«Развитие осознания и принятия правил школьной жизни и себя в роли учеников».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Белозерова Евгения Викторовна

Технологическая карта НОД

коррекционно-развивающего занятия

с детьми с ЗПР подготовительного дошкольного возраста

Тема: «Развитие осознания и принятия правил

школьной жизни и себя в роли учеников»

(тип занятия-тренинг)

Тема: «Развитие осознания и принятия правил школьной жизни и себя в роли учеников».

Возрастная группа: подготовительная группа к школе.

Форма организации деятельности детей: подгрупповая.

Методы и приемы: игровой (использование сюрпризных моментов, физкультминутка, релаксация; словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические (упражнения, трудовые действия).

Цель: развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР подготовительного дошкольного возраста.

Задачи:

Личностные:

  • развивать позитивную самооценку, уверенность в себе;     
  • выработать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями.

Коммуникативные:

  • формировать умение обобщать предметы по признаку и исключать лишний предмет, развивать логическое мышление;
  • развивать навыки конструктивного взаимодействия с окружающими.

Регулятивные:

  • формировать рефлексивное мышление (оценивать свои действия);
  • развивать последовательность действий.

Познавательные:

  • развивать произвольное внимание (устойчивость, переключение);
  • развивать произвольную память (мнемическую деятельность);
  • повысить уровень познавательной активности;
  • развивать элементарные пространственные представления.

Планируемый результат:

  • Развитие познавательных процессов (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание). Воспитанник понимает задания и выполняет их, задает уточняющие вопросы.
  • Развитие выполнения действий по инструкции педагога-психолога.
  • Воспитанник проявляет самостоятельность в выполнении заданий, проявляет умение работать в коллективе, умение договариваться.
  • Воспитанник демонстрирует положительное отношения к себе и к окружающим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_nod_2024.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №1»

городского округа Самара

Технологическая карта НОД

коррекционно-развивающего занятия

с детьми с ЗПР подготовительного дошкольного возраста

Тема: «Развитие осознания и принятия правил

школьной жизни и себя в роли учеников»

(тип занятия-тренинг)

Дата проведения:

Педагог-психолог:

Белозерова Евгения Викторовна

Самара, 2024 год

Тема: «Развитие осознания и принятия правил школьной жизни и себя в роли учеников».

Возрастная группа: подготовительная группа к школе.

Форма организации деятельности детей: подгрупповая.

Методы и приемы: игровой (использование сюрпризных моментов, физкультминутка, релаксация; словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические (упражнения, трудовые действия).

Цель: развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР подготовительного дошкольного возраста.

Задачи:

Личностные:

  • развивать позитивную самооценку, уверенность в себе;        
  • выработать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями.

Коммуникативные:

  • формировать умение обобщать предметы по признаку и исключать лишний предмет, развивать логическое мышление;
  • развивать навыки конструктивного взаимодействия с окружающими.

Регулятивные:

  • формировать рефлексивное мышление (оценивать свои действия);
  • развивать последовательность действий.

Познавательные:

  • развивать произвольное внимание (устойчивость, переключение);
  • развивать произвольную память (мнемическую деятельность);
  • повысить уровень познавательной активности;
  • развивать элементарные пространственные представления.

Планируемый результат:

  • Развитие познавательных процессов (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание). Воспитанник понимает задания и выполняет их, задает уточняющие вопросы.
  • Развитие выполнения действий по инструкции педагога-психолога.
  • Воспитанник проявляет самостоятельность в выполнении заданий, проявляет умение работать в коллективе, умение договариваться.
  • Воспитанник демонстрирует положительное отношения к себе и к окружающим.

         Подготовительная работа:

Перед тем, как войти с детьми в кабинет, педагог-психолог предлагает воспитанникам вспомнить правила дружбы, которые помогут на занятии.

Правила дружбы:

  • внимательно слушать и слышать друг друга;
  • помогать друг другу;
  • быть добрыми и вежливыми.

Оборудование: ноутбук, аудиозаписи. Колокольчик, бланки с заданиями на внимание (корректурные пробы), цветные карточки на каждого ребенка, карта путешествия, знаки-правила поведения на уроках, мяч, карандаши, рисунки бабочек, фотографии детей.

Этап занятия

Ход занятия

Методы обучения/

технологии /формы организации деятельности воспитанников

Планируемые результаты

Деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

время

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент (мотивационно-

побудительный)

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! А вы меня?

Сегодня мы с вами необычно поздороваемся. Мы сложим руки в лодочку, скажем в свои ладошки самые добрые пожелания и передадим пожелания соседу, стоящего с левой стороны, называя при этом имя соседа.

Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Что же на ней находится?

Конечно же — это карта! Так что же на ней изображено?

Я предлагаю вам достать из конверта по одной картинке и наклеить на нашу карту.

Ребята, сейчас мы отправимся по нашей карте в школу.

- Дети складывают руки в лодочку.

- Передают пожелания

- Дети подходят к доске

- Отвечают на вопрос

- Дети достают картинки и наклеивают на соответствующее место.

2 мин.

игровые методы в сочетании со словесными методами

Вызвать интерес детей с помощью коммуникативной игры, сопровождая действия словом.

Развить

внимательность и наблюдательность; зрительное восприятие, мышление; память.

2

      ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Остановка «Роща знакомства». Ребята, на этой остановке я предлагаю вам всем представиться.

Вы сейчас из этого конверта будете доставать фотографию, называть того человека кто на ней находиться и передавать ему фотографию.

Кому была передана фотография, то ещё раз представляется, называет имя и фамилию) и называет нам чем больше всего нравиться заниматься.

