Использование элементов нейройоги на коррекционно-развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Юрицина Наталья Викторовна

Сейчас очень сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего того или иного отклонения в речевом, психическом и психосоматическом развитии. Уже вполне приемлемым считается развитие ребенка на уровне нижней границы нормы. При этом усложняются программы обучения, увеличиваются нагрузки не только в школе, но и в детском саду, что при дефиците движения неблагоприятно влияет на здоровье детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов нейройоги на коррекционно-развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста

В настоящее время очень остро стоит проблема психического, коммуникативного и физического благополучия населения. Первостепенным направлением социальной политики в нашей стране является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Сейчас очень сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего того или иного отклонения в речевом, психическом и психосоматическом развитии. Уже вполне приемлемым считается развитие ребенка на уровне нижней границы нормы. При этом усложняются программы обучения, увеличиваются нагрузки не только в школе, но и в детском саду, что при дефиците движения неблагоприятно влияет на здоровье детей.

Одной из первостепенных задач предусмотренных ФГОС дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия. Существует метод, который отвечает данному требованию. Это новейший метод активации и коррекции работы мозга, который носит название нейройога.

Нейройога основывается на положениях ведущих специалистов отечественной клинической психологии и нейропсихологии. Автор этого метода — нейропсихолог из Санкт-Петербурга Светлана Олеговна Кузнеченкова. Суть данного метода хорошо изложена в ее книгах «Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья».

Методика специально разрабатывалась как для детей с особенностями развития, так и с целью раскрытия потенциальных возможностей обычного ребёнка.

Нейройога — это новейшая оздоровительная, комплексная система упражнений, способствующая повышению деятельности головного мозга, улучшению психических процессов, активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, которые отвечают за контроль и поведение собственных действий, а коммуникативные упражнения ориентированы на понижение импульсивности, агрессивности и гиперактивности.

Детская нейройога содействует развитию подвижности, ловкости и координации движений, формированию правильной осанки у ребенка. Упражнения рассматриваемого подхода направленны на совершенствование ритмичной работы всех систем организма, становления личного самоконтроля, межполушарное взаимодействие, содействует наилучшему восприятию любой информации.

Нейройога включает в себя лучшие способы, содействующие выявлению и оценке имеющихся резервов головного мозга, и их наиболее благоприятному развитию, а значит, и гармоничному развитию организма в целом.

Нейройога включает в себя как непосредственно нейропсихокоррекционные упражнения, так и упражнения йоги – самого древнего и наиболее основательно разработанного метода развития человека.

Методика специально разрабатывалась автором как для детей с особенностями развития, так и с целью раскрытия потенциальных возможностей обычного ребёнка.

Детям с обычными способностями занятия будут способствовать развитию интеллектуальных и психических возможностей. За счет активизации работы мозга улучшаются память, внимание, восприятие, речь, моторика, мышление, творческие способности.

Одаренным детям, поможет оценить, поддержать и развить заложенные способности.

Особую направленность нейройога приобретает при работе с детьми, страдающими ЗПР, ЗРР, СДВГ, аутизмом, расстройствами поведения и другими особенностями развития.

Упражнения проходят в игровой форме, часто имеют сказочный сюжет, они достаточно просты в освоении и применении, создают высокую мотивацию и дают наглядный и быстрый эффект уже на начальных этапах освоения. Вместе с детьми можно отправиться в путешествие, где встретить диковинных животных, выполняем их задания, ползаем, ходим как они, потягиваемся, иногда сворачиваемся в комочек, глядим «во все глаза», глубоко дышим, и обязательно отдыхаем.

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики, способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, отвечающих за поведение и умение контролировать свои действия. Эти упражнения обеспечивают развитие высших психических функций, а коммуникативные упражнения предназначены для развития внимания, снижения импульсивности, агрессивности и гиперактивности. Упражнения для релаксации, развивают у детей умение расслабляться.

