Проект Коррекционно-развивающий центр для детей с нарушениями речи
проект по коррекционной педагогике
Цель нашего проекта: создание оптимальной коррекционно-развивающей среды для сохранения и укрепления психофизического и эмоционального состояния здоровья детей дошкольного возраста. Проект находится в стадии реализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №163 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
ПРОЕКТ
Коррекционно-развивающий центр
для детей с нарушением речи
Авторы:
- педагог-психолог высшей квалификационной категории
Гамилова Мария Геннадьевна,
- учитель-логопед высшей квалификационной категории
Бажина Елена Владимировна,
- учитель-логопед высшей квалификационной категории
Шаромова Виктория Сергеевна,
- учитель-логопед высшей квалификационной категории
Адаховская Елена Борисовна,
- учитель-логопед первой квалификационной категории
Пронина Марина Сергеевна.
Новосибирск 2023г
Актуальность проекта:
На сегодняшний день, в результате неблагоприятных факторов в нашем регионе возросло большое количество детей с нарушением психических, соматических и речевых функций. Как известно, что успешность физического, умственного, речевого и эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, от того насколько хорошо дошкольник видит, слышит и осязает окружающее; насколько он качественно способен оперировать данной информацией, как точно ребенок данные знания способен выразить в речи. Для развития речевой деятельности ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение и большую часть дня находящегося в детском коллективе, приобретает особую значимость психологическое и логопедическое воздействие средствами коррекционно-развивающего центра.
Наличие коррекционно-развивающего центра в нашем учреждении является необходимой инновационной моделью для реализации комплексного подхода в воспитании и развитии детей, для укрепления психофизического и эмоционального состояния здоровья детей дошкольного возраста.
В соответствии с Федеральным законом №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 1, Ст.2, Ст.3, Ст.5), в котором указано, что «должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с речевыми нарушениями, для купирования данных нарушений, развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, таких как, коррекционно-развивающий центр, где собрана вся система технологий (интерактивная, арт-терапевтическая, здоровьесберегающие технологии, сенсорная комната, песочная терапия, криотерапия, БОС – технология, кинезитерапия, Су-джок терапия, современные технологии логопедические и пальцевого массажа, телесноориентированные техники) которая способствует получению коррекционно-образовательного уровня, а также социальному развитию детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Цель: создание оптимальной коррекционно-развивающей среды для сохранения и укрепления психофизического и эмоционального состояния здоровья детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
- Поддерживать и укреплять психологическое здоровье детей дошкольного возраста.
- Обеспечивать специализированной логопедической, психологической помощью детей дошкольного возраста с учетом их психофизического развития.
- Оснащать и пополнять коррекционно-развивающий центр.
Форма проведения:
Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий с использованием новых систем технологий и методов коррекции, консультирование.
Продолжительность проекта: сентябрь 2022 по апрель 2023гг.
Ожидаемые результаты:
Создание коррекционно-развивающего центра, который отвечает соответствующим условиям и требованиям к техническому обеспечению и оснащению логопедического и психологического кабинета, обеспечивает оптимальными развивающими, коррекционными, безопасными условиями образовательной среды, содействующими удачной самореализации, социализации и достижению высокого качества образования воспитанников сада.
Этапы реализации: подготовительный этап, предполагающий постановку цели, определение актуальности и значимости; подбор методического обеспечения для реализации проекта.
Основной этап, предполагающий проведение совместной коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и логопеда, работа с родителями и воспитателями (проведение консультаций, мастер-классов, подбор рекомендаций).
Заключительный этап, предполагающий проведение заключительного мероприятия в виде презентации, анализ результатов проекта.
Материально-техническое оснащение:
Пространство коррекционно-развивающего центра является немаловажной частью коррекционно-развивающей предметной среды дошкольного образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей дошкольного развития, отвечать критериям функционального комфорта.
