Программа по самообразованию воспитателя средней группы Болотенковой О.Е. Тема: «Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений»
рабочая программа (средняя группа)
Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie._2019-2020.docx | 50.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад № 2»УДП РФ
Программа по самообразованию
воспитателя средней группы №2
Болотенковой О.Е.
Тема: «Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений»
на 2019- 2020 учебный год
Москва , 2019 г.
Актуальность выбранной темы.
Дошкольное детство является важнейшим периодом в развитии ребенка и превращение его в относительно самостоятельную и активную личность. Особенно важным является возраст 4 лет. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности.
Помимо этого, подтвержденным является тот факт, что из года в год увеличивается количество рождающихся детей с проблемами здоровья и речевого развития. У детей отмечается замкнутость, негативизм, напряженное состояние, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость и т.д.
Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой и «Давайте поиграем» - тренинг развития мира социальных отношений детей 4-5 лет под редакцией И.А. Пазухиной.
Программа направлена на развитие адаптивных социабельных качеств детей 4-5 лет, что позволит ребенку легче адаптироваться в коллективе сверстников, способствует повышению уверенности в своих силах, а также развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Цель: развитие коммуникативных навыков у детей 4-5 лет и создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления; мелкой моторики.
- Развитие навыков общения, умения согласовывать свои действия с действиями других детей.
- Способствовать развитию произвольности поведения, выполнению игровых правил.
- Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Основные направления работы:
- Диагностическое.
- Коррекционно–развивающее.
- Консультативное.
- Просветительское и профилактическое.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода(Г.А.Цукерман, Ш.А.Амоношвили), предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Содержание программы реализуется, также ориентируясь на следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основы духовно-нравственного воспитания;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).
Основными методами формирования психологического здоровья и всестороннего развития детей являются:
- психогимнастика;
- психологические игры и упражнения; этюды;
- решение проблемно-практических ситуаций;
- элементы арттерапии;
- игры-драматизации, подвижные игры;
- чтение и анализ сказок;
- беседы и др.
Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.
Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Принципы проведения занятий:
- Системность подачи материала.
- Наглядность обучения.
- Цикличность построения занятий.
- Доступность.
- Проблемность.
- Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Техническое оснащение:
- Фонотека.
- Настольно-печатные игры.
- Предметные игрушки.
- Доска.
- Цветные мелки.
- Краски, карандаши, фломастеры.
- Писчая и цветная бумага.
- Строительный материал.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 15-20 мин.
Содержание программы
Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений разделена на 4 раздела. Работа по этим разделам затрагивает сферы социального общения ребенка: общение с самим собой, общение со сверстниками и общение с окружающими взрослыми.
Раздел 1. «Я сам» включает игры и упражнения, направленные на осознание ребенком самого себя, на развитие самооценки в отношении своей внешности.
Раздел 2. « Я и другие дети» вошли игры и упражнения, направленные на развитие чувства симпатии по отношению к сверстникам, на развитие способности взаимодействовать между собой в игровой деятельности, на развитие желания общаться со сверстниками на языке слов, жестов и движений, уваливая при этом некоторые правила поведения.
Раздел3 « Я и взрослые» собраны игры, направленные на развитие у ребенка способности ценить общение с родными и окружающими взрослыми, которое приносит массу радостных переживаний, на развитие доверия и привязанности к близким, на осознание себя как принимаемого. Любимого другими людьми человека.
Раздел 4. «Я и культура общения» состоит из игр и упражнений, направленных на формирование у детей норм социального поведения, на развитие способности к совместным действиям.
Технологии, методики:
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап.
- создание эмоционального настроя в группе.
- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап.
- сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
- выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
- Практический этап.
- подача новой информации на основе имеющихся данных;
- задания на развитие познавательных процессов (восприятия,
памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
- обработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный этап.
- обобщение полученных знаний.
- подведение итогов занятия.
Ожидаемые результаты
После прохождения данной программы дети овладеют следующими знаниями и умениями:
Знать:
- названия базовых эмоций
- как можно проявлять заботу и выражать свою любовь по отношению к маме и другим членам семьи;
- основные правила этикета;
- основные способы разрешения конфликтов.
