Использование речевых игр на коррекционно-развивающих занятиях и в повседневной жизни
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Егорова Надежда Михайловна

      Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию ребенка, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на основе которых развиваются его речевые возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование речевых игр на коррекционно-развивающих занятиях и в повседневной жизни

       Игра для ребёнка – это сфера естественного самовыражения. Она оказывает большое влияние и на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

        В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

      Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на основе которых развиваются речевые возможности ребенка.

      Речевые игры способствуют выполнению важных методических  задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

      Использование речевых игр на коррекционно-развивающих занятиях позволяет достичь формирования определенных навыков; развития речевых умений; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка); запоминания речевого материала.  

      Предложенные игры направлены на достижение следующих целей:

- учить детей правильному употреблению имен существительных и имен прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных и имен прилагательных множественного числа в родительном падеже;

- учить правильному образованию и употреблению уменьшительно- ласкательных форм имён существительных и имен прилагательных;

- учить образовывать имена прилагательные от имен существительных;

- учить согласованию числительных с существительными;

- учить образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.

- учить правильно подбирать нужный предлог.

- закреплять в речи детей обобщающие понятия.

Игра «Один-много»

Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных и имен прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных и имен прилагательных множественного числа в родительном падеже.

Упражнения

Мяч                                         мячи                                    много мячей

Кукла –                                                                                              

Кубик –                                                                                        

Пирамидка –                                                                                 

Машинка –                                                                                 

Стол                                     столы                                  много столов

Стул –                                                                                        

Кровать –                                                                                       

Диван –                                                                                        

Шкаф –                                                                                       

Кресло –                                                                                       

Тумбочка –                                                                                       

Столик                                 столики                             много столиков

Стульчик –                                                                                      

Кроватка –                                                                                      

Диванчик –                                                                                      

Шкафчик –                                                                               

Полочка –                                                                                       

Игра «Овощи, фрукты»

Цель: закрепить понятия «овощи», «фрукты».

Логопед говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрукты, а тот, кому брошен мяч, называет группу, к которой относятся объекты. Например, логопед говорит: «Морковь», ребёнку надо ответить «Овощ».

Можно усложнить задание: логопед называет группу, а дети конкретные объекты. Например, несколько раз подряд говорит «овощи», а дети перечисляют названия отдельных овощей

Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно- ласкательных форм имён существительных и имен прилагательных.

Упражнения

Яблоко –                                             яблочко

Груша –                                                        

Слива –                                                        

Лимон –                                                        

Ананас –                                                         

Апельсин –                                                        

Добрый слон –                                 добренький слоник

Зубастый крокодил –                                                

Ленивый бегемот –                                                

Быстрая обезьяна –                                                

Страшный лев –                                                         

                               

Игра «Вершки и корешки»

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки).

Вершки                                                                                                Корешки

                                                        Капуста

                                                        Морковь

                                                        Баклажан

                                                        Свекла

                                                        Картофель

                                                        Кабачок

                                                        Помидор

                                                        Репа

                                                        Огурец

                                                         Редис

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.

Съедобный                                                                              Несъедобный

                                                    Боровик

                                                    Поганка

                                                    Лисичка

                                                    Мухомор

                                                    Масленок

                                                    Рыжик

                                                    Сыроежка

                                                    Опенок  

Игра «Чье гнездо?», «Чьи перья»

Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Гнездо грача – грачиное гнездо        

Гнездо журавля -                                                                        

Гнездо скворца -                         

Гнездо ласточки -                         

Перо у гуся – гусиное        

Перо у курицы -                        

Перо у утки -                         

Перо у индюка -                         

Игра «Что из чего сделано?»

Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных.

Шуба из меха – меховая шуба

Платье из ситца -                         

Носки из шерсти -                         

Перчатки из кожи -                 

Халат из шелка -                          

Игра  «Посчитай: 1-2 5»

Цель: научить детей правильно согласовывать числительное с существительным.

Автобус – один автобус, два автобуса, пять автобусов

Самолет -                                                         

Поезд -                                                         

Лодка -                                                         

Электричка -                                                         

Машина -                                                         

Трамвай -                                                         

Игра «Кто где живет?»

Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.

Нора (чья?) – лисья нора

Берлога (чья?) -                         

Логово (чье?) -                         

Дупло (чье?) -                         

Игра «Кто внимательный»

Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог.

Вставь нужный предлог, чтобы предложение было правильным.

Дети учатся          школе.

Дети гуляют          школой.

Дети вышли          школы.        

Дети идут          школе.

Дети зашли          школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни»

Тематический контроль является одной из форм контроля, применяемого в методической работе  ДОУ. Он проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченн...

Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни с детьми раннего возраста

использование народных фольклорных форм в группе раннего возраста детского сада...

использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни с детьми раннего возраста

проведение работы с детьми в группе раннего возраста с использованием разных форм народного творчества...

Речевой этикет на занятиях и в повседневной жизни дошкольников

Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику строить свое общение со сверстниками  и взрослыми людьми. Воспитатель должен убедить детей, что соблюдение речевого этикета способствует развитию ...

Коррекционно - развивающая работа музыкального руководителя в повседневной жизни в группах компенсирующей направленности детей с ОНР, с ЗПР.

ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность....

Консультация для воспитателей на тему "Развития речи дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни в повседневной жизни"

В этой консультации вы познакомились с речевыми проблемами детей а также со способами их поддержания в игровой форме. Потому что в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и ре...

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни» к педагогическому совету №3

Консультация  для воспитателей ДОУ на тему: «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни»...