Программа по самообразованию воспитателя средней группы. Тема: «Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социаль¬ных отношений»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)
Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie._2023-2024.docx | 50.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад №2»УДП РФ
Программа по самообразованию
воспитателя средней группы №7
Болотенковой О.Е.
Тема: «Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений»
на 2023- 2024 учебный год
Москва , 2023 г.
Актуальность выбранной темы.
Дошкольное детство является важнейшим периодом в развитии ребенка и превращение его в относительно самостоятельную и активную личность. Особенно важным является возраст 4 лет. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности.
Помимо этого, подтвержденным является тот факт, что из года в год увеличивается количество рождающихся детей с проблемами здоровья и речевого развития. У детей отмечается замкнутость, негативизм, напряженное состояние, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость и т.д.
Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой и «Давайте поиграем» - тренинг развития мира социальных отношений детей 4-5 лет под редакцией И.А. Пазухиной.
Программа направлена на развитие адаптивных социабельных качеств детей 4-5 лет, что позволит ребенку легче адаптироваться в коллективе сверстников, способствует повышению уверенности в своих силах, а также развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Цель: развитие коммуникативных навыков у детей 4-5 лет и создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления; мелкой моторики.
- Развитие навыков общения, умения согласовывать свои действия с действиями других детей.
- Способствовать развитию произвольности поведения, выполнению игровых правил.
- Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Основные направления работы:
- Диагностическое.
- Коррекционно–развивающее.
- Консультативное.
- Просветительское и профилактическое.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода(Г.А.Цукерман, Ш.А.Амоношвили), предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Содержание программы реализуется, также ориентируясь на следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основы духовно-нравственного воспитания;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).
Основными методами формирования психологического здоровья и всестороннего развития детей являются:
- психогимнастика;
- психологические игры и упражнения; этюды;
- решение проблемно-практических ситуаций;
- элементы арттерапии;
- игры-драматизации, подвижные игры;
- чтение и анализ сказок;
- беседы и др.
Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.
Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Принципы проведения занятий:
- Системность подачи материала.
- Наглядность обучения.
- Цикличность построения занятий.
- Доступность.
- Проблемность.
- Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Техническое оснащение:
- Фонотека.
- Настольно-печатные игры.
- Предметные игрушки.
- Доска.
- Цветные мелки.
- Краски, карандаши, фломастеры.
- Писчая и цветная бумага.
- Строительный материал.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 15-20 мин.
Содержание программы
Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений разделена на 4 раздела. Работа по этим разделам затрагивает сферы социального общения ребенка: общение с самим собой, общение со сверстниками и общение с окружающими взрослыми.
Раздел 1. «Я сам» включает игры и упражнения, направленные на осознание ребенком самого себя, на развитие самооценки в отношении своей внешности.
Раздел 2. « Я и другие дети» вошли игры и упражнения, направленные на развитие чувства симпатии по отношению к сверстникам, на развитие способности взаимодействовать между собой в игровой деятельности, на развитие желания общаться со сверстниками на языке слов, жестов и движений, уваливая при этом некоторые правила поведения.
Раздел3 « Я и взрослые» собраны игры, направленные на развитие у ребенка способности ценить общение с родными и окружающими взрослыми, которое приносит массу радостных переживаний, на развитие доверия и привязанности к близким, на осознание себя как принимаемого. Любимого другими людьми человека.
Раздел 4. «Я и культура общения» состоит из игр и упражнений, направленных на формирование у детей норм социального поведения, на развитие способности к совместным действиям.
Технологии, методики:
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап.
- создание эмоционального настроя в группе.
- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап.
- сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
- выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
- Практический этап.
- подача новой информации на основе имеющихся данных;
- задания на развитие познавательных процессов (восприятия,
памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
- обработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный этап.
- обобщение полученных знаний.
- подведение итогов занятия.
Ожидаемые результаты
После прохождения данной программы дети овладеют следующими знаниями и умениями:
Знать:
- названия базовых эмоций
- как можно проявлять заботу и выражать свою любовь по отношению к маме и другим членам семьи;
- основные правила этикета;
- основные способы разрешения конфликтов.
