Использование приёма биоэнергопластики в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ
статья по логопедии

Екатерина Николаевна Чеснокова

Использование приёма биоэнергопластики

в коррекционно-развивающей работе

учителя-логопеда ДОУ

 

 

         Важным условием для начала успешного школьного обучения ре­бенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно про­износить звуки, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания.Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Ещё Сухомлинский сказал: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
           Наиболее типичным для будущих перво­классников является неправильное произношение звуков. Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппара­та принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определенному звуку. Неправильное расположе­ние органов артикуляции приводит к дефектному произношению зву­ков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных ар­тикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из ком­плекса специальных упражнений, направленных на развитие основ­ных движений органов артикуляции. Постоянное выполнение гимна­стики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

          Однако ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьше­нию эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому мы стали искать, как же сделать выполнение артикуляционной гимнастики игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Взаимосвязь общей и речевой моторики была изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

            И это подтолкнула к использованию нестандартного метода вы­полнения артикуляционной гимнастики — использованию биоэнергопластики.

           «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необхо­димая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения  тела, рук, которые характеризуется непрерывно­стью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразитель­ностью.

Другими словами Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями ор­ганов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чув­ство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к заня­тиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

            Вначале с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук, затем по­степенно подключают упражнения с биоэнергопластикой. Рука ребенка подключалась только при полном освое­нии артикуляционного упражнения.

Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на несколько этапов.

        На первом этапе дети знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику вы­полняют сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Языч­ке», короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение.

         Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ве­дущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подра­жая педагогу, выполняют похожие движения руками.

        При проведении упражнений необходимо помнить: у детей ведущей деятельностью остаётся игровая. Поэтому на втором этапе для создания положительного на­строя у детей при выполнении гимнастики используем героев перчаточного театра Круть и Верть, которые помогут освоить гимнасти­ку. Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом.

          На третьем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою веду­щую руку в перчатке. Педагог  должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напря­галась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых орга­нов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения  параллельно полу.

         На четвёртом этапе артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зер­калом.

        На пятом этапе ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках.

        Шестой этап выполнения нетрадиционной артикуляционной гим­настики с биоэнергопластикой является заключительным. К этому времени дети осваивают артикуляционные упраж­нения и синхронные движения руками. Поэтому на  данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и со­провождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать поло­жения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зритель­ной опоры (зеркала).

        Для эффективной работы все артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой отражены в  специальной  картотеке, где указаны движения язычка и специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.

        Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год.  Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками педагог  продолжает давать четкий образец движения. Упражнения   выполняются  детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, 

         Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выпол­нению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гим­настики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой мо­торики, совершенствованию координации движений, развитию памя­ти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительно­го и слухового внимания, сформированной пространственной ориен­тировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с дви­жениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового ме­тода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

 

Литература:

  1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 64с. + вкл.8с.
  2. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  3. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.
  4. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников/ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко . – 2-е издание дополненное. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2011 – 16 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_podgotovila_chesnokova_e.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приёма биоэнергопластики

в коррекционно-развивающей работе

учителя-логопеда ДОУ

Е.Н. Чеснокова

Белгородская область Белгородский район

МДОУ «Детский сад №11 п. Комсомольский»

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания.Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Ещё Сухомлинский сказал: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
           Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определенному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Постоянное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

          Однако ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому мы стали искать, как же сделать выполнение артикуляционной гимнастики игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Взаимосвязь общей и речевой моторики была изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

            И это подтолкнула к использованию нестандартного метода выполнения артикуляционной гимнастики — использованию биоэнергопластики.

           «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения  тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Другими словами Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

        Вначале с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой. Рука ребенка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения.

Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе дети знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Язычке», короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение.

Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.

При проведении упражнений необходимо помнить: у детей ведущей деятельностью остаётся игровая. Поэтому на втором этапе для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используем героев перчаточного театра Круть и Верть, которые помогут освоить гимнастику. Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом.

На третьем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Педагог  должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения  параллельно полу.

На четвёртом этапе артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом.

На пятом этапе ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках.

Шестой этап выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой является заключительным. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Поэтому на  данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).

Для эффективной работы все артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой отражены в  специальной  картотеке, где указаны движения язычка и специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.

Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год.  Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками педагог  продолжает давать четкий образец движения. Упражнения   выполняются  детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением,  

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Литература:

  1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 64с. + вкл.8с.
  2. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  3. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.
  4. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников/ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко . – 2-е издание дополненное. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2011 – 16 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.

Презентация : "Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе  учителя-логопеда ДОУ." \Игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности для детей. Игры с песком разн...

возможность использование игры в коррекционно развивающих целях

Возможность использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом д...

Использование ИКТ в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда

Информационные технологии стремительно входят во все сферы жизни, не остались в стороне и дошкольные учреждения. Воспитанники детского сада малы, но они родились и растут в мире, где компьютер обычная...

Использование ИКТ в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ, как способ оптимизации педагогического процесса.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогичес...

«Исследование применения нейропсихологических приёмов в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

В современном мире педагог должен повышать уровень своей квалификации благодаря приобретению новых знаний и умений из смежных областей. Для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повы...

Методическая разработка "Нейропсихологические приёмы в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего дошкольного возраста"

Данная авторская разработка представляет собой описание опыта, связанного с применением нейропсихологических игр с детьми раннего дошкольного возраста, содержит теоретические аспекты нейропсихологичес...