Для наилучшего результата оздоровления и развития детей необходимо выполнять упражнения в системе. В нейройоге используют упражнения на растяжки-разминки, глазодвигательные и артикуляционные упражнения, функциональные и дыхательные упражнения, самомассажи, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, релаксацию.

Массажи и самомассажи стимулируют биологические процессы в организме, повышая запас энергии. Упражнения на развитие мелкой и общей моторики улучшают межполушарные связи, стимулируют лобные доли мозга, которые отвечают за самоконтроль, а так же влияют на развитие высших психических функций. Артикуляционные упражнения стимулируют речевой аппарат, улучшая произношение. Дыхательные упражнения снижают гиперактивность и импульсивность, способствуют концентрации внимания, улучшают кровообращение, в том числе и мозговое, увеличивают объём лёгких и т. д. Релаксация предназначена для расслабления, отдыха и перехода к повседневной жизни. Используя упражнения нейройоги в разные режимные моменты, в двигательной деятельности, в непосредственно – образовательной деятельности, на прогулке, на досугах и развлечениях можно получить результаты.

Ожидаемые результаты:

Улучшение психосоматического здоровья детей: повышение тонуса организма, укрепление иммунитета, вестибулярного аппарата, развитие костно-мышечной структуры, улучшение работы внутренних органов;

Повышение устойчивости нервной системы, и, как следствие: снижение тревожности, гиперактивности, импульсивности;

Улучшение сна и аппетита;

Улучшение поведения, повышение внимательности, усидчивости, умения организовать свою деятельность;

Развитие интеллектуальной сферы ребенка и познавательной активности;

Раскрытие творческого потенциала, выявление и целенаправленное развитие всех имеющихся у ребенка способностей;

Активизация всех высших психических функций ребенка: памяти, речи, мышления, моторики, внимания и т. д.

Для получения ожидаемых результатов можно предложить родителям (законным представителям, как участникам педагогического процесса, в соответствии с ФГОС выполнять упражнения вместе с ребенком, что благоприятно повлияет на физическое и эмоциональное развитие ребенка, а также сплочение семьи. Педагоги проводят досуги, развлечения, мастер — классы с использованием здоровьесберегающих технологий для ознакомления с практическими упражнениями нейройоги. Поэтому наблюдается улучшение общего психоневрологического статуса, упражнения системы нейройоги развивают интеллектуальную и эмоционально-коммуникативную сферу, что способствует ускорению социализации ребенка.

Система нейройоги является действенной и результативной не только в области помощи детям с трудностями в развитии, но и в оздоровлении и активизации работы мозга любого ребенка. Занятия нейройогой делают ребенка здоровым, гармонично развитым, социализированной личностью.

Ниже хочу представить пример комплексного занятия, разработанного автором метода Кузнеченковой С. О.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПО МЕТОДУ НЕЙРОЙОГА.

Комплекс 1. «Путешествие на далекий остров».

Краткое содержание. Мы собираемся отправиться на далекий остров, где нас ждут встречи с различными животными и много-много интересных приключений. Мы полетим на остров на самолете. «Часики» показывают, что осталось мало времени. «Бом-ку-ку» - пора садиться в самолет. Но сначала нам надо проверить, хорошо ли работают ваши пальчики, смогут ли они нажимать на «Кнопки» в самолете. Соберем наш «Чемоданчик». Давайте скажем «До свиданья!»«Продуваем двигатели». Заводим «Самолет». Летим, а наши «Глазки» внимательно за всем следят. Приземляемся на остров. И кто же нас встречает? Это «Заяц». А вот еще одни «Ушки зайчика» торчат из травы. Поздороваемся с зайчиками. А теперь давайте построим дом. Для этого нам нужны «Подъемный кран» и «Молоток». Выглядываем из окошка. Во дворе гуляет «Кошка». Она бывает злая и добрая. Давайте будем с ней дружить. Позовем ее к нам жить. Давайте погуляем вокруг нашего дома. Но сначала проверим внимательность. Знаете ли вы все «Четыре стихии»? Высокая «Трава» растет у нашего дома. Гуляем по травке и «Тянемся к солнышку». А теперь полежим и «Потянемся», надуем в животе «Воздушный шарик». Мы сегодня очень устали, нам «Пора отдохнуть».