Современные дошкольники достаточно быстро и с наибольшим интересом осваивают различные технические гаджеты и устройства.
Интерактивный стол, используется для индивидуальной и подгрупповой работы в нашем коррекционно-развивающем центре. Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей социальных, моторных и речевых навыков. Благодаря многочисленным играм и заданиям по развитию речи, активизации словаря, связной речи, автоматизации и дифференциации звуков, сенсорный стол способен привлечь и удержать внимание детей дошкольного возраста, такой подход в обучении и коррекции речевых и психических функций более эффективен и интересен, как показывает практика, показывает лучшие результаты, чем устаревшие методики без применения цифровых технологий.
Логопедический компьютерный стол имеет несколько преимуществ:
- занятия проходят в игровой форме, ребенок не чувствует, что это сложная работа.
- прикосновения к картинкам развивает мелкую моторику и тактильные навыки, что важно при нарушениях речи.
- дошкольники меньше устают и мотивированы посещать занятия с логопедом.
На занятиях с использованием логопедического компьютерного стола ребенок получает задания по возрасту. Это может быть: задача назвать предмет, или произнести слово по слогам; также отработка сложных звуков; развитие артикуляции; задания на логику и внимание. Разнообразие программ позволяет подобрать именно то, что нужно в конкретном случае. Это позволяет работать как с малышами, так и с детьми постарше.
Еще один из видов информационных технологий используемый в нашем коррекционно-развивающем центре – это программируемый робот Bee-Bot «Умная пчела» обеспечивает когнитивное и социально-эмоциональное развитие воспитанников с нарушением речи, позволяет включать детей в социально значимую деятельность, способствует их самореализации. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения). Использование программируемого робота-пчелы, способствует развитию психических функций (внимания, памяти), мелкой моторики, развитию мышления и речи, коммуникативных навыков, умения составлять алгоритмы и ориентироваться в пространстве. Специально изготовили логопедические поля-коврики, которые позволяют придумать детям с помощью "Пчелки" различные речевые высказывания и маршруты по игровому полю. Игровые поля-коврики были размечены на квадратные секторы, стороны которых равны одному шагу робота. 3Д ручка для развития мелкой моторики пальцев рук, координации движений, на развитие психических процессов. На занятиях с данным устройством сложные упражнения становились для дошкольника увлекательным, интересным и запоминающимся занятием. Так как использование 3 Д ручки несомненно полезное занятие для детских пальчиков, ведь развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи и мышления. Данные упражнения оказывают помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений дошкольников. Тонкие движения руки при работе с 3Д ручкой способствовали развитию психических функций, чем больше ребенок запасет и накопит действий в своем опыте, тем быстрее он перейдет к наглядно-образному мышлению. В результате этого вида деятельности, кисти рук и пальцы приобретали силу, хорошую подвижность, гибкость, что облегчало в дальнейшем освоение ребенком навыков письменной речи. Изделия, выполненные 3Д ручкой также использовались как наглядное пособие для автоматизации звуков, развитие связной речи и обучению грамоте.
Арт-терапевтические технологии являются одним из высокоэффективных методов, используемых в коррекционной работе с детьми с особенностями психофизического развития. Из-за постоянного роста количества детей с речевыми нарушениями у специалистов появляется необходимость в поиске новых технологий. По опыту использования, можно сказать, что арт-терапия очень эффективна в работе с детьми с ОВЗ, и помогает добиться положительных результатов в коррекционной работе.
Достоинства арт-терапии:
Может использоваться в любом возрасте. Не имеет противопоказаний.
Развивает творческий потенциал человека;
Способствует саморазвитию и самовыражению;
Является средством невербального общения;
Вызывает у человека положительные эмоции.
Функции арт-терапии:
Помогает избавиться от негативных мыслей и эмоций;
Помогает избавиться с проблемами в общении;
Снимает нервно-психическое напряжение, помогает выявить и избавиться от психологических проблем.
