«Работа с бумагой как средство развитие моторной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья на тему
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_tatya_ruchnoy_trud_iz_bumagi_kak_sredstvo_razvitie_melkoy_motoriki.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Шалковская Е.Л., воспитатель
КГУ «Центр социального обслуживания
«Нұрлы жүрек» акимата г. Астаны
«Работа с бумагой как средство развитие моторной сферы
у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Одним из средств по преодолению недостатков развития, является ручной труд из бумаги, оптимально сочетающий в себе лечебный и развивающий эффект. Занятия ручным трудом создают основу для полноценного общения детей между собой и со взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное настроение и положительные эмоции. А бумага является замечательным и доступным материалом для детского творчества, детей легко заинтересовать экспериментами с ней.
Мои воспитанники относятся к особой категории, это дети с тяжелой степенью умственной отсталости, они страдают моторной неловкостью, неустойчивой координацией движений, не проявляют желание активно действовать с предметами и игрушками. Им требуется длительная коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук. Движения рук бывают не согласованными, дети не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу, что ведёт к несформированности ручных умений.
Первоочередная моя задача – познакомить детей со свойствами и видами бумаги, научить детей с удовольствием работать с ней.
Поддержать интерес к занятиям с использованием бумаги мне помогают: игры-упражнения «Угадай-ка на ощупь», «Тонет- не тонет», «Веселые полоски», «Что шуршит?»; опыты с бумагой (складывается, рвётся, мнётся, сгибается, склеивается, режется ножницами, намокает, впитывает масло, издает звук, горит, летает). С этой целью мною изготовлено дидактическое пособие «Виды бумаги».
При подготовке к занятиям я обязательно использую индивидуально- дифференцированный подход к каждому ребенку.
При организации занятий я выделяю такие условия:
- поделка должна быть интересна детям, понятна и доступна в изготовлении;
-обязательная положительная оценка поделки;
- игрушка, сделанная ребёнком, должна стать его собственностью, чтобы он мог распоряжаться по своему усмотрению.
Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами, даже смять, сложить, разорвать обычный лист бумаги им порой очень сложно. В процессе работы я использую наблюдение детей за изготовлением поделок, которые создаются педагогом на глазах, совместные действия ребенка с ребенком, группы детей, ребенка и взрослого, физкультминутки по содержанию соответствующие лексической теме, многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым. Методы обучения подбираю адекватные уровню ребенка –по показу, по образцу, по словесной инструкции. Это позволяет индивидуализировать процесс обучения, сделать работу менее утомительной и продуктивной.
Чтобы детям всегда было интересно и занимательно на занятиях создаю игровые ситуации, сюрпризные моменты, направленные на решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев, обыгрываю с детьми готовые поделки. Также использую спокойную музыку, хаготерапию.
Занимаясь с бумагой, дети развивают память, внимание, воображение, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, обогащают словарь и самое главное руки ребёнка становятся более ловкими, согласованными. Однако происходит это не само по себе, а при многократном и систематическом повторении.
Другой важной составляющей моей работы является создание соответствующей поставленным задачам предметно - развивающей среды. В группе создан «уголок ручного труда», где имеется цветная бумага, разная по фактуре, геометрические фигуры, трафареты по лексическим темам, образцы игрушек, оборудование для экспериментирования с бумагой. Кроме этого, в среде присутствуют дидактические игры «Угадай-ка», «Что не так?», «Чего не хватает?», дидактическое пособие «Виды бумаги», таблицы с алгоритмом работы с бумагой. Оформляются и постоянно обновляются выставки детских работ. Сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками!
В процессе своей работы я еще больше утвердилась в понимании того, что ручной труд оказывает большое значение для развития ребёнка. У детей формируются трудовые умения и навыки, развивается мелкая моторика, психические процессы: внимание, мышление, воображение, восприятие.
Создание поделок из бумаги даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, что является очень важным для детей с умственной отсталостью. И пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение. А самое главное, что у моих детей появилась уверенность в своих силах, они верят в успех, им нравиться заниматься и играть с бумагой.
Список используемой литературы
- Е.А. Екжанова., Е.А. Стребелева., Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2005.
- Л.В. Куцакова « Конструирование и ручной труд в детском саду».
- В.М. Кошелев « Художественный и ручной труд в детском саду», М., Просвещение, 2002г. Книга для воспитателей детского сада и родителей.
- И.В. Новикова « Конструирование из бумаги в детском саду». Издательство: Академия Развития, 2008г.
- О.А. Сафонова « Конструирование из бумаги» - Нижний Новгород-1994. Книга для студентов, педучилищ, пединститутов, практических работников дошкольных учреждений.
- Богатеева « Чудесные поделки из бумаги». М., Просвещение, 1992.
- Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью”.
Дефектология №3 -2013 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция личностной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства.
В последние годы проблеме коррекции отклоняющегося развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства уделяется большое внимание. Изобразительная д...
"Работа с бумагой как средство воспитания эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом."
В статье представленны рекомендации по работе с бумагой как средством воспитания эмоциональной отзывчивости у детей с аутизмом....
Работа с бумагой, как средство развития мелкой моторики у детей.
Работа с бумагой - оригами....
Коррекция личностной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства.
Большую роль изобразительное искусство может сыграть в воспитании личности ребенка с проблемами в развитии. Изодеятельность для детей- знакомое, доступное действие. Поэтому на его основе можно сформир...
Работа с бумагой как средство воспитание эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом.
Работа с бумагой как средство воспитание эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом....
Применение нетрадиционных техник работы с бумагой как средство развития творческих способностей детей
Используемые приемы и техники: Аппликация- это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке.Обрывная аппликац...
Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"
Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...