Описание упражнений

1. Простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики.

«Часики». Исходное положение - сидя. Энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться плеча ухом. Следить, чтобы плечи не поднимались. Делать до 25 движений. Вначале делать осторожно, постепенно добиваясь резкого бросания головы. Темп переменный, начинать упражнение медленно, затем убыстрять движения, меняя темп, заканчивать медленно. Добавлять слова «Тик-так»«Бом-ку-ку». Исходное положение - сидя. Энергично, с усилием забрасывать голову вверх, направляя затылок к спине, и вниз, стараясь достать подбородком груди. Начинать с медленных движений. Делать до 25 движений, считая движение вверх-вниз за одно. На первых порах упражнение делать осторожно.

«До свиданья». Исходное положение - «вывеситься» : в положении сидя вытянуть вперед прямые руки и ноги таким образом, чтобы ноги по всей своей длине – от бедер до икр и пяток – не касались пола. Стараясь держать прямые руки и ноги неподвижно, начать одновременные движения кистями рук и стоп вверх, направляя ладони и носки вверх, в потолок, и затем вниз, стараясь направить ладони и носки по направлению к полу. Движения делать энергично, до упора. Делать 5, 10, 15, 20, 25 движений, считая движение вверх-вниз за одно.

«Самолет». Исходное положение - руки к плечам. Вращать руками вперед-назад. Затем руки в стороны – изображать крылья. «Смотрим по сторонам». Исходное положение - сидя или стоя. Поворот влево - левая рука движется назад, правая рука лежит на области сердца; поворот вправо - правая рука назад, левая на сердце и т. д. Движения свободные и размашистые. Голова также поворачивается вместе с туловищем в одну, а затем в другую сторону.

«Ушки зайчика». Исходное положение – сидя на полу с вытянутыми вперед ногами. Стопами производить разнонаправленные и одновременные движения. Руками дотягиваться до стоп, затем поднимать руки вверх и махать.

«Подъемный кран». Исходное положение – сидя на полу. Прямыми ногами «рисуем» дом и большие окна.

«Тянемся к солнышку». Исходное положение - стоя у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. Делая вдох, поднять руки вверх, задержать дыхание — кончиками пальцев рук тянемся к солнышку. При этом необходимо тянуться вверх всем телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

«Потянемся-1». Исходное положение - лежа на спине, руки вверху, над головой, ноги вместе. По команде руки тянутся вверх, а ноги и мысочки - вниз. По другой команде - руки и ноги расслабляются.

2. Массажи.

«Молоток». Руки вытянуть вперед, кисти сжать в кулаки; резкие удары выполнять сначала кулаками, обращенными вверх, а затем — вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.

3. Глазодвигательные и артикуляционные упражнения

«Глазки». Исходное положение – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. Эффект. Выполнение этих упражнений вызывает раздражение вестибулярного аппарата, посредством движения эндолимфы полукружных каналов в них возникают нервные импульсы, которые поступают в головной мозг, и, следовательно, осуществляют стимуляцию работы нервов.

4. Упражнения для развития общей и мелкой моторики.

«Кнопки». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе.

5. Сложные растяжки

«Чемоданчик». Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. С полным вдохом перевести прямые руки за голову. С полным выдохом сесть (спина и руки составляют одну линию) и, продолжая выдох, наклониться вперед с прямой спиной. Взяться средними пальцами рук за большие пальцы ног, кончики указательных и больших пальцев рук соединить. Ноги прямые, колени не сгибать, подбородок стремится за колени. В идеале грудная клетка должна лечь на бедра. Задержаться в позе на задержке выдоха до дискомфорта. С вдохом сесть, руки скользят по ногам, с выдохом лечь на пол, руки – возле бедер. Эффект. Улучшает функции печени, селезенки, почек, поджелудочной железы и других органов брюшной полости. Дает отдых сердцу, успокаивает нервы, благотворно влияет на половые железы. Увеличивает подвижность позвоночника, способствует исправлению его искривлений, растягивает и тонизирует мышцы спины, ног и рук.

«Заяц». Исходное положение - сидя на пятках. Положить ладони на бедра пальцами вперед. Закрыть глаза. Завести руки за спину и обхватить запястье одной руки второй рукой (подобно ушам зайца, сложенным у него на спине). Сделать глубокий вдох и на выдохе нагнуться вперед, опустив грудную клетку на бедра, а лоб – на пол перед коленями, как затаившийся заяц. Задержать позу на секунду и на вдохе медленно выпрямиться. Эффект. Это упражнение производит сильное успокаивающее действие.

«Кошка». Исходное положение - стоя на четвереньках. Выгибать и прогибать спину в поясничном отделе. Голова при этом движется синхронно с изменением поз: прогибание - голова вверх, выгибание - голова вниз. Можно добавить разворот корпуса («кошка смотрит на свой хвост») в одну и другую стороны. Добавьте «мурр» при прогибе и «мяу» при выгибании. Эффект. Помогает успокоить нервы и улучшает сон, развивает гибкость ног и позвоночника.

6. Функциональные упражнения.

«Четыре стихии». Участники сидят в кругу. Ведущий договаривается, что если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" – потрясти руками. Эффект. Развитие внимания, снижение импульсивности.

7. Скороговорка.

«Трава»«На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора». Эффект. Выработка правильной речи. Тренировка произношения звука «р».

8. Дыхательные упражнения. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

«Буквы». Исходное положение – сидя на полу. Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му; а-а-а.

«Продуваем двигатели». Исходное положение – сидя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Эффект. Активизация работы правого и левого полушарий.

«Воздушный шарик-1». Исходное положение – сидя на полу. Вдох. Расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета. Пауза (задержка дыхания). Выдох. Втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

9. Релаксация.

«Пора отдохнуть». Исходное положение – лежа на спине. Инструктор: «Закроем глазки, расслабимся. Пусть отдохнут наши ручки и ножки, все наше тело. Мы сегодня славно потрудились, выполнили все задания и можем отдыхать. Лежим и слушаем, как поют птички за окном нашего домика. Наши руки становятся тяжелыми, наши ноги становятся тяжелыми. Все наше тело тяжелое-тяжелое. Птички поют. А мы отдыхаем. Постепенно птички поют все тише и тише. И мы ощущаем себя в нашей комнате (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

Список литературы:

1. Кузнеченкова, С. О. Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья / С. О. Кузнеченкова // Неврология /под ред. И. Авидон. - Санкт – Петербург: Речь, 2010. – 192с.

2. Кузнеченкова, С. О. Полезные сказки и упражнения для родителей / С. О. Кузнеченкова // Детская психология /под ред. И. Авидон. - Санкт – Петербург: Речь, 2010. – 127с.

Интернет- ресурсы:

https://zen.yandex.ru/media/id/5c43856adbc90300adb0bf69/neiroioga-zaniatie-1-chast-1-5c63e3229ca6a800ac00054f


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в лексических темах на занятиях с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Коррекция  речевых нарушений  у дошкольников с ОНР – это продолжительный, кропотливый  и сложный процесс....

Конспект занятия в старшей группе «Использование методов и приемов ТРИЗ на занятиях с детьми дошкольного возраста»

Цели:Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, его составных частей, функции, прошлом и будущем;Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свои идеи, ...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...

Методическая статья «Использование нетрадиционной техники рисования «пуантилизм» на занятиях с детьми дошкольного возраста».

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Г.Н. Давыдова отмечает, что ...

Использование элементов нейрофитнеса в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

           Всё более востребованным становится поиск новых, эффективных психолого-педагогических методов и форм работы, направленных на полноценное и всестороннее ...

Конспект занятия «Путешествие на далекий остров» с использованием элементов нейройоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Конспект занятия «Путешествие на далекий остров» с использованием элементов нейройоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»....