Здоровьесберегающие технологии – направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, укрепления и поддержания здоровья воспитанников, педагогов и родителей. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Применение в работе ДОУ данных технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса и сформирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Массажеры су-джок превращают сложные упражнения в увлекательную и полезную игру для детей, например:
- Услышав слово от педагога, нужно определить количество звуков в нём и отсчитывать шариком соответствующее число шагов на размеченной дорожке.
- Надеть на пальчики столько колечек, сколько слогов в заданном слове.
- В потоке произносимых педагогом звуков распознать и отбить шариком каждый гласный (или согласный) звук.
Специалисты работают над произношением звуков, подкрепляя слуховое восприятие зрительным и тактильным. Можно предложить:
- Обвести массажером контуры буквы, изображенной на картинке, добиваясь ее правильного произношения.
- Проговорить слоги, чистоговорки, четверостишия в сочетании с самомассажем пальцев и ладошек: «Ра-ра-ра – высокая гора. Ро-ро-ро – новое перо. Ру-ру-ру – скачет кенгуру. Ры-ры-ры – воздушные шары».
Для проведения криотерапии в нашем центре мы используем кусочки льда, которые заранее готовим в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет. Для того чтобы воспитанникам было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секрет-сюрприз» в замороженный кусочек льда. Задачи данной терапии: развивать тактильную чувствительность и возбуждение иннервации мышц тонкой моторики; развивать психические процессы (внимание, память); стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Использование технологии БОС позволяет получить выраженный положительный эффект при нарушениях психоэмоциональной сферы, который проявляется в приобретенном навыке саморегуляции, состояния спокойствия, расслабления и использовании его в реальных жизненных ситуациях.
В логопедии БОС - технологии способствуют развивать речевую активность детей; диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми, стимулировать их, создавать коммуникативные ситуации, вовлекая детей в беседу; обеспечивают коммуникативную мотивацию на занятиях; формируют средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в свободное от занятий время, использовать речевые и неречевые средства коммуникации.
В процессе взаимодействия взрослого и ребенка с помощью БОС-технологии меняется и сам педагог: он приобретает новое качество – педагог-исследователь. Именно данное качество необходимо для решения задач модернизации образования, повышения мотивации к ведению здорового образа жизни.
Телесноориентированные техники, направлены на расслабление, снятие мышечных зажимов.
Мышечные зажимы организуются в семи основных защитных сегментах, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза. Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц основных сегментов тела.
Когда дошкольник переутомлён, уровень его энергии слишком мал и он легко впадает в состояние перевозбуждения. Например, возбуждённый и беспокойный ребёнок, который, несмотря на усталость, никак не может успокоиться. Нередко пытаясь успокоить расшалившегося малыша, родители или воспитатели усаживают его на стул, ограничивая тем самым его двигательную активность. Ребёнок в этом случае не может усидеть на месте. Взрослый может повысить голос, наказать ребенка. В свою очередь, малыш взрывается плачем, что заставляет его дышать глубже и даёт ему энергию для расслабления. Поэтому для достижения расслабления необходимо уделять внимание технике дыхания.
Современные технологии логопедические и пальцевого массажа, направленные на коррекцию различных речевых расстройств у детей дошкольного возраста.
Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.
Пальцевый массаж: - является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер. Например, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; - прищепочный массаж; - массаж орехами, каштанами; - массаж шестигранными карандашами; - массаж чётками; - массаж травяными мешочками; - массаж камнями; - массаж зондами, зондозаменителями; - массаж приборами Су-Джок терапии.
Преимущество песочной терапии выражается в том, что способствует процессу индивидуализации детей, снимает скованность, освобождает творческий потенциал, внутренние чувства, обостряет восприятие и актуализирует воспоминания; развивает воображение, обеспечивает многократный опыт благодаря множественности символических значений; позволяет снять контроль сознания, обеспечивает непосредственную игру, где нет никакого правильного или неправильного пути; даёт ребёнку возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни.