2. Упражнение «Лес тишины».

Ребята сейчас прозвенит звонок, и вы пересядете за парты.

Педагог-психолог звонит в колокольчик

На партах лежат бланки с заданиями. на внимание (корректурные пробы). Сначала напоминаются правила поведения, далее Самостоятельная работа на листах.

- Молодцы ребята! Отлично справились с заданием. Но для того, чтобы перейти к следующему, нам необходимо переключиться. А для этого нам поможет кинезиологическая гимнастика.

3. Комплекс кинезиологических упражнений Ухо-нос, нос-погон, ножницы, локоть-колено. «Тренировка перекрестных движений».

Детям демонстрируются картинки, и педагог-психолог показывает, как правильно нужно выполнять движения.  

- Замечательно ребята! Теперь после такой гимнастики мы сможем продолжить.

4. Остановка «Деревня подсказка» - упражнение «Урок или переменка».

 Педагог-психолог предлагает детям встать полукругом

Ребята, Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены. На уроках и переменах школьники ведут себя по-разному. Сейчас я буду кидать этот мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники – на уроке или на перемене».

Психолог называет действия и бросает мяч по очереди разным детям: читать, играть, разговаривать с друзьями, попросить у друга ластик, писать в тетради, отвечать на вопросы учителя, готовиться к уроку, есть яблоко и т.д. Очень хорошо, какие вы молодцы!

А сейчас я вас приглашаю на свои места за парты.

5. Остановка «Остров дружбы» - Упражнение «Бабочки».

Педагог-психолог объясняет, что играть надо вдвоем, просит объединиться в пары соседей по парте. Дается один набор карандашей на двоих, лист с рисунком бабочки.

Перед каждым из вас лежит рисунок бабочки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь, друг с другом, как вы будете украшать эту бабочку. Каждый из вас будет раскрашивать свое крыло у бабочки, но узоры двух крыльев должны получиться красивые и одинаковые. Вам понятно задание? Тогда можно начинать.

 По окончании выполнения задания психолог просит каждую пару поднять бабочку или выйти, повернувшись к другим ребятам. Ребята рассматривают, какие у кого получились бабочки. Психолог хвалит детей за красивые бабочки, обращая внимания на те, где узоры получились особенно похожие и интересные.

6. Дыхательная гимнастика

Упражнение «Доброе животное»

Дети берутся за руки, встают в круг с психологом.

Мы с вами одно большое доброе животное, которое умеет дышать» (на вдох входим в круг, делаем шаг вперед, на выдох - выходим из круга)

- Дети садятся на ковер в круг

- Дети поочередности достают фото

- Называют имя ребёнка

- Предают фото, тому кто изображен на ней.

- Дети рассказывают о себе, чем больше всего нравится заниматься.

- дети садятся за парты

- слушают правила поведения за партами;

- самостоятельно выполняют работу на листах.

- участие в деятельности.

- выполнение гимнастики.

- Участие в деятельности.

- Дети встают в круг.

- Отвечают на вопросы.

- Дети присаживаются за парты

Парами выполняют задание

- участие в деятельности,

- раскрашивают картину цветными карандашами.

- участие в деятельности.

4 мин.

5 мин

3 мин

3 мин.

6 мин.

2 мин.

Беседа,

игровые и тактильные

приемы,

упражнения,

выполнение практической работы,

фронтальная индивидуальная работа.

- развить внимания, зрительную память, мышления.

- эмоциональная заинтересованность детей,

-вовлеченность всех ребят в общее дело, сплоченность,

-проявление интереса к выполнению заданий.

- Развить усидчивость,

- развить зрительное внимания и память, - подготовка

ребёнка к школьному обучению.

-развить

межпулушарное взаимодействия;

-сформировать у детей самоконтроль

- эмоциональная заинтересованность детей,

-вовлеченность всех ребят в общее дело,

-проявление интереса к выполнению заданий,

-развитие умения переключать внимание.

-формирование у детей самоконтроля.

- развитие мелкой моторики.

- развитие сплоченности группы через совместную деятельность.

- способствовать сплочению детского коллектива,

-развитие понимания детей чувства других,

 - оказывать поддержку и сопереживать.

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- Ребята, какое задание вам понравилось больше всего?

- Какое задание было сложным?

- Кто напомнит, какие ещё задания у нас были?

- ответы на поставленные вопросы

2 мин.

беседа,

обсуждение.

- развитие воображения, внимания, уважения к говорящему.

4

Рефлексия

7. Остановка «Школа» - рефлексия - Психолог предлагает каждому ребенку оценить, как он занимался сегодня на занятии, как себя вел. Если ребенок считает, что хорошо себя вел и занимался, то берет смайлик с улыбкой и приносит психологу, если считает, что плохо - то грустного смайлика. Обсуждение выбора детей. звенит звоночек, дети встают.

Психолог каждому ребенку выдает памятные медали.

 А сейчас нам пора прощаться! До свидания

- участие в деятельности

- высказывания воспитанников

3 мин

- умение выражать свои эмоции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ ПОДГОТОВЯТ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к жизни среди одноклассников в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст

Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа)  Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...

Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников в предверии школьной жизни»

Дети седьмого года жизни - это будущие школьники. И этот последний год пребывания в дошкольном учреждении стартовая ступень на пути в жизнь школьную. Очень важно оказать помощь ребёнку в приобретении ...

Роль творческого мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к школьной жизни.

В статье поднимается вопрос об актуальности проблемы развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Подчеркивается роль взрослых (педагогов и родителей) в данном процессе. ...

Роль родителей в предшкольной и школьной жизни ребёнка.

Роль родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка....