Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №3. Тема: "Формирование самооценки. "Язык принятия" и "язык непринятия".
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Формирование педагогической компетентности родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samootsenka_zanyatie_3.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей будущих первоклассников
"На пороге школьной жизни"
Занятие №3 "Формирование самооценки. "Язык принятия - язык непринятия"
Цель: повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием самооценка;
- развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания;
- осознание родительской роли в формировании самооценки ребенка;
- знакомство с понятием принятия ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя.
Содержание занятия
1. Приветствие
Упражнение "Подарок группе"
Инструкция: упражнение выполняется по кругу. Каждому участнику предлагается по очереди сделать подарок группе. Подарок изображается при помощи рук, тела, мимики. При этом разговаривать нельзя.
2. Разминка
Упражнение "Хорошо или плохо"
Психолог. По очереди закончите высказывания:
Быть родителем хорошо, потому что...
Быть родителем плохо, потому что...
Быть матерью (отцом) хорошо...
Быть матерью (отцом) плохо, потому что...
3. Основная часть.
Что такое самооценка?
Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.
Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются.
Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Влияние самооценки на успешность обучения
в младшем школьном возрасте
Ребёнок, приходя в школу, попадает в новую систему отношений, где всё же преобладает оценка предметных действий ребёнка результатов его деятельности, их соответствие образцам или правилам, ребёнок сам по себе менее интересен.
В школе ребёнок встречает чужих людей, с ними он должен строить отношения, у ребёнка появляется потребность защищать своё «Я», своё «личное пространство». Негативный «Я – образ» и неуверенность в своих силах приводит к тому, что ребёнок начинает учиться ниже своих возможностей. Именно для детей с заниженной самооценкой, тревожных, мнительных, неуверенных в своих силах является полезным посещать подготовительные курсы при школе. В дальнейшем, таких детей не будет пугать новизна ситуации поступления в школу, они приобретут эмоциональную поддержку в лице детей, с которыми познакомятся на курсах, там же возможно лучше узнают учителя, его требования.
Мотивационная готовность к школе начинается, прежде всего, с любви ребёнка к себе и его веры в возможность быть лучше, т.е. стремлению к совершенству. Самооценка – один из важнейших механизмов саморегуляции, позволяющий ребёнку преодолевать трудности. Считается, что становление устойчивой самооценки как таковой происходит в возрасте 5-6 лет. Именно в этом возрасте важно помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку, которая будет способствовать преодолению возможных жизненных сложностей, в том числе и школьных.
Считается, что самооценка ребёнка становится к периоду обучения в школе устойчивой, но всё - же она зависит от мнения и высказывания о нём взрослых – педагогов и родителей. Например, тревога матери по поводу возможных школьных проблем заражает ребёнка, вселяет в него страх перед школой, снижает самооценку. Некорректные высказывания родителей о способностях или лучше сказать о неспособностях ребёнка, о его несостоятельности перед школой также способствуют понижению самооценки. Преодоление тревожности, повышение самооценки можно добиться посредством совместных усилий педагогов и родителей на пути продвижения ребёнка к успеху. При этом нельзя ругать ребёнка за ошибки, неудачи, сравнивать с более успешными детьми. Надо шаг за шагом показывать ребёнку, что он уже умеет и что должен сделать, чтобы достичь больших успехов.
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей.
Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности.
Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи.
Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.
Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
Если хвалить, то правильно
Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми...". Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.
Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело.
Похвала и поощрение: за что?
- Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
- Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
- Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.
Упражнение «Ярлыки».
Группа делится на пары. Один - ребенок, другой - родитель. Каждому ребенку одевается на голову «корона» с надписью: «Улыбайся мне», «Корчи мне гримасы недовольства», «Разговаривай со мной так, будто мне 3 года», «Одобряй меня», «Говори, что я ничего не умею», «Жалей меня», "Говори, что я с этим справлюсь, ты уверен во мне" так, чтобы участники не видели, что на ней написано. После этого "детям" дается задача собрать пазл, а "взрослым" обращаться во время работы к участникам нужно так, как написано на его «короне».
Через 2 минуты все, не снимая «короны», отвечают на вопрос:
- - Понравилось ли вам, когда с вами общались таким образом? Что участники чувствовали, когда слышали ту или иную оценку их работы?
- Что могут чувствовать дети, когда их оценивают таким образом?
После того, как все желающие высказались, предлагаю снять «короны» и выйти со своих ролей.
Язык «принятия» и язык «непринятия» ребёнка.
Разговаривая с ребёнком, взрослый не всегда обращает внимания на то, какие именно слова он говорит и что «слышит», как воспринимает эти слова ребёнок. Принимать ребёнка – значит уважать его как растущую личность, любить не за какие – либо заслуги, а за то , что он просто есть на этом свете. Таким образом, разговор может вестись либо на языке «принятия», либо «непринятия».
- Оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»)
- Оценка поступка («Я огорчена, потому что ты сегодня сломал новую машинку») — и оценка личности («Ты разрушитель! Почему ты всегда все ломаешь?»).
- Временной язык: «Сегодня у тебя не получилось прыгать на скакалке» — и постоянный язык: «У тебя никогда ничего не получается!».
- Временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык (« У тебя никогда ничего не получается как следует»)
- Невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).
