«Использование приёмов мнемотехники на коррекционно – развивающих занятиях в ДОУ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

«Использование приёмов мнемотехники на коррекционно – развивающих занятиях в ДОУ»                                                                                                                                                                                              

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование приёмов мнемотехники на коррекционно – развивающих занятиях в ДОУ»                                                                                                                                                                                               

      Известно, что проблема развития связной речи является одной из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания подрастающего поколения, где развитие монологической речи, становится приоритетным приобретением ребёнка в дошкольном детстве. ФГОС ДО подчеркивает, что важной структурной единицей содержания образовательной области «Речевое развитие» является именно развитие связной и монологической речи, как её основной формы. Это основано тем, что речевая коммуникация пронизывает все виды детской деятельности: трудовую, познавательно – исследовательскую, конструктивно -  модельную, изобразительную, музыкальную, игровую и т..д, в которой дети должны не только свободно общаться друг с другом, но и быть интересными и привлекательными собеседниками, хорошо понимать устную речь, уметь связно, логически, последовательно излагать свои мысли. Важно научить ребёнка быть рядом с другими, выбрать нужную интонацию, тембр голоса, слушать и реагировать, передавать смысл сказанного, то есть, помочь ему преодолеть речевые трудности на основе активизации речевой коммуникации.

Поэтому, одним из направлений коррекционной работы, должно стать развитие именно связной монологической речи, как значимой и сложной задачей речевого воспитания старших дошкольников с речевыми нарушениями.

 В своей работе мы используем следующие типы моделей: сериционный ряд, двигательное моделирование, временно пространственное моделирование.

Сериционный ряд предоставлен постепенно увеличивающимися или уменьшающимися полосками или кругами разной длинны и величины, позволяющему понять «логику» текста, «увидеть» способ построения, начало и конец произведения. Алгоритм использования схематического моделирования выстраивается в следующем порядке.

1. Сначала дети слушают пересказ воспитателя, сопровождаемый показом схемы.

2. Затем, ребята начинают словесно выделять основных персонажей и подбирать признаки для обозначения признаками их заместителями (это может быть величина, цвет, форма или все признаки одновременно).

3. Далее, закрепляется умение передавать последовательность эпизодов произведения, на основе правильного расположения схемы – заместителя.

Данная модель позволяет детям закреплять многократные, нарастающие повторения по сути одних и тех же действий в произведениях, поэтому, эффективным становиться использование русских народных сказок, где для моделирования сюжета используем принцип «от большого к малому».

https://fs.znanio.ru/d5af0e/24/80/75bf34a25c1f46db9204677d55a97849bb.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05f4/00060ceb-e315b6bf/img20.jpg

         Например для моделирования сказки «Бычок - смоляной бочок»», каждому ребёнку предлагались круги одинаковой величины, но разного цвета, которыми они должны обозначать каждого героя сказки, с последующим объяснением  своего выбора. Затем сказка рассказывалась взрослым, а воспитанники с помощью кругов разыгрывали ее основные действия, в дальнейшее рассказали с опорой на «заменители».

На данном этапе нами использовались приёмы: «Я начинаю, вы заканчиваете», «Кто хочет рассказать первым?», «Продолжи рассказ», и др. Кроме того, в качестве моделей используем геометрические фигуры, постепенно вводя контуры предметов и силуэты героев произведения.

Следующий этап, который мы осваиваем с детьми -  двигательное моделирование, позволяющее обучать детей с речевыми нарушениями умению создавать схематическую модель по ходу изложения сказочного сюжета, на основе подбора заместителей героев произведения по заданному признаку. На данном этапе важным становиться обучение детей умению воспроизводить основную последовательность действий произведения: присоединяя одно действие к другому, и следуя друг за другом.

                              C:\Users\Светлана\Desktop\фото 2.jpg

В рамках двигательного моделирования, активно используем упражнение «Живые предложения», не только для обучения воспитанников составлять связные пересказы текстов произведения, но и рассказы – описания, заучивание небольших стихотворных текстов. Контролируя умение детей ориентироваться в уже готовых моделях литературных произведений, начинаем предлагать творческие задания типа «Угадай, какое произведение здесь зашифровано?», «Верно ли записано на схеме произведение?», «Найди ошибку и исправь?», «Где начало, а где конец сказки (стихотворения, рассказа)?»

Временно – пространственная модель, представлена двумя этапами. На первом, вместе с детьми мы разбираем и записываем схемы, где наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребёнка. То есть, обучаем детей зарисовывать схему символы в предложенную схему – модель, что позволяет учить воспитанников фиксировать полученный результат в доступной для них схематичной форме.

                        C:\Users\Светлана\Desktop\фото 1.jpg

На втором этапе, используя метод «рисуночного письма» или как его называют опорное моделирование, воспитанники самостоятельно зарисовывают модель любого произведения путём самостоятельного рисования, на основе эмоциональной оценки, переживания его содержания, оценочного отношения к происходящим в произведении событиям.

Формирование умения самостоятельно выстраивать наглядную модель художественного произведения, способствует активизации речи наших воспитанников, поскольку дети при пересказе чувствуют себя более уверенно, преодолевают страх допустить ошибки, больше внимания уделяют не припоминанию последовательности событий и появлению персонажей, языку художественного текста и его особенностям.

Таким образом, наглядное моделирование позволяет облегчить овладение связной речью, дошкольникам с проблемами в речевом развитии, где использование символов, пиктограмм, заместителей, схем способствует запоминанию и увеличение объема памяти, что в целом позволяет развивать речевую деятельность детей. Кроме того, пошаговое обучение рассказыванию на основе наглядного моделирования, даёт нам возможность превратить эту деятельность в интересный, занимательный и творческий игровой процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога ДОУ

http://Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение ИКТ помогает педагогу чувствовать себя комф...

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение речи)

Конспект коррекционно – развивающего занятия с использованием приемов мнемотехники в старшей группе детей с ОВЗ (нарушение речи)...

Использование приёма биоэнергопластики в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Использование приёма биоэнергопластики в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ           Важным условием для начала успешного школьного обучения ре&sh...

Использование речевых игр на коррекционно-развивающих занятиях и в повседневной жизни

    Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию ребенка, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные...

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники, весьма успешное средство и в работе с детьми школьного возраста.Мнемотехника – совоку...

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в использовании цифровых ресурсов в коррекционно - развивающих занятиях по музыкальной деятельности

Сегодняٴ ٴмузыкально-творческоеٴ ٴвоспитаниеٴ ٴчеловека,ٴ ٴразвитиеٴ ٴегоٴ ٴ  ٴ ٴприроднойٴ ٴмузыкальностиٴ ٴ–ٴ ٴэтоٴ ٴнеٴ ٴтолькоٴ ٴпутьٴ ٴкٴ ٴэстетическому ٴ ٴобразованиюٴ ٴилиٴ...

Использование элементов нейройоги на коррекционно-развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста

Сейчас очень сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего того или иного отклонения в речевом, психическом и психосоматическом развитии. Уже вполне приемлемым считается развитие ребенка на ур...