Звуки А-У
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Титова Анастасия Николаевна

конспект по обучению грамоте в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a-u.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки  «А», «У»

Цель: Создание условий для формирование представлений о гласных звуках  А, У Задачи:

Коррекционно- обучающие:

- Познакомить с артикуляционным аппаратом

- Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «А», «У»..

- Учить выделять звуки  «У», «А»  из ряда гласных.

- Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно- развивающие:

- Развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

- Развивать интонационную выразительность речи

Коррекционно- воспитательные:

- Воспитывать мотивацию к обучению

Интеграция: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие

Здоровьесбережение: Пальчиковая гимнастика,физминутка

Методы и приемы:

Практические: физкультминутка, пальчиковые игры

Наглядные: рассматривание картинок,

 Словесные: беседа,  вопросы , уточнения

Оборудование:

Сюжетные картинки «Заблудились в лесу», «Мама укачивает малыша»; символы (карточки) звуков  «У», «А»; красный круг, карточки с буквами  «У», «А» (из азбуки); палочки; рабочая  тетрадь; цветные карандаши; мяч.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет слово на звук «А».

– Сядете тот, кто назовет слово на звук «У».

1. – Молодцы. Сегодня на занятии мы вспомним звуки и буквы «А», «У».

2. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин.                      Разламывают воображаемый апельсин.

Много нас,                                         Показывают 10 пальцев.

А он один.                                       Показывают один палец.

Эта долька – для ежа.                            Загибают по одному пальчику,

Эта долька – для стрижа.            начиная с большого на левой руке.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.                    Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас – беда!!!            Сжимают кулаки и прижимают к груди.

Разбегайтесь – кто куда!              «Бегут»  пальцами по столу.

II. Основная часть.

3Игра «Эхо»

– Ребята, отгадайте,  какие звуки я хочу произнести. (Логопед беззвучно произносит поочередно звуки «А», «У».

– Я приготовила для вас задание. Послушайте и назовите первый звук в словах:

ухо              аист          улитка       арбуз          аист          улица

арка           Утро                   утюг          антенна     умывальник                  астра

– Какие это звуки? Это гласные звуки, их можно петь и мы во рту, когда их произносим не чувствуем преграды.

Угадываение звуков по беззвучной артикуляции.

-А сейчас я выключу свой голос, а вы постарайтесь определить, какой звук я хотела произнести. Если вы не знаете такого звука, то нужно нахмуриться, если знаете произнести его.

4. Игра «Что лишне?»

– Назовите лишнее слово, то, которое не начинается на звук «А»:

Апельсин, ананас, овощ, арбуз.

Арка, обруч, астра, антенна.

5. Чтение слогов «АУ», «УА»

– Посмотрите на панно, давайте почитаем буквы.

– Сколько здесь букв? Какая первая буква? Какая вторая?

– Что получается? (слог)

– Когда кричат «АУ»? (выставить картинку)

– Кто кричит «УА»? (выставить картинку)

(Читаем всегда слева направо.)

– Раскрасьте красным карандашом буквы «А», «У».

7. Игра  «Да-нет»

Логопед выставляет на панно картинки, а дети называют их и говорят «Да», если в слове есть звук «У», и «Нет» – если в слове нет звука «У».

8. Игра «Закончи слово»

– Я буду называть первый слог слова, а вы будете произносить все слово целиком:

Фру-кты             Апе-льсин            Ули-ца

Ана-нас               У-ши                    Ар-буз

9. Игра «Большой – маленький» (с мячом)

– Я буду называть предмет, а вы скажете,  как его ласково назвать.

Арбуз – арбузик           Апельсин – апельсинчик

Ананас – ананасик       Утюг – утюжок

Улитка – улиточка     Утка – уточка

10. – Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «У», «А»;  сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда)

11. Выкладывание букв «У», «А» из палочек.

12. Напечатайте слоги «АУ», «УА» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, о каких звуках мы говорили на занятии?

– Каким цветом обозначаем эти буквы?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...