Уметь:
- определять свои предпочтения по отношению к игрушкам, сказкам и сказочным персонажам;
- взаимодействовать друг с другом в процессе игрового общения;
- выражать свои чувства при помощи мимики, жестов, позы;
- проявлять любовь и внимание к членам семьи добрыми делами и хорошими поступками;
- употреблять в речи «волшебные слова».
При оценке продвижений ребенка после прохождения им курса занятий в центре внимания оказываются:
- сопоставление результатов первичной и повторной диагностики уровня развития ребенка;
- удовлетворенность родителей результатами занятий (выясняется в процессе беседы и с помощью анкет обратной связи).
Индивидуальная работа.
Она включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении индивидуального маршрута педагогического сопровождения и в консультировании родителей.
Работа с родителями.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме консультаций, бесед, лекций, семинаров-практикумов и круглых столов и пр.
Особенности психологического развития детей
Средняя группа (4-5 лет)
Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту.
- Повышение познавательной активности. В занятие включены темы посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности детей.
- Совершенствование сенсорной функции. К этому возрасту ребенок:
- Правильно дифференцирует цвета и оттенки
- Называет названия шести основных цветов
- Различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал
- Различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед
- Умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте
- Узнает бытовые предметы на ощупь
- Улучшается слуховое внимание и восприятие
Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками. Носиком, ротиком, ушками, ножками и ручками.
- Активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, коммуникации, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать название).
- Занятие дополняются активными совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.
Задачи курса:
- Создавать условия для проявления познавательной активности.
- Способствовать самопознанию ребенка.
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
- Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.
- продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увлечение количества правил.
- создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
- Формировать умение подчинять свое поведение нравственным нормам.
Возрастные особенности детей среднего возраста
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразование возраста |
|
Тематическое планирование
Средняя группа (4-5 лет)
Сентябрь
№ | Тема | Источник | Цель |
1 | Знакомство | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 13 | Познакомить детей друг с другом. Создать благоприятную атмосферу на занятии. |
2 | Давайте дружить | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 17 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. |
3 | Волшебные слова | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 20 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие навыков культурного общения. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала. |
4 | Правила поведения на занятиях | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 25 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. Развитие навыков культурного общения. Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.) |
Октябрь
№ | Тема | Источник | Цель |
5 | Радость и грусть | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 30 | Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию. |
6 | Гнев | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 35 | Развитие коммуникативных умений и навыков. Знакомство с эмоцией «гнев». Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. |
7 | Удивление | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 39 | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление. |
8 | Испуг (ознакомление) | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 42 | Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности. Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления. Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей. |
Ноябрь
№ | Тема | Источник | Цель |
9 | Спокойствие | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 46 | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. |
10 | Горе | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 66 | Знакомство с эмоцией горя, обучение передачи этого эмоционального состояния, используя различные выразительные средства. Учить эмоционально воспринимать грустное настроение |
11 | Интерес | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 69 | Знакомство с эмоцией интерес, обучение передачи этого эмоционального состояния, используя различные выразительные средства. |
12 | Словарик эмоций | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 49 | Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражению эмоций. |
Декабрь
№ | Тема | Источник | Цель |
13 | Восприятие сенсорных эталонов | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 53 | Развитие восприятия сенсорных признаков предметов. Развитие мыслительных процессов |
14 | Восприятие свойств предметов | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 56 | Развитие восприятия свойств предметов. Развитие мышления (сравнение, исключение, анализ), внимания (зрительное, слуховое), воображения и логического мышления |
15 | Диагностика - 1 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 60 | исследование зрительной памяти, внимания (концентрация, распределение), мышления (анализ, исключение, обобщение). Изучение и развитие коммуникативных навыков |
16 | Диагностика - 2 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 63 | Исследование слуховой памяти, внимания (распределение), воображения. Изучение и развитие коммуникативных навыков |
Январь
№ | Тема | Источник | Цель |
17 | Мои помощники глазки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 67 | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка зрительных ощущений. Развитие зрительного внимания, памяти. Активизация творческой активности. |
