Состояние нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Анализ результатов и сравнение данных результатов, в которых сравнивались особенности нравственного воспитания дошкольников с зедержкой психического развития 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие нравственного воспитания: определение

Для того, чтобы рассматривать определение и методы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, необходимо сначала рассмотреть по отдельности три понятия: «нравственность», «воспитание» и само понятие «нравственное воспитание». В таком порядке их и рассмотрим.

Известный нам всем лингвист Сергей Иванович Ожегов в своём словаре писал, что нравственностью является внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [14, с. 423].

Определение нравственности даётся и в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова:

Нравственность – это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. [3, с. 59].

И.Ф. Харламов писал, что нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Развитие нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» [21, с. 343].

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [5, с. 104].

Советский педагог И.С. Марьенко обозначил «нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.» [12, с. 53].

Коджаспирова А.Ю. в своем «Словаре по педагогике» дает следующее толкование данному понятию: «Нравственность - 1. особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличии от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2. система внутренних прав человека, в основе которой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь». [3, с. 156].

С понятием нравственности мы разобрались. Теперь перейдём к понятию «воспитания».

Термин «воспитание» достаточно много формулировок, но мы остановимся лишь на некоторых из них.

Под воспитанием Сергей Иванович Ожегов в своём словаре писал, что воспитание – это навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни (словарь Ожегова) [14, с. 98].

Доктор педагогических наук, а также автор «Педагогика как наука» Павел Иванович Пидкасистый в своём пособии писал о воспитании следующее: Воспитание понимают: в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий [5, с. 4].

Подласый Иван Павлович в своей книге определение воспитанию дал другую формулировку и смысл: воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. [6, с. 247].

В.А. Сухомлинский отмечал, что воспитанием является постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями [19, с. 5].

С двумя терминами мы ознакомились. Теперь мы можем перейти к завершающей, третьей, формулировке «нравственное воспитание».

Когда речь идет о нравственном воспитании ребенка, в обществе это понятие подразумевается как соответствие высоким требованиям культуры в обществе. То есть можно сделать вывод, что нравственное воспитание – часть человеческой культуры.

Обратившись к толковому словарю русского языка Ожегова С. И., Шведовой Н. Ю. и разобрав данное словосочетание, можно прийти к выводу, что нравственное воспитание — это навыки поведения, соответствующие требованиям высокой нравственности, привитые семьёй, дошкольным учреждением, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни [14, c. 98, 423].

Нравственное воспитание обусловлено тем, что ребёнок вырабатывает самые первые нравственные оценки и суждения, он начинает сознавать, что такое нравственная норма, и вырабатывает своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда гарантирует соблюдение её в реальных действиях.

Подведём итог: нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества, конкретного общества. Если говорить более широко, то нравственное воспитание – одна из главнейших сторон многогранного движения развития личности, овладение индивидом нравственных ценностей, формирование им нравственных качеств, возможности ориентироваться на эталон, жить согласованно принципам, общепризнанным меркам и правилам морали, когда взгляды и представления о должном материализуются в реальных поступках и действии. С течением времени ребенок овладевает правилами поведения, взаимоотношений, принятыми в обществе, нормами, присваивает способы, формы взаимодействия, выражения отношения к себе, людям, природе. Результатом нравственного воспитания являются появление, утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у него, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Процесс становления личности, нравственной сферы не ограничен возрастными рамками. Он видоизменяется всю жизнь.

Особенности нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

С учетом темы исследования важно понимать и знать какие дети считаются с задержкой психического развития и в чём их особенность в нравственном воспитании для дальнейшего анализа детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Исследованиями особенностей развития детей с ЗПР проводил ряд отечественных ученых. К данному ряду относят: Г. Е. Сухареву [18], Т.А. Власову [4], В.И. Лубовский [11], М.С. Певзнер [4], Л.В. Кузнецова [8], С.Л. Рубинштейн [17], Е.В. Бочкина [2] и др.

Советский и российский психолог #1048;. Лубовский в своих работах дал определение термину задержка психического развития - данный термин применим к ребенку, который в течение долгого времени находится в социальной депривации или к ребенку, у которого установлена функциональная недостаточность отдела головного мозга или центральной нервной системы [11, c. 156].

Е.В. Бочкина отмечает, что для ребенка с ЗПР помощь специалиста может состоять в том, что специалист помогает ребенку осознать свою способность самостоятельно решить поставленную перед ним задачу [2, c. 5]. В случае ошибки ребенок должен почувствовать, что ему помогут и не дадут ошибиться. Именно благодаря этой помощи ребенку легче выполнять, предлагаемые задания. Он научился быстро решать предложенные задания.

Дети с задержкой психического развития эмоционально неустойчивый, с трудом адаптируются в детской среде. Они сталкиваются с постоянной усталостью и перепадами настроения. [2, c. 5].

M. Вагнерова указывает на частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на недостаточную дифференциацию лиц и вещей, большое количество реакций, направленных против воли родителей, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений [6].

У детей с таким диагнозом, как ЗПР, присутствуют проблемы в формировании нравственно-этической сферы. У таких детей нарушен эмоциональный контакт с родителями и сверстниками, о собственных чувствах не сообщают, либо могут проявлять это в неречевой форме (например, тактильный контакт и др.) [6].

Дети с задержкой психического развития, как правило, прибегают к более доступным, то есть девиантным формам поведения (бродяжничество, воровство, обман). По этой причине они стремятся подчиняться влиянию взрослых правонарушителей. По этой причине такое поведение будет негативно влиять на формирование положительных сторон личности, на развитие собственного «Я» ребенка и нравственного идеала, а также нравственных чувств.

Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях. Исследователи отмечают, что у детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер. Но даже использование усвоенных моральных норм зависит от ситуации и от личного опыта. Эти недостатки затрудняют социальную адаптацию, взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

При любом направлении работы с детьми, имеющими задержку психического развития, не стоит забывать, что это затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для развития всех сфер личности, в том числе и нравственной сферы, и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Анализ образовательных технологий по коррекционной работе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Для того, чтобы провести анализ образовательных технологий по коррекционной работе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, необходимо разобраться в двух моментах: что такое «образовательные технологии» и какие они существуют. Начнём последовательно.

Г.О.М. Лейт писал, что образовательная технология - это систематическое применение научных знаний об условиях преподавания и обучения для повышения эффективности преподавания и обучения (Лейт, 1967)".

Шив К. Митра утверждал, что образовательную технологию можно представить как науку о приемах и методах, с помощью которых можно реализовать цели образования (Mitra, 1968:4)".

Также определение образовательным технологиям дал шотландский совет по образовательным технологиям: "Образовательные технологии - это систематический подход к разработке и оценке методов и методик обучения и преподавания, а также к применению и использованию средств массовой информации и современных знаний о методах коммуникации в образовании, как формальном, так и неформальном". [20]

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учётом взаимодействия технических и человеческих ресурсов. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым. [3, с. 128].

Образовательные технологии занимаются разработкой, применением и оценкой систем, методов и средств для улучшения процесса обучения человека. Она представляет собой науку о технике, методах и средствах, с помощью которых можно реализовать цели образования. "Образовательные технологии" можно определить как систематическое применение научных знаний для решения практических задач в области образования.

Образовательные технологии оказывают ценную помощь в общем процессе преподавания и обучения для достижения наилучших результатов экономичным способом с использованием имеющихся человеческих и нечеловеческих ресурсов. [20]

Современные образовательные технологии в ДОУ по ФГОС:

  • здоровьесберегающие технологии
  • коррекционные технологии
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии
  • личностно-ориентированные технологии
  • технология портфолио дошкольника
  • технология портфолио воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ»

Далее мы рассмотрим характерные особенности и порядок реализации вышеперечисленных образовательных технологий, чтобы определить какие из них подходят для коррекции нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

1. Здоровьесберегающие технологии

Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

2. Коррекционные технологии

Цель: исправление поведения детей, стимулирование развития эмоционально-волевой сферы, психологической гимнастики.

Спортивно-оздоровительная работа ведется по обучению воспитанников правильному дыханию, профилактике плоскостопия и сколиоза, частых простудных заболеваний. Для этого используются: комплексы дыхательных упражнений и дополнительную атрибутику, обеспечивающую интеграцию образовательных областей и положительный эмоциональный настрой детей. Совместно с медсестрой проводятся сеансы постепенного закаливания детей, просветительская работа с родителями. Упражнения на сохранение осанки и профилактику плоскостопия внедряются в режимные моменты, дополняются использованием массажных ковриков, дорожек здоровья и специальных тренажеров. Передовые ДОУ применяют методику игрового стретчинга, которая эффективно активизирует защитные функции детского организма, способствует психоэнергетической саморегуляции, растяжке суставно-связочного аппарата и мышц, что гарантирует общее оздоровительное воздействие.

