Описание практики "Применение песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Описание практики для участия в Фестивале инклюзивных практик.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Описание практики
- Муниципальное образование: город Канск Красноярского края
- Полное наименование образовательной организации (согласно Уставу): Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»
- Краткое наименование образовательной организации (согласно Уставу): МБДОУ № 46
- Автор: Шорохова Юлия Рафаэльевна, педагог-психолог
- Описание практики:
5.1. Название практики:
Применение песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.
5.2. Краткое описание практики:
Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая улучшает работу мозга, все психические и физические процессы. Посредством этого метода можно решать ряд проблем, возникающих у детей с ограниченными возможностями здоровья, такие как развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Песочная терапия позволяет успешно работать с гиперактивными, агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми, с детьми, испытывающими трудности принятия своих чувств. Я обратила внимание, что в процессе изучения окружающего мира игры с песком помогают детям лучше запомнить необходимую информацию, так как у них есть возможность не только посмотреть или послушать что-то новое, но и поучаствовать в процессе самим. В своей работе я опираюсь на книгу Грабенко Т.М. и Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. «Чудеса на песке». В частности, использую блок игр для развития мелкой моторики и познавательные игры на песке, которые и помогают устранить пробелы в познавательной сфере у детей с ограниченными возможностями здоровья.
5.3. Сфера применения:
Данная практика применяется в рамках индивидуальной или подгрупповой (2-4 человека) работы педагогом-психологом и воспитателями с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми, показавшими низкий уровень диагностики познавательной сферы, с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми. Возраст детей - 4-7 лет.
5.4. Опишите проблему, на решение которой направлена данная технология:
Детям с ОВЗ свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие жизненные ситуации. Содержание развивающей и коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям, на мой взгляд, является песочная терапия. Применение песочной терапии помогает мне создать условия психологического комфорта для каждого ребенка, что является немаловажным в развитии и обучении детей с ОВЗ. Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок сам становится непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества — именно так действует песочная терапия на детей. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, а познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, развивают творчество и фантазию. Но главное - ребенок получает первый опыт самоанализа и учится понимать себя и других. Как показала практика, использование песочной терапии дает положительные результаты - у детей значительно возрастает интерес к занятиям, дети чувствуют себя более успешными; возрастает познавательная, речевая активность; нормализуется эмоциональный фон и поведенческие нарушения неврологического характера, что в свою очередь открывает новые перспективы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
5.5. Опишите целевую группу, для которой применяется данная практика:
Целевая группа:
- Дети 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья такими, как тяжелое нарушение речи, задержка психического развития, легкая умственная отсталость.
- Дети без заключений психолого-медико-педагогической комиссии, но по результатам диагностики, показавшие низкий уровень развития познавательной сферы.
- Гиперактивные, тревожные, агрессивные дети.
- Родители.
- Воспитатели
5.6. Опишите, какие педагогические ценности лежат в основе данной практики:
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, возникают трудности в подборе методов и приемов решения поставленных задач по развитию познавательных процессов, регуляторного компонента деятельности, коммуникативных навыков и закономерно возникает необходимость в поиске таких форм работы, которые решали бы поставленные задачи. У детей проявляется недостаточная сформированность психических предпосылок к освоению основной образовательной программы.
Основной особенностью психологического развития детей данной категории является низкий уровень развития восприятия. А восприятие – это основополагающий процесс для развития познавательной активности, полноценного интеллектуального развития ребенка. Опираясь на приёмы работы с песком, я имею возможность превратить традиционную методику для детей старшего дошкольного возраста в более интересную, увлекательную и продуктивную форму. Предлагаемая методика песочной терапии может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Изучив методику работы с песком, предложенную Т.Д.Зинкевич - Евстегнеевой, и проанализировав свой опыт, я пришла к выводу, что данный метод рекомендован также для гиперактивных детей - так как песок уравновешивает, для тревожных детей - песок успокаивает, расслабляет, для агрессивных детей - песок снимает напряжение. А также для решения ежедневно возникающих задач, таких как сложное расставание детей в период адаптации к детскому саду, снятие эмоционального напряжения в конфликтной ситуации между детьми или поведенческой реакции ребенка с особенностями развития на требование воспитателя или на ситуацию.
5.7. Кто реализует данную практику:
Данную практику реализуют педагог-психолог и воспитатели групп.
5.8. Степень участия обучающихся и категория обучающихся, участвующих в практике:
В практике участвуют дети 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья, имеющие заключение ПМПК; дети 4-7 лет, подходящие под одну из категорий: тревожные, гиперактивные, агрессивные (не обязательно имеющие заключение ПМПК); дети 4-7 лет, показавшие низкий уровень диагностики познавательной сферы. С детьми, имеющими заключения ПМПК, проводит занятия педагог-психолог 2 раза в неделю (с каждым ребенком). Помимо занятий с психологом, дети с заключениями ПМПК индивидуально занимаются в группе с воспитателем. Дети других категорий: тревожные, гиперактивные, агрессивные, показавшие низкий уровень диагностики познавательной сферы и не имеющие заключений ПМПК занимаются с воспитателем на группе (индивидуально или в малых группах) и с психологом с согласия родителей (законных представителей).