«Язык непринятия» | «Язык принятия» |
Отказ от объяснений Негативная оценка личности Сравнение не в лучшую сторону Постоянный язык Указание на несоответствие ожиданиям Игнорирование Команды Приказы Подчеркивание неудачи Оскорбление Угроза Наказание «Жесткая» мимика Угрожающие позы Негативные интонации | Оценка поступка, а не личности Похвала Комплимент Временный язык Ласковые слова Поддержка Выражение заинтересованности Сравнение с самим собой Одобрение Согласие Позитивные телесные контакты Улыбка Контакт глаз Доброжелательные интонации Эмоциональное присоединение Поощрение Выражение своих чувств |
В таблицу попали вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) проявления «языка принятия» и «языка непринятия».
Фраза | Ответ на «языке непринятия» | Ответ на «языке принятия» |
1 Мама, купи... | Как ты мне надоел со своими просьбами | Мне очень хочется купить эту вещь, но у меня нет денег |
2 Мама, ты, когда ссоришься с папой, ты его все равно любишь?) | Это не твое дело | Люди могут ссориться, но вместе с тем продолжать любить друг друга |
Мы знаем, что от невербального оформления нашей речи зависит то, как воспринимаются наши слова другими людьми. На «языке непринятия» легко формулируются фразы («ну просто соскальзывают с пера») и сколько усилий, творческих поисков требуется, чтобы сформулировать фразу на я«зыке принятия», особенно если эта фраза выражает не простое согласие и одобрение, а несет на себе элементы несогласия и воспитательного смысла.
Примеры высказывания на "языке принятия"
Тебе все можно, а мне ничего нельзя. (Давай поговорим, чего бы тебе хотелось, меня очень расстраивает, что ты так считаешь.)
Почему я должна выносить мусор? (У каждого из нас есть свои обязанности по дому, ты уже достаточно взрослая, чтобы тоже их иметь.)
Не буду ложиться спать. (Да, наверное, тебе хочется еще поиграть, но уже поздно. Сколько времени тебе надо, чтобы подготовиться ко сну?)
Я не буду есть этот ваш противный лук. (У тебя есть право не есть то, что тебе противно, но другие могут думать совсем по-иному, для меня, например, он даже приятен.)
Не буду я читать вслух. (Понимаю, не всегда хочется читать вслух, но мне так интересно послушать, обсудить с тобой, что там написано.)
Упражнение “Принятие – непринятие”
Психолог предлагает группе поэкспериментировать с «языком принятия» и «языком непринятия». Каждая группа отвечает или на “языке принятия” или на “языке непринятия”.
Фразы и поступки ребенка:
- “Помоги мне, пожалуйста, с уроками!”
- “У меня нет времени на уборку в своей комнате”.
- Вы обнаружили замечание учителя в дневнике.
- “Можно ко мне придут сегодня друзья?”
- “Я получил двойку”.
- Уроки еще не выучены, а вечером пришли друзья, чтобы позвать гулять по улице.
- Пришел домой с синяком или царапиной.
Притча «Небезупречный»
У одного водоноса, было два больших глиняных горшка. Один из них был с трещиной, через которую половина воды вытекала по пути от источника к деревне, в то время как другой горшок был безупречен. Два года водонос доставлял лишь полтора горшка воды своим односельчанам. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку мог сделать только половину того, для чего был предназначен. Однажды он заговорил с переносчиком воды:
– Я стыжусь за себя и хочу извиниться перед тобой.
– Почему? Чего ты стыдишься?
– Через эту трещину в моём боку просачивается вода. Ты делал свою работу, но из-за моего недостатка, получал только половину результата, - удрученно сказал горшок.
Что же ответил ему водонос?
– Посмотри на эти цветы на обочине. Ты заметил, что они растут только на твоей стороне дороги, а не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке.
Каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал цветы.
В течение двух лет я любовался ими. Без тебя, просто такого как ты есть, не было бы такой красоты!
Обсуждение:
- Какой смысл заложен в притче?
Так и дети: очень разные, индивидуальные, запоминающие и у каждого свои неповторимые «чёрточки». Нужно их только почувствовать, понять и принять.
4. Обратная связь.
Участники делятся своими впечатлениями о занятии.
5. Прощание
Упражнение "Пожелание соседу справа"
Инструкция: участники по кругу (против часовой стрелки) передают друг другу мяч и говорят пожелания своему соседу справа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни"
Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни" направлен на активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической компетентности родителей при...
Консультация для родителей "Ребёнок на пороге школьной жизни".
Скоро в школу. О чём следует подумать? Поступление в школу- не только важная ступенька в жизни ребёнка, но и событие для всей семьи. К которому, как правило, заранее готовятся, думают. Обсу...
консультация для родителей"Семья на пороге школьной жизни"
консультация для родителей...
Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №1
Организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе....
Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №2. Тема: "Мотивационная готовность"
Психологическое просвещение родителей по вопросу формирования и развития мотивационной сферы дошкольника...
Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №4. Тема: "Взаимодействие с детьми. Произвольная сфера"
Подготовка родителей к предстоящему обучению их детей в школе...
Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №5 "Первый раз в первый класс
Совместное занятие родителей и детей...