3. Технологии проектной деятельности

Цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Детские проекты в ДОУ бывают разными:

  • повествовательные — дети транслируют эмоции и впечатления в форме рассказа, музицирования, изобразительного искусства;
  • игровые — театрализация, групповые развлечения, народные танцы и игры;
  • конструктивные — представляют собой создание общественно полезных вещей, например, уход за клумбами, пошив одежды для кукол, обустройство скворечников;
  • экскурсионные — знакомство с окружающим миром и природой.

Детские проекты делятся на

  • приключенческие
  • творческие
  • исследовательские
  • информационные
  • практические

Их реализуют самостоятельно, совместно с воспитателем или членами семьи, в рамках группы или ДОУ. Сроки реализации проектов зависят от их типов (краткосрочные, средней длительности или долгосрочные).

4. Технология исследовательской деятельности

Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. При организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия

Наиболее популярными формами работы являются:

  • Экспериментирование — дошкольники знакомятся с веществами и их состояниями, практикуют изменение условий жизни растений, оценивают свойства минералов, почвы, воды и воздуха.
  • Коллекционирование — учатся классифицировать профессии, виды животных, рыб, птиц и растений, архитектурные строения, наземный и морской транспорт.
  • Путешествие — малыши знакомятся с принципом использования карты, сторонами света, понятием времени, будущего, прошлого и настоящего.

5. Информационно-коммуникационные технологии

Цель: развитие способов работы с информацией разных видов и на разных носителях для осуществления самостоятельной познавательной деятельности.

Необходимость преобразование учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями времени и общественными ожиданиями обусловило масштабный процесс информатизации образования посредством внедрения ИКТ, что обусловило:

  • обеспечение свободного доступа учащихся к источникам информации (содержание которых не противоречит правовым и общественным нормам);
  • формирование информационной поддержки образовательной среды;
  • внедрение современных систем управления процессом школьного обучения (ведение электронных журналов, поддержание обратной связи с родителями школьников);
  • качественное изменение структуры уроков, гарантирующее повышение показателей эффективности усвоения знаний;
  • глубокую индивидуализацию и дифференциацию обучения (в т.ч. и благодаря разработке индивидуальных учебных планов). Широкое использование средств ИКТ позволило повсеместно облегчить профессиональную деятельность учителей: подготовку к занятиям, изготовление наглядного и дидактического материала; обеспечило возможность наглядно продемонстрировать отдельные процессы или моделировать учебные ситуации с эффектом «полного погружения» (за счет комплексного использования визуальной составляющей и звука).

6. Личностно - ориентированная технология

Цель: обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов; отвечает требованиям содержания новых образовательных программ.

Индивидуализация образования выделяет несколько вспомогательных технологий:

  • гуманистические — имеют психологическую и терапевтическую направленность, благодаря которой дети со слабым здоровьем успешно адаптируются в детсадовской среде. Ее реализуют с помощью комнат психологической разгрузки, в спортивном и музыкальном зале, помещении продуктивной деятельности, в котором дети по самостоятельно и добровольно выбирают себе занятие.
  • сотруднические — демократичный подход, согласно которому дети и педагоги взаимодействуют на равных или в качестве партнеров, вместе выбирают направления для творчества. Подобный концепт доминирует в современных образовательных программах, согласно которым воспитатели создают дифференцированные задания в условиях индивидуализированного обучения, определяет темпы развития.

Личностно-ориентированный подход контрастирует с классическим авторитарным, формируя благоприятные условия для развития и творчества.

7. Технология портфолио дошкольника

Цель: накопление личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни для осознания и оценки результатов своей деятельности, для осознания собственной субъективной позиции.

Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени);
  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ);
  • рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника

Предлагается несколько вариантов структуры портфолио (Л.И.Адаменко В.Дмитриева, Е.Егорова): [2]

  • «Дошкольник хороший» — в нем перечисляются личностные характеристики воспитанника, отзывы воспитателей о нем и сочинение от родителей, характеристики от друзей и психолого-педагогическая характеристика, благодарственные листы ребенку за его поступки.
  • «Дошкольник умелый» — результаты анкетирования родителей, сведения о навыках и умениях дошкольника, отзывы воспитателей о нем, в том числе руководителей секций и кружков, которые посещал ребенок, оценка познавательной активности.
  • «Дошкольник успешный» — подшиваются творческие работы, сертификаты, грамоты, похвальные листы малыша, отзывы родителей.
  • «Говорят родители» — сведения о малыше, его особенностях и достижениях, которые отмечают родители.
  • «Говорят воспитатели» — педагоги, наблюдая за деятельностью, коммуникабельностью, социальным взаимодействием и использованием различной информации дошкольником, делают собственные заключения, которые вносят в этот информационный блок.
  • «Дошкольник говорит о себе» — малыш демонстрирует свои грамоты, награды, поделки и рисунки, рассказы о своих друзьях и себе.
  • Согласно предложению Л.Орловой, портфолио воспитанника ДОУ должно быть менее формальным и более знаковым для малыша и его семьи, потому в момент начала заполнения альбома можно приложить изображение ступни или ладошки ребенка, чтобы сравнить со ступней и ладонью на момент выпуска.