5.9. Степень вовлечения родителей:
Для родителей проводятся индивидуальные консультации, мастер-классы по применению песочной терапии для развития познавательной сферы.
5.10. Этапы и содержание профессиональных действий при реализации практики:
1. Анализ квалификации специалистов, комплектации развивающей предметно-пространственной среды, образовательных программ и технологий, по которым работает дошкольное учреждение на соответствие их поставленным целям.
2. Обсуждение руководителя целей и задач реализуемой практики с воспитателями, членами психолого-педагогического консилиума.
3. Знакомство с семьями и детьми с ОВЗ (с новыми заключениями на начало учебного года).
4. Первичная диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья в начале учебного года и детей от 4 до 7 лет на уровень развития познавательной сферы.
5. Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с ограниченными возможностями и каждого ребенка, показавшего низкий уровень диагностики познавательной сферы, включающего блок песочной терапии.
6. Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и методическое обеспечение образовательного процесса.
7. Повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов.
8. Выстраивание партнерских взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса.
9. Организация сетевого взаимодействия с организациями-партнерами (Центр Диагностики и Консультирования г. Канска, краевой филиал Центра Диагностики и Консультирования на базе детского дома им. Гагарина г. Канска, детские сады г. Канска в рамках городских методических объединений педагогов-психологов).
5.11. Какое время необходимо на реализацию всей практики и каждого этапа:
Представленная практика реализуется в течение всего учебного года поэтапно:
1, 2, 6, 7, 8 этапы - предварительная работа, которая велась в течение 6 месяцев (в частности повышение квалификации педагогов).
3, 4, 5 этапы - в течение месяца (сентябрь).
9 этап – в течение учебного года.
5.12. Какие условия необходимы для реализации данной практики:
1. Готовность и участие в практике всех участников (руководитель дошкольной организации, воспитатели, педагог-психолог, родители);
2. Достаточный уровень подготовки участников практики (прохождение курсов повышения квалификации и регулярное изучение методической литературы педагогами дошкольной организации, мастер-классы и консультации для родителей);
3. организация развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающей всем детям, в том числе с ОВЗ, доступ к развитию их возможностей;
4. методически грамотное оформление процесса реализации практики (ведение документации).
5.13. Опишите, какие средства используются при осуществлении данной практики:
- книга Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке»);
- песочница;
- кварцевый и кинетический песок;
- наборы небольших предметов (человечки, животные, растения, транспорт, домики, камешки, шарики, игрушки из киндер-сюрпризов);
- наборы счетных палочек, геометрических фигур, цифр и букв, лопатки, формочки для песка.
5.14. Опишите на какие результаты направлена данная практика, какими инструментами и методами она оценивается:
Ожидаемые результаты реализации практики:
- Сформированность у ребёнка игровых навыков, соответствующих возрасту, умение «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать композиции на песке.
- Совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
- Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов.
- Совершенствование навыков коммуникации.
- Развитие высших психических функций (память, внимание, мышление).
- Стабилизирование эмоционального состояния.
Результат оценивается с помощью диагностики - промежуточной с целью коррекции индивидуального образовательного маршрута ребенка и итоговой в конце учебного года.
5.15. Перспективы развития практики:
Сегодня игра с песком или песочная терапия становится все более популярной в психологической , психотерапевтической и педагогической практике. В песочных играх есть мощный ресурс для развивающей и образовательной работы. Песочные игры помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестические ощущения, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти. Происходящие изменения в дошкольном образовании побуждают педагогов к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми. Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка, поэтому способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти, творческих способностей детей. Дети очень любят играть с песком и водой. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравнится с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка, который с помощью органов чувств воспринимает свойства объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение.
5.16. Какие профессиональные качества необходимы педагогу для реализации данной практики:
- знать теоретические основы метода песочной терапии, владеть практическими технологиями использования педагогической песочницы, использовать творческий подход к проведению занятий в песочнице;
- уметь сопровождать и поддерживать ребенка, направляя в процессе его деятельности, позволяя ему самостоятельно сделать свои выводы, принимать и уважать точку зрения ребенка, не навязывая при этом ребенку своего собственного мнения;
- иметь способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, проявлять компетентность в обобщении и распространении педагогического опыта;
- уметь найти подход к детям, родителям, коллегам;
- быть творческим человеком.
- Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации:
https://doy46.kansk24.ru/index.php/2014-11-07-03-32-57/dostupnaya-sreda
7. Практика представлена в 2019 г. на XIII педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт — основа системных изменений».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к...
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье даны рекомендации для родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных психических процессов...
Арт-терапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных м...
Описание опыта "Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья" (конференция)
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может рассказать о своих переживаниях и страхах, а поскольку игра с песком происходит в конт...
Мастер класс: «Использование приемов песочной терапии, как средство развития познавательных функция у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Существуют различные приёмы коррекционной работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним из приёмов является работа с песком - песочная терапия....
Особенности развития познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья
Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о то...