18 | Мой помощник носик | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 73 | |
19 | Мой помощник ротик | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 77 |
Февраль
№ | Тема | Источник | Цель |
20 | Мои помощники ушки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 82 | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка слуховых ощущений. Развитие слухового внимания. Развитие слуховой памяти. Активизация творческой активности. |
21 | Мои помощники ручки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 87 | Совершенствования восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания. Тренировка тактильных ощущений. Формирование позитивной мотивации общения. |
22 | Мои помощники ножки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 91 | Совершенствование восприятия. Развитие двигательной активности. Формирование позитивной мотивации общения. |
23 | Из чего же сделаны наши мальчишки? | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 95 | Развитие коммуникативных навыков. Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков. Работа по развитию самоконтроля. |
Март
№ | Тема | Источник | Цель |
24 | Из чего же сделаны наши девчонки? | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 99 | Развитие коммуникативных навыков. Закрепление об особенностях поведения девочек. Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тёте. |
25 | Страна Вообразилия | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 103 | Развивать воображение. Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать. Развивать восприятие, внимание, память, наглдяно-образное мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать самосознания. |
26 | Прогулка по городу | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 110 | Развитие мыслительной операции обобщение, классификация, рассуждение. Развитие коммуникативной, эмоциональной сферы. |
27 | В гостях у сказки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 122 | Развитие воображения, памяти, пантомимической и речевой выразительности. Закрепление знаний содержания сказок. Развитие творческое мышление. |
Апрель
№ | Тема | Источник | Цель |
28 | Мой внутренний мир | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 29 | Обучение детей понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества. |
29 | Мы так похожи | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 35 | Обеспечивать профилактику социальной дезадаптации детей, формировать чувство принадлежности к группе, помогать детям почувствовать себя более уверенно. |
30 | Мы такие разные | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 38 | Учить различать индивидуальные особенности детей в группе, определить свои вкусы в еде, предпочтения по отношению к животным, играм и занятиям, сравнивать свой вкус со вкусами других. |
31 | Давайте жить дружно | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 45 | Формировать чувство принадлежности к группе, помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении. |
Май
№ | Тема | Источник | Цель |
32 | С кем я живу | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 85 | Вызвать у детей интерес с собственной личности, воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям. |
33 | Я знаю, я умею, я могу! | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 98 | Повторение пройденного материала и закрепить знания и умения детей, развивать представление детей о себе и своем отличии от других, формировать у детей адекватную самооценку, продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками. |
34 | Итоговая диагностика – 1 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 125 | Исследование зрительной памяти, внимания (концентрация, распределение), мышления (анализ, исключение, обобщение), изучение коммуникативных навыков |
35 | Итоговая диагностика - 2 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 129 | Исследование слуховой памяти, внимания (слуховая инструкция, концентрация, переключение), мышления (исключение, зрительный синтез, установление причинно-следственных связей) |
Литература
- Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать. - Спб.: «Паритет», 2003.
- Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт. – сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2008.
- Жукова, О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста/ 2-е изд.. М.: Айрис-пресс, 2007.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – Спб.: Изд-во «Речь», 2002.
- Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»- Спб, Изд-во «Лабиринт», 2002.
- Картушина М.Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-4 лет. –М.: Сфера, 2008.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога/Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию воспитателя средней группы Болотенковой О.Е. Тема: «Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений»
Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений...
План работы по самообразованию в средней группе. Тема: "Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом"
Цель: Создать условия по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом...
План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....
План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2021-2022 год. Тема «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»
laquo;Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»«Истоки способностей и дарования детей – на кон...
"АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ" СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ "Я САМ!"
quot;АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯРаздел "Я САМ!"...
План работы по проектной деятельности на 2022-2023 учебный год воспитателя средней группы. Тема: «Социальное и эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии»
Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; р...
План работы по самообразованию в средней группе Тема : «Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности»
План работы по самообразованию в средней группе...