Структура портфолио включает шесть разделов:

  • «Знакомство» — снимки ребенка, сделанные в разные годы, основная информация о дате и месте рождения, знаменитых тезках, значении имени малыша, традиции празднования его дня рождения.
  • «Я расту» — отражает динамику роста и приобретения полезных умений и навыков.
  • «Моя семья» — информация о главных членах семьи (возраст, профессия, хобби).
  • «Помогаю, чем могу» — описание или фотоснимки малыша за домашней работой.
  • «Окружающий мир» — отчеты о познавательных прогулках или экскурсиях малыша.
  • «Вдохновение природой» — творческие работы с использованием бросового или природного материала, фотографии с культурно-массовых мероприятий, видеозаписи).

Имея портфолио ребенка, воспитателю проще разработать к нему индивидуальный подход, а при выпуске, этот альбом может стать приятным подарком для малыша и его родителей.

8. Технология портфолио педагога

Цель: учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Портфолио воспитателя содержит пять основных информационных блоков:

  • Общая информация — в нем содержатся основные биографические сведения, информация об образовании, стаже, квалификации педагога, прилагаются дипломы, копии документов о присуждении степеней и званий.
  • Итоги профессиональной деятельности — отражает динамику ведения учебно-воспитательной работы воспитателя и может включать документы, подтверждающие степень освоения детьми программы, приобретенные умения и навыки, результаты учебной деятельности выпускников ДОУ в первом классе.
  • Научно-методическая работа — содержит документы, подтверждающие профессионализм воспитателя (перечень используемых образовательных технологий по ФГОС в детском саду, работа в методической или творческой группе, участие в конкурсах педагогического мастерства, мастер-классах, конференциях), в том числе авторские методические наработки и программы.
  • Предметно-развивающая среда — фотографии и макеты организации предметно-развивающей среды в помещении группы и на площадке.
  • Взаимодействие с родителями — планы и отчеты о результатах работы с членами семей воспитанников.

9. Игровая технология

Цель: строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Игровые технологии развивают у дошкольников креативность и воображение, наблюдательность и внимательность, стимулирует стремление узнать новое, дает базовые представления об окружающем мире, способствует гармоничному развитию логического мышления и эмоционально-образного восприятия. Они предполагают системную работу с нарастающей сложностью, которая проходит в атмосфере свободы и творчества.

В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

10. Технология «ТРИЗ»

Цель: формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз – творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

  • Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
  • Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
  • Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

В ходе реализации ТРИЗ дети должны ощущать положительные эмоции от творческих открытий. Материал должен подаваться в простой и доступной для детей форме, чтобы, столкнувшись с противоречиями или затруднениями, дошкольники стремились найти правильный ответ, задействуя при этом все возможные ресурсы. [2]

После ознакомления с образовательными технологиями можно переходить к этапу, где нужно определить какие из них подходят для коррекции нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и почему.

Начнём по порядку:

1. Технологии проектной деятельности

Данная технология подходит для коррекции нравственного воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как в ней целью является развитие и обогащение социально-личностного опыта путём включения детей в сферу межличностного взаимодействия, что помогает им в социуме проявлять свои нравственные качества, показывать свой внутренний мир и делать из них выводы.

2. Технология исследовательской деятельности

Данная технология подходит для коррекции нравственного воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как в ней целью является стимулирование мыслительных процессов и приобретения детьми основных компетенций. Это означает, что благодаря творческим проектам дети смогут решить свою ту или иную ситуацию, проводя эксперименты, наблюдения, беседы, игры и пр. для анализа своей ситуации, что положительно скажется во время коррекции нравственного воспитания дошкольников с ЗПР.

3. Личностно - ориентированная технология

Данная технология подходит для коррекции нравственного воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как в ней целью является обеспечение комфортных условий в социуме, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Работая над проектами, данная технология поможет дошкольникам с ЗПР осваивать принципы эффективного взаимодействия со взрослыми и одногодками, обогащая собственный социальный опыт, что благоприятно скажется на их нравственном воспитании.

