Использование речевых игр на коррекционно-развивающих занятиях и в повседневной жизни
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию ребенка, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на основе которых развиваются его речевые возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование речевых игр на коррекционно-развивающих занятиях и в повседневной жизни
Игра для ребёнка – это сфера естественного самовыражения. Она оказывает большое влияние и на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на основе которых развиваются речевые возможности ребенка.
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Использование речевых игр на коррекционно-развивающих занятиях позволяет достичь формирования определенных навыков; развития речевых умений; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка); запоминания речевого материала.
Предложенные игры направлены на достижение следующих целей:
- учить детей правильному употреблению имен существительных и имен прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных и имен прилагательных множественного числа в родительном падеже;
- учить правильному образованию и употреблению уменьшительно- ласкательных форм имён существительных и имен прилагательных;
- учить образовывать имена прилагательные от имен существительных;
- учить согласованию числительных с существительными;
- учить образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.
- учить правильно подбирать нужный предлог.
- закреплять в речи детей обобщающие понятия.
Игра «Один-много»
Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных и имен прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных и имен прилагательных множественного числа в родительном падеже.
Упражнения
Мяч мячи много мячей
Кукла –
Кубик –
Пирамидка –
Машинка –
Стол столы много столов
Стул –
Кровать –
Диван –
Шкаф –
Кресло –
Тумбочка –
Столик столики много столиков
Стульчик –
Кроватка –
Диванчик –
Шкафчик –
Полочка –
Игра «Овощи, фрукты»
Цель: закрепить понятия «овощи», «фрукты».
Логопед говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрукты, а тот, кому брошен мяч, называет группу, к которой относятся объекты. Например, логопед говорит: «Морковь», ребёнку надо ответить «Овощ».
Можно усложнить задание: логопед называет группу, а дети конкретные объекты. Например, несколько раз подряд говорит «овощи», а дети перечисляют названия отдельных овощей
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно- ласкательных форм имён существительных и имен прилагательных.
Упражнения
Яблоко – яблочко
Груша –
Слива –
Лимон –
Ананас –
Апельсин –
Добрый слон – добренький слоник
Зубастый крокодил –
Ленивый бегемот –
Быстрая обезьяна –
Страшный лев –
Игра «Вершки и корешки»
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки).
Вершки Корешки
Капуста
Морковь
Баклажан
Свекла
Картофель
Кабачок
Помидор
Репа
Огурец
Редис
Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.
Съедобный Несъедобный
Боровик
Поганка
Лисичка
Мухомор
Масленок
Рыжик
Сыроежка
Опенок
Игра «Чье гнездо?», «Чьи перья»
Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Гнездо грача – грачиное гнездо
Гнездо журавля -
Гнездо скворца -
Гнездо ласточки -
Перо у гуся – гусиное
Перо у курицы -
Перо у утки -
Перо у индюка -
Игра «Что из чего сделано?»
Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных.
Шуба из меха – меховая шуба
Платье из ситца -
Носки из шерсти -
Перчатки из кожи -
Халат из шелка -
Игра «Посчитай: 1-2 5»
Цель: научить детей правильно согласовывать числительное с существительным.
Автобус – один автобус, два автобуса, пять автобусов
Самолет -
Поезд -
Лодка -
Электричка -
Машина -
Трамвай -
Игра «Кто где живет?»
Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.
Нора (чья?) – лисья нора
Берлога (чья?) -
Логово (чье?) -
Дупло (чье?) -
Игра «Кто внимательный»
Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог.
Вставь нужный предлог, чтобы предложение было правильным.
Дети учатся школе.
Дети гуляют школой.
Дети вышли школы.
Дети идут школе.
Дети зашли школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль «Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни»
Тематический контроль является одной из форм контроля, применяемого в методической работе ДОУ. Он проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченн...
Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни с детьми раннего возраста
использование народных фольклорных форм в группе раннего возраста детского сада...
использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни с детьми раннего возраста
проведение работы с детьми в группе раннего возраста с использованием разных форм народного творчества...
Речевой этикет на занятиях и в повседневной жизни дошкольников
Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми. Воспитатель должен убедить детей, что соблюдение речевого этикета способствует развитию ...
Коррекционно - развивающая работа музыкального руководителя в повседневной жизни в группах компенсирующей направленности детей с ОНР, с ЗПР.
ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность....
Консультация для воспитателей на тему "Развития речи дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни в повседневной жизни"
В этой консультации вы познакомились с речевыми проблемами детей а также со способами их поддержания в игровой форме. Потому что в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и ре...
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни» к педагогическому совету №3
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни»...