Нейробика — как инструмент по развитию речи у детей дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике

Сафиулина Ольга Георгиевна
Уверена, многие слышали или читали, что нервные клетки не восстанавливаются. Но в 1998 году группа американских учёных в ходе экспериментов впервые продемонстрировала, что у взрослых людей могут появляться новые нервные клетки. Было установлено, что причиной уменьшения наших умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток. Они уменьшаются по причине истощения дендритов, отростков нервных клеток, через которые проходят импульсы от одних нейронов к другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrobika.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Нейробика — как инструмент по развитию речи у детей дошкольного возраста

 Если дендриты периодически не стимулировать, то они атрофируются и теряют способность проводить нервные импульсы. Ряд дальнейших экспериментов показал, нейронные сети, имеющиеся внутри взрослого человеческого мозга, способны меняться, хотя ранее считалось, что эта способность исчезает вместе с детством. Находки учёных стали основой для новой теории головного мозга и разработки нейробики. Можно сказать, что нейробика — это зарядка для ума.

Разработчик нейробики — американский учёный, профессор нейробиологии Лоренс Кац — доказал, что при постоянном выполнении одной и той же задачи человеку становится труднее сконцентрироваться на новом материале, деле или проблеме. Однотипные дела приводят к ухудшению памяти и уменьшению концентрации внимания. Связь нейронов ухудшается, а это приводит к снижению умственных способностей. Отличием данной методики от других можно назвать то, что в ней работают все пять чувств человека. Причём функционируют они непривычным для них образом. Это помогает мозгу создавать ассоциативные связи между разными видами информации. Основной принцип нейробики — каждый день привычную рутину разбавлять новыми впечатлениями, задействующими хотя бы один из органов чувств. Также смысл зарядки для ума заключается в выполнении необычным способом обычных действий. Регулярные зарядки помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения. Основная цель применения нейробики с детьми — это активизация развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- Стимулировать речевую активность детей;

- Развивать слухоречевое внимание детей;

- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;

- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)

В своей работе я использую комплекс упражнений по нейробике , которые имеют свою конкретную цель – развивать у ребенка сразу оба полушария мозга и их совместную синхронную работу. Лучше и проще сразу научиться быть полноценным, чем растить инвалида, а потом восстанавливать природный потенциал, утерянный в детстве. При введении нейробики в детском саду педагогу нужно соблюдать некоторые простые правила:

1. Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 7 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность.

2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. В этом возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.

3. Педагогу важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполнения, не перегружая ребенка.
4. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 6 видов заданий, чтобы не утомить детей.

Упражнения и игры можно проводить не только в детском саду, но и в любое другом месте, в том числе и совместно с родителями дома или на прогулке.
К примеру:
- попробовать делать привычные действия не правой рукой, а левой;
- смотреть телевизор без звука и угадывать сказанное;
- чаще менять положение вещей на столе, игрушек на полке;
- выбираем другой маршрут до детского сада.
Это позволит не только открыть интересные стороны привычных вещей, но и поднять настроение как детям, так и взрослым.

Но чтобы научить правильно делать упражнения ребенка и заинтересовать его в их выполнении, придется и самим не отставать от детей в развитии.

Нейробика — упражнения для мозга для детей

1. Упражнение-разминка «Начинаем рисовать»

Обеими руками в воздухе рисуем фигуры, которые проговариваем в стихе.

Мы восьмерки рисовали,
А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.

2. Упражнение-разминка «Начинаем рисовать усложненный вариант»

Начало упражнения такое же, как и в предыдущем, но добавляем фигур:

Мы восьмерки рисовали,
А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.

Треугольники, квадрат,
Несколько кругов подряд,
А еще добавим точки,
Крестики, нули, крючочки,
В воду кисти окунем
и немного отдохнем.

3. Упражнение «Капитан».

Дети его очень любят и делают с удовольствием. Одной рукой отдаем честь, поднося ее ко лбу внутренним ребром ладони, как бы прикрываясь от солнца. Другой рукой показываем «лайк», все пальцы собраны в кулак кроме большого, который оттопырен вертикально вверх. Руку можно держать перед грудью согнутой в локте, но веселее – выпрямить, вытягивая вперед. Меняем руки. Ускоряем темп.

Чтобы малышам было веселее делать это упражнение, можно при его выполнении добавить прочтение стиха:

Я плыву на лодке белой,
По волнам с жемчужной пеной.
Я отважный Капитан,
Мне не страшен ураган.

Делаем упражнение в ритм стихотворения. Заучивание и произношение вслух стихотворения усиливает действие упражнения и дает лучшие результаты в развитии ребенка.

4. Упражнение «Капитан с хлопком».

Выполняется так же как предыдущее, только руки меняются местами через хлопок.

5. Упражнение «Гриб-Полянка».

Одна рука символизирует гриб: располагаем предплечье вертикально вверх, кисть собрана в кулак. Гриб стоит на полянке. Полянку делаем из второй руки горизонтально расположенной под первой выпрямленной ровной ладонью вниз, как за партой. Затем пеняем руки. Увеличиваем темп.

Его так же делаем в ритм стиха:

Под осиной, у ворот
Подосиновик растет.
И горит-горит на нем
Шапка красная огнем.

6. Упражнение «Голуби летели».

Руками делаем волнообразные движения, имитируя движение крыльев птиц. Затем сгибаем руки в локтях, приближая кисти к плечам, касаясь их пальцами. Потом перекрещиваем руки, прикладывая ладони к противоположным плечам. И поднимаем руки вверх. Затем повторяем тоже упражнение, но руки ставим на пояс, потом на бедра.

Голуби летели,
На плечики сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.

Голуби летели,
И на пояс сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.

Голуби летели,
На коленки сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.

7. Упражнение «Зеркальце-Полочка».

Одна рука подносится к лицу ладонью, как зеркало, большой палец оттопырен в сторону, перпендикулярно ладони. Другая рука – полочка, располагается горизонтально ладонью вниз, упираясь средним пальцем в ребро противоположной ладони, которая «зеркальце». Смотрим в «зеркальце», голову держим прямо, не поворачивая. Меняем положение рук местами. Взгляд следит за «зеркальцем».

Покажу я фокус Вам
Я и тут, и я вон там.
мы так похожи.
мы корчим рожи.
Повторяю все движенья,
Это я и отражение.

8. Упражнение «Коза и Заяц»

На одной руке складываем пальцы в «козу». Большой, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони, указательный и мизинец выпрямлены и направлены вверх. Другая рука в знаке «виктория». Указательный и средний пальцы вверх, остальные прижаты к ладони. Попеременно меняем руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

«Развитие мелкой моторики как инструмента формирования связной речи у детей дошкольного возраста»

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, причем характер речевых нарушений имеет комбинированную форму. При общем недоразвитии речи наблюдаются различные речевые расстройст...

Картотека игр с музыкальными инструментами для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкал...

Мастер-класс «Познакомить детей с кинезиологическими упражнения для развития мелкой моторики» в рамках проекта по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Мастер-класс посвящен развитию мелкой моторики, головного мозга и межполушарных связей через кинезиологию.Указаны только некоторые упражнения, которые можно испльзовать в работе с детьми дошкольного в...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ

Особое место в системе дошкольного образования занимает взаимодействие дошкольной организации и семьи, которое обеспечивает повышение педагогических возможностей семьи, оказывает влияние на изменение ...

СТАТЬЯ. «Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В статье рассказывается , что "Говорящая среда" даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную з...

Говорящая среда, как инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Говорящая среда, как инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...