СТАТЬЯ. «Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Кочеткова Наталья Викторовна

В статье рассказывается , что "Говорящая среда" даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_24.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Кочеткова Наталья Викторовна

воспитатель

МБДОУ Детский сад № 3

 «Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возрасте, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи. Она даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость.

Это технология погружения ребенка в образовательную среду, которая  обладает свойствами открытой системы и через которую слышен «голос ребёнка», то есть все получаемые новые знания, впечатления, эмоции и идеи ребята отображают обычно в продуктах детского творчества, как продуктивного, так и словесного, и окружающая дошкольников среда становится развивающей, «Говорящей». 

Говорящая среда в ДОУ является важным фактором положительно влияющим на развитие речи ребёнка, стимулирует речевую активность, познавательные процессы.

В группе появился «Уголок настроения». В уголке настроения встречает детей солнышко и две тучки: одна тучка «радостная», а другая «грустная со слёзками». Приходя утром в детский сад, дети прикрепляют фотографию к определённой тучке. Если у тебя хорошее настроение, то фотографию прикрепляет ребёнок к «радостной тучке», если плохое, то к тучке со слёзками. Цель «Уголка настроения», учить детей определять свое настроение исходя из двух противоположных состояний: «веселое» и «грустное».

В процессе работы с уголком настроения педагог поддерживает детскую инициативу: дети проговаривают свои чувства, поддерживают стремление дать определение своему настроению.

Большой интерес вызвало в группе у детей «Говорящее меню».

Воспитатель группы не только проговаривает с детьми, что сегодня на завтрак, обед или ужин, но еще и показывает, на нем не только можно увидеть сегодняшнее блюдо, но и ингредиенты из которых оно было приготовлено. А мы, педагоги рассказываем интересные факты про то или иное блюдо.

Такой интересный подход позволяет детям по другому взглянуть на привычное блюдо, и незаметно съесть его чуть-чуть больше, ведь не секрет,

что многие дети в обмен на интересную историю, готовы съесть на пару ложек больше.

С целью возрождения семейного чтения в нашей группе оформлен «Экран прочитанных книг».

         К оформлению экрана подошли творчески.

        На экране прочитанных книг еженедельно размещаем изображения рекомендуемых к прочтению книг дома. Все книги, которые рекомендуются, соответствуют программному содержанию дошкольного образования.

        И течение недели и в выходные дни родители знакомят детей с художественными произведениями, после прочтения книг, дети размещают смайлики, рядом с изображением книги. Таким образом мы отслеживаем динамику прочтения книг, и конечно же проводим обсуждение по книгам, задаются вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям данной книги; вопросы, а также побуждающие детей к элементарному обобщению и выводам.

Для того чтобы развивать у детей доброе отношение ко всем окружающим                и окружающему миру, учить анализировать свои поступки, активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату. В группе доброй традицией стали «Звёздочки добрых дел». Разноцветные звёзды размещены в приёмной у каждого ребёнка на шкафчике. Совершая доброе дело или поступок (помощь сверстнику, воспитателю и т.д), на звездочке появляется яркий кружочек. Дети очень заинтересованы и с большим желанием проявляют свою активность.

Список литературы

https://www.youtube.com/watch?v=QO_7m_pV5vk – опыт говорящей среды в ДОУ

https://www.youtube.com/watch?v=FAiQZ8YBXlo – интервью с Ю. В. Илюхиной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника...

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и     воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации...

Статья на тему «Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, форм...

Статья на тему "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Формирование патриотизма и патриотического чувства по приобщению ребёнка к культуре родного города — результат длительного воздействия на человека с раннего возраста. Основным основополагающим ф...

Статья: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"

Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, формой организации жизнедеятельности и основным средством всестороннего развития....

«Проектирование предметно пространственного компонента образовательной среды как ключевой фактор личностного развития детей дошкольного возраста».

Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации личностного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в рамках деятельности инновационной площадки «Теория и практика социа...

статья "Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"

Театрализованная игра - важнейший вид деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста....