Карта обследования
рабочие листы по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Карта помогает специалисту понять над какими вопросами ребёнок испытывает затруднения и скорректировать образовательный маршрут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_ponimaniya_rechi_1.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Ф.И.О. ребенка                                                  Дата рождения                                 

Содержание задания

Используемый речевой и наглядный материал

Обследование понимания номинативной стороны речи

1. Показать называемые предметы

Называются окружающие ребенка предметы

2. Узнавание предметов по описанию: 

«Покажи, чем чистят зубы?»

Ложка,   очки,   ключ,   зубная щетка,   расческа

3. Предъявление «конфликтных» картинок 

(слов с близким фонематическим звучанием)

Ребенка просят показать ворону среди двух картинок

Подбирают соответствующие картинки

Крыша-крыса; дрова-трава; мышка-мишка; суп-зуб; коза-коса

4. Понимание действий, изображенных на картинках. 

Ребенок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед

Подбираются сюжетные картинки, изображающие действия:

девочка ест, шьет, стирает, спит, читает и т. д.

5. Понимание слов, обозначающих признаки:

а) логопед предлагает сравнить предметные картинки и показать:

б) игра «Пирамидка»

Надень красное кольцо, желтое, синее, зеленое и т. д.

в) покажи, где круглый стол, а где прямоугольный; где треугольный флажок, а где прямоугольный

Слова: большой мяч - маленький мячик; сладкий сахар – кислый лимон; широкое полотенце-узкое полотенце; толстая книга-тонкая книга 

 

 

 

Картинки: круглый стол-прямоугольный стол; треугольный флажок-прямоугольный флажок; овальная тарелка-квадратная тарелка

6. Понимание пространственных наречий

Подними руки вверх, отведи в стороны, опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом

Обследование понимания предложений

1. Выполнение действий 

(2-3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности

Даются предложения:

«Закрой, пожалуйста, дверь и включи свет в комнате» «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул»

2. Понимание инверсионных конструкций типа:

а) ребенок должен определить, что сделано раньше

 

б) прочитать предложение и ответить на вопрос:

«Кто приехал?»

Карточка с предложением:

«Маша умылась после того, как сделала зарядку.»

«Петю встретил Миша.»

«Женя потерял мишку, которого взял у Вали.» (Чей был мишка?)

«Лошадь обогнала осла.» (Кто впереди, а кто отстал?)

3. Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящее по смыслу.

Карточка с предложением:

«Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев»

4. Исправить предложение

Карточки с предложением:

«Коза принесла корм девочке»

5. Понимание сравнительных конструкций:

Какое из двух предложений правильное?

Карточки с предложениями:

«Слон больше мухи»

«Муха больше слона»

6. Выбрать правильное предложение

Карточки с предложениями:

«Взошло солнце, потому что стало тепло.»

«Стало тепло, потому что взошло солнце»

7. Закончить предложение

Карточка с незаконченным предложением:

«Перелетные птицы улетают в теплые края,

потому что…»

Обследование понимания грамматических форм

1. Понимание логико-грамматических отношений

Ребенка просят показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла

Предъявляются картинки, изображающие женщину с собакой и собаку; мужчину с мотоциклом и мотоцикл

2. Понимание отношений, выраженных предлогами

(ребенок должен показать соответствующую картинку)

Предъявляются специально подобранные сюжетные картинки:

Птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке

3. Понимание падежных окончаний существительных

Предлагают показать: А) линейку ручкой,

Б) карандашом – ручку; В) карандашом - линейку

Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш

4. Понимание формы единственного и множественного лица существительного 

Ребенок должен показать, на какой картинке нарисован шар (шары)

Подбираются предметные картинки, где изображен один предмет (шар, флажок) и много (шары, флажки)

5. Понимание числа прилагательных

Показать, о какой картинке говорят: зеленый – (что?), зеленые - ?

Предъявляются предметные картинки с изображением одного зеленого флажка и нескольких зеленых флажков

6. Понимание рода прилагательных 

Предлагается закончить фразу, указывая при этом на соответствующую картинку:

«На картинке красное…», «На картинке красная…», «На картинке красный…»

Подбираются предметные картинки

(яблоко, шар, машина)

7. Понимание единственного и множественного числа глаголов

«Я буду говорить о картинке, а ты должен показать ее» («На скамейке сидит…», «На скамейке сидят…»)

Предлагаются две картинки, где одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами

8. Понимание мужского и женского рода глаголов прошедшего времени

Ребенку объясняется, что девочку и мальчика могут звать одинаково (Валя, Женя, Шура)

Покажи, о ком я говорю: «Валя упала. Валя упал»

Специально готовят картинки, где изображено одно и то же действие, выполняемое мальчиком и девочкой

9. Понимание префиксальных изменений глагольных форм 

Ребенок должен показать: где мальчик входит, а где выходит; где девочка наливает воду, а где выливает; какая дверь открыта, а какая закрыта; какая машина нагружена, а какая разгружена

Подбираются сюжетные картинки, где изображены соответствующие действия

10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида

Ребенку предлагается показать, где девочка моет руки, а где вымыла (снимает – снял; льет – разлил)

Выдают пары картинок, где изображены действия совершенные и совершаемые

Девочка обувается – обулась

Мальчик собирает груши – собрал

Мальчик поднимает гирю – поднял гирю

11. Понимание залоговых отношений

Покажи, где мальчик одевается сам, а где мальчика одевает мама (где девочка причесывается, а где девочку причесывают)

Предлагают две картинки, на которых изображено действие, совершаемое самим ребенком (мальчиком, девочкой), и где ребенку оказывают помощь в выполнении этого действия

Описание результатов обследования

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Дата «                »                  20       г.                         

Учитель-логопед                                            Подпись                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом

Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобен для текущего годового обследования. Учтены ...

Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом

Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобна для текущего годового обследования. Учтены ...

Индивидуальная карта обследования речи и интеллекта для детей 5-7 лет с ЗПР

В данной карте можно четко проследить зону актуального развития ребенка с ЗПР 5-7 лет. Также фиксировать информацию два года обучения ребенка, задания подобраны согласно возрастных изменений. ...

Методическая разработка «Карта обследования ребёнка»

Данный документ объединяет выписки специалистов из медицинской карты ребёнка, включить в себя все необходимые данные для диагностики речевого дефекта. Данные «Карты обследования ребёнка» могут бы...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...