, слова – действия предмета;
  • формировать навыки составления предложений учить применять данную модель при составлении текста синквейна;

Развивающие.

  • развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна.

развивать речь, внимание, смекалку, логическое мышление;

  • обогащать и активизировать словарь детей;

Воспитывающие.

  • развивать внимание, смекалку, логическое мышление;
  • воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности.

Оборудование и материалы для занятия: презентация, обруч-портал, книга, следы, конверт с заданиями, алгоритм-модель синквейна, бумага, фломастеры по кол-ву детей, мольберты 2шт, раскраски, разно- цветные кружки.

Ход ООД:

В-ль: здравствуйте, ребята! К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте назовём ласково каждый своё имя.

Приветствие «Назови ласково своё имя». А сейчас давайте улыбнемся друг другу, подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями.

В-ль: ребята сегодня вас и наших гостей я бы хотела пригласить в необычную сказку. Вы любите читать сказки?

Дети: да, любим

В-ль: много сказок вы знаете? Какие?

Дети: ответы.

В-ль: сегодня мы побываем в одном интересном месте. Готовы туда отправиться?

Дети: да, готовы.

Дети присаживаются полукругом на стульчики.

(Слайд 1).

В-ль: Ребята, посмотрите вокруг: здесь много полок с книгами и скажите, где мы с вами находимся?

Дети: В библиотеке.

В-ль: А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги?

Дети: Дом для книг, книжкин дом.

В-ль: да, все верно.

(На полу лежит книга)

В-ль: посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?

Дети: В шкафу, на книжной полке.

В-ль: правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?

Дети: бережно, аккуратно, не рвать книги, не рисовать на страничках.

В-ль: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимаю книгу и раскрываю ее)

В-ль: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки?

Дети: ушли, потерялись, обиделись.

В-ль: наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.

Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Нечитайка заколдовал ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки.

В-ль: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу? Дети: да!

В-ль: чтобы помочь книге, нам нужно попасть в сказочную страну.

Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись?

Дети: на ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т. д.

В-ль: а еще можно попасть в сказочную страну через волшебный

портал! Давайте мы с вами пройдем через этот портал и попадем в волшебную страну. (Проходим сквозь обруч).

В-ль: вот мы и в сказочной стране. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?

Дети: да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)

В-ль: Ребята, сейчас посмотрим, что за задание здесь находится? Но что бы открыть конверт надо отгадать загадку, присаживайтесь и слушайте внимательно (дети присаживаются на стульчики) : У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный. На земле и под водой, Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный. Кто же это?

Дети: Буратино

В-ль: правильно!

1. Задание - «Повтори и расшифруй схему»

Открываем конверт в нем находится изображение Буратино, схема синквейна и фигуры символы.

В-ль: показывает изображение схемы синквейна (и на экране появляется схема синквейна Слайд 2).

В-ль: какая интересная схема похожа на елочку, и нам ее нужно будет повторить и расшифровать, чтобы выполнить это задание (маленькая схема вешается на мольберт).

В-ль: ребята вы знаете, что есть слова-предметы, которые отвечают на вопросы - Кто? Что? Слова, отвечающие на вопрос, Кто? - они живые. В схеме мы будем обозначать их зеленым треугольником с красным сердечком. Слова, отвечающие на вопрос, Что? - не живые, они обозначаются зеленым треугольником.

В-ль: Давайте вспомним про кого мы отгадали загадку. Показываю изображение Буратино.

Дети: Буратино!

В-ль: Какой треугольник нужно положить на первую строчку нашей схемы?

Варя размести нужный треугольник на мольберте. На какой вопрос отвечают живые слова-предметы? А не живые слова - предметы? (ответ ребенка, помощь если потребуется)

В-ль: на второй строке, мы должны поместить картинки – признаки. Это желтые треугольники с точками. Слова признаки отвечают на вопрос - Какой? Какая? Из чего сделан Буратино?

Дети: из дерева.

В-ль: значит он какой? Дети: деревянный.

В-ль: какой Буратино по характеру грустный или веселый? Еще какой Буратино?

Дети: веселый, озорной и т. д

В-ль: Илья на какие вопросы отвечают слова признаки? Ответ ребенка (Какой? Какая) Размести картинки признаки на мольберте. И

назови слова признаки, которые подходят Буратино. (веселый, деревянный, озорной и т. д)

В-ль: на третьей строке мы выложим картинки – действия. Это синие треугольники с ножками. Они отвечают на вопрос - Что делает? Что делает Буратино?

Дети: учится, помогает, любит Папу Карло и т. д.

В-ль: молодцы. Кто хочет выйти и выложить слова действия на мольберте?

Дети: предположительные ответы. Ребенок вывешивает картинки слов действий на мольберте. Проговаривает слова действия.

В-ль: на какой вопрос отвечают слова действия ребята? Дети: что делает?

В-ль: правильно! Ниже, на четвертой строке, нужно составить предложение про Буратино. Используя уже знакомые символы-схемы.

Какие предложения про Буратино можно составить? Кто хочет выйти и составить предложение?

Ребенок выходит к мольберту составляет предложение, опираясь на символы схемы, проговаривает предложение целиком. (например: Буратино проткнул нарисованный очаг. Буратино открыл золотым ключи ком дверь. Буратино нашел золотой ключик и т. д) Если дети затрудняются педагог показывает несколько картинок по сказке.

(Слайд 3)

В-ль: на пятой строке надо разместить картинку – вывод красный треугольник. Кто же такой Буратино?

Дети: мальчик, человечек, сказочный герой и т. д.

В-ль: Миша повесь картинку на нужной строке в нашей схеме. Давайте сейчас попробуем прочитать, что же за интересный рас-

сказ о Буратино у нас получился.

Сначала читает воспитатель и показывает на схеме:

Буратино

Деревянный, веселый

Учится, помогает, любит Папу Карло

Буратино открыл золотым ключиком дверь

Сказочный герой

Кто хочет попробовать прочитать?

 (слайд 4-Буратино)

(ребенок читает по схеме синквейна, при затруднении воспитатель помогает)

В-ль: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Эта схема называется -синквейн. Давайте повторим вместе это необычное слово.

Дети: синквейн.

В-ль: синквейн, это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.

С первым заданием мы справились. А сейчас все вместе наберемся сил и немного отдохнем перед следующим испытанием.

Физкультминутка: «Буратино»

Буратино потянулся, Раз – нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

 Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

В-ль: вот мы немного отдохнули и набрались сил. Последнее испытание осталось. Идем дальше по следам. Вот полянка, и новый конверт с заданием (дети присаживаются на стульчики)

На полянке есть загадки Отгадайте без подсказки Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей! Здесь не простые загадки. А синквейн-загадки!

2 задание: «Отгадай синквейн – загадку» (на слайдах)

Добрый, трудолюбивый.

Заботится, учит, воспитывает.

Смастерил деревянную куклу.

Мастер на все руки.

В-ль: Кто это может быть? (Слайд 5)

Мудрая, старая.

Плавает, ползает, живет в пруду.

Подарила золотой ключик Буратино.

Долгожительница.

В-ль: Кто это может быть? (Слайд 6)

Добрая, умная.

Воспитывает, помогает, заботится.

Любит порядок во всем.

Девочка с голубыми волосами.

В-ль: Кто это может быть? (Слайд 7)

В-ль: молодцы все загадки отгадали. Идем дальше по следам.

Ребята, почему мы вернулись обратно к порталу?

Дети: Мы расколдовали сказочную книгу, путешествие закончилось, мы справились со всеми заданиями и т. д.

В-ль: возвращаемся в библиотеку.

(проходим сквозь портал назад оказываемся в библиотеке слайд 8).

В-ль: вот и завершилось наше путешествие, теперь с книгой все в порядке. Посмотрите на экран. (Слайд 9)

Придумал и написал повесть - сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» автор: Алексей Николаевич Толстой.

Давайте вместе повторим, кто написал эту сказку? Дети: Алексей Николаевич Толстой.

В-ль: кто запомнил, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме?

Дети: синквейн.

В-ль: какие еще задания мы с вами выполняли в нашем сказочном путешествии?

Дети: отгадывали синквейн загадки.

В-ль: ребята, продолжайте любить сказки. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам?

Дети: беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении.

В-ль: ребята на столе лежат разноцветные кружочки и раскраски

по сказке «Буратино». Возьмите раскраску и кружочек: зеленый если вам было легко и все понравилось, желтый если были затруднения и

что-то было непонятно, красный если было очень трудно и ничего не по- нятно.

Занятие окончено, вы все молодцы, отдыхайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи «Путешествие в сказочную страну»

Интегрированное занятие в средней  группе по развитию речи "Путешествие в сказочную страну"...

Конспект НОД в подготовительной группе по правовому воспитанию «Путешествие в сказочную страну Детства»

Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.Задачи:Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.Формировать гражданско-патриотически...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: ««Путешествие в сказочную страну» с применением технологии синквейн.

Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».Задачи:1. Образовательные. - закрепить понятия слова-предметы, слова – признаки предм...

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие к горе Белухе" с применением технологии синквейн в подготовительной группе.

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие к горе Белухе" с применением технологии синквейн в подготовительной группе....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие в сказочную страну» с применением технологии синквейн

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие в сказочную страну» с применением технологии синквейн...

Конспект ООД интегрированного занятия в средней группе по развитию речи «Путешествие в сказочную страну».

Конспект ООД интегрированного занятия в средней группе по развитию речи «Путешествие в сказочную страну»....