Уметь:
- определять свои предпочтения по отношению к игрушкам, сказкам и сказочным персонажам;
- взаимодействовать друг с другом в процессе игрового общения;
- выражать свои чувства при помощи мимики, жестов, позы;
- проявлять любовь и внимание к членам семьи добрыми делами и хорошими поступками;
- употреблять в речи «волшебные слова».
При оценке продвижений ребенка после прохождения им курса занятий в центре внимания оказываются:
- сопоставление результатов первичной и повторной диагностики уровня развития ребенка;
- удовлетворенность родителей результатами занятий (выясняется в процессе беседы и с помощью анкет обратной связи).
Индивидуальная работа.
Она включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении индивидуального маршрута педагогического сопровождения и в консультировании родителей.
Работа с родителями.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме консультаций, бесед, лекций, семинаров-практикумов и круглых столов и пр.
Особенности психологического развития детей
Средняя группа (4-5 лет)
Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту.
- Повышение познавательной активности. В занятие включены темы посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности детей.
- Совершенствование сенсорной функции. К этому возрасту ребенок:
- Правильно дифференцирует цвета и оттенки
- Называет названия шести основных цветов
- Различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал
- Различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед
- Умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте
- Узнает бытовые предметы на ощупь
- Улучшается слуховое внимание и восприятие
Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками. Носиком, ротиком, ушками, ножками и ручками.
- Активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, коммуникации, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать название).
- Занятие дополняются активными совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.
Задачи курса:
- Создавать условия для проявления познавательной активности.
- Способствовать самопознанию ребенка.
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
- Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.
- продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увлечение количества правил.
- создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
- Формировать умение подчинять свое поведение нравственным нормам.
Возрастные особенности детей среднего возраста
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразование возраста |
|
Тематическое планирование
Средняя группа (4-5 лет)
Сентябрь
№ | Тема | Источник | Цель |
1 | Знакомство | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 13 | Познакомить детей друг с другом. Создать благоприятную атмосферу на занятии. |
2 | Давайте дружить | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 17 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. |
3 | Волшебные слова | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 20 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие навыков культурного общения. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала. |
4 | Правила поведения на занятиях | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 25 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. Развитие навыков культурного общения. Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.) |
Октябрь
№ | Тема | Источник | Цель |
5 | Радость и грусть | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 30 | Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию. |
6 | Гнев | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 35 | Развитие коммуникативных умений и навыков. Знакомство с эмоцией «гнев». Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. |
7 | Удивление | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 39 | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление. |
8 | Испуг (ознакомление) | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 42 | Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности. Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления. Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей. |
Ноябрь
№ | Тема | Источник | Цель |
9 | Спокойствие | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 46 | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. |
10 | Горе | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 66 | Знакомство с эмоцией горя, обучение передачи этого эмоционального состояния, используя различные выразительные средства. Учить эмоционально воспринимать грустное настроение |
11 | Интерес | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 69 | Знакомство с эмоцией интерес, обучение передачи этого эмоционального состояния, используя различные выразительные средства. |
12 | Словарик эмоций | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 49 | Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражению эмоций. |
Декабрь
№ | Тема | Источник | Цель |
13 | Восприятие сенсорных эталонов | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 53 | Развитие восприятия сенсорных признаков предметов. Развитие мыслительных процессов |
14 | Восприятие свойств предметов | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 56 | Развитие восприятия свойств предметов. Развитие мышления (сравнение, исключение, анализ), внимания (зрительное, слуховое), воображения и логического мышления |
15 | Диагностика - 1 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 60 | исследование зрительной памяти, внимания (концентрация, распределение), мышления (анализ, исключение, обобщение). Изучение и развитие коммуникативных навыков |
16 | Диагностика - 2 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 63 | Исследование слуховой памяти, внимания (распределение), воображения. Изучение и развитие коммуникативных навыков |
Январь
№ | Тема | Источник | Цель |
17 | Мои помощники глазки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 67 | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка зрительных ощущений. Развитие зрительного внимания, памяти. Активизация творческой активности. |
18 | Мой помощник носик | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 73 | |