Сенсорная комната, цель которой - это развитие восприятия, сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья дошкольников с речевыми недостатками с помощью сенсорной комнаты.
Задачи:
- развитие сенсорных ощущений, как основы эмоционального реагирования;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создание необходимых условия для релаксации и восстановления душевного равновесия;
- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
- облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
- формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
- развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
Коррекционная работа сенсорной комнаты направлена на развитие всех видов восприятия, улучшение эмоционального состояния, снижения беспокойства и агрессивности, снятие нервного возбуждения и тревожности, активизацию мозговой и речевой деятельности.
Содержание занятия в сенсорной комнате включает в себя три временных этапа: ознакомительный, адаптационный и развивающий.
На первом и втором этапах дети привыкают к новым ощущениям от незнакомых материалов и поверхностей. Необходимой на этих этапах является предварительная подготовка детей через рассказ о сказочной, волшебной комнате. После периода адаптации можно приступать к непосредственному развитию сенсорной чувствительности, начиная с наиболее сохранных видов восприятия – тактильного и кинестетического, постепенно переходя к зрительному и слуховому.
Коррекционная деятельность будет реализоваться индивидуально с каждым обучающимся 1-2 раза в месяц по 25 минут.
Заключение
Дети с тяжелой речевой недостаточностью имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой и личностной сфер, уменьшению работоспособности, отставании в развитии двигательной деятельности. Оценив, какое положительное влияние оказывают кинезиологические упражнения, интерактивные игры и упражнения, арт-терапевтические, сенсорная комната, песочная терапия, криотерапия, БОС – технологии, здоровьесберегающие технологии, Су-джок терапия, телесноориентированные техники на развитие ребёнка, мы стали применять их и в психолого-логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с нарушением речи.
Практическая значимость использования коррекционно-развивающего центра в системе логопедических и психологических занятий состоит в том, что комплексная система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях старших и подготовительной групп.
Приложение 1
Кинезиологические упражнения
- Растяжки
«Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
«Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
«Тряпичная кукла и солдат»
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
«Сорви яблоки»
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
2. Дыхательные упражнения
«Свеча»
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Дышим носом»
Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
«Ныряльщик»
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
3. Телесные упражнения
«Перекрестное марширование»
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
«Мельница»
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
«Паровозик»
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
«Робот»
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
«Маршировка»
Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
4. Упражнения на релаксацию
«Дирижер»
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка) Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
«Путешествие на облаке»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – то чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
5. Упражнения для развития мелкой моторики
«Колечко»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
«Кулак – ребро – ладонь»
На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
«Лезгинка»
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
«Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
«Ухо – нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
«Змейка»
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
«Горизонтальная восьмерка»
1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.
3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».
7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком
6. Глазодвигательные упражнения
«Взгляд влево вверх»
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой». (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
«Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
«Глаз – путешественник»
Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
7. Самомассаж
а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.
Комплекс кинезиологических упражнений
для координации работы глаз и рук
(использованы упражнения П. и Г. Деннисон, А.Л. Сиротюк)
Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6 - 8 недель по 15 – 20 минут.
Цель: улучшение навыков письма, интеграция работы глаз и рук, формирование визуального и пространственного восприятия, развитие координации тела и двигательных навыков.
1. Восьмерки. Исходное положение – стоя. Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза. Проверьте резкость зрения.
2. Восьмерки локтями. Разведите ноги в стороны и слегка согните их в коленях. Проведите половину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за движениями локтя. Сместите центр восьмерки назад. Проделайте то же самое с левой стороной.
3. Крылья. Поставьте ноги на ширине плеч, расслабьте колени. Потрясите руками и согните локти. Прочертите горизонтальную восьмерку одновременно двумя руками. Сначала вперед, назад и вниз, затем вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивайте вместе с движениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите. Теперь парите: руки открыты и свободны. На вдохе наклонитесь вперед, опираясь на носки. На выдохе отклонитесь назад. Еще раз глубоко вдохните.
4. Рисующий слон. Исходное положение – стоя или сидя. Колени слегка согните. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед и рисуйте то, что видите, большими мазками. Затем повторите то же с другой рукой.
5. Сидя, обхватите левой рукой запястье правой руки и массируйте руку. Повторите то же самое с правой рукой.
6. Сидя, соедините руки на уровне глаз. Носом прочертите линию от одной ладони по руке к плечу. Затем впереди вычертите окружность. Теперь следуйте по второй руке. Повторите в другую сторону.
7. Лежа на спине, обнимите руками одно колено, прижимая его к груди. Вторая нога – в расслабленном состоянии. Представьте, что глаза связаны с бедрами. Дышите глубоко. Пусть подколенные сухожилия хорошо растянутся.
Комплекс кинезиологических упражнений
для интеграции визуальной и аудиальной модальности
Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6—8 недель по 15—20 минут. Цель: формирование зрительного и слухового восприятия, развитие зрительной и слуховой памяти, интеграция визуальной и аудиальной модальностей.
1. Сидя или лежа, выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте упражнение, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала замечайте только темные предметы, затем только светлые.
2. Сидя или лежа, закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, будто ловите солнечный свет. Посмотрите на солнечный луч с закрытыми глазами, наслаждаясь переливанием цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.
3. Сидя, расположите ноги врозь, расслабьте колени. Обнимите руками голову со стороны затылка, касаясь правой рукой левого уха и левой рукой правого. Пальцами выдвигайте затылок вперед. Закройте глаза и расположите голову на руках. Раскачиваясь из стороны в сторону, глубоко дышите, помещая голову в «колыбель». Почувствуйте, что ваше тело – это опора.
4. Сидя, кончики выпрямленных вместе пальцев правой руки подведите к основанию мизинца левой руки, слегка сжатой в кулак. В следующий миг сожмите пальцы правой руки, растяните пальцы левой руки и подведите кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторите эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Выдох делайте через рот при каждой смене рук.
5. Раскройте пальцы левой руки, слегка нажмите точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении усилия – вдох. Упражнение делайте спокойно, не торопясь. Потом сделайте то же самое для правой руки.
6. Ребенку предлагаются цифры, вылепленные из пластилина, вырезанные из дерева и др. Ребенок должен ощупать цифру, назвать ее вслух и записать. На начальном этапе тренировки можно предложить воспитаннику самому вылепить из пластилина цифры. В дальнейшем следует перейти к запоминанию последовательности из 3 - 4 цыфр на основе их осязания. Последующий этап тренировки – буквы вычерчиваются в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.
7. Сложите большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижмите друг к другу, сгибая в наружную сторону. Это же упражнение сделайте для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавите последовательно на основания каждого пальца с наружной и внутренней стороны.
8. Одновременно двумя руками вычертите в воздухе в зеркальном отражении информацию, которую необходимо запомнить (цифры, слова и т.д.). Одновременно с промахиванием проговорите эту же информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи
Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи....
Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно - развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
Данная методическая разработка разработана, как региональный компонент Кубани с учётом лексических тем и в соответствии с «Примерной адаптированной программой коррекционно-разв...
«Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлым нарушением речи».
В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. ...
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....
Арт-терапевтические технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелым нарушением речи
Материалы презентации раскрывают основные направления и виды современной арт-терапии, используемые в работе с детьми с тяжелым нарушением речи....
Совместное комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в группе комбинированной направленности
В статье дается обоснование необходимости совместного планирования коррекционно-развивающей работы всех специалистов в группе комбинированной направленности, где наряду с детьми с нормальным речевым р...
Коррекционно-развивающая работа воспитателя с детьми с нарушениями речи
Содержание Коррекционно-развивающая работа воспитателя с детьми в группе компенсирующей направленности....