4. Технология портфолио дошкольника

Данная технология подходит для коррекции нравственного воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как в ней целью является собирают ключевые достижения ребенка во всех видах активности, чтобы дети могли вновь пережить ситуации успеха для осознания и оценки результатов своей деятельности. С помощью данной техники коррекция нравственного воспитания сможет помочь ребёнку и изменить его взгляд на моральные устои.

5. Игровая технология

Данная технология подходит для коррекции нравственного воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как в ней целью является дать базовые представления об окружающем мире, способствует гармоничному развитию логического мышления и эмоционально-образного восприятия. Игра помогает развивать наблюдательность и внимательность, креативность и воображение. Благодаря игровой технологии дети могут взаимодействовать друг с другом, проигрывать разные ситуации, связанные с нравственностью, что далее положительно скажется на их моральных качествах.

6. Технология «ТРИЗ»

Данная технология подходит для коррекции нравственного воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как в ней целью является развивать системность и гибкость мышления у детей, побуждать их к творчеству и креативному мышлению Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз – творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Технология «ТРИЗ» отлично подойдёт для коррекции нравственного воспитания, так поможет дошкольникам мыслить более широко за счёт развития гибкости мышления.

Подведя итог, можно сделать следующие выводы:

а) нравственное воспитание — это поведенческий навык, отвечающий требованиям высокой нравственности, пронизывающий семью, школу, окружающую среду и проявляющийся в общественной жизни.

б) механизм нравственного воспитания состоит из: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Выделяют следующие компоненты нравственного воспитания: 1) когнитивно-познавательный, 2) эмоцонально-мотивационный, 3) поведенческий (действенно-волевой).

в) дети с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста отличаются особенностями: нарушение развития высших психических функций. У них трудности в воспроизведении образов, восприятия представлений, нарушен эмоциональный контакт с родителями и сверстниками. Также они с трудом адаптируются в детском коллективе, и они постоянно сталкиваются с повышенной утомляемостью и колебаниями настроения. Эти особенности объясняют сложности формирования полноценного нравственного воспитания.

г) анализ образовательных технологий в области нравственного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования методик формирования и воспитания устойчивых нравственных качеств у детей с задержкой психического развития на этапе их воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, необходима целенаправленная, коррекционная работа по специально созданной, разработанной программе.

Литература

  1. Адаменко Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008, №1, стр. 18-22
  2. Бочкина Е.В., Дороничева М.М., Шатилова Н.Н., Плохих Д.А. Разновидности коморбидных нарушений у детей с ЗПР // Психология Психотехника. - 2022. - № 4. - С. 1 - 13. DOI:
  3. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. –– Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
  4. Власова Т.А., Певзнер М.С., Дети с временной задержкой психического развития. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М., Просвещение, 1967
  5. Григорович Л. А. Педагогика и психология. - М., 2001
  6. Деревянкина, Н. А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие /Н. А. Деревянкина. – Ярославль., 2003
  7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш., сред. пед. учеб. заведений — М.: Академия, 2001. — 176 с.
  8. Кузнецова Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
  9. Лихачев Б.Т. Педагогика. М, 1992 463 с.
  10. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика: методика и организация коммунист. воспитания в детском саду: учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983 287 с.
  11. Лубовский В.И. Обучение детей с задержкой психического развития. - Смоленск.: 1994. - 276 с.
  12. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника — М.: Педагогика, 1985. — 103 с.
  13. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольника. М., Педагогика, 2006 194 с.
  14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений – М.: А-ТЕМП, 2004. — 944 с.
  15. Пидкасистый П. И. Педагогика как наука: уч. пособие для студ. пед. вузов, колледжей — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 56 с.
  16. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: уч. пособие для вузов — М.: Владос — пресс, 2004. — 365 с.
  17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2002.
  18. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста Т. II. – М: Медицина. – 1959. – 406 с.
  19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Академия, 2014. 362 с.
  20. ТЕКСТ НАУЧНОЙ РАБОТЫ на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ» Ван Мао студент Научный руководитель: Жаманов А.Б. Институт социально-гуманитарного образования «Московский педагогический государственный университет» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
  21. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Сценарий литературной гостиной для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и их родителей «Нравственное воспитание при помощи русских народных сказок»

Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка; развитие совместного творчества родителей и детей; развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, обсуждать с ним предстоящую...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»

В ходе занятия дети побывали в волшебной стране "Доброта", где помогли доброй фее, зайчику и ёжику и расколдовали злого волшебника, после чего он стал добрый как и дети нашей группы....