19 | Мой помощник ротик | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 77 |
Февраль
№ | Тема | Источник | Цель |
20 | Мои помощники ушки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 82 | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка слуховых ощущений. Развитие слухового внимания. Развитие слуховой памяти. Активизация творческой активности. |
21 | Мои помощники ручки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 87 | Совершенствования восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания. Тренировка тактильных ощущений. Формирование позитивной мотивации общения. |
22 | Мои помощники ножки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 91 | Совершенствование восприятия. Развитие двигательной активности. Формирование позитивной мотивации общения. |
23 | Из чего же сделаны наши мальчишки? | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 95 | Развитие коммуникативных навыков. Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков. Работа по развитию самоконтроля. |
Март
№ | Тема | Источник | Цель |
24 | Из чего же сделаны наши девчонки? | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 99 | Развитие коммуникативных навыков. Закрепление об особенностях поведения девочек. Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тёте. |
25 | Страна Вообразилия | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 103 | Развивать воображение. Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать. Развивать восприятие, внимание, память, наглдяно-образное мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать самосознания. |
26 | Прогулка по городу | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 110 | Развитие мыслительной операции обобщение, классификация, рассуждение. Развитие коммуникативной, эмоциональной сферы. |
27 | В гостях у сказки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 122 | Развитие воображения, памяти, пантомимической и речевой выразительности. Закрепление знаний содержания сказок. Развитие творческое мышление. |
Апрель
№ | Тема | Источник | Цель |
28 | Мой внутренний мир | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 29 | Обучение детей понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества. |
29 | Мы так похожи | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 35 | Обеспечивать профилактику социальной дезадаптации детей, формировать чувство принадлежности к группе, помогать детям почувствовать себя более уверенно. |
30 | Мы такие разные | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 38 | Учить различать индивидуальные особенности детей в группе, определить свои вкусы в еде, предпочтения по отношению к животным, играм и занятиям, сравнивать свой вкус со вкусами других. |
31 | Давайте жить дружно | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 45 | Формировать чувство принадлежности к группе, помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении. |
Май
№ | Тема | Источник | Цель |
32 | С кем я живу | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 85 | Вызвать у детей интерес с собственной личности, воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям. |
33 | Я знаю, я умею, я могу! | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 98 | Повторение пройденного материала и закрепить знания и умения детей, развивать представление детей о себе и своем отличии от других, формировать у детей адекватную самооценку, продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками. |
34 | Итоговая диагностика – 1 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 125 | Исследование зрительной памяти, внимания (концентрация, распределение), мышления (анализ, исключение, обобщение), изучение коммуникативных навыков |
35 | Итоговая диагностика - 2 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 129 | Исследование слуховой памяти, внимания (слуховая инструкция, концентрация, переключение), мышления (исключение, зрительный синтез, установление причинно-следственных связей) |
Литература
- Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать. - Спб.: «Паритет», 2003.
- Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт. – сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2008.
- Жукова, О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста/ 2-е изд.. М.: Айрис-пресс, 2007.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – Спб.: Изд-во «Речь», 2002.
- Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»- Спб, Изд-во «Лабиринт», 2002.
- Картушина М.Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-4 лет. –М.: Сфера, 2008.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога/Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду
Тәрбияче: Яруллина Э.Н.Белем бирү программасы: «От рождения до школы», (Авторы: под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 ).Яшь үзенчәлекләре: икенче кечкен...
Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду
-Балалар буген безне Фея-Фиалка үзенең гөлләр иленә кунакка чакыра. Бу ил ягымлы, шәфкатле, ярдәмчел һәм эшчән балаларны гына көтә. Сез гөлләр иленә сәяхәткә барырга әзерме? Без сәяхәткә автобус белән...
Самообразование на тему Система работы с родителями «Моя семья» по серии книг для развития детей к программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
ЦЕЛЬ: Создать необходимые условия для формирования системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании. ЗАДАЧИ:1. Изучить педагогические, психологические, методи...
Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»
Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»...
"АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ" СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ "Я САМ!"
quot;АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯРаздел "Я САМ!"...
План профессионального самообразования воспитателя Фриккель Елизаветы Викторовны на тему: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области» Планпрофессионального самообразования воспита...
Программа по самообразованию воспитателя средней группы. Тема: «Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социаль¬ных отношений»
Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений...