Развитие речи детей раннего возраста посредством мыслительных карт Тони Бьюзена.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Иванова- Климова Наталья Игоревна

методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myslitelnye_karty_ivanova_n.i.odt218.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46 комбинированного вида» юридический адрес:624440 го Краснотурьинск, ул. Чапаева, 18. фактический адрес: 624440 го Краснотурьинск, ул. Чапаева, 18.

электронный адрес: телефон: 8(34384)6-54-35

Развитие речи детей раннего возраста посредством мыслительных карт Тони Бьюзена.

Автор: Иванова Н. И.

Воспитатель, МА ДОУ №46

ГО Краснотурьинск 2024

Речевая деятельность – это уникальное содержание и средство для самореализации ребенка в его жизнедеятельности, проявления его индивидуальных творческих способностей, субъектных качеств, интересов, инициатив, жизненной активности, самостоятельности и творчества, автономности и умения делать правильный выбор.

Проблема речевого развития детей раннего и дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент детей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое, и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми, и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Большой проблемой для неговорящих детей является отстраненность от общих игр. Дети, которые плохо разговаривают чаще всего остаются в стороне, играют молча, произносят лишь несколько слов. Посредством игры не только развивается речь детей, но и происходит социализация ребенка.

Исходя из этого возникает цель: создание условий для эффективного речевого развития детей раннего возраста посредством современных педагогических технологий. Формирование речевой деятельности детей, посредством карт Тони Бьюзена

Метод мыслительных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка.Наглядность играет большую роль в обучении детей дошкольного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы зрительных чувств, средства наглядности способствуют более прочному усвоению знаний.

Многие ученые и педагоги рассматривали роль использования наглядных средств с дошкольниками, формирование у них образных представлений.

К. Д. Ушинский отмечал, что слова, не подкрепленные наглядностью, запоминаются детьми намного хуже, чем слова, зрительно связанные с картинками.

Я. А. Коменский считал наглядность золотым правилом обучения.

И. Г. Песталоцци возражал против неосмысленного запоминания сведений, и строил свою систему обучения на основе широкого применения наглядных методов и т.д.

Интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме.

Преимущество интелектуальных карт

Для чего могут использоваться карты Тони Бьюзена:

Свойства мыслительных карт:

- Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Возможность:

Правила написания карт: Используется формат бумаги не меньше А4

1. Используются цветные карандаши, маркеры и т. д.

2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

5. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....

Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция...

Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием "живых" картинок.

laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием живых картинок»Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста с...

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Обобщение опыта работы " Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук"

Обобщение опыта работы по развитию речи детей раннего возраста путём использования различных технологий, где ведущее место отводится развитию мелкой моторики....